Тема 5. Фонетические и исторические чередования звуков русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Фонетические и исторические чередования звуков русского языка



 

Что такое чередование? Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. Например, друг – друзья – дружба: г//з//ж. вода́ – во́ды: [ᴧ]//[о].

Чередования бывают исторические и фонетические. Их необходимо разграничивать:

1. Исторические чередования обусловлены этимологически, т.е. не живыми законами, действующими в языке на данный момент, а историческим развитием языка.

 

Фонетические чередования обусловлены позиционно, т. е. предсказуемо и регулярно совершаются в одних и тех же позициях.

 

Мы не можем с позиции современного носителя русского языка объяснить, почему в примерах: друг – друзья – дружба, – происходит чередование согласных. Но мы можем понять, что чередование [ᴧ] и [о] в словах «в о да́» и «в о́ ды» обусловлено позицией ударения в слове.

 

2. Результаты исторических чередований – чередования разных звуков.

 

Результаты фонетических чередований – разные варианты одного и того же звука.

 

Например: рука – ручка; к//ч – это разные фонемы, следовательно, это историческое чередование. [ᴧ] и [о] – это разные варианты одной и той же фонемы <о>.

 

Два названных отличия абсолютны и универсальны. По ним всегда можно отличить историческое чередование от фонетического. Третье отличие – относительно.

 

3. Исторические чередования, как правило, отражаются на письме.

 

Фонетические чередования в русской орфографии на письме не отображаются.

Например, друг – друзья – дружба. Чередование отражено на письме разными буквами, следовательно, это историческое чередование.

Вода – воды. Чередование не отражено на письме. Для обозначения разных звуков используется одна буква.

Это отличие, как уже сообщалось выше, имеет некоторые исключения: например, написание приставок раз- и рас- обусловлено фонетически, хотя и обозначается на письме разными буквами. Написание с «з» зависит от звонкости последующего согласного, написание с «с» зависит от глухости последующего согласного: разговаривать – рассказывать.

 

Исторические чередования как результат фонетических изменений

 

Фонетические процессы приводят к возникновению фонетических чередований. Так, следствием редукции безударных гласных, протекавшей в южнорусских и среднерусских говорах, было закрепление в русском литературном языке чередования гласных полного образования с редуцированными гласными безударными. Оглушение в русском языке звонких согласных на конце слова и перед глухими шумными согласными и озвончение глухих перед звонкими шумными привело к чередованию звонких и глухих согласных в этих позициях.

Если впоследствии связь между чередующимися звуками и обусловливающими их фонетическими позициями исчезала, то фонетическое чередование превращалось в историческое.

 

Исторические изменения гласных

 

1. В современном русском письме употребляются буквы ъ и ь, которые не обозначают особых звуков и особых фонем. В древнерусском письме буквы ъ, ь обозначали самостоятельные фонемы. Эти фонемы реализовались в особых звуках: [ъ] был близок к [о], а [ь] — к [э]. Звуки [ъ] и [ь] были короче других гласных, поэтому их называют редуцированными.

В XI—XII вв. в русском языке прошел процесс падения редуцированных гласных /ъ/ и /ь/: эти гласные исчезли. Но их исчезновение как самостоятельных фонем проходило неодинаково в разных позициях в слове. В одних позициях звуки [ъ], [ь] перестали произноситься. Так было на конце слова и перед слогом с гласным полного образования. В других позициях, например, перед слогом с выпавшими [ъ], [ь], звук [ъ] перешел в [о], а [ь] — в [э]. Например: в древнерусских словах сънъ, мъхъ, рътъ конечный [ъ] утратился, а предшествующий перешел в [о], возникли слова сон, мох, рот. В косвенных падежах этих слов были формы съна, мъха, ръта, которые изменились в сна, мха, рта. Так возникло чередование /о/ || ø (нуль фонемы). В древнерусских словах дьнь, вьсь, тьмь конечный [ь] утратился, а предшествующий перешел в [э], возникли слова день [д’ эн’ ], весь [в’ эс’ ], темь [т’ эм’ ], где буква ь перестала обозначать гласную фонему и превратилась в знак мягкости предшествующего согласного. Перестал произноситься гласный [ь] корня и в древнерусских словах дьня, вься, тьма. Так возникло чередование /э/ || ø (нуль фонемы).

2. Чередование /о/ || /а/: выхо́дит – выха́живает, сно́сит — сна́шивает, уло́вит — ула́вливает, отко́лет — отка́лывает, засо́лит — заса́ливает, обрабо́тает — обраба́тывает и т. п. наблюдается в глаголах: перед суффиксом -(ива)- (орфографически -ива-, -ыва-) /о/ меняется на /а/. В праславянском языке перед этим суффиксом происходило продление гласного, позднее долгий гласный [0] переходил в [а].

