Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.



Причины. Патологически ускоренный темп речи чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных.

Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого дефекта. М. Е. Хватцев утверждал, что центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения.

Доказана и наследственная природа тахилалии.

Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

Спотыкание. Необычно быстрая, стремительная речь при тахилалии иногда напоминает по внешней картине заикание, так как говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова. Однако такие «наскакивания» ничего общего с заиканием не имеют, так как прежде всего они носят несудорожный характер. И в отличие от заикания называются спотыканием.

При спотыкании, как и при заикании, могут возникать и неоправданные паузы, остановки.

М. Е. Хватцев описал ряд признаков, по которым можно легко отличить истинное заикание от внешне сходных с ним запинок при спотыкании.

При заикании:

Судороги в момент речи в речевом аппарате.

Страх публичной речи и «трудных» звуков.

Периодичность в заикании (то ухудшение, то улучшение).

Речь ухудшается при посторонних

При спотыкании:

Нет судорог

Нет страха

Нет ярко выраженной периодичности в протекании дефекта.

Все наоборот, и становится лучше при знакомых.

Коррекционная работа

Основные принципы логопедической и психологической работы по устранению тахилалии разработаны Ю. А. Флоренской и 3. С. Ходоровой еще в 1935 г. В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексный метод. Он состоит из ряда направлений:

Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).

Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).

Специальные виды лечебной физкультуры.

Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики).

Продолжительность занятий 9 — 10 мес.

Вся указанная работа проводится обязательно в коллективной форме, пусть небольшой, но группой. Ю. А. Флоренская подчеркивала, что коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость.

На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи (вначале дети говорят в темпе, даже несколько более медленном, чем нормальный).

На первых порах детям бывает очень трудно выдерживать такой непривычный для них замедленный темп речи. Для этой цели логопед должен «задавать» нужный темп каким-то дополнительным образом: отхлопывать такт в ладоши, отстукивать по столу, дирижировать. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают детям сохранять заданный темп во время всего занятия.

На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны и т. д. Так изо дня в день дошкольников упражняют в замедленной речи. После того как навык неторопливой речи станет прочным, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает каждую фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.

Физиологические итерации

Термин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению.

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться еще в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80% случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т. е. с 2 лет (СНОСКА: См.: Зееман М.Расстройства речи в детском возрасте. М.. 1962. - С. 212.)

Ф. A. Pay также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4 — 5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Брадилалия

Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».

При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)