От направления отклонения скорости роста и развития организма от стандарта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От направления отклонения скорости роста и развития организма от стандарта



Отклонение скорости роста и развития организма от стандарта Ретардация Акселерация
Биологический возраст (Б.в.) относительно паспортного возраста (П.в.) Б.в < П.в. Б.в. > П.в.
Тенденции в нарушении состояния здоровья - кариес, - снижение функциональных показателей - вегето-сосудистая дистония, - хронический тонзиллит, - другие заболевания верхних дыхательных путей (фарингит, ларингит, ринит), - аллергические заболевания

Критерии биологического возраста: 1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).

Вторичные половые признаки. Различают несколько стадий развития каждого признака (по схеме Штефко и Островского, 1929).

Развитие молочной железы – 4 стадии: Ма1 - околососковый кружок вместе с соском выступают в виде конуса, Ма2-значительное конусообразное выступание желез, Ма3-сосок поднимается над околососковым кружком, Ма4-железа достигает размера и формы, характерной для взрослой женщины.

Развитие соска у мальчиков – 2 стадии: С1 - набухание околососкового кружка, С2 - околососковый кружок плоский, темнопигментированный, с редкими волосками по краю, сосок сформирован.

Оволосение лобка – 3 стадии (для девочек), 4 стадии (для мальчиков): Р1 - единичные волосы, Р2 - выраженный волосяной покров, Р3-длинные, густые вьющиеся волосы по всему лобку. У юношей на стадии Р4 волосы поднимаются по белой линии живота.

Оволосение подмышечных впадин – 3 стадии: Ах1 - единичные волосы, Ах2 - выраженный волосяной покров, Ах3 - полный волосяной покров.

Оволосение лица у мальчиков – 3 стадии: F1 – появление густого пушка над верхней губой, F2 – появление отдельных жестких волос на лице, F3 – наличие сформированных усов и бороды.

Мутация голоса для мальчиков – 2 стадии: V1 – ломающийся голос, V2 – мужской голос.

Развитие кадыка для мальчиков – 2 стадии: L1 – не контурируется, но ясно прощупывается при пальпации, L2 – выступает. У подростков размеры тела тем больше, чем сильнее развиты вторичные половые признаки. Выявляется определенная тенденция более раннего полового созревания девочек дигестивного типа и мальчиков мышечного типа.

Скелетная зрелость. Костный возраст определяется по стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Стадии оссификации костей кисти и запястья используют чаще. Степень связи между признаками полового созревания и окостенения скелета у мальчиков максимальна в 14-15 лет, у девочек в 12-13 лет. Раннее половое развитие приводит к ускорению созревания скелета, а при позднем, соответственно, к задержке. Индивидуальная вариабельность в сроках оссификации скелета достаточно велика (4-5 лет).

Зубная зрелость определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов и сопоставления его с существующими нормативами. Молочные зубы появляются у детей с 6 мес. до 2 лет, а постоянные зубы - в от 6 до 13 лет, за исключением третьих моляров. Поэтому, зубная зрелость может быть показателем биологического возраста только до 13-14 лет. Принято считать, что сроки прорезывания зубов более постоянны, чем сроки оссификации скелета и появления вторичных половых признаков.

Биологический возраст дошкольников определяется по комплексу показателей ФР: длине тела, числу постоянных зубов, отношению окружности головы к длине тела, выполнению "Филиппинского теста"[1]; школьников - по длине тела, числу постоянных зубов, степени выраженности вторичных половых признаков и возрасту menarche у девочек. В ряде исследований используются также погодовые прибавки длины тела, масса тела, окружность грудной клетки, а также функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и пр.

Регулярность проведения медицинских профилактических осмотров:

- дети до 1 года: ежемесячно;

- от 1 года до школы (т.е. до 6-7 лет): 2-4 раза в год;

- школьники, студенты и пр.: 1-2 раза в год.

