Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика пор-рояля как новый тип логики
В историко-логических и историко-философских текстах достаточно часто - в той или иной форме — звучат вопросы о новизне и самостоятельности каких-то идей. Применительно к логике поиск ответов на эти вопросы всегда ориентирован на обсуждение проблем соотношения претендующей на новизну логики с логикой Аристотеля. При этом в реальном положении дел, как это отмечалось ранее, речь обычно идет о соотношении такой новой логики с очередным образом аристотелевской логики. В частности, такая постановка вопроса особенно распространена по отношению к логике Пор-Рояля и логике Канта — последняя нередко рассматривается как отрицающая аристотелевскую логику и развивающая логику Пор-Рояля. Применительно к оценке взаимоотношений логики Аристотеля и логики Пор-Рояля [ Арно, Николь 1991], в свою очередь, преобладают высказывания типа следующих: «Поддерживая картезианскую мысль, авторы логики (Пор-Рояля. — И, Г.) прямо противостоят Аристотелю и схоластам...» [ Buroker 1996, р.XX]: «...логика янсенистов противопоставляла себя схоластике и недоброжелательно относилась к авторитету Аристотеля» [ Котарбинъский 1963, с.443]. Примеры подобных высказываний можно умножить. Вместе с тем можно найти и иную, как представляется, более адекватную реальному историческому развитию логики, точку зрения. Например, Р. К.Луканин замечает: «Традиционная формальная логика — не аристотелевское или какое-либо другое единое учение, а объединение отдельных элементов, заимствованных из логических систем различных исторических эпох и направлений. В ее возникновении сыграли свою роль аристотелевская логика, логические воззрения мегарцев... Свое окончательное завершение и оформление она получила в знаменитой логике Пор-Рояля, написанной картезианцами А. Арно и П. Николем» [ Луканин 1984, с. 7]. Однако такая позиция не является типичной, и она не вписывается в рамки доминирующего образа логики, который создавался как многовековой школьной традицией логики, так и формализованной логикой XX века. В этой традиции бьиа ориентация на трактовку логики как науки, которая не интересуется содержанием высказываний или рассуждений, а только их формой. В свою очередь, такая оценка опирается и на не совсем корректную трактовку логики Аристотеля. Однако даже если исходить из этого образа логики, то и в этом случае, на мой взгляд, нельзя говорить о жесткой, абсолютной оппозиции «Логики Пор-Рояля» Аристотелю.
Последовательный анализ текстов Пор-Рояля позволяет показать, с одной стороны, влияние уже сформировавшегося образа логики на любой анализ, с другой стороны — фактическую зависимость анализируемого текста от существующего дискурса. Как это становится совершенно очевидным из анализа пор-роялевских текстов, «Логика Пор-Рояля» ориентирована на обсуждение практики конкретных рассуждений в самых разных областях жизнедеятельности человека. В силу этого как раз и оказывается плодотворным именно дискурсный анализ. Непосредственное обращение к этому виду анализа, думаю, требует прояснение смысла самого понятия «дискурс». По происхождению данное понятие связано с французским словом «discours», т. е. речь, по значению — с понятием текста, взятом в совокупности его прагматических, социокультурных, психологических и тому подобных факторов. Дискурс представляет собой «текст, взятый в событийном аспекте» (см.: [ Арутюнова 1990, с. 136-137]). Как же выглядят пор-роялевские логические тексты «в событийном аспекте»? Анализ логических текстов Пор-Рояля надо начинать не собственно с «Логики», а с «Грамматики» [ Арно, Лансло 1990]. В определенном смысле обе работы представляют собой единое целое, однако хронологически «Грамматика» предшествует «Логике». «Грамматика» и «Логика» вместе создают единый дискурс. В «Прибавлении...» ко второму изданию «Грамматики» авторы текста специально замечают, что после первого издания «Грамматики» вышла «Логика, или искусство мыслить», «...которая будучи основана на тех же принципах, может наилучшим образом послужить для прояснения и доказательства многих вопросов, являющихся предметом нашей Грамматики» [ Арно, Лансло 1990, с. 212]. Открывается текст «Грамматики» обсуждением проблем, связанных с анализом букв, знаков письма, согласных, слогов, слов как звуков и т. п. Этому посвящена практически вся первая часть «Грамматики». Однако уже в первой части работы, в главе 6 «О новом способе, облегча-юшем обучение чтению на разных языках» обсуждается методические проблемы, связанные с изучением иностранных языков, т. е. сразу задается прагматический аспект общей и рациональной грамматики, выделяются прикладные аспекты грамматического анализа.
