Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Проектирование техпроцессов изготовления типовых деталейСтр 1 из 8Следующая ⇒
Глава 12. Проектирование техпроцессов изготовления типовых деталей Технология производства валов и осей Разновидности валов. В приборостроении, как и в изделиях других отраслей промышленности, встречаются валы разнообразных конструкций: гладкие и ступенчатые, сплошные и полые. Наибольшее распространение получили ступенчатые валы. Валы считаются ж е с т к и м и, если отношение длины к диаметру не превышает 15, и н е ж е с т к и м и, если это отношение более 15. Нежесткие валы приходится обрабатывать (точить, шлифовать) с применением люнетов.
Заготовки для валов. При изготовлении валов исходные заготовки получают либо путем пластического деформирования (ковка, штамповка, обжатие на ротационно-ковочных машинах, электровысадка, поперечно-винтовая прокатка), либо путем резки стандартного проката. На рис. 12.1 показаны заготовки, полученные различными способами: для изготовления ступенчатых валов - штамповкой в подкладных штампах (а); для валов с фланцами - штамповкой на горизонтально-ковочной машине (б); для ступенчатых валов в крупносерийном и массовом производстве - поперечно-винтовой прокаткой (в). а) б) в) Рис. 12.1 Заготовки валов, полученные различными способами. С увеличением масштаба выпуска деталей большое значение придается эффективности использования металла, которая характеризуется отношением массы готовой детали, к расходу металла на исходную заготовку. Это отношение называют коэффициентом использования металла. Для серийного и массового производства этот коэффициент составляет более 0,75 н доходит до 0,95.
Рис. 12.2 Схема ротационного обжатия. В отверстие неподвижной головки 1 машины запрессовано стальное кольцо 2. Между кольцом и шпинделем 7 помещена обойма 3 с цилиндрическими роликами 5, которые выступают из отверстий обоймы. В шпинделе имеется паз, в котором размещены две матрицы 6 и два бойка 4. В процессе вращения шпинделя под действием центробежных сил бойки расходятся (положение 8). В тот момент, когда бойки набегают на свободно вращающиеся в обойме 3 ролики, матрицы перемещаются к центру и обжимают заготовку (положение 9). Осевое перемещение заготовки происходит в тот момент, когда матрицы разжаты. Длительность обработки одной заготовки составляет 40-70 с. Рис. 12.3 Размещение инструментов для различных схем изготовления валов. При наладке станка по наименьшей ступени l3 (рис. 12.3, б) ход суппорта будет определяться длиной ступени l3. В этом случае для обточки других ступеней устанавливают по нескольку резцов, причем число резцов зависит от соотношения длин ступеней l1/l3 и l2/l3. Второй вариант более производителен, но его недостатком является появление уступов при обтачивании ступени несколькими резцами из-за неточности установки резцов на размер и разной интенсивности их изнашивания. Установку резцов производят по эталонной детали или вне станка, применяя сменные блоки.
