Всероссийская олимпиада школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

Учитель истории и обществознания

Каратыгина Елена Валерьяновна

С. Гремячье 2016

Оглавление

Введение                                                                                                             стр. 3

Задания для 9 класса                                                                                       стр. 4

Задания для 10 класса                                                                                     стр. 10

Задания для 11 класса                                                                                     стр. 18

Введение.

 

Рекомендации

Для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады

Школьников по истории

Учебного года

При составлении заданий олимпиады преподавателями кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО использовались рекомендации Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников.

       Олимпиада рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов. Участникам предлагается выполнить 16 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа.

          Конкурсная работа охватывает период отечественной истории с IX в. по 1945 год

          В работе представлены задания:

 

1. Объяснение логического ряда
2. Определение лишнего в ряду
3. Определение хронологической последовательности
4. Установление соответствия
5. Работа с историческим документом
6. Знание исторических личностей
7. Анализ таблиц
8. Определение исторических терминов
9 Работа с текстами, содержащими преднамеренно сделанные ошибки
10. Работа с литературными источниками
11. Определение правильности или ошибочности утверждений
12. Решение исторических задач
13. Задания по краеведению.

 

Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов.

Максимальное количество баллов:

В 9 классе – 122 балл

В 10 классе – 119 баллов

В 11 классе – 137 балла

Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри.

По итогам муниципального этапа олимпиады определяются победитель, призеры, получившие наибольшее количество баллов.

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников, участник муниципального этапа Олимпиады, набравший наибольшее количество баллов, признается победителем муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае, когда победитель не определен, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Желаем успехов участникам олимпиады!

        Оргкомитет.

                        

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ   ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

 

                                                  9 КЛАСС.

                                                            

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий  ответ. (3балла).

1.1768-1774, 11787-1791, 1806-1812,1828-1829, 1877-1878гг.

____________________________________________________

2.Дань, натуральный сбор, соха, выход

____________________________________________________

3.А.Д.Захаров, А.Фиорованти, К.А.Тон, А.И.Штакеншнейдер.

____________________________________________________

2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите да, если не согласны – нет. Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов)

1. Первая Конституция была принята в 1918 г.

2. Покровский собор на Красной площади воздвигнут в честь освобождения Москвы от польской интервенции

3. Конституция была дарована Финляндии Александром I

4. Пересвет и Ослябя – иноки Соловецкого монастыря

5. Самой длительной войной в истории России стала Северная война

6. Первые приказы возникли при Иване III

7. Первой во времени реформой Александра II стала военная реформа

8. В летописях Грозным называют и Ивана III и Ивана IV

9. Павел I вошел в историю как царь – освободитель

10. Избрание царя на русский престол состоялось только однажды.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

 3. Расположите события в хронологической последовательности..(5баллов)

А. Установление патриаршества

Б. Образование стрелецкого войска

В. Присоединение Новгорода

Г. Стояние на реке Угра

Д. Первый общерусский Судебник

 

         

 

4.Соотнесите имя государственного деятеля и преобразование, им осуществленное

 (6 баллов)

1. Е.Ф.Канкрин

2.М.М.Сперанский

3.П.Д.Киселев

4. С.С.Уваров

5.Д.П.Бутурлин

6.А.Х Бенкендорф.

А. Создание корпуса жандармов, составившего костяк системы государственной безопасности

Б.Проведение реформы государственных крестьян

В.Создание специального комитета по надзором за печатью с неограниченными полномочиями

Г.Проведение кодификации российского законодательства

Д. Реформа по замене обесцененных ассигнации кредитными билетами, подкрепленными серебром

Е. Организация просвещения «на истинно русских началах»

 

Имя государственного деятеля 1 2 3 4 5 6
Преобразование            

 

5.Историк должен грамотно писать понятия и термины, понимать их. Впишите правильную букву(буквы) вместо пропусков и кратко обозначьте смысл приведенных слов. (14 баллов)