 

19. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков; критерии и группы здоровья. Показатели индивидуального здоровья, медицинская классификация здоровья детского населения. Технология определения групп здоровья. Генеалогический анамнез.

Различают 5 групп здоровья.

           Первую группу составляют здоровые дети, без отклонений (не имеющие хронических заболеваний; болевшие не более 3-х раз за годовой период наблюдения; имеющие соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие; не имеющие уродств, увечья, функциональных отклонений).

Вторую группу (группу риска) составляют здоровые дети, но с морфологическими отклонениями и/или сниженной сопротивляемостью организма (не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; болеющие часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней один случай заболевания); реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела).

Третья группа - это больные в состоянии компенсации (имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии компенсации; с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия).

Четвертая группа – это больные в состоянии субкомпенсации (имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации - с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых инкурентных заболеваний; с врожденной патологией, пороками развития).

Пятая группа - больные в состоянии декомпенсации (дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации; со значительным снижением функциональных возможностей; инвалиды).

Генеалогический анамнез представляет собой совокупность информации, которую врач получает посредством расспроса больного и его ближайшего круга общения на присутствие наследственной болезни.

20. Школьная зрелость; понятие, медицинские и психофизиологические критерии оценки. Определение готовности ребенка к обучению в школе. Школьная зрелость как комплексная медико-психологическая проблема.

Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость
определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу.

На основании закономерности гетерохронного развития детского организма разработаны медицинские и психофизиологические критерии школьной зрелости.

Медицинские критерии:

• уровень биологического развития;

• состояние здоровья на момент осмотра;

• острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологическое критерии развития школьно-необходимых

функций:

• результаты выполнения теста Керна-Ирасека по 3 заданиям: нарисовать человечка, скопировать фразу, срисовать группу точек;

• качество звукопроизношения (наличие дефектов речи);

• результаты выполнения мотометрического теста «вырезание круга».

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними родители и воспитатели дошкольных учреждений.

21. Гигиенические принципы размещения, планировки, эксплуатации учреждений для детей и подростков. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию дошкольных детских учреждений.

Удаленность от места жительство обслуживаемых детей не более 300 м для детских дошкольных учреждений. На каждого ребенка должно приходиться до 40-50 м² земельного участка и зеленые насаждения занимать не менее 50% площади участка. При планировке и строительстве дошкольных учреждений исходят из принципа групповой изоляции как в здании, так и на участке. Предусматривается достаточная площадь участка, благоприятный воздушно-тепловой режим, естественное освещение, инсоляция зданий и др. Детские сады строятся на 25, 50, 90, 140, 280, 320 мест. А также в виде комплексов на 560 и 640 мест.

Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ, организации учебного процесса.

Земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000 м для городских и до 2000м для сельских школ). На каждого ребенка должно приходиться до 40-50 м², а общая площадь должна составлять 1,7 – 3,0 га, а зеленые насаждения занимать не менее 50% площади участка. Планировочная структура школьного здания зависит от типа учебного заведения: мысовые, общеобразовательные; школы продленного дня; школы-интернаты с круглосуточным пребыванием; вечерние школы; школы для детей с различными пороками развития; школы санитарного типа. Гигиенические требования ко всем типам школ почти одинаковы: высота не более 3-х этажей. Только в плотно застроенных городах допускается строительство 4-5-этажных школ. Учитывается разделение учащихся по возрастным группам. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от источников шума и загрязнения воздуха.

Классная комната по нормативам в глубину не должна превышать 6.3м, т.к. снижается ее естественная освещенность. Длина -8 – 8,4м. максимум 9м. Высота не менее 3м. Кубатура на одного учащегося – 3,75 м³.

Лаборатории химии, физики и биологии следует располагать в отдельном крыле здания, их площадь 66 – 70 м². Спортзалы (228 м²) располагаются на 1 этаже.

Школы – интернаты на 280-560 человек. Строят отдельно учебные корпуса и спальный корпус.

