Методологии исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологии исторической науки.



История в системе

Гуманитарных наук. Основы

Методологии исторической науки.

Изучение истории позволяет системно анализировать закономерности общественного развития. Познание прошлого предполагает необходимость знания функций исторического знания – практически – рекомендательную познавательную, мировоззренческую, воспитательную. Знание истории позволяет сохранять и передавать историческую память, осмыслить.

Опыт и уроки прошлого, Влиять на воспитание новых поколений соотечественников. Особое значение имеет и постижение особенностей национального сознания и национальной идентичности в пространстве глобализации.

Изучение и познание истории предполагает владение методологией – системой принципов и методов исторического исследования. Метод представляет совокупность приёмов и операций познания действительности.

В исторической науке к её методам относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, метод исторической периодизации, метод ретроспекции.

Нельзя недооценивать и принципы научного дознания: объективность, социальный подход, альтернативность: Применение методов и принципов научного познания позволяет обеспечить достоверность в исследовании истории.

Постижение истории немыслимо без изучения исторических источников как объекта, который содержит информацию о реальных особенностях жизни общества и является включённым в процесс исторического исследования. Российским историком Л.Н. Пушкаревым выделены следующие типы источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото-кино-фоно-документы. Для понимания достоверности источников следует учитывать, что историк проводит их интерпретацию, уясняя его содержание, проводя его толкование, что позволяет решать проблему достоверности.

Изучение истории требует знания научных исследований. При обращении к историческим работам важно понимать насколько объективно рассмотрены изучаемые проблемы, в какой степени автор опирается на источники, отделяет факты от интерпретаций.

Это важно для отделения истории как науки от псевдоистории как совокупности публистических работ, создаваемых не профессионалами, демонстрирующих наукообразие, сенсационность, отрицание научно установленных фактов.

Предлагаемое издание позволяет системно изучить историю на основе рекомендаций и указаний, нацеленных на формирование научного мировоззрения и патриотизма.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности российской цивилизации. В чём проявляется взаимосвязь факторов исторического развития?

2. Каким образом историки оценивают достоверность исторических источников?

3. Приведите примеры фальсификаций исторических источников.

4. Какова периодизация истории России в исследованиях отечественных учёных?

Темы докладов (2-е занятие)

1. Влияние природно-географического фактора на формирование менталитета народа.

2. Отношение к историческому прошлому России в официальной идеологии 1920-х гг.

3. Дискуссии о понятии «исторических источников».

4. Влияние политики на исторические исследования.

 

Список литературы.

1. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева – М.: РГГУ, 1998. – 702 с. – URL: http://www.window.edu.ru

2. Ионов И. Историческая наука: от «истинносткого» к полезному знанию – URL: http://www.ecsocman.hse.ru

3. Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Издание науки: российская историография в 20-х – начале 30-х годов ХХ века. – URL: http://www.ihst.ru

4. Мартюшов Л.Н. Основы теории и методологии истории: Учебное пособие. – Екатеринбург. 2016. – 182 с. – URL: http://www.elar.uspu.ru

5. Пресняков А.Е., С.М. Соловеев в его влиянии на развитие русской историографии. – URL: http://www.spbiiran.nw.ru

6. Побережников И.В. Предмет исторического исследования: методологические проблемы. – URL: http://www.elar.urfu.ru

7. Русина Ю.А. Методолгия источниковедения: [Учебное пособие] / Ю.А. Русина – Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2015. – 104 с. – URL: http://www/elar.urfu.ru

8. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: Учебное пособие – СПБ: изд-во «Алетейя. Историческая книга», 2007. – 523 с. – http://www.hse.ru

9. Сенькова И.В. Введение в историю: материалы для самоподготовки. –Архангельск: с(а)ФУ, 2011. – 32 с.