1.Ап_калипсис_______________________________________

2.Жанд_рмерия_______________________________________

3.Импер_ал __________________________________________

4.К_дификация________________________________________

5.М_трополит_________________________________________

6._номастика__________________________________________

7.Ч_р_сп_лосица_______________________________________

 

Представьте себе следующую ситуацию, относящуюся ко второй половине XIX века. В присутственное место приезжает чиновник – во двор въезжает карета, запряженная четверкой лошадей, без форейторов, поэтому лакей подбегает к карете, открывает дверцу, подает чиновнику руку и с поклоном просит пройти: «Пожалуйста, ваше превосходительство».

Какую ошибку допустил слуга? Свой ответ аргументируйте. (20 баллов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Известно, что Воронеж – один из крупных культурных центров России, где жили многие талантливые представители самых разных направлений в области культуры и искусства. Соотнесите имена известных деятелей культуры, живших в Воронеже и сферы их деятельности. (10 баллов)

1. А.Дуров                    1.Собиратель русских народных песен (фольклор).

2.А.Бучкури                 2. Архитектор (архитектура).

3.М.Пятницкий            3.Цирковой артист (цирк).

4.М.Замятин                 4.Писатель (литература).

5.И.Бунин                     5.Художник (живопись).

6.М.Ф.Де-Пуле             6.Композитор, преподаватель фортепиано.

                                        в первой мужской гимназии

7. Д.Веневитинов         7.Композитор (музыка).

8.Р.Мануковская           8.Поэт, философ.

9.А.Алябьев                    9.Краевед, литератор, общественный деятель.

10.В.Ростропович         10.Актриса (театр).

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

 

 

Желаем успехов!

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ   ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г.

КЛАСС.

1. (3балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Портсмут, Цусима, Ляоян, Мукден _______________________________________

2.Плевна, Шипка, Филипполь, Адрианополь__________________________________

3.Мазурские озера, Гумбиннен, Марна, Перемышль____________________________

2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите да, если не согласны – нет. Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов)

1. Патриаршество в России было учреждено при Иване IV

2. Окончательное закрепощение крестьян датируется 1649 г.

3. Отечественная война первой четверти XIX века завершилась вхождением российских войск в Париж

4. Войсками декабристов на Сенатской площади командовал П.И. Пестель

5. Петр III был внуком Петра I и внучатым племянником шведского короля Карла XII

6. Режиссером фильма «Броненосец Потемкин» был А.П. Довженко

7. К сентябрю 1944 года фашистские войска были полностью изгнаны с территории СССР

8. Парад Победы прошел 9 мая 1945 г.

9. Освоение целинных земель началось в 1949г.

10. Первый атомный ледокол был создан в СССР.

3.Перед вами ряд указов одного из императоров России. (6баллов)

1.Как вы думаете, когда могли появиться такие указы?

2.Предположите, кто автор данных документов? Назовите годы его правления.

3.Какую черту политики можно проследить в приведенных фрагментах?

2 апреля Запрещение иметь тупей, на лоб опущенный.
6 мая Запрещение дамам носить через плечо разные цветные ленты наподобие кавалерский
17 июня Запрещение всем носить широкие большие букли
12 августа «Чтобы никто не имел бакенбард»
4 сентября Запрещение немецких кафтанов и «сюртуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета»
28 сентября «Чтоб кучера и форейторы, ехавши, не кричали»
28 ноября Запрещение «синих женских сюртуков с кроеным воротником и белой юбкой»

 

4. Соотнесите даты и события. (8 баллов)

1.1904г. 20 декабря 2.1905г. 19 октября 3.1906г. 9 июля 4.1911г. 1 сентября 5.1912г. 4 апреля 6.1905г. октябрь 7.1905г. 14-15 мая 8.1901г. 7 мая А.Покушение в Киеве на П.А.Столыпина Б.Сражение в Цусимском проливе В.Образование Совета министров во главе с С.Ю.Витте Г.Падение Порт – Артура Д.Создание Союза русского народа Е.Расстрел на Ленских приисках Ж.Обуховская оборона З.Роспуск I Государственной думы.

