Методология и методы педагогических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы педагогических исследований



Методология в педагогике - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методология выполняет регулятивную и нормативную функции. Методологическое знание может выступать в описательной (принципы, подходы и т.д.) или нормативной (указания, предписания) формах. Выделяют две формы методологии: дескриптивную (ретроспективное описание уже осуществленных процессов научного познания) и прескриптивную (разработка рекомендаций и правил осуществления научной деятельности).

Методы педагогических исследований – это пути, способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Особенности: Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития); Неповторимость; Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Выделяют традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические) методы. Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. К ним относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.

2.12. Перспективная и текущая подготовка преподавателя дисциплин профессионального цикла при изучении темы «Криминология и предупреждение преступности».

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Перспективная подготовка:

1. Изучение учебного плана (УП) темы «Криминология и предупреждение преступности»: анализ рабочего учебного плана для реализации поставленных целей и задач.

2. Изучение учебной программы предмета и ее модернизация (если это необходимо)

3. Разработка перспективно-тематического плана (ПТП). В ПТП фиксируются основные объекты материально-технического оснащения к уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Текущая подготовка заключается в составление плана-конспекта урока (поурочный план) при изучении темы «Криминология и предупреждение преступности»:

- Определить объем учебного материала урока, его место в системе уроков по теме.

- Определить воспитательные возможности учебного материала.

- Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.

- Наметить методы и приемы обучения на данном уроке.

- Разобрать структуру урока, определить поэтапность и продолжительность ее элементов.

- Определить средства и методику создания проблемной и (или) поисковой ситуации на уроке. Установить содержание и формы самостоятельной работы учащихся.

- Определить формы подведения итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом.

- Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые обучающимися.

- Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке.

- Разработать методику закрепления учебного материала по ходу урока или в конце его.

- Продумать методику контроля и учета знаний учащихся.

- Определить содержание и объем домашнего задания.

- Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету.

 

1.13. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем и мастером производственного обучения взаимного общения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности преподавателя и учащегося. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Виды современных педагогических технологий в профессиональном образовании:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- Технология педагогических мастерских

- Технология обучения как учебного исследования

- Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

- Технология эвристического обучения

- Метод проектов- Вероятностное образование (А. Лобок)

- Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

- "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

- Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

- Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин), - Дизайн-педагогика.

2. Предметно-ориентированные технологии обучения:

- Технология постановки цели

- Технология полного усвоения (по М. В. Кларина)

- Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

- Технология концентрированного обучения

- Модульное обучение.

3. Информационные технологии:

- ИКТ - Технологии дистанционного обучения

4. Технологии оценивания достижений учащихся:

- Технология "Портфолио"

- Безотметочное обучение

- Рейтинговые технологии

5. Интерактивные технологии:

- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

- Технология проведения дискуссий

- Технология «Дебаты» - Тренинговые технологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.011 с.)