10. Скребнев В.А. История как наука: учебное пособие / В.А. Скребнев. – Тамбов: изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ» 2012. – 80 с. – URL: http://www.tstu.ru

11. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А.О. Губарьян – М. Аквилон, 2014. – 576 с. – URL: http://www.stavrokrest.ru

12. Теория и методология истории: учебник для вузов / отв. ред. В.В. Алексаев. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с. – URL: http://www.ihaefe.org

13. Фролова И.В., Елинсон М.А. Историческая наука в контексте смены парадигм социально – гуманитарного знания «Российский гуманитарный журнал» - 2015 – Т.4. – N5. – с.381 – 388 – URL: http://www.libartus.com

14. Халявин Н.В. Историография истории России (дореволюционный период): курс лекций. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. – 260 с. – URL: http://www.olibrary.udsu.ru

15. Ионов И. Н. Историческая наука: от «истинностного» к полезному знанию/ И.Н.Ионов // Общественные науки и современность. 1995. - №4. -С. 109-112.. http://ecsocman.hse.ru/data/324/863/1216/012_Ionov.pdf

16. Бочаров А.В. Основные научные методы в историческом исследовании. Учебное пособие. Томск. 2006. 190 с..- http://klio.tsu.ru/Bocharov_Textbook.pdf

17. Мартюшов Л.Н., И.Л. Мартюшова И.Л. к вопросу о методологии исторического исследования.- http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30309/1/uibch_2014_1-17.pdf

 

В России и мире.

Список литературы

1. Гуляков, А. Д., Саломатин, А. Ю. Развитие федерализма в доиндустриальных государствах (сравнительно-государственный очерк) // История государства и права. – 2016. - № 4. – С. 10.

2. Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. // http://www.pseudology.org/History/Zimin_Vityaz_na_Rasputie.pdf

3. Корзинин А.Л. Государь Всея Руси Иван III и русская аристократия. Исторический формат. - 2016. - №1 // https://cyberleninka.ru/article/n/gosudar-vseya-rusi-ivan-iii-i-russkaya-aristokratiya

4. Кучкин В. А. «Ахматово слово ко Ивану» (о Послании 1480 г. хана Большой Орды Ахмата Ивану III) //Российская история. - 2018. - № 1.

5. Кучкин В. А. Завещания московских князей XIV в. Первая душевная грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2008. - № 1 (31) // http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_31_9.pdf

6. Кучкин, В. А. О новом издании договоров и завещаний русских князей XIV – XVI вв. / В. А. Кучкин // Российская история. – 2016. - № 3.

7. Ширижик, В. М. Образование раннефеодальной монгольской государственности: понятие, признаки, формы // История государства и права. – 2015. - № 17. – С. 49.

8. Пономарева И.Г. Истоки политического кризиса 1433 г. В московском великом княжестве// Российская история.-2016.-№1.

9. Михайлова И.Б.Смута на Руси во второй четверти XV в. Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004..-Вып.1-2. Серия 2. История: https://cyberleninka.ru/article/n/smuta-na-rusi-vo-vtoroy-chetverti-xv-v

10. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в.http://www.pseudology.org/History/Zimin_Vityaz_na_Rasputie.pdf

11. Кучкин В. А.завещания московских князей xiv в. первая душевная грамота великого князя ивана даниловича калиты. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2008. — № 1 (31). — С. 95-108.-http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_31_9.pdf

12. Ростовцев Е.,Сосницкий Д. «Куликовский плен»: Образ дмитрия донского в национальной Исторической памяти.-http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/56023/1/qr_4_2017_15.pdf

13. Фроянов И. Я. О переписывании истории отношений Руси с Ордой // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 1. С. 196–222.-http://vestnik.spbu.ru/html18/s02/s02v1/14.pdf

 

 

Литература

1. Алексеева Е.В. Польское влияние в России XVII века // https://cyberleninka.ru/article/n/polskoe-vliyanie-v-rossii-xvii-veka (дата обращения 27.08.2018).

2. Валишевский К. Ф. Первые Романовы. М., 2005. URL https://libking.ru/books/sci-/sci-history/143064-kazimir-valishevskiy-pervye-romanovy.html (дата обращения 26.08.2018).

3. Грекова О.В. Время царствования Алексея Михайловича в отечественной историографии (по материалам периодической печати второй четверти XIX в.) // https://cyberleninka.ru/article/n/vremya-tsarstvovaniya-alekseya-mihaylovicha-v-otechestvennoy-istoriografii-po-materialam-periodicheskoy-pechati-vtoroy-chetverti-xix-v (дата обращения27.08.2018).

4. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Романовы. М., 2008. URL http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostlec.htm (дата обращения 26.08.2018).

5. Лазуткин В.В.Раскол религиозного сознания в России XVII века // https://cyberleninka.ru/article/n/raskol-religioznogo-soznaniya-v-rossii-xvii-veka (дата обращения 27.08.2018).

