Понятие “духовная жизнь” и ее показатели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие “духовная жизнь” и ее показатели.



Объяснение “духа” в античной философии.

Дух — философское понятие, часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

- понятие (панлогизм),

- субстанция (пантеизм),

- личность (теизм, персоналистические концепции)

Античные натурфилософы 6-5 веков до нашей эры определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. В экзистенциализме дух противопоставляется разуму, а неопозитивизм элиминирует данное понятие, как лежащее вне сферы научного познания.

Первоначально в Древней Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, библейско-христианская традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека.

В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание Д. как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.). Интеллектуалистическую сторону Д. особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д. как целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д. — это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.

В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.

 

Э.Дюркгейм о “духовности”.

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. Говоря о понятии духовность в работах Дюркгейма мы говорим о понятии аномии (буквально – без норм). Аномия – это состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную (индивидуальную) жизнь. У Дюркгейма аномия - следствие неполноты перехода общества от одного состояния к другому, а именно от механической солидарности к органической, когда старые институты и нормы уже разрушены, а новые еще не созданы.

Теорию аномии второй раз Дюркгейм разрабатывал в русле социологического объяснения феномена суицида. На сей раз угол зрения Дюркгейма меняется: исходным пунктом теоретических координат становится не общество, а индивид. Каждый человек, если это, конечно, не обитатель первобытных лесов, обладает очень широким кругом потребностей, желаний и абмиций. По мере взросления его самого и экономического развития общества, в котором он живет, потребности только расширяются. На каком-то этапе возникает противоречие между желаниями и возможностями. Однако средств ограничить непомерные аппетиты у самого человека нет (иначе бы он это давно сделал), ему нужны внешние ограничители. Регулирующую роль, по Дюркгейму, призвано сыграть общество. Только оно обладает достаточной моральной силой и духовным авторитетом к принуждению. Попытки со стороны других людей, поскольку никто из них такими свойствами не обладает, будут встречены в штыки. Правда, в исключительных ситуациях, когда само общество нуждается в регулировании, если оно внезапно переходит из одного состояния в другое, подверглось вторжению или впала в глубокий кризис, справиться со своими задачами оно не в силах. Вот тогда и наступает очередь царства теней. Аномия означает невозможность либо неспособность со стороны общества обуздать человеческие страсти и регулировать поведение больших масс людей.

+

В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм.

Наиболее яркое и последовательное воплощение дюркгеймовского социологизма проявилось в его концепции религии. Истоки и объяснения религии социолог предлагал искать в обществе. Происхождение религии он выводил из структуры первобытного общества как социальной организации. Утверждение «религия есть продукт социальной среды» заключало признание каузального приоритета общества. Как социальный факт религия выводилась из другою социального факта, в данном случае относившегося к социальной морфологии, т.е. строению и интенсивности социального общения. Источником религиозности оказывалась «собравшаяся вместе группа».

Изучая религию первобытного общества, видя в нем прообраз «сложных» современных обществ, Дюркгейм переносил особенности тотемизма на современные религии и отвергал идею Бога, как необходимого главного элемента религиозных систем. Он утверждал, что Бог верующих лишь «фигуральное выражение общества». Отсюда почти безграничное влияние религии на культуру, личность, а также основные закономерности человеческого мышления. Общество является автором и предметом религиозного культа и догматов, оно создает религию и вызывает религиозное поклонение, оно - Бог и верующий одновременно.

9. Духовность в структуре ментальности.   По статье Ф.И. Минюшева «Духовная жизнь россиян: научный аппарат анализа, состояние и рекомендации по обеспечению ее безопасности».

Ментальность - это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли - диктуются культурой, а эмоции - реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида

Ментальность и духовность.

