Связь логопедических занятий с «программой воспитания и обучения в детском саду» и общережимными процессами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь логопедических занятий с «программой воспитания и обучения в детском саду» и общережимными процессами



Как уже говорилось выше, для развития у детей связной самостоятельной свободной от заикания речи необходимо создать такую обстановку, которая вначале обеспечивала бы максимальную наглядность (как опору для речи), а затем позволяла бы постепенно уменьшать наглядную опору и подводить дошкольников к отвлеченным, обобщенным развернутым высказываниям, лишенным конкретной наглядности. Такую благоприятную обстановку можно создать при реализации всех основных разделов программы для массового детского сада («Развитие речи» и «Ознакомление с окружающим», «Развитие элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность» и др.).

В процессе изобразительной деятельности (конструирование из бумаги, картона и других материалов; составление аппликаций из готовых и самостоятельно вырезанных форм; лепка из глины и пластилина; рисование карандашами и красками) дети видят предметы, о которых им приходится говорить, сразу осмысливают те действия, которые называют, непосредственно участвуют в изготовлении поделки, о которой затем рассказывают в той же последовательности. Поэтому программа по изобразительной деятельности может использоваться на логопедических занятиях с первых этапов и полностью, без каких-либо изменений в порядке прохождения тем.

Иная картина должна быть при освоении программы по развитию элементарных математических представлений. На первых этапах используются лишь те разделы, где можно применять демонстрационный и раздаточный материал (знакомство с количеством и счетом, с плоскими и объемными геометрическими формами, с делением целого на части, порядковым счетом; знакомство с независимостью количества предметов от их расположения, формы, цвета и расстояния между ними). Остальные разделы программы по развитию элементарных математических представлений следует проходить на более поздних этапах. При этом необходимо учитывать возможность оснащения занятий наглядным материалом.

При прохождении программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим логопед должен так изменить последовательность занятий, чтобы на первые этапы приходились следующие их виды: рассматривание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, рассматривание картин и серий картин, экскурсии и наблюдения в природе.

Кроме специальных логопедических занятий для устранения заикания, нужно использовать многие режимные процессы: подготовку к занятиям, сборы на прогулку, дежурство по группе, переодевание к музыкальным занятиям, приготовление к обеду (завтраку, ужину) и т. п. Конкретным, наглядным материалом для разговора с детьми могут служить их одежда, пособия для занятий, посуда, игрушки и др. Логопед спрашивает, чья это вещь, какого она цвета, что надел на себя ребенок, что наденет после, что он ставит на стол, что делал в группе сегодня утром, вчера вечером и т. д. При этом логопед должен помнить, что на первых порах его вопросы (а следовательно, и ответы детей) должны относиться только к конкретным предметам или действиям.

На основе данной методики (разработанной Н. А. Чевелевой) и «Программы воспитания и обучения в детском саду» С. А. Миронова составила специальную программу «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» (М., 1983).

Помимо описанного, существует метод устранения заикания у дошкольников в процессе игровой деятельности (разработан Г. А. Волковой).

Роль семьи и детского сада в преодолении заикания у детей

Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руководством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все его советы и назначения.

Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон — 10 — 11 ч ночью и не менее 2 ч днем для заикающихся дошкольников должен быть обязательным, так как он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.

На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо, чтобы в остальное время эти навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому воспитатели и родители должны следить за речью детей. Они должны стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.

Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду и дома. Это общепринятое название является условным, так как по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.

Такое ограничение речи необходимо прежде всего для того, чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание. Кроме того, молчание детей, если его правильно организовать, успокаивает их нервную систему, дает возможность отдохнуть после напряженных речевых занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)