6. Новохватко О. В. Забава как серьезная вещь, или зачем царю Алексею Михайловичу понадобился театр // Российская Истрия. 2017. № 4. С. 209-217.

7. Скиженок А. В. Почему царь Алексей Михайлович вступил в войну с Речью Посполитой за присоединение Украины // Преподавание истории в школе. 2017. № 5. С. 33-36.

8. Скрипкина Е.В. К вопросу о западном и восточном влиянии в России в царствование Алексея Михайловича (традиции и новации) // https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vostochnom-i-zapadnom-vliyanii-v-rossii-v-tsarstvovanie-alekseya-mihaylovicha-traditsii-i-novatsii (дата обращения 27.08.2018).

9. Скрынников Р. Г. Михаил Романов. М., 2005. URL https://www.litmir.me/br/?b=236245&p=1 (дата обращения 26.08.2018)

10. Солодкин Я.Г. Первые земские соборы XVII века // https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-zemskie-sobory-xvii-veka (дата обращения 27.08.2018).

11. Павлов А. Сыскные приказы времени царствования Михаила Романова// Российская история.-2017.-№3.

12. Лисейцев Д.В. Экономическое состояние Московского государства в первые годы царствования Михаила Фёдоровича (по материалам приказа Владимирской четверти) // Российская история..-2017.-№4.-С. 17-35

13. Борисенок Ю.Выбор Богдана Хмельницкого. Вопросы о воссоединении Украины с Россией// Родина.-2019
.-№ 1.

14. Пузанов В.Д. Доходы Русского государства от сибирской пушнины в XVII в.//Вопросы истории.-2018.-№1

15. Дворниченко А. Ю. Смута как фактор российской истории // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 3. С. 677–701.http://vestnik.spbu.ru/html18/s02/s02v3/01.pdf

16. Лисейцев Д.В.Дискуссионные вопросы в истории Смуты начала XVII в.//http://hmbul.ru/articles/388/388.pdf

17. Талина Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель// http://romanovy.rhga.ru/upload/iblock/51b/9.pdf

18. Вестник пермского университета 2016 История Выпуск 2 (33)

19. Грекова О.В., К. И. Шнейдер К.И. Царствование Алексея Михайловича в отечественной историографии второй четверти XIX века// вестник пермского университета.-2016.-Выпуск 2 (33).- http://histvestnik.psu.ru/PDF/20162/16.pdf


Россия в XVI -начале XVII вв.

1. Социально-экономическое развитие России

2. Внутренняя политика первых Романовых.

3. Внешняя политика России.

 

1.Рассмотрите последствия Смуты и её влияние на социально-экономическое развитие страны. Каким образом происходило формирование Всероссийского рынка? Что было характерно для хозяйственной специализации различных районов страны?

Для XVII в. было свойственно появление мануфактурного производства. Что отличало российские мануфактуры от западноевропейских? Проанализируйте изменения в сословном строе. Какие обстоятельства обусловили окончательное закрепощение крестьянства и посадского населения? Являлось ли крепостное право исторически неизбежным явлением для России XVII века?

Рассмотрите особенности внутренней и внешней торговли. Какова была роль Торгового и Новоторгового уставов в активизации внешнеэкономических связей?

2.В XVII в. в России складываются основы абсолютизма. Что отличало российский абсолютизм с учётом особенностей развития страны после Смуты. Какие факторы обусловили ослабление сословно-представительных институтов?

Особое место в развитии страны после Смуты. Какие факторы обусловили ослабление Сословно-представительных институтов?

Особое место в развитии страны занимает Церковный раскол. Проанализируйте его последствия с точки зрения влияния на политическую и правовую культуру и взаимоотношения государства и Церкви? В чём выражался феномен старообрядчества?

XVII век вошёл в историю как «бунташный». Чем объясняется активизация массового движения? Что было характерным для народных протестов? Сопоставьте социальные движения во главе с И.И. Болотниковым и С.Т. Разиным с точки зрения их социального состава, замыслов восставших.

3.Изучите взаимосвязь между внешней политикой России и процессами в мире в XVII в. Укажите особенности колонизации Сибири Дальнего Востока.

Рассмотрите действия государства, направленные на преодоление последствий Смуты. Уясните содержание итогов Смоленской войны. Какие обстоятельства обусловили решения Переяславской Рады в 1654 г.? Рассмотрите оценки воссоединения Левобережной Украины и России в современной исторической науке.