Сложны взаимоотношения духовности и ментальности. В социологии духовной жизни, культуры ныне различают менталитет и духовность субъекта жизни. Верно ли это?Ментальность выступает в виде призмы, предназначенной для истолкования внешних информационных воздействий и социального опыта. Если точнее – мысленно-чувственной моделью интерпретации субъектом жизни внешних обстоятельств и фактов. Эта модель формируется у каждого человека в процессе социализации и опирается на невидную на первый взгляд духовную организацию в виде субъективной реальности (массового менталитета), обеспечивающей устойчивость, относительную самостоятельность (автономность) и повторяемость духовных явлений.

Анализ структуры ментальности позволяет различить слой стереотипов, архетипов культуры (расположенных в подсознании), бытовых знаний, актуальных норм и инструментальных ценностей («представителей» актуальных, «живых» потребностей).Чтобы выявить и понять различие или единство ментальности и духовности людей перейдем к выяснению социокультурных функций феноменов «духовность»и «менталитет», Ориентацию людей на смысловые ценности и вызванные ею социальные последствия можно выявить и оценить лишь изучая историческое и культурное поведение больших масс людей. Именно в поворотные моменты истории реализуется духовность людей в форме приобщения их к нечто более общему, нежели индивидуальная или групповая жизнь. Происходит трансцендирование существования («интенция»,т.е. устремленность и выход сознания за пределы индивидуальной повседневности)и приобщаются к высшим ценностям, такие как Свобода, Равенство, Истина, Добро, Справедливость, Красота, Безопасность…

Понятие духовность,по Минюшеву,можно ввести в поле ментальности.потому что функции их совпадают: оба понятия обслуживают процесс истолкования субъектом жизненных реальностей, обеспечивают процесс нарастающей самоидентификации человека (внутренней, духовной «сращенности» с ценностью)в условиях современных коммуникативных процессов и расширяющегося жизненного опыта личности.Метод структурно-функционального анализа дает нам возможность установить, что «духовность» характеризует качественное состояние «ментальности» как оценочный эталон. Применимы оценки ментальности субъекта жизни т.е. что она «духовна», «малодуховна», «бездуховна» и т.д. эталоны таких оценок находятся в культуре. Следовательно, духовность «возглавляет» описанную выше структуру менталитета: возникая в духовной жизни субъекта в последнюю очередь (процесс моральной социализации как части духовной, начинается лишь с возраста примерно 3-4 лет); обладая большей зрелостью, она окрашивает в свой цвет все «нижние этажи» - все структурные элементы менталитета субъекта оказываются, так или иначе сориентированными, в идеальном случае, на систему смысловых ценностей. Тем самым, совесть человека, формирующаяся в процессе социализации личности, оказывается способной регулировать повседневное поведение. Каждому известны трудности морального выбора при несовпадении требований обстоятельств и совести.

Духовная культура

Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.

Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.

Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.

Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.

Функции культуры

Культура сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство культура характеризует, прежде всего, способность продуцировать, сохранять и транспортировать духовные ценности различных форм и типов.

Главной функцией культуры является – сохранение и воспроизводство совокупного духовного опыта человечества, передача его из поколения в поколение и обогащение его.

Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества.

Духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и устанавливается нормальная сущность культуры.

Культура осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности.

Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию.

Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного поведения человека.

Кроме того, культура формирует эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достижением общества.

Следующая функция культуры – познавательная.

Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионального познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное.

Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов и явлений природы, которые стали объектом культуры.

Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков.

Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность.

Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

Кроме того, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действительных алгоритмов культурного поведения человека.

Реактивная функция культуры, проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстановить духовные силы, обновлять и приводить в норму свои духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется состоянием души.

17.

27.

Понятие “духовная жизнь” и ее показатели.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения (См.: Уледoв А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980)

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Основные элементы духовной жизни общества.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

-духовные потребности;

- духовная деятельность и производство;

- духовные ценности;

- духовное потребление;

- духовные отношения;

- проявления межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Духовные потребности - внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Духовное потребление - потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности.

Духовные отношения - отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества.

Духовные отношения - категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности. Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.025 с.)