Рис. 12.4 Схема наладки копировального полуавтомата. Поперечным суппортом можно выполнять и подрезку торцов. Время для наладки средней сложности составляет 30-35 мин, что в 2-3 раза меньше времени соответствующей наладки многорезцового станка. При чистовом точении обеспечивается точность, соответствующая 9-му квалитету вместо 11-го при многорезцовом обтачивании. Наблюдается малое влияние упругих сжатий системы, так как при продольном точении участвует в работе только один резец. Повышается качество обработанной поверхности: отсутствуют уступы, характерные для многорезцового обтачивания одной ступени. Обработка ведется на более высоких скоростях резания, так как при многорезцовом точении скорость резания занижается с целью повышения стойкости резцов до 3-4 ч. Шлицевые поверхности на валах обычно получают обкаткой червячной фрезой на шлицефрезерных или зуборезных станках. Шлицы фрезеруют за два прохода. У закаливаемых валов, центрируемых по наружной поверхности, обработка шлицев включает следующие операции: предварительное шлифование наружной поверхности; фрезерование шлицев с припуском на шлифование боковых поверхностей; термическую обработку; чистовое наружное шлифование; чистовое шлифование боковых поверхностей шлицев, которое выполняется на шлицешлифовальном полуавтомате одновременно двумя кругами (рис. 12.5, а) с применением делительного механизма для поворота заготовки. Рис. 12.5 Схемы обработки шлицов. У таких же незакаливаемых валов обработка шлицев состоит из двух операций: наружного шлифования цилиндрической поверхности и фрезерования шлицев. Если шлицевое соединение центрируется по поверхности внутреннего диаметра, то последовательность операций до термообработки остается той же, что и при обработке шлицев, центрируемых по наружному диаметру; после термообработки выполняют чистовое шлифование боковых поверхностей шлицев и чистовое шлифование по внутреннему диаметру. В этом случае шлицы шлифуют либо профильным кругом одновременно по боковым поверхностям и дну впадины (рис. 12.5, б), либо в две операции: шлифование двумя кругами боковых поверхностей (рис. 12.5, а), а затем шлифование внутренней поверхности кругом, заправленным по дуге (рис. 12.5, в). Шлифование одним профильным кругом дает наилучшие результаты по точности и производительности.
Шпоночные пазы в зависимости от их конструкции, обрабатывают либо дисковой фрезой, если паз сквозной, либо торцовой (пальцевой) фрезой, если паз глухой. Вал устанавливают в центрах или по наружной поверхности на призмы приспособления. При установке вала на призмы появляется погрешность установки, влияющая на точность глубины паза). Шпоночные пазы изготовляют на горизонтально- и вертикально- фрезерных станках. При изготовлении глухих шпоночных пазов в серийном и массовом производстве применяют шпоночно-фрезерные полуавтоматы, работающие "маятниковым" методом: двузубая пальцевая фреза (рис.12.6) за один проход подается на глубину резания t=0,2?0,3 мм и фрезерует паз на всю длину, затем вновь подается на эту же глубину и фрезерует паз в другом направлении и так до получения полной глубины паза. Рис. 12.6 Схема фрезерования шпоночного паза. Фрезерование пазов в крупносерийном и массовом производстве целесообразно выполнять с применением многоместных приспособлений комплектом фрез. Изготовление резьбы. Резьбы на валах могут быть наружные и внутренние. Внутренние резьбы нарезают машинными метчиками на сверлильных, револьверных и резьбонарезных станках в зависимости от масштаба производства. Наружные резьбы нарезают резцами, гребенками, плашками, а также получают фрезерованием, вихревым методом, накатыванием. В мелкосерийном и единичном производстве наружные резьбы изготовляют на токарно-винторезных станках с применением резьбовых резцов или гребенок, обеспечивая 6-8-ю степени точности. Резьбы 4-й степени точности нарезают на прецизионных токарно-винторезных станках.
Рис. 12.7 Схема нарезания резьбы гребенчатой фрезой. При фрезеровании кроме вращения фрезы и медленного вращения заготовки необходимо обеспечить осевое перемещение фрезерной головки на шаг резьбы за один оборот заготовки. Накатывание резьбы применяют в крупносерийном и массовом производстве. При этом получают резьбу 6-й степени точности. Накатывание резьбы в 10-20 раз производительнее нарезания ее резьбовыми головками. Если вал не подвергается закалке, то резьбу нарезают после окончательного шлифования шеек, что устраняет возможность повреждения резьбы в процессе передачи вала на другую операцию. Шлифование валов выполняют на круглошлифовальных и бесцентровошлифовальных станках. Валы с точностью шеек, соответствующей 6-му квалитету, шлифуют в две операции (два перехода): предварительное и чистовое шлифование. При обработке валов на круглошлифовальных станках технологической базой являются центровые отверстия на торцах заготовки. От качества центровых отверстий зависит точность обработки, поэтому перед шлифованием центровые отверстия нередко подвергают исправлению путем шлифования конусным кругом. При шлифовании наиболее распространены два метода: метод продольного шлифования (рис. 12.8, а), применяемый при обработке поверхностей значительной протяженности, и метод врезного шлифования (рис. 12.8, б), применяемый при обработке коротких шеек. Рис. 12.8. Схемы шлифования валов. В серийном и массовом производстве шлифование вторым методом часто выполняется по автоматическому циклу, что обеспечивает лучшее качество обработки и повышает производительность. В тех случаях, когда необходимо достигнуть точности размеров, соответствующей 5-му или 6-му квалитету, и шероховатости поверхности Ка = 0,1 мкм и меньше, после чистового шлифования шейки вала притирают.