Температурный режим поддерживается за счет водяного и панельного отопления, обеспечивающий тепловой комфорт. Перепад температуры не должен превышать по горизонтали 2 ˚С, по вертикали 2,5 ˚С. Влажность в пределах от 40 до 60%. Ориентация окон: Ю, Ю-В.

В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

2. Гигиена учебных занятий в школе, школьная мебель.

Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:

а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.

Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление их здоровья.

Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

Основными компонентами режима дня школьника являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору

1) На уроках обязательно должны проводиться динамические паузы (физкультминутки), для учащихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуты от начала урока, для остальных — в середине урока.

2) Ограничение времени беспрерывного письма. Оптимальная длительность письменных работ для детей 1-го класса должна составлять 5-8 мин, для учащихся 4-го класса — может быть увеличена до 20 мин.

3) В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин.

4) Согласно гигиеническим рекомендациям длительность показа диафильмов, диапозитивов для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин. Показ кинофильмов и телепередач не должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для учащихся 8-10-х классов — 25-30 мин. Для детей и подростков общая продолжительность работы с компьютером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних— 15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут. Для 16-летних подростков допускаются 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 и 20 мин.

Предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1-3-й классы -24 ч., 4-й классы – 27 ч, 5-7-й классы – 29 ч, 8-й класс – 30 ч, 9 – 10-й классы – 32 ч.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм. Для определения необходимой ученику группы мебели рекомендуется цветная мерная линейка, на которой соответственно группам мебели наносятся цветные полосы:

 

По этой линейке можно легко определить маркировочный цвет необходимой мебели.

Если мебель не имеет фабричной маркировки, ее надо провести самостоятельно. Для этого с помощью сантиметровой ленты или рулетки измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом.

В каждом классе следует иметь парты или столы и стулья 2-3 групп, в зависимости от потребности.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам:

· меньшие ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния:

· между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

· между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;

· между рядами столов и внутренней продольной стеной или

· шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70 см;

· от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной - не менее 100 см;

· от первой парты до учебной доски - 240- 270 см;

· наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см;

· высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см.

 

3. Гигиенические требования к проведению учебных занятий в школе.

При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в сочетании с трудностью предметов.

Умственная работоспособность учащихся неодинакова в разные дни недели. В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день низкая. Во вторник работоспособность увеличивается и достигает максимального уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг она несколько увеличивается, т.к. бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В субботу работоспособность самая низкая.

В связи с этим распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материала, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика “перебивки” сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование. Поэтому эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

 

22. Гигиенические требования к предметам детского обихода: игрушкам, одежде, обуви, к учебникам, учебным пособиям и принадлежностям.

Требования безопасности игрушек

Игрушки и материалы для их изготовления должны быть внешне чистыми и не поражены насекомыми, ржавчиной и другими аналогичными повреждениями. Чистота поверхности материала проверяется визуально.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, древесины с червоточинами и сучками, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другие аналогичные изделия), горючих газов и горючих жидкостей, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50 процентов.