Вторая часть работы носит собственно логико-семантический характер, т. е. в ней «говорится, — как об этом предуведомляют авторы, — о причинах и началах, лежащих в основании разнообразных видов значения слов». Думаю, следует отметить, что авторов Пор-Рояля в качестве своих предшественников в области логико-семантического анализа, в частности, называл Н. Хомский. Во второй части «Грамматики» слова трактуются «как знаки для обозначения мыслей», проблемы суждений и умозаключений обсуждаются тоже в логико-семантическом ключе. Именно в этой части работы проводятся различия между предметом мысли и формой мысли. При этом предмет мысли и форма мысли рассматриваются в качестве разных аспектов сознания. В работе подчеркивается, что «основной формой мысли является суждение», но вместе с тем утверждается, что есть и иные формы мысли «такие, как желании, приказания, вопрос и прочие» [ Арно, Лансло 1990, с. 92-93]. Конечно, с точки зрения школьной логики, такая постановка вопроса просто недопустима. Например, в учебниках даже начала XX века специально оговаривалось, что логика занимается только суждением. «Логика, — рассуждает И. Д. Городецкий, — не рассматривает вопросительных (где вы были?) предложений и предложений повелительных (дайте мне перо), так как мысли, высказанные этими предложениями, не могут считаться суждениями и не могут считаться знанием, которое всегда состоит только из утверждений или отрицаний (выделено мною. — И. Г.)чего-нибудь о чем-нибудь, а не из вопросов, повелений или чего-нибудь неопределенного в этом роде» [ Городецкий 1916, с. 16]. Ту же мысль можно найти и у других авторов школьной логики, например, у А. И. Введенского [ Введенский 1913], А. Гефлера [ Гефлер 1910], А. Светилина [ Светилин 1915]. Нетрадиционная трактовка форм мыслей не мешает авторам «Грамматики» Hop-Рояля исследовать проблемы логической формы и во вполне классическом ключе формальной логики. Так, в «Грамматике» рассматриваются сложные суждения. Логические союзы, или логические постоянные трактуются «как операции нашего рассудка, посредством которых мы соединяем или разъединяем вещи, отрицаем нечто, рассматриваем что-либо абсолютно или же относительно некоторого условия» [ Арно, Лансло 1990, с. 202]. В тексте «Грамматики» постоянно переплетаются классический и неклассический, т. е. введенный непосредственно авторами рассматриваемой концепции, анализ: • выделяются разные, в том числе, нетрадиционные для школьной логики формы мысли и предлагается нетрадиционный семантический анализ суждений; • дается вполне традиционная классификация понятий, но вместе с тем предлагается семантический анализ имен с учетом их коннота- тивных значений; • рассматриваются падежи и их виды, артикли и местоимения, обсуждаются проблемы местоимения в прагматическом контексте использования языка, проблемы «употребления... [понятий] в обиходе» (см.: [ Арно, Лансло 1990, с. 100]); • рассматриваются вопросы соотношения синтаксиса и семантики. При этом именно семантика представляется авторам «Грамматики» в качестве наиболее существенной части того, что мы назвали бы сегодня логико-лингвистическим анализом языка.
Обсуждение проблем грамматики в пор-роялевском дискурсе не носит привычного формально-грамматического, если так можно сказать, характера. Арно и Лансло обсуждают, например, не просто проблемы местоимений, но и, как отмечалось ранее, идею — прагматическую по своему характеру — появления местоимений в обыденном языке. Такой дискурс позволяет им подойти к логико-семантическому анализу суждений фактически с позиций различения явных и неявных предпосылок суждений. Так, с их точки зрения, любое простое суждение может «заключать в себе, по крайней мере в логическом плане, несколько суждений». В качестве примера в тексте «Грамматики» приводится следующее простое суждение: «Невидимый Бог создал видимый мир». Анализ неявных пресуппозиций представлен в работе следующим образом. Авторы отмечают, что при произнесении сформулированного суждения «в... сознании проходят три суждения, заключенные в этом предложении. Ибо я утверждаю: 1) что Бог невидим; 2) что он создал мир; 3) что мир видим. Из этих трех предложений