5. Выберите правильные характеристики социально-экономического развития России в XIX веке. Если вы согласны с утверждением, напишите да, если не согласны – нет. Внесите свои ответы в таблицу. (по 1 баллу за правильный ответ, максимум 6).

1. Еще до отмены крепостного права в России начался промышленный переворот.

2. Даже к концу XIX в. крестьяне составляли более 75% населения Российской империи.

3. Уже на начальной стадии промышленного переворота в России стали возникать крупные монополистические объединения, в первую очередь, в металлургии.

4. В результате бурного развития промышленности в пореформенный период в России возникли два новых промышленных района – Бакинский и Московский.

5. В 60-е-70-е гг. XIX в. Железные дороги в России строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Но уже с середины 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении.

6. В области финансов в середине XIX в. важное значение имела финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, вводившая в России твердую денежную единицу – золотой рубль.

6. Изучите данные о числе студентов в России и СССР и некоторых других странах (в тыс. чел.; в скобках дается количество студентов на 10 тыс. населения). 10 баллов

 

Год Россия и СССР Великобритания США Германия
1860 8,5  (1 на 10 тыс.населения) Данных нет Данных нет 7,3 (2 на 10 тыс.населения)
1890 12,5 (1 на 10 тыс.населения) 13,4 (4 на 10 тыс.населения) 60,1 (10 на 10 тыс. населения) 28,4 (6 на 10 тыс.населения)
1913 127 (8 на 10 тыс.населения) Данных нет Данных нет 79,6 (12 на 10 тыс.населения)
1920 215 (16 на 10 тыс.населения) 59,0 (14 на 10 тыс.населения) 550 (51 на 10 тыс.населения) 119 (20 на 10 тыс.населения)
1930 272 (17 на 10 тыс.населения) 62,3 (14 на 10 тыс.населения) ? 128 (20 на 10 тыс.населения)
1940 812 (42 на 10 тыс.населения) 44,0 (9 на 10 тыс.населения) 1420 (108 на 10 тыс. населения) 49,7 (7 на 10 тыс.населения)
1950 1247 (70 на 10 тыс.населения) 102 (21 на 10 тыс.населения) 2302 (149 на 10 тыс. населения) 117 (23 на 10 тыс.населения)
1970 4581 (189 на 10 тыс.населения) 485 (87 на 10 тыс.населения) 5261 (257 на 10 тыс.населения) 363 (62 на 10 тыс.населения)

 

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите три периода в отечественной истории, отмеченных наибольшими темпами роста количества студентов.
  2. Дайте объяснение этому факту
  3. Охарактеризуйте сравнительную динамику роста численности студентов в России и СССР и в других странах мира во второй половине XIX в., в первой половине XX в. и в 1950-х – 1970-х гг.

 

7.Прочитайте отрывки из документов по истории России. Определите, с какими событиями они связаны. Укажите год событий. (8 баллов)

 

1. «Государь!

Мы, рабочие и жители С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, беспомощные старики-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Мы и терпели, но нас толкают дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению…»

2. «..По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей… Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов…»

 

3.«В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть…»

 

4.«Русские люди, великая Родина наша умирает!

Вынужденный выступить открыто, я, заявляю, что Временное правительство…действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба…

Я, сын казака-крестьянина, заявляю все и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания»

8. Заполните пропуски в предложенном тексте. Впишите недостающие части текста под соответствующими номерами на свободных строчках.(9 баллов)

В годы Великой Отечественной войны 19341-1945 гг. на долю Ленинграда выпало немало испытаний. Самым трудным и трагичным оказался период…(1), длившейся около…дней(2) с …(3) по …(4).