Доступные кромки не должны быть острыми и иметь заусенцев, трещин и зазубрин, доступные металлические кромки должны быть загнуты, завернуты, закручены или защищены полимерным покрытием; доступные кромки стеклянных деталей должны быть закруглены; копии холодного оружия (ножи, сабли, рапиры и топоры) не должны иметь функциональных острых концов и кромок; поверхность или доступные края игрушек или деталей, изготовленных из древесины, должны быть без зазубрин. Острые концы крепежных деталей не должны быть доступными для ребенка. Доступные части крепежных деталей не должны иметь заусенцев. Приводные механизмы и спиральные пружины игрушек должны быть недоступными для пользователя. Швы мягконабивных игрушек должны быть прочными, чтобы исключить доступ пользователя к наполнителю. Размер съемных деталей должен быть не менее 31,7*0,1 мм в диаметре. Несъемные детали должны быть прочно прикреплены к игрушке или установлены так, чтобы пользователь не мог захватить их зубами или пальцами, а в случае отделения от игрушки - не должны иметь острых кромок и концов. Шнуры к игрушкам, предназначенным для того, чтобы их тянули за собой, не должны иметь скользящих узлов или петель, способных образовать скользящий узел. Масса погремушек для детей грудного возраста должна быть не более 100 г. Поверхностное окрашивание и роспись погремушек не допускается. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем. Не допускается применение пуговиц, молний или аналогичных застежек. Самокаты, велосипеды с цельными колесами, автомобили и аналогичные изделия, приводимые в движение непосредственно педалями или электроприводом и несущие на себе массу тела пользователя, должны соответствовать требованиям механической безопасности. Игрушки с электрическим приводом должны иметь выключатель, автоматически отключающий ток, при этом игрушка не должна опрокидываться. Игрушки с цепной передачей должны иметь щитки, закрепленные таким образом, чтобы их можно было снять только с применением инструмента. В защитном устройстве цепи не должно быть щелей и отверстий размером более 5 мм. Колеса игрушек, приводимых в движение непосредственно педалями, должны быть цельными с допустимым размером отверстий или щелей менее 5 мм. Максимальная скорость игрушек, приводимых в действие электроприводом, не должна превышать 8 км в час. Игрушки, несущие на себе массу тела пользователя и не предназначенные для езды (качалки, детские горки и другие аналогичные игрушки), должны соответствовать требованиям механической безопасности.

Игрушки, предназначенные для того, чтобы выдержать массу ребенка (кроме имеющих функционально неустойчивое положение, таких, как качалки, мячи, мягкие игрушки и другие аналогичные изделия), должны быть устойчивыми к опрокидыванию.

Для детей в возрасте до 3 лет качели должны иметь устройство для пристегивания ребенка к сиденью.

В надувных игрушках, предназначенных для игры на воде, отверстия должны закрываться пробками. Такие игрушки должны иметь невозвратные клапаны, обеспечивающие герметичность игрушки.

Игрушки должны быть пожаро- и взрывобезопасными.

Игрушки, содержащие источник тепла, не должны возгораться при максимально потребляемой мощности.

Номинальное напряжение питания электрических игрушек не должно превышать 24 В.

Электрические игрушки, предназначенные для использования в воде, должны быть устойчивы к воздействию влаги.

Игрушки должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности в соответствии с видом игрушки.

Игрушки, имеющие защитно-декоративные покрытия, должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной обработки. Игрушки, контактирующие со ртом пользователя (дудочки, гудки и другие аналогичные изделия), не должны иметь поверхностного окрашивания.

Игрушки должны соответствовать индексу токсичности игрушек, который в водной среде (дистиллированная вода) должен быть от 70 до 120 процентов включительно, в воздушной среде - от 80 до 120 процентов включительно.

Требования безопасности одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий

1. Механические свойства: 1.1. Общие: масса; толщина; слойность; фрикционность; плотность (поверхностная и объемная); пористость. 1.2. Конструктивно-механические (эргономические) свойства: соответствие одежды: антропометрическим данным человека; двигательным возможностям человека.

2. Физические свойства: 2.1. Теплоизоляционные: воздухопроницаемость; вентилируемость; паропроницаемость; гигроскопичность; влагопроницаемость; теплопроводность; лучепроницаемость. 2.2. Прочие физические свойства: пылеемкость; электризуемость.

3. Химические свойства: химическая стойкость одежных материалов; способность адсорбции химических веществ; десорбция химических веществ из материалов одежды.

Бельевые изделия для новорожденных должны изготавливаться из материалов, содержащих только натуральное сырье (хлопок, лен, шерсть, шелк). Соединительные швы с обметыванием срезов в бельевых изделиях для новорожденных должны быть выполнены на лицевую сторону. Внешние и декоративные элементы (кружева, шитье, аппликации, швы и другие аналогичные элементы), выполненные из синтетических материалов, не должны непосредственно контактировать с кожей ребенка.