второе является основным и главным, в то же время как первое и третье являются придаточными (incidents), входящими в главное как его составные части; при этом первое предложение составляет часть субъекта, а последнее — часть атрибута этого предложения». Неявные предпосылки суждений авторы «Грамматики» трактуют как такие, которые «присутствуют лишь в нашем сознании» [ Арно, Лансло 1990, с. 130]. Вместе с тем, с точки зрения Арно и Лансло, анштиз неявных предпосылок анализируемого суждения необходим для понимания его смысла. Такое отношение к грамматике позволяет авторам давать «рациональные объяснения» логико-языковым явлениям с учетом того, как надо описывать «живой язык» [ там же. с. 14]]. Языковая практика исследуется в «Грамматике» Пор-Рояля в связи с анализом библейских, юридических, исторических, политических и обыденных текстов. Логико-семантические и прагматические проблемы, обсуждение которых началось в «Грамматике», рассматриваются также и в «Логике». Так, в «Логике» ссылка на «Грамматику» осуществляется, например, следующим образом: «То, что мы сказали здесь об именах и местоимениях, заимствовано из небольшой книги, вышедшей несколько лет назад под заглавием "Общая грамматика"; исключение составляет несколько вопросов, изложенных нами иначе» [ Арно, Николь 1991, с. 106]. Эта ссылка может означать и просто развитие идей, впервые сформулированных в «Грамматике», а затем развитых в «Логике», что, в частности, касается вопросов, связанных с развитием семантических проблем. Так, например, в «Логике» впервые, насколько это мне известно, столь подробно и последовательно рассматриваются проблемы синонимии и омонимии [ там же, с. 51-53], здесь же можно найти размышления, которые идейно очень близки теории Рассела об определенных дескрипциях [ там же, с. 59-65].
Вместе с тем «Логика» Пор-Рояля в целом представляет собой яркий пример дискурса, в рамках которого: • формирование замысла работы оказывается в некоторой степени случайным (возникает в процессе беседы с человеком, который хочет изучить логику) и в то же время социально обусловленным; • отсутствие «особого уважения к логике» в момент рождения замысла — позиция, четко сформулированная в «Предуведомлении» к «Логике» — переходит затем в осознание важнейшей роли логики в любой форме деятельности; • фактически случайное «развлечение», по схеме «в четыре-пять дней обучу молодого человека всему, что есть в логике полезного», приводит к созданию самостоятельного логико-методологического учения. Авторы «Логики» начинают свою работу с рассмотрения ряда фундаментальных, с их точки зрения, вопросов для человека, приступающего к изучению логики. Первый из них — это вопрос о соотношении разума, представителем которого как раз и является логика, и веры. В «Предуведомлении» проводится мысль о согласованности между собой веры и разума, о том, что отступление от одного влечет за собой отступление от другого. Второй вопрос — это вопрос о месте логики «на любом жизненном поприще». В «Первом рассуждении, в котором раскрывается замысел этой новой "Логики"», проводится одна из важнейших мыслей всей работы о том, что именно «рассудительность» заслуживает наибольшего уважения, ибо она важна не только в науках, «но также и в большинстве обсуждаемых людьми вопросов, и в большинстве их дел». Наконец, только в качестве третьего вопроса рассматривается вопрос о соотношении логики и специального научно-теоретического знания. Арно и Николь исходят из того, что без изучения логики «изучение умозрительных наук, включая геометрию, астрономию и физику, превращается в пустую забаву», но в то же время знание логики оказывается знанием не только теоретического порядка, но и знанием, лежащим в основе морально-нравственных позиций и оценок. Для них знание конкретных наук без знания логики становится всего лишь поводом «к нелепому тщеславию, часто сопутствующему бесплодным и бесполезным познаниям» [ Арно, Николь 1991, с. 7-8]. Вне изучения логики, по Арно и Николю, невозможно сформировать разумность в рассуждениях и, как результат, — в любых делах и поступках. Именно поэтому как раз и необходим учебник, который должен способствовать формированию разумности. Обучение логике, по замыслу авторов, позволит людям отличать истину от лжи и в то же время не позволит кому угодно «дурачить народ», особенно при условии существования таких людей, которые «только того и ждут, чтобы их одурачили». В рамках