В осажденном городе оставалось около 2,9 млн. жителей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены, поэтому предстояло наладить постоянную связь с внешним миром. Таким путем стала ледяная трасса по …(5) озеру, получившая название …(6).

Но спасти сотни тысяч людей от голодной смерти, от болезней не удалось. Блокада сыграла свою роль! Основным местом захоронения погибших ленинградцев стало…(7) кладбище. Здесь в братских могилах погребено почти 500 тыс.человек.

Ленинград сражался, продолжал работать для фронта. Защитников Северной столицы вдохновляли стихи поэтессы…(8), писавшей в одном из стихотворений: «Маленькую ласточку из жести я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, это означало: Жду письма». Этот знак придумала блокада. Знали мы, что только самолет, только птица к нам, до Ленинграда, с милой-милой родины дойдет». 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая (Ленинградская) симфония, написанная композитором…(9).

 

9.  Перед вами факты и характеристики трех исторических фигур России конца XVI — начала XVII в. Определи­те, о ком идет речь. Озаглавьте колонки таблицы именами этих людей. Порядковые номера предложений запишите в соответствующие колонки таблицы. (11 баллов)

 

1. <...> возглавил заговор против Лжедмитрия I.

2. По одной из версий, приверженцам <.?.>, собравшимся на Крас­ной площади около Лобного места, просто удалось перекри­чать сторонников других претендентов на престол.

3. Вскоре после пострига <.?.> оказался в Москве, в кремлевском Чудовом монастыре.          4. Едва став совершеннолетним, он становимтся опричником.

5. После свержения с престола был насильно пострижен в монахи.

6. В.О. Ключевский писал, что <.?.> «только был испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

7. Происходил из рода нижегородско-суздальских удельных князей Рюриковичей.

8. <.?.> родился в средне-поместной провинциальной дворянской семье, представите­ли которой издавна служили при московском дворе.

9. Отец <.?.> — стрелецкий сотник, рано умер. <.?.> с ранних лет "был грамоте зело горазд».

10. К тридцати годам <.?.> уже боярин с правом самостоятельного (от имени царя) приема иностранных послов.

11. <.?.> был избран Земским собором на царствование в условиях пресечения прежней династии, столетия правившей в стране.

 

10. Определите, о ком идет речь в приведенном ниже отрывке. (2балла)

 

Директором симбирской гимназии, в которой учился Владимир Ульянов, служил отец другого известного исторического деятеля …(1881-1970). Он окончил юридический факультет Петербургско­го университета, стал адвокатом и прославился красноречием в судебных процессах. В 1912 г. был депутатом IV Государственной думы, возглавлял фракцию трудовиков. В результате Февральской революции стал заместителем председателя Петроградско­го совета и министром юстиции в первом составе Временного правительства; во втором составе — военным и морским министром. Возглавил третий и четвертый составы Вре­менного правительства и даже являлся Верховным главнокомандующим вместо Корнилова. После Гатчины …бежал за границу, участвовал в организации антисовет­ского движения. Он прожил долгую жизнь и постепенно оказался в полной изоляции. От него отказались даже собственные сыновья. … написал воспоминания «На историческом повороте». Умер и похоронен в Нью-Йорке.

11. Дайте название понятия, термина. (5 баллов)

1.Форма борьбы предпринимателей с рабочим классом, выражающаяся в закрытии предприятий и массовом увольнении рабочих с целью оказания на них экономического давления

2.Деятельность, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

      3. Акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу______________________________________________________________

4. Временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные        работы в другие местности _____________________________________________

5. Возникший в Русском государстве на рубеже XV – XVI вв. Особый порядок назначения на военную, административную и придворную службу с учетом знатности происхождения, родовитости, служебных и личных заслуг предков________________________________________________________________

12. Перед вами отрывки из стихотворений, посвященных историческим событиям.

Расставьте отрывки в хронологической последовательности.