Изготовление гладких валов. Исходной заготовкой является калиброванный прокат. Последовательность изготовления вала следующая: 1) отрезание штучных заготовок и снятие фасок на токарно-отрезном станке или на отрезном автомате; 2) предварительное шлифование заготовок на бесцентровошлифовальном станке; 3) фрезерование шпоночных канавок на шпоночно-фрезерном полуавтомате; 4) обработка поперечного отверстия; 5) термическая обработка токами высокой частоты; 6) чистовое шлифование на бесцентровошлифовальном станке. Рис. 12.9 Схемы базирования корпусных заготовок. Детали фланцевого типа базируют по торцу фланца и точно обработанному буртику (рис. 12.9, б). Вместо поверхности буртика в качестве базы может быть принята поверхность основного отверстия. Корпуса призматической формы, у которых отверстия малы, базируют по трем плоскостям, причем базирование возможно либо по наружным поверхностям, либо по одной наружной и двум внутренним (рис. 12.9, в). Рис. 12.10 Схема последовательного фрезерования корпусных заготовок. Возможна установка корпусов и в два ряда, а также обработка с перекладыванием заготовок. Сущность последнего способа заключается в том, что каждая заготовка станко-партии последовательно переустанавливается в несколько положений, что обеспечивает обработку плоскостей с разных сторон. При этой схеме наладки необходимо, чтобы обрабатываемые поверхности располагались в одной плоскости и обрабатывались за один ход стола. Такое построение операций повышает производительность фрезерования и сокращает время на переналадку станка. Рис. 12.11 Схема работы вертикально фрезерного станка. На рисунке: / - станина станка; 2 - вращающийся стол; 3 - торцовая фреза. Новые заготовки устанавливают со стороны, противоположной расположению фрезы. При черновой обработке плоскостей эффективно применение обдирочного шлифования торцом сборного сегментного шлифовального круга со снятием припуска до 4-5 мм. Торцовые поверхности корпусов, имеющих конфигурацию тел вращения, обрабатывают точением на токарно-карусельных станках или на расточных станках с применением головок с подрезными пластинами или цековок. Точность отверстий. Точность обработки отверстий зависит от метода расточки. При расточке консольной оправкой геометрические неточности станка влияют на погрешности обработки больше, чем при расточке скалкой в кондукторе. Если отверстия изготавливаются с применением кондуктора, погрешность зависит от точности кондуктора и расточной скалки и от зазоров между скалкой и кондукторными втулками. Рис.12.12 Изготовление втулки из штучной заготовки. 2) протягивание отверстия с установкой заготовки на сферическую самоустанавливающуюся шайбу, так как торец втулки не обработан; Контроль втулок заключается в проверке их размеров, концентричности наружной поверхности относительно отверстия, перпендикулярности торцовых поверхностей к оси отверстия и шероховатости поверхности. В крупносерийном и массовом производстве при контроле применяют многомерные индикаторные контрольные приспособления. Рис.12.13 Схема изготовления колес до нарезания зубьев. Возможен также следующий вариант обработки: зенкерование прошитого отверстия и подрезка одного торца на вертикально-сверлильном станке и затем обтачивание заготовки на многорезцовом станке в две операции (предварительное и чистовое точение). В серийном и массовом производстве токарные работы можно выполнять на многошпиндельных токарных полуавтоматах. На рис. 12.14 показан пример наладки шестишпиндельного полуавтомата. Рис.12.14 Схема наладки шестишпиндельного полуавтомата. В верхней части рисунка представлена циклограмма обработки, в которой позиция / обозначает снятие изготовленной детали и установку новой заготовки. На позициях // и /// принята расточка отверстия взамен зенкерования и протягивания, что обеспечит необходимую перпендикулярность базового торца относительно отверстия. На позиции IV выполняют предварительную подрезку двух торцовых поверхностей; на позиции V - чистовую подрезку этих поверхностей и наложение фаски; на позиции VI - наложение двух фасок на отверстии. Обработка заготовок под нарезание зубьев для колес с хвостовиком принципиально не отличается от обработки ступенчатых валов. Для обеспечения точного базирования заготовки при зубонарезании одну шейку и опорный торец венца следует шлифовать. Рис.12.15 Возможные схемы нарезания зубьев. В качестве предварительной операции находит применение горячее накатывание зубьев с последующей чистовой обработкой зуборезным инструментом. При выполнении операций зубообработки получают распространение новые, более производительные методы: 1) одновременное строгание всех зубьев колеса фасонными резцами с радиальной подачей (рис. 12.15, в); 2) протягивание зубьев; 3) накатывание зубьев. Шевингование зубьев выполняют после чистового зубофрезерования для достижения 7-й степени точности. На рис. 12.16, а показана схема зубошевингования с помощью круглого шевера, имеющего на боковых поверхностях специальные канавки для съема тонкой стружки. Рис.12.16 Схема шевингования зубьев. Из схемы видно, что при шевинговании происходят три движения (/ - вращательное реверсивное, // - продольное и /// - радиальной подачи колеса), что обеспечивает равномерный съем припуска по профилю зубьев. Для увеличения скольжения зубьев шевера по поверхности зубьев колеса шевер располагают под углом «фи» = 10? 15°. При шевенговании металл с боковой поверхности зубьев снимается по линии точек контакта сопряженных профилей зубьев шевера и колеса (рис. 12.16, б). Время шевингования 1,5-2,5 с на один зуб. Термическая обработка зубчатых колес - сплошная закалка и отпуск - снижает точность зубчатых венцов в результате деформаций. В связи с этим после термообработки зубья подвергают отделочным операциям: шлифованию и притирке. Этим отделочным операциям предшествует шлифование базового отверстия и торцов ступицы. Шлифование отверстия и одного торца выполняют путем базирования колеса на эвольвентные поверхности зубьев в специальном патроне с упругой мембраной. Шлифование зубьев применяют, в основном, при изготовлении зубчатых колес 6-й и 5-й степеней точности. Известны два метода зубошлнфованпя: копированием и обкатыванием. Копирование заключается в последовательном шлифовании впадин зубьев шлифовальным кругом, заправленным по профилю зубьев обрабатываемого колеса (рис. 12.17, а). Рис.12.17 Схема шлифования зубьев зубчатых колес. А - деление заготовки на зуб. Радиальная подача сообщается шлифовальному кругу после полного оборота зубчатого колеса. Этот метод обеспечивает 6-7-ю степени точности. Обкатывание основано на зацеплении шлифуемого колеса с воображаемой рейкой, в один или несколько зубьев которой вписан прямобочный профиль шлифовального круга. Шлифование методом обкатывания можно выполнять двумя способами: по принципу единичного деления, т. е. последовательного шлифования каждого зуба, и по принципу непрерывного шлифования. Нарис.12.17,б показана схема обкатывания по принципу единичного деления тарельчатым кругом: А -деление заготовки на зуб; В - движение обката заготовки; С - возвратно-поступательное движение заготовки, обеспечивающее шлифование по всей длине зуба. Способ обеспечивает 5-6-ю степени точности, но по производительности уступает копированию примерно в 3 раза. На рис. 12.17, в показана схема непрерывного шлифования зубьев червячным шлифовальным кругом на станках завода "Комсомолец". Этот способ обеспечивает 6-5-ю степени точности и примерно в 5 раз производительнее обкатывания с единичным делением.