такого дискурса, думаю, весьма современно и актуально звучит позиция, выраженная в учебнике по логике XVII века: «Эта неправильность ума порождает не только те заблуждения, которые проникают в науки. Она является причиной большей части ошибок, совершаемых нами в повседневной жизни: беспочвенных раздоров, безосновательных тяжб, скоропалительных решений, непродуманных начинаний». Источник же подобного положения дел, по Арно и Николю, редко заключается в чем-нибудь «помимо какой-нибудь погрешности или ошибки в суждении». Вот почему важнейшую задачу своего курса логики они как раз и видят в том, чтобы «исправить названный недостаток» [ Арно, Николь 1991, с. 9].
Обучение такому мастерству, с точки зрения авторов «Логики Пор-Рояля», невозможно проводить по образцам традиционных учебников, которые не учат людей умению вырабатывать и оценивать свои суждения в ежедневной практической деятельности. Традиционные образцы из учебников по логике были, а зачастую остаются и сейчас ориентированными, в первую очередь, на проверку правильности выводов из имеющихся посылок, т. е. на изучение формализованной и бессубъектной процедуры, в качестве которой выступала и выступает аристотелевская силлогистика. Изменение отношения к задачам логики как науки и учебной дисциплины требовало от авторов «Логики Пор-Рояля» очень четкого выражения своего отношения к современным им учебникам по логике и к Аристотелю. На мой взгляд, эти две позиции в «Логике Пор-Рояля» не смешиваются. Отношение к Аристотелю выражается как явно, так и может быть реконструировано непосредственно по различным фрагментам текста учебника, однако в любом случае — это всегда отношение уважения. Отличает же новый учебник то, что уважение к Аристотелю в представленном дискурсе соединено с уважением и заботой о читателе, которому надо учиться критически мыслить, оценивать мысль как свою, так и других с тем, чтобы критерием оценки было только стремление к истине, а не просто признанный авторитет. Поэтому в учебник подбирались примеры ошибок таким образом, чтобы эти примеры как бы выполняли две функции: свою собственную «быть примером» и «быть примером для формирования способности к критическому мышлению», на основании которого можно распознавать ошибки как таковые. В этом смысле фигура Аристотеля занимает особое место. Он, с одной стороны, принадлежит к числу столь знаменитых авторов, «что мы некоторым образом обязаны знать даже их оплошности». С другой стороны, по замыслу авторов учебника, «самый верный способ предостеречь от ошибки — показать, что от нее не уберегся даже такой великий ум», как Аристотель [ Арно, Николь 1991, с. 25]. Вместе с тем, в «Логике» показывается, что возможность выявления подобных ошибок появляется в том числе и в связи с развитием науки. Логика оказывается в этом смысле практической дисциплиной, которая оценивает правильность рассуждений не только по форме, но и в зависимости от содержания. Так, в разделе, посвященном правилам определения через род и видовые отличия, как мы сказали бы теперь, авторы учебника пишут, что определение должно быть «отличительным», т. е. фактически речь идет о том, что должны быть четко выделены видовые отличия определяемого предмета. Для этого, как известно, надо знать не только правила определения, но и сам предмет. «Работу» этого правила Арно и Николь демонстрируют на примерах из астрономии и в связи с этим отмечают заблуждение Аристотеля, который считал, что кометы состоят из испарений Земли, что уже не соответствовало данным науки XVII века. Столь же неточными считают авторы из Пор-Рояля и аристотелевские определения сухого, влажного, теплого, и холодного [ там же, с. 167-168]. Для определения этих «нечетких идей» Арно и Николь использовали как новейшие для их времени достижения в области естествознания, так и философские представления, идущие от Декарта и Паската, а не от Аристотеля, т. е. речь шла в данном случае не просто о логике как таковой, а о логике в связи с развитием естествознания и философии. Авторы «Логики Пор-Рояля» пишут об изменчивой судьбе аристотелевской логики и философии, о том, что у Аристотеля «можно найти все». Более того, даже по отношению к другим учебникам по логике авторы «Логики Пор-Рояля» настроены вполне лояльно, ибо они «решили включить в эту книгу все, что содержится полезного в других сочинениях» {Арно, Николь 1991, с. 13]. Это означает, что в учебник вошли все традиционные разделы