3. В праславянском языке в связи с действием закона открытого слога происходил ряд изменений. Например, возникновение носовых гласных [on] и [en]. Если сочетание гласного со следующим носовым оказывалось на конце слога, то, чтобы слог стал открытым, носовой согласный исчезал, передавая свой носовой призвук предшествующему гласному. Гласный непереднего ряда с носовым согласным изменялся в [on], гласный переднего ряда – в [еn]. В кириллице, древней славянской азбуке, созданной в IX в., были особые буквы для носовых гласных: буква ѫ «юс большой» обозначала /on/, буква ѧ «юс малый» – /en/. В Х в. носовые гласные в древнерусском языке перешли в гласные неносовые: *[on]> *[u], *[en] > *[‘ а]. Поэтому уже в XI в. русские читали букву ѫ как [у], ѧ как [‘ а]; ср.: зѫбъ – зубъ, сѫдъ – судъ, звѫкъ – звукъ, рѫка – рука, несѫ – несу, пѧть – пять, тѧга – тяга, чѧдо – чадо, начѧло – начало, знамѧ – знамя. Но до Х в. в этих словах произносились носовые гласные. Если сочетание гласного с носовым согласным стояло перед гласным, то носовой согласный при слогоделении отходил к следующему гласному. Все слоги в этом случае были открытые, и изменения не происходило. Поэтому сочетание гласного с носовым согласным может чередоваться в современном русском языке с /у/ и /’ а/. Например, в слове *zvonъ (древнерусское звонъ) звук [n] стоял перед гласным [ъ], оба слога были открытые, и изменения не было. В слове с тем же корнем и суффиксом -к- *zvonkъ слогораздел шел после [n], слог был закрытый, в результате чего *[on] изменилось в *[оn], а затем в *[u]; cр. древнерусское звѫкъ, современное звук. В слове звенеть был тот же древнерусский корень, но с гласным переднего ряда [e]. Сочетание *[en] в этом слове сохранилось. Но в слове *zvenkъ *[en]> *[en]> *[‘ а]: звук, ср. современные звякать, звякнуть. С историей носовых гласных связаны чередования и в таких, например, словах, как упомянуть – упоминать, начать -- начинать, взять – взимать, обнять – обнимать – объем, имя – имени, теленок – телята и др.

4. В современном русском языке есть чередование /’ э/ || /’ o/, ср.: веселье – весёлый, сельский – сёла, Петя – Пётр, чернь – чёрный, темень – тёмный. Возникло это чередование в результате процесса изменения ударного [э] в [о] после мягкого согласного перед твердым. Раньше эти слова произносили с [э] и перед мягким, и перед твердым согласным: ве[с’ э́л’ ]ье и ве[с’ э́л]ый, [се́ль’ ]ский и [с’ э́л]а, [п’ э́т’ ]я и [п’ э́т]р, [т’ э́м’ ]ень и [т’ э́м]ный. Произношение [э], не перешедшего в [о], было типично в первой половине XIX в. Ср.:

 

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. Крылов)

 

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

(А. Пушкин)

 

5. В современном русском языке есть места, где звук [э] под ударением после мягкого согласного перед твердым появился уже после того, как процесс перехода [э] в [о] закончился. В этих словах до 1918 г. писалась буква ѣ «ять», на месте которой еще в первой половине XVIII в. произносился дифтонг [и̑е]: бег, белый, вера, дед, дело, клетка, колено, левый, лес, лето, мера, место, орех, пена, победа, свет, сено, серый, след, смех, снег, тело, тесто, хлеб, целый и др. Дифтонг [и̑е], представляющий особую фонему /ѣ/, в результате сокращения его первой части изменился в [э], а фонема /ѣ/ совпала таким образом с /э/, исчезнув из русского литературного языка. Однако во многих русских говорах эта фонема существует до сих пор.

 

Исторические чередования имеют следующие функции:

1. Они могут выражать грамматическое значение: друг – друзья; г//з -

показатели ед. и мн. ч. сущ.

2. Они могут выражать словообразовательное значение, например, уменьшительно-ласкательное: рука – ручка, друг – дружок.

3. Они могут выступать как дополнительное средство при словоизменении (по падежам, родам, числам, лицам). Например, ходит – хожу.

 

Исторические чередования в области гласных проявляются в следующих случаях:

1. Чередования звуков в разных частях слова:

в корне: бер//бир, мер//мир, кос//кас и т. д.

оро//ра (ворота – врата), ере//ре (берег – брег), оло//ла (холод – хлад)

в приставке:

не//ни

в суффиксе:

ец//иц

ова (ева)//ыва (ива)

ов//ев

ущ (ющ)//ащ (ящ) и т. д.

