И разрешение конфликтных ситуаций обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И разрешение конфликтных ситуаций обучающихся



Упражнение «Грамота»

Инструкция.

Педагог: «У каждого человека есть положительные черты, но говорить о них и выявлять их гораздо трудней, чем критиковать и насмехаться».

Инструкция: «Каждому из вас я дам лист, на котором будет написано одно из неоконченных предложений «Я ценю в тебе…», «Мне нравится, как ты…».

«1 шаг. Сначала необходимо попытаться придать листам вид грамот (раскрасьте по собственному усмотрению)».

«2 шаг. Затем необходимо продолжить написанную на листе бумаги фразу, адресуя ее соседу справа (происходит совместный поиск положительных черт детей и их фиксация на созданной своими руками грамоте)».

«3 шаг. В конце занятия дети вручают друг другу грамоты и делятся собственными чувствами, которые они испытывали при выполнении упражнения».

Вопросы для обсуждения:

  • Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнения?
  • Легко ли было подобрать слова для положительной характеристики другого?
  • Какие эмоции вы испытывали при выполнении упражнения?

Вывод

По итогам выполнения упражнения у детей формируется положительное отношение друг к другу, что, безусловно, снижает риск появления новых конфликтов.

Упражнение «Иностранец»

Инструкция.

Педагог: «Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов того, что он может подумать, услышав такие фразы»:

· себе на уме;

· комар носа не подточит;

· метать бисер перед свиньями;

· прошел огонь, воду и медные трубы;

· не подмажешь – не поедешь;

· у семерых нянек дитя без глазу;

· яйца курицу не учат;

· зимой снега не выпросишь;

· на воре и шапка горит.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Упражнение учит рассматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию наивного слушателя, не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает. Умение принимать такую позицию – одно из важных предпосылок способности конструктивно разрешать конфликты.

Вопросы для обсуждения:

1. Возникали ли у вас трудности при интерпретации данных фраз?

2. Всегда ли у вас совпадало мнение по предлагаемым вариантам к фразам?

3. По какому принципу вы выбирали фразы?

Вывод

Педагог: «Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций из вашей жизни, когда отказ от заранее известного понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе, решить связанные с ней конфликты».

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Инструкция: педагог рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на группы по 3 человека. На протяжении 5 минут каждая группа придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны, а третий играет роль миротворца, арбитра.

Вопросы для обсуждения:

· Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

· Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

· Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Вывод

В зависимости от ситуации, конфликтующие стороны могут использовать разные методы урегулирования разногласий, для этого необходимо учитывать личностные особенности участников конфликта.

Ролевая игра «Конфликты»

Инструкция. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются.

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

2. Твоя одноклассница сделала стрижку, она спрашивает ваше мнение. Какой дать ответ, чтобы не обидеть ее?

3. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

4. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у вас часто возникают конфликты.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вам удалось выйти из сложившихся ситуаций?
  • Как вам удалось предотвратить возникновение конфликтной ситуации?
  • Всегда ли можно корректно выйти из конфликтных ситуаций?

Вывод

Предотвращение конфликтных ситуаций возможно, если обдуманно подойти к ее решению. Первоначально стоит проанализировать ситуацию, продумать свои слова и действия, тогда снижается риск возникновения конфликта.

Упражнение «Трудности коммуникации»

Инструкция: обучающиеся пишут на отдельных листках в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?».

Ответы, конкретизирующие индивидуальные проблемы, не подписываются. Листки складываются в общую стопку. Затем каждый участник произвольно берет каждый листок, читает его и пытается найти способ, с помощью которого он мог бы решить данную проблему.

Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята проблема и действительно ли предлагаемый путь способствует её разрешению.

Все участники делятся своими размышлениями по поводу целесообразных действий для разрешения каждой озвученной проблемы

Вопросы для обсуждения:

1. Всегда ли удается найти выход из конфликтной ситуации?

2. Всегда ли получается адекватно оценить конфликтную ситуацию?

Вывод

На решение конфликтных ситуаций могут влиять различные факторы: личностные особенности, адекватная оценка восприятия конфликта, с помощью каких методов решается конфликт.

Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»

Инструкция. Каждому обучающемуся предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

· Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

· Люди, сидящие позади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

· Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

· Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком неаккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

Вопросы для обсуждения:

· Как вы считаете, какие ответы лучше всего использовать в сложившихся ситуациях?

· Какие ответы были наиболее правильными и почему?

Вывод

Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, следует корректно себя вести по отношению к другим людям вне зависимости от ситуации, учтиво и уверенно делать замечания, отказывать в просьбе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.008 с.)