учебного курса логики, включая силлогистику. Знаменитые авторы из Пор-Рояля характеризуют само отрицание схоластики как «сужение умственного кругозора», потерю в развития «умственных способностей» [ там же, с. 13-15]. Вместе с тем дискурс учебника с опорой на анализ аристотелевских текстов формирует способность мыслить самостоятельно. Авторы «Логики Пор-Рояля» считают, что нельзя соглашаться с любыми позициями и утверждениями только по принципу их принадлежности авторитетам, ибо «люди не могут долго терпеть подобного принуждения» [ там же, с. 28]. Новизна учебника «Логики Пор-Рояля» достигается за счет нового способа подачи учебного материала, появления новых разделов, например, связанных с семантическим анализом, новой компоновки материала, новых целевых установок, характеризующих задачи учебного курса логики. Из учебника не были исключены даже те разделы традиционного материала, которые, с точки зрения авторов нового учебника, вряд ли могут принести какую-либо пользу, например, категории и общие места. Просто в рамках нового дискурса читатель был заранее извещен о позиции авторов. Непосредственно были опущены только те рассуждения из традиционных учебников, где обсуждались вопросы о том, является ли логика наукой и проблемы универсалий, которые, с точки зрения Арно и Николя, не имеют практического значения. Однако при этом в учебник вошли в качестве примеров материалы из физики, этики, астрономии и так далее. Это стало возможным потому, что с точки зрения авторов учебника, «логике принадлежит все, что ей служит» [ Арно, Николь 1991, с. 16]. Именно поэтому для демонстрации идей силлогистики (с очень последовательным и скрупулезным анализом как правил фигур силлогизмов, так и общих правил) строятся такие примеры рассуждений, которые выражают позицию авторов в той области, которая привлекается для описания правил логики. Так, для иллюстрации идеи о том, что средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок и что из двух частных посылок нельзя сделать вывод, авторы приводят в качестве примера следующее умозаключение. «Если некоторые богатые — глупцы, и если всякий богатый почитаем, то существуют почитаемые глупцы». Для того же, чтобы усилить идею, выраженную в силлогизме, авторы подкрепляют ее дополнительным рассуждением, вытекающим из правил логики, но имеющим определенное общественно-политическое звучание. «Ибо те богатые, которые глупы, также почитаемы, поскольку все богатые почитаемы, и, следовательно, в этих глупых и почитаемых богатых качества "глупый" и "почитаемый" соединены» [ Арно, Николь 1991, с. 184]. Хотела бы еще раз подчеркнуть, что ни один пример из пор-роялевского учебника по логике не является случайным. Каждый из них призван продемонстрировать логическое правило, но в контексте конкретного, актуального для времени написания учебника материала. При этом сам материал принадлежит разным научным, морально-этическим, политико-правовым и теологическим областям. В свою очередь, если обобщить уже проведенный анализ, то окажется, что новизну своего учебного курса сами авторы «Логики Пор-Рояля» связывают с тем, что они предлагают учебник, в котором представлены новые разделы, имеющие специальный практический интерес', «не представляющие практического интереса разделы, как обращение предложений и доказательство правил фигур», и им подобные занимают в их тексте значительно меньше места, чем традиционно [ там же, с. 14]; «многие примеры... взяты из других наук», к числу которых принадлежат: риторика, этика, физика, метафизика, геометрия [ там же, с. 20]; разнообразное содержание «придает учебнику живость». Действительно, новизна пор-роялевского учебника по логике, как это видно из проведенного анализа, связана, кроме всего прочего, со способом представления логического материала. Объяснение причин, побудивших Арно и Николя излагать «искусство логики самым естественным и самым удобным способом», звучит очень современно и идейно напоминает аргументацию авторов учебников по неформальной и практической логике нашего времени. Неэффективность иных курсов логики Арно и Николь обосновывают ссылкой на опыт изучения курса логики, ибо, как показывает опыт: • «из тысячи молодых людей, изучающих логику, не наберется и десятка таких, кто спустя полгода после окончания курса вспомнит из нее хоть самую малость» [ там же, с. 20]; • в логике трактуются «предметы уже сами по себе весьма отвлеченные и очень далекие от