Проанализируйте взаимоотношения России со Швецией, Турцией и Крымским ханством.

Оцените территориальные изменения согласно Кардиссному и Бахчисарайскому миру.

Каким образом складывались отношения России и Китая? Проанализируйте процесс территориального размежевания на Дальнем Востоке.

И промышленный переворот

Тема 9. Россия в 1762-1801 гг.

План занятия

1. Просвещенный абсолютизм в Западной Европе и особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

2.  Правительственная политика Екатерины II до середины 1770-х гг.

3.  Правительственная политика Екатерины II с середины 1770-х гг.

4. Внешняя политика Екатерины II.

5. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

 

 

1. Конец XVII в. – конец XVIII в. в Европе — это эпоха Просвещения и просвещенного абсолютизма. Обратите внимание на особенности «просвещенного абсолютизма» в разных странах Европы. Проследите за тем, как идеи Просвещения изменили мировоззрение европейского человека, повлияли на политику монархов, на становление либерализма. Необходимо также выявить связь между идеологией Просвещения, «просвещенным абсолютизмом» и событиями Великой Французской революции, уяснить, как изменилась политика европейских монархов после революции во Франции. В России эпоха Просвещения занимает, в основном, вторую половину XVIII в., а большой вклад в реализацию ценой Просвещения, внесла Екатерина II. Ее реформы продолжили модернизацию России. Екатерина II, как и Петр I, брала за образец развитие западноевропейских государств, используя идеологию просветителей в деле преобразования России.

2. При подготовке к занятию следует обратить внимание на двойственность внутренней политики Екатерины II: либеральные устремления, ярче всего выразившиеся в ее «Наказе», сочетались с усилением крепостничества и еще большей централизацией власти в ее царствование. С чем, на Ваш взгляд, это связано? Рассмотрите направления реализации политики «Просвещенного абсолютизма»: Уложенная комиссия, отделение суда от администрации, законодательное закрепление прав и привилегий сословий и общественных организаций, ограничение влияния Церкви, развитие образования, поощрение наук. Рассмотрите следующие вопросы: учреждение Вольного экономического общества, реформа Сената. Начало второго этапа (1775-1796 гг.) связано с подавлением Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

3.Особое внимание нужно обратить на второй период царствования Екатерины II (после крестьянской войны Емельяна Пугачева). Раскройте причины движения и общую характеристику крестьянской войны. Среди событий и мероприятий второй половины царствования Екатерины II рассмотрите: губернская реформа (1775 г.), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.). Подведите итоги внутренней политики Екатерины II. В этот период она уже целиком была ориентирована на дворянство, в котором видела опору трона. На этот период приходятся ее основные реформы по усилению аппарата власти на местах и закреплению прав и привилегий дворянства, но в то же время — это период расцвета русской культуры, важный этап в формировании русского национального самосознания. Подумайте — насколько в период царствования Екатерины II России удалось продвинуться по пути модернизации, насколько политика императрицы в этом смысле была успешной.

4. Раскройте задачи внешней политики России во второй половине XIX в. Дайте характеристику международного положения России и русско-турецких отношений накануне русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., раскройте условия Кючук-Кайнаджирского мирного договора и Ясского мирного договора. Рассмотрите условия раздела Польши, Георгиевский трактат, участие России в противодействии французской революции. Подведите итоги внешней политики Екатерины II.

5. Рассмотрите мнения историков о личности Павла I. Проанализируйте основные меры Павла Петровича во внутренней политике: ограничение привилегий дворянства, закон о престолонаследии 1797 г., законодательство по крестьянскому вопросу, реформа армии. Во внешней политике Павла I особенное внимание уделите выстраиванию отношений с западноевропейскими государствами: Англией, Пруссией, Австрией и Францией. В чем заключались причины резкой смены внешнеполитического курса? Подведите итоги правления Павла I и раскройте причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины политической нестабильности в России после смерти Петра I?

2. Какова роль наследия Петра I во внутренней и внешней политике 1725-1761 гг.?

3. Насколько глубоким было воздействие традиций Просвещения на идеологию и политику Екатерины II?

4. Каковы причины крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева и причины поражения?

5. Каковы территориальные изменения России к концу XVIII-началу XIX в.?

6. Какая форма власти, с точки зрения Екатерины II, является наилучшей для России? Почему?

7. Что Екатерина II думает о крепостном праве? Выпишите все прямые и косвенные высказывания Екатерины II о крепостном праве.