Поясните, какому событию они посвящены.(8 баллов)

1.Возможно ли? Расстрига, беглый инок На нас ведет злодейские дружины…                                          (А.С.Пушкин)   2.Над хмурой Москвою не льется трезвон Со ста сорока колоколен: Ливонской войной государь удручен И тяжкою немочью болен                                           (Д. Кедрин)   3.Вот здесь, на берегах родной реки, Сбирал Пожарский с Мининым полки! Все отдали отчизне от души Мы – русские, марийцы, чуваши, И, как один, мы клятву дали ей, Что не сдадим панам Москвы своей.                                              (М.Казаков)  
4.Орел – могильник, в небе рея, Видал сквозь тучек синеву – Внизу мурзы Девлет – Гирея Вели ордынцев на Москву.                                                (Д. Кедрин)      

 

13.По данным П.Н.Милюкова, в 1733 г. из 245 воспитанников Сухопутного шляхетского корпуса выразили желание обучаться:

 

 Немецкому языку – 237 человек; французскому – 51; русскому – 18; латинскому – 15; танцам – 110; фехтованию – 47; музыке – 39; истории – 28; геометрии – 36; рисованию – 34; верховой езде – 20; географии – 17; юриспруденции – 11.

 

Ответьте:

ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ   ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 2016 Г. 11 КЛАСС.

1.Соотнесите имена древнерусских писателей и название их произведений. Ответ оформите в виде таблицы, выявив лишний элемент.(6 баллов).

1.Митрополит Илларион 2.И.С. Пересветов 3.Сильвестр 4.А.М.Курбский 5.Авраамий Палицин 6. Митрополит Макарий. А). «Большая челобитная» Б). «Сказание о приходе под Троицкий Сергиев монастырь…» В). Слово «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной…» Г) «Домострой» Д) «История о великом князе Московском: то, что слышали мы от достоверных людей, и то, что видели собственными глазами»

2. Расположите государственные учреждения в порядке их исчезновения (2 балла максимально за полностью правильную последовательность).

Земские соборы Боярская Дума Сенат Верховный Тайный Совет Редакционные комиссии

 

3. Прочитайте три характеристики на одного и того же человека. Определите его имя, годы его правления (3 балла).

В. О..Ключевский так определил время правления ____(?) «Это царствование органически связано как протест – с прошедшим, как назидательный урок для приемников – с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями – его главной задачей». Но «его преобразовательные позывы получили оппозиционный отпечаток, реакционную подкладку борьбы с предшествующим либеральным царствованием. Самые лучшие по идее предприятия испорчены были положенной на них печатью личной вражды».

       С иной позиции подошел к оценке этого царствования А. С. Пушкин. Не вдаваясь в определение всех его сторон, он выделил как основной момент возможность и в новых исторических условиях (и, в частности, в России – он прямо говорит о «русских защитниках самовластия») расцвета деспотического произвола. «Царствование_____(?), - подчеркивал Пушкин в 1822 г., - доказывает одно: что и в просвещенные времена могут родиться Калигулы»*

 

Сопоставим эти выводы с характеристикой Н. И. Греча эпохи_____(?) «Ужасное время… Не могу и теперь, в старости, вспоминать без страха и злобы о тогдашнем тиранстве, когда самый честный и благородный человек подвергался ежедневно, без всякой вины, лишению чести, жизни, даже телесному наказанию, когда владычествовали злодеи и мерзавцы, и всякий квартальный был тираном своего округа. Буду еще раз иметь случай не раз говорить об этом царстве ужаса, не уступающем Робеспьерову. Хорошо теперь заочно хвалить время_______(?)! Пожили бы при нем, так вспомнили бы»

_________________________________________________________________

 

4. Соотнесите события отечественной и всеобщей истории, совпадающие по хронологии (совпадение в рамках одного года). Ответ оформите в виде таблицы. Возможны несколько вариантов правильного ответа (желательно выявить все), а также «лишние» события, не имеющие соответствия в другом столбце таблицы (максимально 8 баллов).