Готовые меховые изделия, изготовленные из шкур лисьих и псовых пород, должны быть безопасны по паразитологическим показателям и не должны содержать онкосферы тениид-эхинококка, альвиококка, что должно быть подтверждено результатами паразитологических исследований.

Требования безопасности обуви и кожгалантерейных изделий

Безопасность обуви и кожгалантерейных изделий оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных химических веществ и комплексом физико-механических свойств (масса; гибкость; амортизационные свойства; форма; внутренние размеры; скорость приформовывания к стопе; теплоизоляционные свойства).

В обуви не допускается: открытая пяточная часть - для детей в возрасте до 7 лет, кроме обуви, предназначенной для кратковременной носки; подкладка из искусственной и (или) синтетической кожи в закрытой обуви.

Требования безопасности издательской (учебной, книжной и журнальной) продукции, электронных учебных изданий, школьно-письменных принадлежностей и игр настольных печатных

Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета.

Бумага должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%). Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа.

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной.

Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами.

Размер шрифта в учебниках для младшего и старшего школьного возраста должен постепенно переходить от крупного кегля к меньшему, но не менее 10.

Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей. Это, как правило, материалы, разрешенные для изготовления игрушек или изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

Масса учебного издания для общего и начального профессионального образования не должна превышать:

для 1 - 4-х классов - 300 г;

для 5-х и 6-х классов - 400 г;

для 7 - 9-х классов - 500 г;

для 10-х и 11-х классов - 600 г.

Требования безопасности предъявляются к электронным учебным изданиям.

Соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) - 3:1.

Количество электронных страниц с текстовой и (или) знаковой информацией в общем количестве электронных страниц (без учета видеоматериалов) не должно превышать:

20 % - для детей младшего школьного возраста;

40 % - для детей среднего школьного возраста;

60 % - для детей старшего школьного возраста.

Не допускается применение текстовых электронных изданий в качестве учебных пособий развивающего обучения для подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях.

Здоровый образ жизни, его основные элементы, значимость для здоровья человека. Понятие и задачи личной гигиены. Факторы, детерминирующие здоровье. Роль врача в формировании ЗОЖ. Модели формирования ЗОЖ.

Образ жизни - это совокупность гигиенических норм и правил, реализуемых в укладе жизни человек, включает в себя социальные, экономические, биологические, медицинские, этические и психологические аспекты.

 

Гигиеническое воспитание - основной способ формирования ЗОЖ. Главным средством гигиенического воспитания является гигиеническое обучение. Эффективность которого определяется состоянием общей культуры общества, уровнем общественного сознания и готовностью самой личности выполнять предлагаемые рекомендации.

Гигиеническое сознание лежит в основе гигиенического образа жизни представляет собой сформировавшийся в результате предшествующего опыта поколений и воспитания стереотип мышления и поведения, направленный на сохранение и развитие личного и общественного здоровья. Гигиеническое сознание и поведение необходимо формировать, воспитывать и поддерживать всеми доступными средствами (пропаганда ЗОЖ, разъяснительная работа, введение нормативов на законодательном уровне).

 

Личная гигиена – раздел гигиены, изучающий вопросы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения норм и правил гигиены в повседневной жизни.