8. Какова роль земледелия в государстве, с точки зрения Екатерины II?

9. Какими качествами должен обладать дворянин? За какие поступки можно лишиться дворянства?

10. Под чьим влиянием написан «Наказ» Екатерины II?

11. Каковы особенности сословной политики Екатерины II?

12. Каково отношение Екатерины II к крепостному праву?

13. Повлияло ли восстание Е. Пугачева на политику Екатерины II?

14. Закончилась ли модернизация России к концу XVIII в.

 

Литература

1. Андреев А. «Я бы первая последовала доброму примеру» // Родина – 2010 - № 2.

2. Анисимов Е.В.. Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX века. М.,2017.

3. Быков Д. «Тех беглых жёнок с мужьями… отдать ему без суда». Дворяне и беглые крестьяне во времена Елизаветы // Родина – 2009 - № 2.

4. Ведьмин О. Печальная карьера вундеркинда. Превратности судьбы флигель-адъютанта Петра Фёдоровича // Родина – 2009 - № 2.

5. Дворцовые перевороты (специальный выпуск) // Родина – 2009 - № 2.

6. Екатерина II. Сочинения и мемуары. [Электронный ресурс]. — URL: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/ 3. История Европы: с древнейших времен до наших дней / Под ред.А. О.Чубарьяна. М., 1994. Т. 3.

7. Экштут С. «Если вам тошно, сплюньте скорее…» Суворовская наука адмирала де Рибасса // Родина – 2010 - № 11.

8. Юдин Е.Е. Образование и карьера дворянина во Франции и в России во второй половине XVIII в. // Вопросы истории - 2011 - № 4.

9. Эйдельман Н. Я. ЭЗО. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII— начало. XIX столетия.— М.: Мысль, 1986.— 368 с.- http://imwerden.de/pdf/eydelman_gran_vekov_1986_text.pdf

10. Моряков В.И. ЕКАТЕРИНА II — Просветитель или консерватор?// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 8. История. -2010. -№ 3.-file:///C:/Users/Администратор/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/Моряков%20В.И.%20Екатерина%20II%20-%20просветитель%20или%20либерал%20(1).pdf

11. Ибнеева Г.В. Политика просвещенного абсолютизма в империи Габсбургов и России: институциональный аспект.-http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/22226/1/pir2011-16.pdf

12. Садикова Д.Р.Характеристика Просвещенного абсолютизма Екатерины II в советской и современной Отечественной историографии//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 2 (155).-https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/sadikova_d._r._98_101_2_155_2015.pdf

13. Лупанова Е.В.Польский вопрос в политике Екатерины II в начале её царствования//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008.-Т. 10,.-№4.- file:///C:/Users/Администратор/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/the-polish-question-in-the-policy-of-catherine-the-great-at-the-beginning-of-her-reign%20(1).pdf

14. Белов м.в.греческий проект" и имперское наследие российской внешней политики в постсоветской историографической ситуации //Люди и тексты. Исторический альманах.- 2014.-№5.-С.328-349.

 

 

Тема10. Россия в 1801-1855 гг.

План занятия

1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

2. Политическое развитие России в начале ХIХ в. «Правительственный либерализм». Проблема конституционных преобразований в правительственной политике Александра I.

3. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на российское общество.

4. «Дворянский либерализм»: движение декабристов и его значение.

5. Основные направления внутренней политики Николая I. «Крестьянский вопрос» в его царствование.

6. Общественное движение в период царствования Николая I

7. Внешняя политика Александра I и Николая I.

 

1. Проанализируйте изменения в сословной структуре России. Как изменилось положение дворян, крестьян. Рассмотрите факторы роста промышленности и начала промышленного переворота. Выделите и проанализируйте главные особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX в.

2. Рассмотрите направления и особенности внутренней политики Александра I по двум периодам: 1801-1812 гг., 1814-1825 гг. На первом этапе уделите внимание следующим направлениям политики: крестьянский вопрос, система образования, государственное управление. Проследите за деятельностью таких государственных деятелей эпохи Алекcандра I, как М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. Проанализируйте процессы изменения в характере внутренней политики после 1814 г.

