Наташа Ростова - любимый женский образ в романе «Война и мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наташа Ростова - любимый женский образ в романе «Война и мир»



 

Идеалом женщины для Толстого является героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова. С первых строк мы видим, насколько симпатизирует ей писатель, который старался показать свою любимую героиню в самых ярких моментах ее жизни. Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: жизнелюбие, доброта, искренность, наивность, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить, радоваться жизни и дарить свою любовь и радость окружающим.

 Автор признается в том, что его любимица не обладает безупречной внешностью. Поначалу она худенькая и хрупкая, похожая на гадкого утенка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», а позже — располневшая, слегка неухоженная женщина - мать. Но Толстой убеждает читателей в том, что мраморная красота Элен Курагиной — ничто по сравнению с миловидностью, природным обаянием и очарованием Натальи Ростовой.

 Его маленькая Наташа — «порох», она все время в движении, полна жизни, за один день именин она успевает столько, что удивляешься — как такое возможно? Ей словно хочется жить и чувствовать за всех, во всем принять активное участие, и именно такой она предстает при первой встрече. А как прекрасна Наташа во время первого в своей жизни бала! Как искренна она в своих тревогах и мечтах, в своей надежде понравиться!

Любимая героиня Толстого привлекает благодаря своей одарённости. Когда она танцует, на неё с восторгом смотрят присутствующие. Пение Наташи восхищает окружающих. Когда звучал голос Наташи «даже знатоки – судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали ещё раз услыхать его». Брат Николай слушает пение Наташи широко раскрыв глаза и восхищенно говорит: «Что с ней сделалось? Как она поёт нынче!»

Одарённость Наташи проявляется в умении видеть и чувствовать красоту природы, именно это чувство во время первой встречи поразило Андрея Болконского, когда он услышал искренний восхищённый голос Наташи: «Ах какая прелесть. Ведь эдакой прелестной ночи никогда не бывало».

Богатство натуры Наташи раскрывается в её чуткости, и в тонкой интуиции. Это мы видели в том, как она почувствовала симпатию в Пьеру, в её антипатии к Долохову, который нравился свеем ростовым. Уже совсем юная Наташа интуитивно поняла, что Николай никогда не женится на Соне.

 Еще большее впечатление на читателей производит героиня в состоянии любви. Любить и быть любимой — это потребность, необходимая ей как воздух. В любви она преображается, становится более сдержанной, задумчивой, серьезной. Кроме того, мы видим, как любовь Наташи повлияла на Андрея Болконского, переживавшего тяжелый жизненный кризис. Андрей словно пробудился ото сна, а ночь, проведенная в Отрадном, сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Светлый, поэтически окрашенный мир Наташи помогает ему заглянуть в себя, почувствовать жизнь пo-новому и изменить свое отношение ко многим вещам.

 Но даже во влюбленном состоянии Наташа — все еще наивный ребенок, доверчивость которого коварно используют такие, как Анатоль и Элен Курагины. Поэтому требуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в настоящую Наталью Ростову— преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. И Наташа проходит немало испытаний, прежде чем стать по-настоящему взрослой и духовно вырасти: она получает первый в жизни жестокий урок, познав боль предательства, она переживает потерю любимого человека, а потом — гибель брата. Одна за другой на долю хрупкой девушки сваливаются беды, и, кажется, тяжелые удары судьбы должны сломить ее. Но нет, напротив, именно несчастья пробуждают в ней любовь к людям, к жизни.

 В атмосфере событий 1812 года проявляются новые черты внутреннего образа героини: раскрывается сила ее характера, чувство сострадания и взаимопомощи (в сцене отправки раненых из Москвы, в заботе о родителях и т. п.). Еще более привлекает Наташа в эпилоге: она — прекрасная мать четверых детей, жена, преданная своему мужу во всем и счастливая с ним. Для нее нет ничего важнее, чем дом и семья, и это лучший период ее жизни. На мой взгляд, в образе Натальи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты национального женского характера.

