Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление территорией в период Российской Империи
В течение длительного периода времени управление национальными окраинами Российского государства строилось на принципах сохранения внутренней самостоятельности и осуществлялось на основании собственных Положений и законодательства. Административно-территориальное положение каждой российской окраины было самостоятельным. Единой системы управления национальными окраинами не было. Калмыки – номады, которые кочевали на просторах Калмыцкой степи Астраханской губернии, одними из первых подверглись административным преобразованиям. Главным фактором, повлиявшим на формирование имперского курса в отношении Калмыцкой степи, направленного на перестройку всей системы управления калмыками, стал уход большей части калмыков в 1771 г. на историческую прародину – Джунгарию и, как следствие, – введение калмыков в общероссийскую систему управления[8]. Одной из первых мер по упразднению калмыцкой государственности предпринятой императрицей Екатериной II было издание рескрипта от 19 октября 1771 г. Согласно рескрипту, Калмыцкое ханство было ликвидировано, а титул хана упразднен. Вводился новый порядок управления калмыками: было создано Астраханское калмыцкое управление, во главе стояли приставы, осуществлявшие надзор в данном российском регионе. Данные изменения коснулись особенностей устройства административных территорий, всей управленческой системы, в том числе правового статуса территорий, особенностей оседлости калмыков и правила пользования (заселения) дородных территорий этносом[9]. Смена после 1800 года административной системы характеризовалась прибытием особого чиновника из Коллегии иностранных дел коллежского советника Макарова, который был в подчинении астраханского военного и гражданского губернатора и осуществлял контроль деятельности калмыцкого управления. С другой стороны, согласно грамоте от 14 октября российские власти попытались восстановить государственность калмыков, назначив наместником Калмыцкого ханства владельца Малодербетовского улуса Чучея Тундутова и воссоздав местный суд Зарго, а его члены выступали в качестве чиновников российского значения[10]. По мнению профессора К. Н. Максимова, «в 1800 г. калмыки утрачивают национально-государственный суверенитет и свою систему государственного управления». Ламой калмыцкого народа согласно жалованной грамоте «О свободном отправлении всех духовных обрядов Калмыков» стал Сойбин-Бакша[11].
После смерти Павла I император Александр I вводит приставскую систему управления, в 1801 г. в калмыцком управлении учреждается должность – Главный пристав калмыцкого народа. Таким образом, имперская власть постепенно интегрировала Калмыцкую степь в политическое и правовое поле Российского государства и полное подчинение калмыков российской администрации[12]. Дело в том, что в российском государстве отсутствовал как опыт управления кочевыми народами, так и правовые нормы. Разумным компромиссом со стороны российской администрации стало включение калмыков в сословие инородцев, для сохранения специфичного управления над кочевым народом. Переустройство управление калмыками проходило в соответствии с реформой управления народами Сибири и инородцами. В конечном итоге, на весь указанный период управление калмыцким народом осталось связанным с традиционными институтами управления. В XIX в. была выработана система управления калмыками, которая выражалась, прежде всего, в административной опеке над ними – системе попечительства. Так, в Правилах 1825 г. была создана Комиссия калмыцких дел (далее – ККД), которая представляла собой коллегиальное учреждение во главе с астраханским военным губернатором. Однако, при консервации старых традиций управления в реформах Российского государства всегда присутствовала цель постепенного введения калмыков в состав гражданского управления империи. В результате получилось так, что Калмыкия вошла в империю как особая административно-территориальная единица на правах обособленной территории Астраханской губернии. Данные Правила 1825 г. творчески дополнили и заложили основы новой системы управления калмыцкого народа. Для чего были преобразованы законодательство Калмыкии, а также связанная с ним система судебных органов, которые, сохраняя свою национальную специфику, вошли в единое российское законодательное и судебное пространство[13].
Однако, по мнению С.Ю. Деева, Правила 1825 г. имеют ряд недостатков: юридический статус сословий не был определен, редакция статей оказалась весьма неудачной[14]. Первая половина XIX века характеризуется все большим усилением внимания проблемам номадов Астраханской губернии со стороны правительства. Так, это нашло отражение в «Положении об управлении калмыцким народом», одобренное Государственным советом и утвержденное в ноябре 1835 г. императором Николаем I. Согласно постановлению, правовой статус Калмыцкой степи кардинально менялся. То есть, он фактически и юридически был «главный и непосредственный начальник всех мест и лиц, принадлежащих к местному высшему и улусному управлению калмыцкого народа»[15]. Правовой документ 1835 г. отличался от предыдущего Положения во многом тем, что вводилась самостоятельная система областного и местного управлений, не входивших в губернскую; принципиальному изменению подвергся порядок назначения высших должностных лиц, что вообще привело к повышению статуса Калмыцкой степи как субъекта административно-территориального управления. Таким образом, в рассматриваемое столетие насущной была необходимость ликвидации окраинной обособленности, интеграция большинства сторон общественной жизни калмыцкого народа в общероссийский дискурс. Курс на административную интеграцию национальных окраин в состав империи в Калмыкии проявился установлением с 30-х гг. XIX столетия системы попечительства – общегосударственной системы, направленной на усиление роли чиновничества в управлении регионом. Важную роль в этот период играла система попечительства, в рамках которого во второй половине века важное место занимал изучаемый орган – Управление калмыцким народом (далее – УКН). Оно являлось важным административным исполнительно-распорядительным органом управления Калмыцкой степью Астраханской губернии.
Образование Калмыцкой АССР и развитие Республики
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.006 с.) |