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на главный стержень этой эпохи — осознание властью необходимости ограничения самодержавия и отмены крепостного права. Особенность политики самодержавия заключалась в том, что оно начало решать эти проблемы в секретных комитетах, не опираясь на общество. Следует внимательно проанализировать не только состоявшиеся реформы Александра I и Николая I, но и конституционные проекты, проекты отмены крепостного права, разрабатывавшиеся в секретных комитетах, и выявить причины того, почему они не были реализованы. При этом особое внимание нужно обратить на взаимоотношения самодержавия и дворянства, большинство которого не поддерживало либеральных идей Александра I.

3. Охарактеризуйте международное положение России в начале XIX в. и определите главные внешнеполитические задачи России на европейском и восточном направлениях. Проанализируйте причины участия России в антифранцузской коалиции, раскройте ход военных действий, создание Тильзитского мирного договора. Проанализируйте причины военного столкновения России и Франции в 1812 г. Дайте характеристику основным этапам Отечественной войны 1812 г. Определите значение победы России в Отечественной войне 1812 г.

4.Подумайте, как изменилось самосознание российского общества после войны 1812 г. и декабристского движения, в котором впервые открыто проявился раскол между правительством и обществом? Выявите характерные черты «правительственного либерализма» и «дворянского либерализма», найдите общее и особенное. Сопоставьте программные документы декабристов.

5.Дайте ответ на вопрос: закончилась ли модернизация России к середине XIX в. Определите причины, обусловившие реакционный характер внутренней политики Николая I. Рассмотрите направления деятельности императорской канцелярии. Выделите и проанализируйте направления изменений в государственном управлении России: кодификация законов, создание корпуса жандармов, цензурная политика, теория официальной народности. Подведите итоги внутренней политики Николая I.

6. Проанализируйте внешнеполитические мероприятия Николая I по решению восточного вопроса, на европейской арене. Выделите внешнеполитические задачи России на кавказском направлении и проанализируйте итоги. Рассмотрите ход Крымской войны (причины, этапы, причины поражения России). Подведите итоги внешней политики России во второй четверти XIX в.

6. Рассмотрите развитие общественного движения в России во второй четверти XIX в. по трем направлениям: радикальное, либеральное и консервативное. Проанализируйте основные позиции дискуссий славянофилов и западников. Рассмотрите деятельность университетских кружков 1820-1840-х гг. и содержание социальных идей А.И. Герцена, западников и славянофилов.

7. Рассмотрите особенности системы международной отношений в Европе после 1815 г. Проанализируйте цели Священного союза. Рассмотрите внешнеполитические мероприятия России в решении восточного вопроса: русско-турецкая война 1806-1812 гг., присоединение Закавказья, события в Греции. Изучите причины и содержание Крымской войны 1853-1856 гг., её итоги и последствия.

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы обусловили рост промышленности и начало промышленного переворота в первой половине XIX в.?

2. Можно ли утверждать, что начальный период правления Александра I представлял собой возврат к «золотому веку» Екатерины II и полный отказ от политики Павла I?

3. Каковы причины усиления реакционных тенденций во внутренней политике Александра I после 1820 г.?

4. Какие существуют точки зрения на результаты Бородинского сражения в отечественной и зарубежной историографии?

5. Каковы причины неудачи восстания декабристов 14 декабря 1825 г.?

6. Какова, с точки зрения М. М. Сперанского, разница между государствами Запада и России? Как Вы думаете, после каких событий в Европе эти идеи стали актуальными для русской общественной мысли и почему?

7. Почему Александр I и Николай I не смогли провести реформу по отмене крепостного права?

8. Какова была программа преобразования России у декабристов?

9. Как движение декабристов повлияло на политический курс правительства Николая I?

10. В чем заключается общее и особенное в программе преобразования России у западников и славянофилов?

11. Почему в последние годы в отечественной историографии переосмысливается характер внутренней политики Николая I?

12. Каковы факторы возникновения и обострения Восточного вопроса в 1830-х гг.?

13. В чем проявились внешнеполитические просчеты Николая I в оценке дипломатической борьбы вокруг Восточного вопроса с европейскими государствами?

Доклады

1. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.

2. Европейское Просвещение и рационализм

3. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка

4. Развитие Европы во второй половине XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель. Объединение Италии

5. Американская революция и создание США.

6. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия

 

Литература

1. Архангельский А.Н. Александр I. М., 2006.

2. Гасаналиев М. Русско-иранская война 1804-1813 гг. и Северный Кавказ // Вопросы истории – 2010 - № 9.