Соблюдение правил личной гигиены является залогом сохранения здоровья. Очень важна первичная профилактика: предупреждение возникновение заболеваний путем разработки и внедрения научно обоснованных принципах труда, быта, отдыха и питания. Личная гигиена разработала правила ухода за кожей, слизистой, волосами, полостью рта. А также правила по соблюдению чистоты и гигиенического режима в жилье. В последнее время с развитием прогресса резко снизилась физическая активность людей. Гиподинамия вносит существенный вклад в развитие ССЗ. ЛГ предусматривает различные виды физической деятельности. Большое значение имеет закаливание (научно обоснованное пользование водой, солнцем и воздухом, для профилактики заболеваний (прежде всего простудных). ЛГ включает в себя рациональное питание и правильный режим труда и отдыха и сна. ЛГ разрабатывает гигиенические требования к материалам из которых изготавливают предметы быта. К бытовой технике. Традиционный раздел ЛГ – гигиена одежды и обуви. А также психогигиена – только начинает разрабатывать и приобретать самостоятельность.

Профилактика заболеваний кожи. И учитывая, что мы сдаем гигиены упомянуть о том, как важно поддерживать кожу в чистоте, беречь от травматизации и т.п. Сохранять ее водный и минерально-витаминный состав. Для этого используют различные крема на основе жиров, которые делают кожу мягкой и эластичной, облегчая проникновение в нее некоторых ЛС.

24. Гигиенические основы физического воспитания и закаливания. Формы и методы физического воспитания. Гигиенические требования к организации физического воспитания. Закаливание, принципы, показания и противопоказания; методы закаливания.

Закаливание -  способ повышения устойчивости к действию, чаще всего охлаждающему, метеорологических факторов - как каждого в отдельности, так и их сочетания. С физиологических позиций привыкание человека к действию физических факторов воздушной среды принято называть адаптацией. Закаливание - один из самых простых, надежных, доступных и контролируемых способов естественного стимулирования защитных сил организма.

 

В результате закаливания повышаются адаптационные возможности организма к действию низких температур. Параллельно формируется повышенная устойчивость к неблагоприятным действиям физико-химических, биологических, психологических факторов. Люди, систематически занимающиеся закаливанием, почти не болеют ОРЗ и другими инфекционными заболеваниями. Более того, закаливание обусловливает более высокий уровень работоспособности человека, формирует положительные психофизиологические реакции.

 

Независимо от формы закаливания (воздух, вода, солнечное излучение) необходимо придерживаться определенных принципов (правил):

постепенность (увеличение интенсивности и продолжительности действия закаливающего фактора должно быть по нарастающей);

систематичность (закаливающие процедуры необходимо осуществлять регулярно по избранной системе);

индивидуальный режим (должны учитываться возраст, пол, состояние здоровья человека и соответственно этому характер: водный, воздушный, сочетанный, и интенсивность закаливания).

Эти принципы носят универсальный характер, а закаливание можно начинать в любое время года.

Закаливание воздухом, или воздушные ванны (аэротерапия), - один из наиболее распространенных способов. Различают: теплые воздушные ванны (температура воздуха 30-25 °С); прохладные (20-14 °С); холодные (менее 14 °С). Воздушные ванны рекомендуется принимать в максимально обнаженном виде, так как температурная чувствительность кожи неодинакова на различных ее участках. Они принимаются в тени, на специальных площадках (аэрариях) или незагрязненных атмосферными выбросами хорошо озелененных участках. Можно принимать ванны и на балконах, в проветренных помещениях с умеренно охлажденным воздухом. Эффективной формой закаливания верхних дыхательных путей считается сон зимой в помещении с открытой форточкой. Закаливание воздухом полезно сочетать с физическими упражнениями, играми, а зимой - с ходьбой на лыжах, катанием на коньках и др.

 

Закаливание водой - мощный, эффективный способ закаливания. В его основе лежит высокая теплоотдача тела человека, так как вода обладает теплоемкостью, значительно превышающей (в 300 раз) теплоемкость воздуха при данной температуре.

По форме использования для закаливания водного фактора различают: ванны; купания; души; обливания; обтирания; ножные ванны и другие водные процедуры.

По температурному режиму различают следующие виды ванн: холодные (< 20 °С); прохладные (20-30 °С); индифферентные (34-36 °С); тепловые (37-39 °С); горячие (>40 °С).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.082 с.)