Билет №20

Образ Раскольникова: мучительные вопросы бытия; бедность; авторская характеристика героя; вещий сон Родиона; философия Раскольникова; преступление; нравственные муки героя.

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” — один из величайших философско-психологических романов. Автор поведал нам о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIXвека, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, личности бунтующей, задыхающейся от бедности и сознания собственного бессилия и бунтующей. Роман “Преступление и наказание” вышел в 1866 году. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были обществом отвергнуты, а новые еще не были выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.

 Главного героя романа — Раскольникова — волновали трудноразрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек — “тварь дрожащая” или владыка мира, “право имеющий” преступить моральные устои? Не могущий ничего или всемогущий, презревший людские законы и творящий свои?

Раскольников — не заурядный убийца, а честный и одаренный молодой человек с философским складом ума. Бедность Раскольникова унижает его гордость. В начале романа он выходит не из комнаты, а из “каморки”, которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая крайнюю нищету обитателя: “...он был задавлен бедностью”. В полицейском участке Раскольников признается: “Я бедный и больной студент, удрученный бедностью...”

Вот как писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: “...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце... Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то”. Позже, когда уже будет совершено убийство, характеристика героя пополнится, чтобы дать читателю понять, почему оно совершено: “...бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену... в рубище и в сапогах без подметок, — стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом - просроченный вексель...” Здесь на первое место выдвинуты те причины, которые вызваны социальным положением бедного студента. А то, что происходит в душе героя, его болезненные переживания автор раскрывает перед читателем, описывая сны Раскольникова. Сон перед убийством сгущает краски, появляются мрачные детали. Раскольников видит себя ребенком и становится свидетелем избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Мальчик очень сильно переживает эту смерть. Сон героя многозначен. Во-первых, в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон — символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить. В-третьих, сон героя — это своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия с поведением Свидригайловых и Лужиных, которым все дозволено в этой жизни, они ее распорядители. И бессильны попытки обездоленных людей (Мармеладовых, Раскольниковых) найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился с горя ее муж. На панели ее дочь Соня.

Есть и еще одно, может быть, самое главное значение сна — внутреннее отношение Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Раскольникова с задуманным убийством. Проснувшись, потрясенный Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, — о предстоящем убийстве старухи-процентщицы: “Боже! — воскликнул он, — да неужели ж... я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови... Господи, неужели?” Человеческая природа бунтует, и появляется признание: “...ведь я же знал, что я этого не вынесу... не вытерплю... это подло, гадко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...” Но, обдумывая этот сон, Раскольников яснее представляет себе мотивы убийства. Во-первых, растет ненависть к мучителям “клячонки”, а во-вторых, крепнет желание подняться до положения судьи, “иметь право” покарать зарвавшихся “хозяев”. Но Раскольников не учел одного — неспособности доброго и честного человека пролить кровь. Еще никого не убив, он понимает обреченность кровавой идеи.

Страшное решение тем не менее продолжает зреть в душе Родиона. Услышанный в трактире разговор студента с офицером об убийстве старухи ради денег, на которые можно сделать “тысячу добрых дел и начинаний, убеждает Раскольникова, что он имеет право на это убийство.

Кумиром Раскольникова как и многих молодых людей этого времени был Наполеон, которого считали сильной личностью. Вот и Раскольникову показалось, что он имеет право перешагнуть через кровь, чтобы доказать свою исключительность. Он разрешает себе «кровь по совести».

Достоевский доказывает, что это мировоззрение чудовищно, оно делает человека беспомощным перед злом, разрушает его, ведёт к одиночеству. Это путь к гибели рода человеческого.

Идея Раскольникова ужасна. Она делит людей на “высших” и “низших”, на “право имеющих” и “тварь дрожащую”. Эта идея освобождает людей от моральных обязательств. Раскольников убивает не только старуху-процентщицу и беззащитную Лизавету, но и самого себя. Он делает несчастными свою мать и сестру.