3. Земцов В.Н. Взрыв Наполеоном Московского Кремля // Вопросы истории – 2012 - № 7.

4. Иванов Ф.Н. Рекрутская повинность в России в XIX в. на примере Вологодской губернии // Вопросы истории - 2011 - № 1.

5. Кадирниязов Я.С., Махмудова К.З. Георгиевский договор 1802 г. // Вопросы истории – 2012 - № 9.

6. Савельев А.Е. «Кавказские» и «русские» полки в начале XIX в. на Кавказе // Вопросы истории – 2010 - № 2.

7. Тимофеев Д.В. «Гражданин» и «государство» в России первой четверти XIX в.: к истории понятий. // Вопросы истории – 2009 - № 5.

8. Эдельман О. Дети 14 декабря // Родина – 2011 - № 1.

9. Экштут С. Декабристы поневоле // Родина – 2009 - № 12.

10. Тарле Е. Наполеон. М., 1980. — URL: http:// www.museum.ru/1812/library/tarle/index.html 11. Тарле Е. 1812 г. М., 1994. — URL: http:// www.museum.ru/1812/library/tarle1/part01.html 12. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М. М. Сперанского. М., 1991.

11. Томсинов В. А. Временщик (А. А. Аракчеев). М., 1996.

12. Киянская О.И.Движение декабристов:взгляд из XXI века.-http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/29770/07-Kiyanskaya.pdf?sequence=1

13. Котова Е.В. Россия на венском конгрессе 1814-1815 годов/ Новая и новейшая история.-2017.-№5.-С.32-53.

14. Таньшина Н.Секретный вояж в Россию племянника дюка Ришелье. Как Николая I пытались втянуть во французскую революцию// Родина.-2019.-№ 4.

15. Чжун Сечжин Два аспекта Кавказской войны: генерал Ермолов и газават//Вопросы истории.-2018.-№11

 

 

Тема 11. Россия в 1855– 1894 гг.

План занятия

1. Внутренняя политика Александра II. Реформы 1861-1874 гг.

2. Внешняя политика Александра II. Основные тенденции мирового развития во второй половине XIX в.

3. Внутренняя и внешняя политика Александра III

4. С. Ю. Витте и его программа модернизации страны.

5. Общественное движение в России во второй половине XIX в.

1.Выделите и проанализируйте предпосылки и причины системных реформ 1860-х гг, и в частности, отмены крепостного права. Рассмотрите этапы разработки проекта реформы, ее теоретическое содержание и практическую реализацию. Определите, почему реформа отмены крепостного права носила незаконченный противоречивый характер. Обсудите значение реформы для дальнейшего развития страны.

Последующие за крестьянской реформы преобразования захватили различные отрасли социально-экономического и политического устройства России: местное самоуправление, суд, армию, просвещение и культуру, церковное управление.

Рассмотрите причины и сущность политического кризиса 1870-х гг., мероприятия правительства по разрешению кризиса, направления и содержание политики министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова (т.н. «диктатура сердца»).

2.Изучите обстоятельств борьбы российской дипломатии за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г. Проанализируйте особенности деятельности министра иностранных дел А.М. Горчакова, содержание Лондонской конвенции 1 марта 1870 г.?

Усиление влияния России на европейском континенте отразилось в оформлении «Союза трех императоров» и обстоятельствах «военной тревоги» 1875 г. Рассмотрите обстоятельства участия России в событиях внешней политики в Европе в 1860-1870-х гг.

Выделите и проанализируйте факторы, определившие обострение положения на юго-востоке Европы – «Балканский кризис». Рассматривая события войны России с Турцией 1877-1878 гг., выясните:

- особенности боевых действий на Балканах и в Закавказье;

- содержание Сан-Стефанского мирного договора и решений Берменского конгресса.

Рассмотрите внешнеполитические действия России в направлении освоения Дальнего Востока: договоры с Китаем и Японией. Обратите внимание на причины, вызвавшие продажу Аляски России.

Взаимоотношения России со среднеазиатскими государствами проанализируйте с учетом особенностей специфики социально-экономического и политического развития региона. Рассмотрите роль Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского Эмирата в системе геополитической картины азиатского континента. Рассмотрите поэтапно завоевание Туркестана. Определите историческое значение присоединения Средней Азии.