практических нужд» [ там же, с. 20]; • в учебниках пользуются «малоинтересными примерами, нигде больше не встречающимися» [ там же, с. 20]; • «от большинства примеров, к которым обычно прибегают, нет почти никакого проку: авторы руководств по логике выдумывают их сами» [ там же, с. 25]; • изучение предмета замыкается в пределах самого себя и для себя [ там же, с. 21]. Все это плюс непосредственная деятельность в качестве практикующих педагогов как раз и вынуждают, несмотря на первичную и внешнюю случайность замысла, Арно и Николя разработать свой собственный курс логики. Это — практическая логика, которую они рассматривают в качестве органона любой другой науки. Однако, думаю, можно говорить и о том, что идея канона тоже присутствует в пор-роялевском дискурсе. Как же она представлена? Пор-Рояль вошел в историю культуры тремя основными работами. Это — уже рассматривавшиеся «Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля», «Логика, или Искусство мыслить» Антуана Арно и Пьера Николя, а также «Мысли» Блеза Паскаля (см.: [ Паскаль 1994а]). Взаимовлияние всех четырех авторов друг на друга — факт истории, не вызывающий сомнений, более того, в «Логике Пор-Рояля» говорится об этом прямо. Паскаль, чьи идеи вошли в «Логику Пор-Рояля», говорит о формальной логике как геометрии духа. В этом контексте, как представляется, логика как раз и могла бы выполнять функции канона. Кроме того, роль канона во Франции этого периода в целом и непосредственно, в том числе в круге Пор-Рояля, играло религиозное знание. Канонические функции во Франции XVII века выполнял и язык, предписывавшей, как надо говорить. Однако это «как» принадлежало лишь элите, имеющей возможность получать соответствующее образование. Языковой канон оказывался значимым, в том числе, и как показатель жесткой социальной дифференциации, будучи сам в то же время социально зависимым. Язык был показателем принадлежности к определенной социальной группе, от владения языком оказывалась зависимой карьера и т. д. Пор-Рояль всвоей лингвистической деятельности менял устоявшийся языковой канон. Можно говорить о том, что происходили постепенные изменения в представлениях о логике, понятой как канон. Однако непосредственно шаг по трактовке логики в качестве канона сделает уже Кант. Именно он впервые жестко разведет логику как канон и органон, и в этом смысле логику формальную и логику практическую. Если «погрузить» логику Пор-Рояля в философский контекст, то окажется, что этот контекст задается рядом мыслителей: Августином, Янсением, Декартом, Паскалем, идеи каждого из которых преломлялись в едином интеллектуальном пространстве. Несомненно, что это пространство было вполне рационально. Вместе с тем, это был особый тип рациональности — «духовной рациональности» (термин взят из [ Фуко 1991, с. 284]). Знаменитая метафора Паскаля о человеке как о «мыслящем тростнике» [ Паскаль 1994, с. 77, фр. 10] остается просто метафорой, если ее рассматривать вне общего контекста Пор-Рояля и вне контекста «Мыслей» самого Паскаля. Для Паскаля «мысль... по природе своей есть нечто удивительное и несравненное» [ там же, с. 78, фр. 13]. Вся сущность человека для него заключена в мысли. Без мысли, по Паскалю, человек неотличим от камня или животного [ там же, с. 77, фр. 9], поэтому он считает, что и достоинство человека заключено в мысли. Более того, «человек создан для мышления... и весь долг его мыслить как следует, а порядок мысли начинать с себя, со своего Создателя и своего назначения» [ там же, с. 78, фр. 12]. В таком контексте приобретает особое значение логико-грамматический дискурс и необходимость получения систематического образования в этой области. Образование становится элементом выполнения долга, ответственного отношения человека к самому себе, формой, создающей условия для самостоятельного мышления. «Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают обычно его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» [ там же, с. 286, фр. 10]. Эти доводы должны быть выстроены, с точки зрения общей концепции Пор-Рояля, в соответствии с законами мысли, но и с простотой и естественностью, так, чтобы форма соответствовала содержанию [ там же, с. 287-287, фр. 16]. Логика должна научить тому, как «располагать мысли в правильной последовательности», а это уже идея из «Логики Пор-Рояля» [ Арно, Николь 1991, с. 306]. При таком подходе становится совершенно очевидным, что для дискурса