После убийства в жизни Раскольникова начинается страшный мучительный период. “Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту”.Это страшное преступление стало преградой между ним и всеми окружающими. Он пытается мучительно осмыслить, что с ним произошло и это вызывает всё более страшные страдания и боль. И Раскольников приходит к переосмыслению своего преступления: “Разве я старушонку убил? Я себя убил”. Нравственные муки Раскольникова усугубляются тем, что следователь Порфирий Петрович догадывается о его преступлении, и поэтому встречи со следователем становятся для Раскольникова мучительными.

Одиночество и мучительные раздумья становятся для Раскольникова всё более невыносимыми и откровенным он может быть только с Соней. В их судьбах много общего, много трагичного. Соня почувствовала в Раскольникове главное: что он “ужасно, бесконечно несчастен” и что она нужна ему. Соня считает, что Раскольников совершил преступление перед Богом, перед землей русской и русским народом, потому и отправляет его каяться на площадь, то есть среди людей искать спасения и возрождения. Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее, чем каторга. Он понимает, что только в любви и раскаянии может найти спасение. Постепенно Соня становится частью его существования. Раскольников видит: религия, вера в Бога для Сони — то единственное, что осталось ей “подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков”.

 Для самого Достоевского в понятии “Бог” слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости, любви. И герой Достоевского приходит к выводу, что Бог — воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Раскольников обращает свой взор к каторжанам, которые рядом с ним, и понимает, что он им нужен: осужденные, отверженные ждут его помощи. Это первый проблеск счастья и душевного очищения героя.

Достоевский приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать себя в жизни не через человеконенавистничество, а через любовь и доброту, через служение людям. Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни: от преступления до сострадания и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя.

Критики о творчестве Островского. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году. В это время особенно обостряется общественно-политическая борьба накануне отмены крепостного права. Появившись в печати, пьеса вызвала бурные споры. Особенно острыми были разногласия между статьями, опубликованными в революционно-демократических журналах, «Современник» и «Русское слово». Особенный интерес вызвала статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». В начале статьи он заявил, что «Гроза» сеть самое решительное произведение Островского. Потому что «отношение самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Добролюбов утверждает, что в «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. То есть как раз то, что обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Особенно большое значение придают Добролюбов образу Катерины. Он считает очень важным, что Островский показал протест женщины. Если протестует самое забитое и униженное существо, то это значит, что терпению приходит конец. «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых». Добролюбов сравнивает Катерину с большой многоводной рекой, которая «Течёт как требует её природное свойство. Характер её течения……зависит от местности, через которую она прохолодит». Среда самодуров заставила эту «реку протеста» бурлить и Катерина не выдерживает царство Диких и Кабановых и протестует против них. Добролюбов оправдывает поступок Катерины «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и над домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Критик подчёркивает. Что смерть Катерины означает её победу над «тёмным царством».

В спор с Добролюбовым вступает критик Д.И. Писарев. В своей статье он назвал Катерину «полоумной мечтательницей». «Вся жизнь Катерины, - по его мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий, она кидается из одной крайности в другую… и перепутавши всё, она решает сложности самым глупым средством – самоубийством». Эта статья Писарева появилась в 1864 году. Этим можно, наверное, и объяснить мысли Писарева. Ведь 1864 год – это время спада революционного движения. Писарев был разочарован в итогах революционной демократии и поэтому протест Катерины он считает бессмыслицей.

Наиболее глубоко почувствовал смысл «Грозы» Аполлон Григорьев. Он увидел в ней «поэзию народной жизни, смело, широко и вольно» захваченную Островским». В сюжете от отмечал силу страсти глубокой и трагически роковой.

Большинство читателей, современников Островского, соглашались с оценкой Добролюбова. Я считаю, что статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» наиболее полно и правильно отражает основной конфликт пьесы и даёт нам, современным читателям, возможность правильно понять характер Катерины, ставшей лучом света в тёмном царстве.

Билет №21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.011 с.)