Вестминстерская и консенсусная модели демократий (Лейпхарт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вестминстерская и консенсусная модели демократий (Лейпхарт)



Вестмин.(мажорит.)модель. Великобр. 1) Концентр-я исп.вл-ти в однопартийн.и кабинетах абсол.бол-ва. 2)Доминир-е правит-ва. (хотя парлам.сис-ма правл-я).3)двухпарт.сис-ма. (консерв – правоцентр., лейбористы – левоцентр., либералы и либ-демократы - центр). 4)Мажоритарн.(диспропорц.)сис-ма выборов. 5)Плюрализм групп инт-сов (конфронт-я: прав-во против профсоюзов). 6)Унитарн.и централиз.гос-во. (но!-с 1997 в Шотланд.и Уельсе свои ассамблеи). 7)Концентр-я законод.ветви в однокамерном законод.органе (Палата лордов без силы). 8)Гибкость конст-ции. 9)Отс-вие судебн.контроля над гос-вом(верховн.власть парл-нта, но!-Европ.суд и Европ.суд по правам чел-ка). 10)Контроль исп.вл-сти над центр.банком.(1997 – ослаб). Новая Зеландия. То же самое, но: 1)Лейбористы(левоцентр.) и Национ.партия(правоцентр.). 2)- 3)третьи партии почти не были у власти. 4) Есть 4 округа для Маори. 5)Плюр-зм еще выше! 6)но нас-е – 4млн, а в GB – 60млн. 7)в 1950 верхняя палата упраздн. 8)- 9)нет контроля. 10)еще хуже чем в Англии;1989 – Центр.банку можно все, кроме чрезм.повыш-я ур-ня инфл-и. но: 1996 – первые пропорц.выборы по Герм.сис-ме, 6 партий получили места в Парл, партии маори представлены!(изм-ны 1-е 5 пунктов Вестм.модели). Барбадос. 1)Лейбористы(правоцентр), Демократы(левоцентр).Не было коалиц.2)только 25 членов парл-та.3)почти без исключ.4)меньше диспропорц.при выборах.5)в посл.годы уменьш.6-10)Не читая мажорит.модель: писан.конст-я, у банка средн.ур.самот-ти. Консенсусн.модель. Швейц. и Бельг. 1)Исп.власть у кабинета большой коалиции. (Ш. – Федер.Совет,7 членов,4 партии:Христ-Дем,Соц-Дем,Радик.дем,Народа -2:2:2:1+лингвист.группы 4:2:1. Б. – Совет мин-ров, франкоговор=голланд.). 2)Баланс исп.и закон.вл-тей.(Ш. – ассамбл-независ, Б – парлам). 3)Мультипарт-ть (Ш – 4+ост., Б – Христ-Дем, Соц, Либер.+ост.). 4)Пропорц.пред-во (нижн.палаты). 5)Корпоративизм групп инт-сов (либеральный: бизнес сильнее профсоюзов). 6)Федер.и деценрт.гос-во (Ш-20 кантонов, 6полукант. Б-Фландрия,Валлония,Брюссель+фламандцы, франц и герм). 7)Двухпалатн.сис-ма (Ш – Нац.Совет(нижн)граждане,Совет Земель(верх)кантоны. Б – Палата Предст, Сенат). 8)Жесткость конст-и. 9)Суд.контроль (Ш-нет! Б – Арбитр.суд). 10)Незав.центр.банка. ЕС нет раздел.на зак, исп.и суд.органы. Зак:Совет ЕС, Евр.комиссии и Европарл-нт, исп:Комис. и Совет.1)Европ.комисс-27чл,каждые 5л.от стран.2)Парл.может расп.Комиссию2\3бол-ва,сост.бюджет,но Комис.(высш.исп.орган)зак.инициат.и автон.права в разл.обл-тях. Совет(27мин-ров) самый сильный.3)Парл(736чл)ок.8 партий.4)Парл.избир.на 5 лет прямым пропорц.сп.5)в процессе.6)по сравн.с др.межд.орг-ями.7)зак:Совет(27 чл.)+Парл(прям.выборы, предст.по нас-ю).8)Римский дог.+др.9)Европ.Суд.10)Европ.центр.банк.

1)концентрация исполнительной власти (кабинет министров формируется одной партией, имеющей даже незначительное большинство в парламенте); 2)слияние властных полномочий (исполнительных и законодательных) и доминирование кабинета министров (относительно законодательного органа); 3)асимметричная двухпалатная система, приближающаяся к однопалатности; 4)двухпартийная система; 5) разделение в рамках партийной системы происходит по проблемам, относящимся к одной области (социально-экономической), и не принимает радикальной формы; 6)на выборах (в одномандатных округах) побеждает тот, кто получил большинство (часто относительное) голосов избирателей (позже Лейпхарт дал иную формулировку – мажоритарная и диспропорциональная электоральная система); 7)унитарное и централизованное правление; 8)неписаная конституция и верховенство парламента (даже в конституционных вопросах), что обеспечивает гибкость конституции; 9)исключительно представительный характер демократии (особый элемент).+Лейпхарт: 10)плю-зм гр.инт-сов, 11)отс-вие суд.контр.как рез-т неписан.конст-ции, 12)концентр.вл-ти в парл.

Шугарт-Кэри


Классиф-ция режимов по ст-ни раздел.властей (раздельное выживание ассамблеи и кабинета) и типу правительств.кабинета (власть през-нта над каб-том). Различн.ист-ки формир-я и поддерж-я ветвей власти, но взаимод-е между ними. Каждая ветвь контролир.другую, не подвергая опасн-ти собств.независ-ть. Президентск.система: макс. ст-нь раздельности ист-ков форм-ния и обесп-е взаимн. контроля. 1) Всенародн.избрание през-та.2) Сроки и полном-я през-нта и законод.органа фикс. и не зависят друг от друга.3) През-нт формирует прав-во.4) През-нт - значит. полномочия в законод. сфере./ Предоставление през-нту законод.полномочий – гарантия исполн-я объявленной перед избирателями программы./ Исполн. власть – область исключит.полномочий през-нта. Макс.раздел-сть ист-ков форм-ния и поддерж-я властей. Премьер-президентск.: 1) През-нт избир-ся всенародно. 2) През-нт наделен существ.полномочиями.3) Одноврем. с през-нтом ф-ции исп.власти у премьер-министра, назначает кабинет, отв-ный перед законод. собранием. /През-ты могут распускать парл-нт, но не контрол-ть прав-во или ассамблею законод. ср-вами. Перестает быть премьер-президентск., если през-нт получает право единолично решать вопрос о смещении министров. Президентско-парламентск. (Россия): през-нт может назнач. и смещ. мин-ров, но министры зависят от доверия законод. собрания. 1)Наличием всенародно избранного президента.2)Президент назначает и смещает членов кабинета.3) Члены кабинета должны пользоваться доверием парламента.4)Президент имеет право распустить парламент (законодательную ветвь власти в целом). /У парламента и президента равные возм-сти по смещению членов кааб-та. Исполн. и законод.ветвь власти не имеют разл.источников поддерж-я. Парлам.: Германия. Ассамблейно-независимый:Швейц.1) исполн. власть назначается парл-том, но не может быть им смещена. 2) отсутствует необх-сть доверия законод.ассамблеи и исполн.власти. Н едостатки президентской системы: Нет времен.гибкости, мажоритарн.тенденции (и отс-вие должного представления меньш-в), двойная демократич.легитимность. Плюсы: подотчетность, идентифицируемость, взаимные сдержки, арбитраж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.003 с.)