Схема притирки зубьев показана на рис. 12.18. Рис.12.18 Схема притирки зубьев. Зубчатое колесо 3 находится в зацеплении с тремя притирами 1, 2 и 4, изготовленными из серого чугуна. Ось притира 2 параллельна оси обрабатываемого колеса, а оси других притиров расположены под углом 3-5°, что увеличивает скольжение зубьев притира относительно зубьев колеса. В процессе обработки применяют мелкозернистый абразив. Припуск на притирку оставляют не более 0,02 мм на сторону. Притирка улучшает качество поверхности зубьев, но мало повышает точность (не более чем на 0,5 степени). Обработка зубьев конических колес. Конические колеса с прямыми зубьями нарезают на зубострогальных станках модели 526, работающих по принципу обматывания одновременно двумя резцами. На рис. 12.19, а показана схема зубострогания на этом станке. Заготовка 1 и резцы 2 как бы воспроизводят зацепление в конической передаче, причем резцы являются зубом плоского колеса. Рис. 12.19 Схемы нарезания зубьев конического колеса. В процессе строгания резцы имеют возвратно-поступательное движение, а резцовая головка и обрабатываемое колесо вращаются, обеспечивая процесс обкатывания. При зубострогании получают 8-ю степень точности. Если модуль зубьев превышает 3-4 мм, то применяют предварительную прорезку канавок дисковыми модульными фрезами. Зубострогание применяют для нарезания колес с прямыми и косыми зубьями в условиях единичного и серийного производства. В крупносерийном производстве целесообразно нарезать зубья обкатыванием двумя дисковыми фрезами с прямолинейными режущими кромками на станках моделей 5П23 и 5230 (рис. 12.19, б). Этот способ производительнее зубострогания. Получает также распространение весьма производительный способ обработки зубьев на протяжных станках круговой протяжкой, применяемый для изготовления прямозубых конических колес небольших габаритов. Конические колеса с круговыми зубьями нарезают специальными многорезцовыми головками. После термообработки зубья конических колес шлифуют обкатыванием. Рис.12.20 Схема изготовления червячных колес. При фрезеровании с тангенциальной подачей у червячной фрезы 3- 4 первых витка должны быть срезаны на конус. Этот способ зубообработки дает большую точность, чем нарезание с радиальной подачей. В единичном производстве при отсутствии соответствующей червячной фрезы нарезку зубьев червячного колеса выполняют с помощыо фасонного резца, закрепленного в оправке, применяя тангенциальную подачу. Червячные колеса 6-7-й степеней точности подвергают дополнительной обработке шевингованием на зубофрезерном станке высокоточной червячной фрезой с мелкими и часто расположенными зубьями, применяя радиальную подачу. Контроль зубчатых колес осуществляют после отдельных этапов обработки, т. е. до зубонарезания, после зубонарезания и после окончательной обработки. До зубонарезания у заготовки проверяют диаметральные и линейные размеры, а также биение базового торца и диаметральной поверхности венца. После зубонарезания контроль в цеховых условиях осуществляют с помощью прибора для комплексной проверки (рис. 12.21). Рис.12.21 Схема прибора комплексной проверки зубчатых колес. В этом приборе проверяемое колесо 1 находится в беззазорном зацеплении с эталонным зубчатым колесом 2, которое посажено на палец подпружиненной подвижной каретки 3. Вращая плавно от руки проверяемое колесо, по показаниям индикатора 4 определяют отклонения межцентрового расстояния, вызванные эксцентриситетом зубчатого венца, ошибками шага и профиля. Толщину зуба удобно проверять кромочным штангензубомером. Глава 12. Проектирование техпроцессов изготовления типовых деталей
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.049 с.) |