Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы и денежное обращение
Важнейшими задачами финансовой системы СССР в 1950-е — начале 1960-х гг. были финансирование значительно возросших капитальных вложений в сельское хозяйство, всей программы хозяйственного и культурного строительства в соответствии с планами пятой, шестой пятилеток и семилетки. Большое значение придавалось мобилизации денежных ресурсов для обеспечения непрерывного роста промышленного производства и ускорения научно-технического прогресса. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в 1951–1960 гг. были высокими и составляли 10,3%. Так, ¾ национального дохода использовалась на потребление. Удельный вес затрат на финансирование народного хозяйства в государственном бюджете составлял ¾ всех расходов бюджета, на удовлетворение социально-культурных нужд населения — ¼. Основными доходами бюджета являлись налог с оборота и отчисления от прибыли предприятий. В годы пятой пятилетки их доля составляла 79,4%, шестой пятилетки — 88,3% от общей суммы доходов бюджета. На долю подоходного налога с колхозов, кооперации и хозорганов общественных организаций и налога с нетоварных операций приходилось около 2% доходов бюджета, на долю населения — около 7–8%. Правительство пошло на отмену добровольно-принудительных облигационных займов, размещавшихся среди населения в 1930–1940-е гг. В 1957 г. задолженность государства населению по займам составляла около 300 млрд руб. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 апреля 1957 г. «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза» выпуск новых займов с 1958 г. был приостановлен. В то же время выплаты процентов и выигрышей по займам были отсрочены на 20 лет. Фактически это означало технический дефолт по облигациям, хотя правительство утверждало, что решение о замораживании выплат и выигрышей было принято по просьбе трудящихся. Начиная с 1958 г. одним из каналов привлечения средств населения в бюджет стали денежно-вещевые лотереи с выигрышным фондом 60% от стоимости выпущенных билетов. Высокими темпами росли вклады трудящихся в сберегательные кассы. Средний размер вклада в 1950 г. составлял 1000 руб., в 1960 г. — 2089 руб. Общая сумма вкладов за этот период выросла с 1,8 млрд руб. до 10,9 млрд руб.
Снижение цен на потребительские товары, проводившееся в начале 1950-х гг. (обычно 1 апреля), вызвало уменьшение налога с оборота, поступавшего в бюджет. При Н.С. Хрущеве эта практика ушла в прошлое. В 1958 г. была проведена организационная перестройка в сфере страхования. Страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик, а доходы от него стали поступать в бюджеты союзных и автономных республик, краев и областей. 30 октября 1959 г. был принят Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик. Союзные республики получили право самостоятельно распределять бюджетные ассигнования по отраслям экономики и на социально-культурные мероприятия, что способствовало расширению их хозяйственной самостоятельности. Основные расходы бюджета в 1951–1960 гг. были связаны с финансированием промышленности (прежде всего машиностроения), сельского хозяйства и социально-культурных мероприятий. В 1951–1955 гг. удельный вес этих расходов составлял 65,6%, в 1956–1960 гг. — 77,8%. В 1950-е — первой половине 1960-х гг. продолжался рост денежного оборота страны. Денежная реформа 1947 г. и перевод курса рубля на золотую базу создали здоровую основу для развития советской денежной системы. Высокие темпы экономического роста обусловливали увеличение денежного оборота, в том числе и в сфере наличного оборота. В 1961 г. была проведена денежная реформа, основными мероприятиями которой стали изменение масштаба цен и выпуск в обращение новых банковских и казначейских билетов, никелевых и бронзовых монет. Денежные знаки образца 1947 г., а также серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные с 1921 г., обменивались без ограничений на новые деньги в соотношении 10: 1. Новые купюры, имевшие меньший формат, были более удобными в использовании. В таком же соотношении пересчитывались цены и тарифы в государственном секторе экономики, вклады населения в сберкассах и заработная плата и другие выплаты населению. Золотое содержание рубля было увеличено с 0,222168 до 0,987412 г, а курс по отношению к доллару США повышен с 4 руб. до 90 коп. Это означало обесценение рубля по отношению к золоту и доллару в 2,25 раза. К причинам девальвации рубля относились рост военных расходов, затрат на освоение космоса и помощь социалистическим странам и странам «третьего мира».
Положительный эффект реформы состоял в уменьшении затрат на выпуск денежных знаков и в обеспечении большего соответствия курса рубля по отношению к доллару его покупательной способности этих валют. Реформа не была конфискационной, однако ее отрицательный эффект проявлялся в падении покупательной способности заработной платы в рублях в отношении импортных товаров и ювелирных изделий. Подорожала продукция личных подсобных хозяйств, поскольку цены на рынках, не регулируемых государством, снизились не в 10, а в меньшее количество раз. Цены на товары с низкой стоимостью не изменились, т.е. выросли в 10 раз. Вскоре оказалось, что новый курс рубля по отношению к доллару несколько завышен. Хотя это завышение не было критическим, пришлось вводить специальные обменные курсы для разных категорий граждан (моряков, дипломатов и др.) и видов валютных доходов. Большое значение придавалось совершенствованию кредитных отношений. 21 августа 1954 г. было принято Постановление СМ СССР и ЦК КПСС «О роли и задачах Государственного банка СССР». Государственный банк получил право переводить плохо работающие предприятия на особый режим кредитования с более жесткими условиями получения кредитов и расчетов. Предприятиям, выполняющим плановые задания, кредиты предоставлялись на льготных условиях. В обязанности Государственного банка СССР был вменен контроль за расходованием фонда заработной платы. Допущенный перерасход подлежал обязательному возмещению в течение ближайших трех–пяти месяцев. Важным новшеством в сфере кредитных отношений стало предоставление торговым организациям кредита под продажи товаров населению в рассрочку (потребительского кредита). Такие кредиты стали выдаваться с 1959 г.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.) |