  События отечественной истории   События всеобщей истории
1. Первый полет человека в космос А Окончание корейской войны
2. Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах Б Строительство Берлинской стены
3. Визит Хрущева в США В Образование НАТО
4. «Ленинградское дело» Г Победа революции на Кубе
5. Принятие 3-й Программы КПСС, XXII съезд КПСС) Д Завершение Нюрнбергского процесса
6. Смерть Сталина Е «Пражская весна»
7. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» Ж Карибский кризис
8. Первое испытание атомной бомбы в СССР З Убийство Дж. Кеннеди

 

5.В 1954 г. В сборнике «Лейся, песня» был опубликован текст песни из предвоенного кинофильма «Цирк». Ответьте на вопросы к тексту.(6 баллов).

                    Широка страна моя родная,

                     Много в ней лесов, полей и рек,

                     Я другой такой страны не знаю,

                     Где так вольно дышит человек.

                     За столом никто у нас не лишней,

                     По заслугам каждый награжден.

                     Золотыми буквами мы пишем

                     Всенародный сталинский закон.

                     Этих слов величие и славу

                      Никакие годы не сотрут:

                      Человек всегда имеет право

                      На ученье, отдых и на труд.

1) Какой принцип распределения, закрепленный в Конституции СССР, передан в песне?

2) Какая строка в издании сборника 1957 г. Представлена в измененном виде?

3) Какие нормы Конституции СССР 1936 года нашли отражение в тексте?

 

 

7. Перед вами факты и характеристики трех исторических фигур России конца XVIII в. Определите, о ком идет речь. Озаглавьте колонки таблицы именами этих людей. По­рядковые номера предложений запишите в соответствующие колонки таблицы. Определив, о ком идет речь в приведенных высказываниях, распределите все положения их по трем ко­лонкам. Обратите внимание на то, что некоторые предложе­ния можно отнести не только к одной исторической фигуре. (16 баллов)

1. Он ступил на престол в драматический момент исто­рии России, после трагической гибели своего отца.

2. Он не был старшим сыном царя и был объявлен на­следником престола после смерти старшего брата Николая Александровича.

3. В речи на Государственном совете новый самодержец признал себя продолжателем «желаний и видов» своих «ав­густейших предшественников» — «Петра, Екатерины, Алек­сандра Благословенного и незабвенного нашего родителя».

4. Юная принцесса Дании Дагмара становится его же­ной, приняв имя Марии Федоровны.

5. Первое заявление нового императора, сделанное им 2 марта, содержало слова: «Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело, начатое им».

6. Одним из направлений внешней политики императора стало среднеазиатское направление.

7. Основным местопребыванием императора после прихо­да к власти становится Гатчина.

8. Важнейшей обязанностью император почитал исполне­ние церковных обрядов. Духовную музыку любил больше, чем светскую.

9. Государственный протекционизм, с которым выступал император, противопоставлялся космополитизму под люби­мым лозунгом монарха: «Россия для русских!»

10. На роль своего помощника император определил спо­собного и достаточно гибкого М.М. Сперанского.

11. Четыре с лишним года проходили тайные встречи под председательством императора. И с каждым разом ста­новилось все более ясно, что ни сам монарх, ни его друзья не были в состоянии реально осуществить те планы, кото­рые обсуждались на этих встречах.

12. Монарх был способен царствовать не под сенью собственных же законов, а только под защитой чрезвычай­ных мер.

13. Продолжая миролюбивую политику своего отца, он действовал более осторожно и взвешенно, не давая втянуть страну ни в один из намечавшихся в Европе конфликтов.

14. На императора оказывал влияние такой фактор, как панический страх перед переворотом и возможной гибелью: он не хотел быть убитым, как его дед и отец.

