Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды.



Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.Цель управления природопользованием и охраной окружающей cpeды – предупреждение негативного воздействия общественной деятельности на окружающую среду, которое выходит за рамки необходимого для общества потребления природы. Управление экологией является составной частью управленческой деятельности государства в целом. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта управления.

Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.

Органы специальной компетенции:

· Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

· Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

· Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);

· Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь;

· Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

· Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

· Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии (Госкомзем) при Совете Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.


128. Правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов (земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, озонового слоя и климата).

В экологическом праве основным законом является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 г. Этот закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Объектами экологических отношений в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, право природопользования. Часть названных объектов — земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, растительный и животный мир являются компонентами природной среды, другие — леса, особо охраняемые природные территории, природные ландшафты — природными объектами или комплексами. Природоресурсная часть экологического права включает:

• земельное право – правовой режим использования и охраны земель;

• горное право – правовой режим использования и охраны недр;

• водное право – правовой режим использования и охраны вод;

• лесное право – правовой режим использования и охраны лесов;

• правовой режим охраны и использования животного мира;

• правовой режим охраны и использования растительного мира;

• правовая охрана атмосферного воздуха;

• правовая охрана озонового слоя.

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:

· Кодекс Республики Беларусь о земле,

· Кодекс Республики Беларусь о недрах,

· Водный кодекс Республики Беларусь

· Лесной кодекс Республики Беларусь,

· Законы Республики Беларусь: «О растительном мире», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и т.д.


129. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная).

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба. В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Административными правонарушениями считаются также неиспользование земель; несоблюдение требований природоохранного режима их использования и прочие. Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны. К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальный потери, в частности умышленное уничтожение или значительное повреждение лесных массивов путем поджога или неосторожного обращения с огнем, незаконная порубка леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие виды наказаний, предусмотренные законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.007 с.)