Вторую половину XIX в. в развитии Западной Европы можно разделить на два периода. Первый период: 1848–1870 гг. В это время, несмотря на поражение буржуазной революции 1848 г., европейские правительства пытались решить те задачи, которые выдвинула революция (проведение буржуазных реформ, объединение Германии и др.). Второй период: 1870– 1914 гг. В это время произошли фундаментальные изменения, которые заложили основы современного западного общества. Они были связаны со Второй промышленной революцией.

При подготовке к семинару по этой теме следует не только усвоить суть происходящих в мире изменений, но и проследить, как они отразились на состоянии экономики, политики, внешней политики европейских стран и России. Особое внимание нужно уделить США, которые после Гражданской войны стали оказывать значительное влияние на мировую историю.

3.При подготовке к семинару следует обратить внимание на то, что стержень этого занятия — сопоставление эпох Александра II и Александра III.Необходимо не только изучить фактический материал, связанный с подготовкой реформ Александра II, их реализацией, содержанием внутриполитического курса Александра III, но и ответить на вопросы: в чем причина отступления от курса реформ в политике Александра III, как сочетались реформаторство и консервативные устремления во внутриполитическом курсе русского самодержавия во второй половине XIX в.При этом нужно помнить, что картина внутренней жизни империи была далеко не однозначной. В окружении Александра II и Александра III действовали одновременно как консервативные (и даже реакционные), так и либеральные силы.

Либеральная бюрократия времени Александра II, подготовившая модернизацию общества, в конечном итоге сохранила сильную власть самодержавия. Феодальная же природа этой власти диктовала необходимость опоры на консервативные круги. Таким образом, непоследовательность реформ Александра II была заложена в самом характере самодержавной власти, вынужденной проводить буржуазные реформы. Все это сказалось и на политике Александра III, в которой преобладают консервативные черты. Однако и Александр III не мог обойтись без либеральных лидеров (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте). В его политическом курсе сочетались, как попытки приостановить действия реформ (консервация общинных порядков в деревне, ограничение прав земств), так и продолжение курса модернизации, прежде всего в промышленности.

Общественное движение в эпоху Великих реформ развивалось по трем направлениям: консервативное, либеральное и радикальное. Проанализируйте особенности каждого из этих направлений, идейные программы, выделите основных представителей.

 

Контрольные вопросы

1. Причины и предпосылки реформ 1860–1870-х гг.?

2. В чем заключались особенности подготовки реформ 1860–1870-х гг.?

3. Какие изменения произошли в сословном строе России в пореформенное время?

4. Как реформы 1860–1870-х гг. повлияли на развитие в России капитализма, гражданского общества?

5. В чем вы видите причину появления народнического движения?

6. Почему Александр III решил ограничить реформы Александра II? Можно ли считать правительственную политику Александра III консервативной?

7. Закончилась ли модернизация России к концу XIX в.

8. Почему отмена крепостного права не могла полностью решить проблемы российских крестьян?

9. Каков был резонанс на отмену крепостного права в среде освободительного движения?

10. Какие обстоятельства содействовали успеху русской дипломатии в борьбе за отмену условий Парижского мирного договора 1856 г.?

11. Каково значение присоединения к России Средней Азии?

Литература

1. Бочаров А.А. Ограничение телесных наказаний в армии и на флоте в России в середине XIX в. // Вопросы истории – 2011 - № 3.

2. Буслаев А. Как пили за здоровье тысячелетия. Торжества 1862 г. // Родина – 2010 - № 10.

3. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. — URL: http://www.historichka.ru/materials/ zaionchkovskii/ Крестьянская реформа 1861 года в России / Составитель, автор предисловия и вступительной статьи В. А. Томсинов. М., 2012.

4. Кузнецов В. Давно знакомы с азиатцами. Казачество в Ахалтекинской экспедиции // Родина – 2011 - № 1.

5. Котюкова Т. «Гриппозное воспаление обоих легких…» Отчего умер «изгой» из дома Романовых // Родина – 2011 - № 6.

6. 3ВЕРЕВ В.В.ЭВОЛЮЦИЯ НАРОДНИЧЕСТВА: "ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ"-http://russiabgu.narod.ru/pages/themes/txt/zverev_evolutcia_narodnichestva.pdf

7. Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России.-http://historystudies.org/list/

8. Черкасов П.П. За кулисами Парижского конгресса 1856 года-http://historystudies.org/list/

9. Сафронова Ю.А."Высочайшая милость" вне "надлежащего порядка" в перв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.148 с.)