 

8.«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, пишите «да», если не согласны — «нет». (10 баллов)

Утверждение
1 Первым патриархом на Руси был Иов
2 Наибольшее количество лет среди русских царей на пре­столе был Петр I
3 Полное собрание законов Российской империи было со­ставлено под руководством А.А. Аракчеева
4 Государев двор окончательно сложился на Руси в XV в.
5 Древнейшая часть Русской Правды появилась при бли­жайших потомках Ярослава Мудрого
6 Слово «франкмасон» в переводе с французского означает «вольный каменщик»
7 Монеты местной чеканки — златники и сребреники — впервые появились на Руси в конце X—начале XI в.
8 В ходе коллективизации в СССР крестьяне были лишены права свободно выбирать место жительства и профессию
9 «Хождение в народ» 1874 г. проходило исключительно под бакунинскими лозунгами, призывавшими к немедлен­ному всероссийскому крестьянскому восстанию
10 Первым пост Генерального секретаря в партии большеви­ков занял И.В. Сталин

9. Через века и годы ведут нас исторические источники. А о чем расскажут вам они в следующем задании? К акие исторические события описаны ниже? (18 баллов)

1) «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: «Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало достойных». Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов... не должен платить прирост в третий раз».

 

2)«Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор... для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем... Казалось, что все желали одного: как сироты, найти скорее отца — и знали, в ком его искать».

 

3) «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится —- «рожденна, несотворенна», а в другой — «рожденна, а не сотворенна», и ввиду этого разноречия одни принимали этот аз, а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него».

 

4)«При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

5)«Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии, откуда мы могли получать подкрепление и продовольствие. Избегая генерального сражения, продолжая меж тем военные действия и заняв Калужскую дорогу, мы могли собрать к зиме новую армию, изготовленную к зимнему походу, тогда как французам, ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в горевшей столице. Наступающие холода должны были способствовать к истреблению изнеможенного от недостатков неприятельского войска»

6. «Когда военная церемония кончилась, император, который все еще продолжал сидеть на коне, громко крикнул: «Господа офицеры, ко мне! «. Офицеры окружили царя, и он громко начал речь о великом событии дня: «Положен конец вековой несправедливости… Я жду жертв от дворянства… Благородное дворянство сомкнется вокруг престола…». Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!» Когда царь появился на улице, за его коляской помчался ликующий народ. Герцен был прав, сказавши два года спустя: «Александр Николаевич, зачем вы не умерли в этот день? Вы остались бы героем в истории!»

 

10. Расположите в хронологической последовательности следующие исторические события. (За каждую часть по 1 баллу. Всего 2 балла)

4.1. А. Начало московского княжества Василия II («Темного»).

Б. Подавление ордынцами и Иваном Калитой восстания в Твери.

В. Начало правления Ивана III.

Г. Убийство а Орде Михаила Тверского.

Д. Реформа календаря, после которой Новый год в Руси начинался 1 сентября.

Е. Начало княжения Ивана Калиты.

Ж. Битва с ордынцами на реке Воже

4.2 А. Приказ Верховного главнокомандующего №227 «Ни шагу назад!».

 Б. Прорыв Блокады Ленинграда.

 В. Освобождение Красной Армией Донбасса.

 Г. Начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.

 Д. Поражение Красной Армии под Керчью.

 Е. Нормандская десантная операция.

 Ж. Битва на Курской дуге.

 З. Корсунь-шевченковская операция

 

КЛАСС.

ОТВЕТЫ.

 

ИТОГО – 122 балла

КЛАСС.

ОТВЕТЫ.

 

ИТОГО – 119 БАЛЛОВ

ОТВЕТЫ

КЛАСС.

1.Соотнесите имена древнерусских писателей и название их произведений. Ответ оформите в виде таблицы, выявив лишний элемент.(6 баллов).

Имя 1 2 3 4 5 6
Произведение В А Г Д Б -----

2.Расположите государственные учреждения в порядке их исчезновения (2 балла максимально за полностью правильную последовательность).

Земский Собор;

Боярская Дума;

Верховный Тайный Совет;

Редакцион



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.176 с.)