Пор-Рояля технические навыки по оперированию логическими формами оказываются вплетены в морально-этические и религиозные нормы, что «логическая техничность» превращается в «технику духовности» (термин Г. Майнбергера (см.: [ Mainberger 1998]), что это — та техника, которая решает проблемы совершенствования человека, его внутреннего мира. Таким образом оказывается, что для того, чтобы добиться внутреннего совершенства, измениться, стать лучше, образованнее, добрее, необходимо освоить, в частности, логику и грамматику. Логика при таком подходе, с одной стороны, определяет онтологию того, что может быть названо духовностью, с другой стороны — сама становится элементом духовности и инструментом ее развития. В логике Пор-Рояля происходит не просто изменение философских предпосылок логики как таковой, создается иной, по отношению к предшествующим учебникам и концепциям логики образ логики. В подобном дискурсе происходит взаимопереплетение идей, но таким образом, что «вытаскивание» любого элемента может привести к разрушению всей структуры. Причем, исследователь как на метауров-не, так и внутри становящегося дискурса просто не способен схватить все элементы системы, выстраивающиеся в зависимости от взаимодействия множества научных, социальных, личностных и межличностных отношений. Так, например, с точки зрения классического антипсихологизма XX века, логику Пор-Рояля можно было бы упрекнуть в психологизме. «В логической системе Арно и Николь, — как это справедливо замечает А.Л.Субботин, —...вопросы логики не исключали психологического подхода», в рамках пор-роялевской логической системы, связанной с умением усматривать истину, «логика не может не учитывать и психологические условия постижения истины» [ Субботин 1991, с. 400]. Однако совершенно очевидно, что без учета философских установок Р. Декарта, Б. Паскаля этот дискурс даже невозможно просто обозначить. Точно так же глубину идей пор-роялевской философии невозможно оценить вне философии Августина и идеологии янсенизма. Так, например, идея янсенизма о том, «что правильная направленность ума гораздо важнее той суммы умозрительных знаний, которые дают даже самые основательные науки» [ Субботин 1991, с. 403], является одной из важнейших идей логики и грамматики Пор-Рояля. Однако если непосредственных ссылок на Янсения, который был идеологом религиозно-этического течения, осужденного официальным католицизмом XVII века, не могло быть, то, например, ссылки на Декарта есть непосредственно в тексте «Логики». Идеи Декарта столь же очевидно «вычитываются», как, впрочем, и идеи Янсения, и вне прямых ссылок. Так, например, для того, чтобы «вычитать» идеи Декарта, кроме ссылок как таковых, достаточно просто сравнить основные «правила для руководства ума» Декарта и четвертую часть «Логики» Арно и Николя, которая называется «О методе». В «Логике Пор-Рояля» ясно говорится о том, что большая часть рассуждений о проблемах анализа и синтеза «заимствована из рукописи покойного господина Декарта» [ Арно, Николь 1991, с. 306]. Четыре декартовские правила из «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Арно и Николь рассматривают в качестве правил, которые помогают «уберечься от заблуждения» и «найти истину — в той мере, в какой наш ум способен ее познать» [ там же, с. 312-313]. Основные идеи лравил Декарта в «Логике» представлены следующим образом: 1. «Никогда не принимать за истинное ничего, что не было бы для нас очевидным... 2. Делить всякое затруднение на столько частей, сколько их может быть и сколько требуется для его разрешения. 3. Располагая свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легких для познания... 4. Всюду делать перечни настолько полные и обзоры настолько все охватывающие, чтобы мы могли быть уверены, что ничего не упустили» (курсив авторов) [ Арно, Николь 1991, с. 312-313]. «Логика Пор-Рояля» во многом также опирается на логическую теорию определения Паскаля, в частности, на его идеи, касающиеся различий между реальными и номинальными определениями, в современной терминологии, или на различия между определением имен и определением вещей — в пор-роялевской терминологии XVII века. Так, в определенном смысле эквивалентом номинальных определений являются определения имен, а эквивалентом реальных определений — определения вещей. Отличительным признаком номинальных определений являются обороты типа: «будем называть», «будем считать». В «Логике» Пор-Рояля придается