в окончании: красный, лихой, синий.

2. Чередование звука с нулём звука (т. н. беглый гласный).

Сон – сна, под- – подо-, красен – красна, нести – носить, собирался – собрался.

 

Исторические чередования в области согласных:

1. Согл//согл: г//ж//з, к//ч//ц, х//ш//с: друг – дружить – друзья, рука – ручка, запах – запашок.

2. т//ч//ц: свет -свеча – освещать.

д//ж: роды – рожать

з//ж: возить – вожу

с//ш: носить – ношу.

3. Следы упрощения групп согласных: могу – мочь, берегу – беречь.

4. Мена «г» на «в» в окончаниях прилагательных и местоимений: красного, синего, его.

5. Нефонетическая мягкость: будь – буду, соседям – соседу.

6. Вставной [л] после губных согласных: купить – куплю, графить – графлю, любить – люблю, кормить – кормлю, ловить – ловлю.

7. Непроверяемые случаи упрощения согласных: чувство.

8. Чередование в суффиксах прилагательных ск//к: немецкий -французский.

9. Мена окончаний родительного падежа типа -ов, -ев, -си на нулевые окончания.

 

 

Звуки всегда существуют в потоке речи (не изолированно), следовательно, они постоянно взаимодействуют, оказывая друг на друга определенное влияние. Звуки в речевом потоке подвергаются фонетическим чередованиям.

Фонетические чередования – изменения, происходящие со звуками под действием живых фонетических законов в данную эпоху развития языка.

Например, приблизительно до IX века после г, к, х не могли стоять гласные переднего ряда [э] и [и]. Сейчас такого закона нет: гимн, химия, кипеть… Следовательно, на данный момент развития языка этот фонетический закон мертв… Мы изучаем СОВРЕМЕННЫЙ русский язык, поэтому нас интересуют только живые фонетические законы, действующие в данный момент. Фонетический закон – это правило или совокупность правил, которые определяют регулярные изменения звуков или другие особенности.

Существует множество классификаций фонетических чередований, Мы в качестве основной возьмём одну – по типу (причине) изменения звука.

На основании этого признака выделяют два типа фонетических чередований: чередования позиционные и чередования комбинаторные.

Позиционные чередования – это чередования, которые зависят от позиции звука в слове: ударный это звук или безударный, и если безударный, то какую имен позицию в слове он занимает; или, может быть, это позиция конца слова, и тогда как ведёт себя звук в этой позиции.

Комбинаторные чередования – это чередования, которые зависят от влияния соседних звуков.

Рассмотрим подробнее позиционные чередования в области гласных. Как называется фонетический процесс изменения качества гласного звука в зависимости от его позиции в слове? Редукция – это пример позиционного чередования гласных звуков. Сравните: вода – водовоз. Какие звуки чередуются в корне? (ᴧ//о)

• Позиционным чередованием в области согласных можно считать результат действия закона оглушения конца слова. Сравните: дубы – дуб. Какие звуки чередуются в корне? б//п. Чем обусловлено появление [п]?

•К позиционным изменениям в области согласных можно отнести и вокализацию сонора. Вокализация превращает сонор в слогообразующий звук в слове «театр». При этом вокализованный сонор может чередоваться с оглушённым сонором в том же слове: [p]//[pо].

Теперь речь пойдёт о комбинаторных чередованиях. Напомню, что комбинаторные чередования, в отличие от позиционных, обусловлены не позицией звука в слове, а характером соседних звуков.

Сначала рассмотрим комбинаторные чередования в области гласных. К ним относится фонетический процесс, называемый аккомодацией.

Аккомодация – это приспособление друг к другу соседних звуков. Аккомодации подвергаются гласные [о], [а], [э] в ударной позиции и [и], [ы], [у] и в ударной, и в безударной позициях.

Виды аккомодации:

1. Прогрессивная: гласный находится после мягкого согласного перед твёрдым: мят – [м’ ат]. Под воздействием мягкого согласного [м] гласный [а] становится более передним по ряду.

2. Регрессивная: гласный находится после твёрдого перед мягким: мать [ма́т’ ]. Под воздействием мягкого согласного [т’ ] гласный [а] становится более задним по ряду.

3. Прогрессивно-регрессивная аккомодация: гласный находится между мягкими согласными: мять – [м’ а́т’ ], испытывая на себе одновременное двустороннее воздействие соседних согласных.

 

Так происходит воздействие мягких согласных на ударные гласные [о], [а], [э].