особое значение определениям имен, но при этом для Арно и Николя определение имени не только может вводить новое имя, но и выделять тот смысл, в котором это имя используется говорящим. Для иллюстрации своей позиции авторы «Логики Пор-Рояля» приводят следующий пример. «Например, если я хочу доказать, что наша душа бессмертна, то слово "душа'', будучи... неоднозначным, может внести в мои рассуждения путаницу. Чтобы этого избежать, я буду рассматривать слово "душа" так, как бы это был звук (при этом понятие "звук" в данном контексте используется как "знак идеи". — И. Г.), которому еще не придали никакого смысла, и стану применять его единственно к тому, что является в нас мыслящим начатом, предупредив: Я называю душой то, что является в нас мыыящим началом. Это и есть определение имени, defmitio nomirus, которое геометры применяют с такой пользой; его нужно отличать от определения вещи, definitio rei» [ Арно, Николь 1991, с. 82]. А вот пример, который приводит Паскаль для объяснения сущности номинального определения в своей работе «О геометрическом уме и об искусстве убеждать». Паскаль прямо говорит, что будет рассматривать такие дефиниции, которые логики называют номинальными. Их «пользу и назначение» он видит в том, что они сокращают речь и придают имени однозначность. «Например: — пишет Паскаль, — если надо выделить в числах те, которые делятся на два, и чтобы постоянно не повторять это условие, ему дают имя таким образом: я называю четным всякое число, которое делится на два» [ Паскаль 19946, с. 436]. Паскаль призывает соблюдать следующие правила: • действовать всегда методично; • вначале ясно обозначать вещь, а затем давать ей имя; • не злоупотреблять свободой при использовании имен; • в качестве средства от ошибок при использовании дефиниций проводить мысленный эксперимент: «мысленно ставить определяющее на место определяемого» и проверять адекватность проведенной процедуры; • «все определять и все доказывать»; • помнить, что последнее требование «абсолютно недостижимо», ибо оно не распространяется на «первые термины» и аксиомы. Из всего этого Паскаль делает вывод, что «необходимо придерживаться середины и не определять вещей ясных и понятных всем и определять все остальное» [ там же, с. 436-437]. Вместе с тем он, как затем и «Логика Пор-Рояля», предостерегает против смешения номинальных и реальных определений. Если первые конвенциональны, то вторые — нет. Однако и первыми, и вторыми, считает Паскаль, «недопустимо манипулировать», смешивая всякий порядок, ввергая всех в «неразрешимые противоречия» [ там же, с. 440]. Проблемы определения и у Паскаля, и у его последователей рассматриваются в общем дискурсе, заданном, в свою очередь, контекстом проведения процедуры доказательства и убеждения, которая должна быть корректной, соответствующей правилам и рациональной. Такие правила последовательно вводятся и уточняются Паскалем, а уже затем используются в «Логике Пор-Рояля». Особенность их подхода к процедуре доказательства заключается в том, что она, на мой взгляд, строится в рамках неформальной логики, в том смысле, что она отказывается от нахождения лишь в мире форм (форм мыслей) самих по себе, а исследует формы конкретных мыслей в конкретных контекстах их употребления. Именно поэтому Паскаль подчеркивает значение субъекта в процессе проведения процедуры доказательства. Паскаль, говоря об искусстве доказательства и убеждения, специально подчеркивает, что будет находиться в области рационального убеждения, но при этом он отмечает, что «всегда следует видеть того, кого убеждают; необходимо знать его ум и сердце, правила, которыми он руководствуется, и предметы, которые он любит» [ там же, с. 451]. Паскаль формулирует пять важнейших правил, которые необходимы для того, чтобы доказательства были убедительными и бесспорными: 1. «Не оставлять без дефиниций сколько-нибудь темных или двусмысленных терминов». 2. «Использовать в дефинициях только совершенно известные или уже объясненные термины». 3. «Принимать в аксиомах только совершенно очевидные истины». 4. «Доказывать все предложения, используя при этом только аксиомы, очевидные сами по себе, или предложения, уже доказанные или принятые». 5. «Никогда не злоупотреблять двусмысленностью терминов, подставляя на их место мысленно дефиниции, их ограничивающие или объясняющие» (см.: [ Паскаль 1994б, с. 454-455]).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.05 с.) |