Гласные [и], [ы], [у] могут подвергаться аккомодации и в ударной, и в безударной позиции. Проявляется это следующим образом: и́гры – сы́гран: [и]//[ы] в ударной позиции, игра́-подыгра́ть: [и]//[ы] в безударной позиции.

· Разновидностью аккомодации является так называемая нозалицация гласного, суть которой заключается в том, что гласный испытывает на себе влияние носовых (назальных) согласных. Какие носовые согласные вы знаете? [н], [м].

Рассмотрим на примерах: со̃н – регрессивная аккомодация (назализация), но̃с – регрессинная аккомодация (назализация)

· Теперь рассмотрим комбинаторные чередования и области согласных.

К ним относится ассимиляция. Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу. В русском языке ассимиляции подвергаются только согласные. Ассимиляция в русском всегда регрессивная, т.е. последующий звук воздействует на предыдущий.

Существуют разные типы ассимиляции;

1. Ассимиляция по глухости сказка [скаскъ] – ассимиляция по глухости, просьба [проз’ бъ] – ассимиляция по звонкости.

2. Ассимиляция по твердости мягкости (ей подергаются согласные [д], [т], [з], [c]): лист – листья [л’ ист] – [л’ ис’ т’ jь]

3. Ассимиляция по месту образования: согласные [т], [д] перед [ч], [ц] превращаются в [ч], [ц]; согласные [з], [с] перед [ш], [ж], [ч] превращаются в [͞ш], [͞ж], [͞ш’ ]

Разбираем примеры: мелодия, летчик, сжечь, счёт. Во всех случаях происходит ассимиляция, так как рассматриваемые звуки полностью уподобляются последующим согласным.

4. Ассимиляция по способу образования, отсыпать о[ц]ыпать, отщипнуть – о[ч]щипнуть, младший – мла[ч]ший. Проследите дома по таблице, как изменяется способ образования в процессе этого чередования.

 

Разновидностью ассимиляции можно считать процесс, который называется иногда в литературе «слияние в аффрикату». Обычно этот процесс проявляется в инфинитивах глаголов, в форме 3-его лица глаголов, а также в некоторых именных частях речи: смея[͞ц]а, смею[͞ц]а, де[͞ц]кий.

Помимо ассимиляции, к комбинаторным изменениям в области согласных относится упрощение групп согласных, например: местный – [м’ э́сныj], т//ø. При этом необходимо отличать этот процесс, являющийся видом фонетического чередования, от похожего на него чередования исторического.

Мы рассматривали выше пример «чувство», где «в» тоже выпадает. Как их отличать? В первом случае выпавший «т» можно проверить, следовательно, это фонетический процесс, который объясняется живыми фонетическими законами, а во втором случае проверочное слово подобрать нельзя, следовательно, это процесс исторический.

К комбинаторным чередованиям в области согласных относится диссимиляция. Это процесс, обратный ассимиляции, представляющий собой расподобление согласных звуков.

Лёгкий – взрывной звук [к] воздействует на взрывной [г], превращая его в щелевой [х]. Это регрессивная диссимиляция по способу образования. Ещё примеры: что, конечно, яичница, скворечник.

К комбинаторным чередованиям в области согласных относится и аккомодация. Мы уже рассматривали это процесс применительно к гласным. B отношении согласных он тоже действует. От всех предыдущих рассмотренных нами процессов в области согласных он отличается тем, что здесь взаимодействие всегда происходит не между согласными, а между гласным и согласным. Только в первом случае рассмотрения аккомодации мы наблюдали, как мягкие согласные влияют на целевые гласные, а теперь будем рассматривать примеры, в которых гласные влияют на согласные. Напомню, что гласные эти должны быть обязательно под ударением, если это [о́], [á], [э́] и могут находиться и в ударной, и в безударной позиции, если это [и], [ы], [у]. Например, аккомодация перед гласными переднего ряда [и] и [э]. Перед ними невозможен твёрдый звук: [вᴧкн’ э].

Разновидностью аккомодации согласных является огубле́ние согласных.

Сравните: ко́зы – ко[зо]у.

Итак, мы рассмотрели фонетические чередования в области гласных и согласных звуков. Подведу итог. Фонетические чередования бывают двух типов: позиционные и комбинаторные. К позиционным в области гласных относится редукция, к позиционным в области согласных – закон оглушения конца слова и процесс вокализации (оглушения сонора) К комбинаторным чередованиям в области гласных относится аккомодация, выделяется особо её разновидность – назализация. К комбинаторным чередованиям в области согласных – ассимиляцию, слияние в аффрикату как разновидность ассимиляции, упро́щение групп согласных, диссимиляцию, аккомодацию согласных, включая ее разновидность – огубление согласных перед лабиализованными гласными.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 4536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.039 с.)