Условия эффективности общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективности общения.



Эффективность общения – это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. За эффективность общения отвечает в первую очередь коммуникативный

компонент культуры речи, но это не означает, что нормативный и этический компоненты незначимы для эффективности общения. Аналогичным образом сказывается на эффективности коммуникации и нарушение этических норм общения.

Условия:

1. Участники общения должны быть коммуникабельными (или воспитывать в себе эти качества) – быть склонными к общению с людьми, быть инициативными в этом общении, уметь и хотеть говорить. Коммуникабельным в широком смысле можно назвать отзывчивого человека, активно реагирующего на окружающий его мир, стремящегося к познанию и деятельности совместно с другими людьми.

2. Эмпатийность – способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства.

А. Моруа[17] писал о том, что если бы мы знали других так же, как самих себя, самые предосудительные их поступки показались бы нам достойными снисхождения.

Для развития этого качества полезно знакомство с отдельными советами Д. Карнеги, помещенными в его книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Вот некоторые из них:

– искренне интересуйтесь другими людьми; – улыбайтесь; – помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук на любом языке; – будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

– говорите о том, что интересует вашего собеседника; – внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне[18].

3. Личное обаяние как очарование, притягательная сила, приятные манеры поведения располагают к себе людей, помогают адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление взаимодействия между людьми.

4. Для успешного общения также необходимо помнить о каналах общения. Они могут быть следующими:

а) слуховой канал (общение посредством речи и слуха, например, разговор по телефону);

б) зрительный канал – форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу;

в) двигательно-осязательный канал, например, рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия;

г) визуальный канал – внешний вид человека позволяет судить нам о каких-то его особенностях, например, по деталям костюма можно судить о национальности собеседника, особенностях той местности, где он живет.

5. Немаловажным условием общения является развитое чувство юмора. Это качество проявляется в способности человека чувствовать и видеть смешное, эмоционально-веселом отклике на окружающее. Однако важно для любого человека понять, что добродушно-насмешливый подход имеет разумные границы. Важно, чтобы юмор не скатывался в насмешки и ехидные замечания, что может стать источником непредсказуемых осложнений и конфликтов.

6. Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

 

                          22. Понятие и нравственные принципы профессионального общения. Формы профессионального общения

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Профессиональное общение возможно только среди лиц, обладающих общим объемом знаний: технических, технологических, гуманитарных или научных. Профессиональное общение есть путь усвоения и освоения опыта других, исторически сложившихся социальных норм и ценностей, знаний и способов узкоспециальной деятельности. Учитывая связь образования и воспитания, можно сказать, что в процессе профессионального общения специалист формируется как личность. В профессиональном общении чаще встречаются межличностные и реже массовые контакты. Межличностное общение представлено непосредственными контактами двух или более человек; массовое общение -- это множество непосредственных контактов малознакомых и незнакомых представителей определенной сферы профессиональной деятельности.

Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах:

— в основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.

— порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку, включающая обостренную совесть, стремление сохранить незапятнанной свои честь и достоинство

— умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами

— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

— доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро — главная категория этики).

— уважительность, т.е. уважение достоинства партнера, реализующееся через вежливость, деликатность, тактичность, учтивость

— разумность и целесообразность

Формы. Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

1.Повседневное служебное общение:

=> беседы, встречи, переговоры; прием посетителей; совещания, собрания, заседания, конференции; посещение организаций, учреждений; посещение граждан по месту жительства; дежурство, патрулирование, охрана.

2.Специфические формы служебного общения:

=> общение в служебном коллективе: субординированные формы общения; общение между коллегами; общение преподавателей со слушателями в процессе обучения; деловые контакты с иностранными гражданами.

3.Экстремальные формы служебного общения:

=> общение в условиях конфликтной ситуации; общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей; общение с задержанными, во время обыска; общение со спецконтингентом.

Специфика делового общения в экстремальных условиях

Правоохранительные органы в экстремальных условиях должны пресекать панику, распространение ложных слухов, массовые беспорядки, бороться с правонарушениями. В экстремальных условиях этика делового общения требует от сотрудников психологической уравновешенности, такта, способности вести переговоры, знания особенностей поведения людей в экстремальной ситуации. Но служебный и нравственный долг обязывает каждого сотрудника общаться с любым человеком тактично, объективно, беспристрастно, контролируя и корректируя свое эмоциональное состояние. Между людьми, ведущими диалог, отношения должны строиться на равных. Сотрудник должен четко излагать свои мысли, контролируя громкость и тембр голоса, выразительность жестов, эмоциональность речи, мимику лица. Если же переговоры ведутся не лицом к лицу, отсутствует зрительный контакт, то необходимо учитывать следующие особенности: сотрудник, ведущий переговоры, должен обладать хорошо поставленным голосом, говорить громко, понятными предложениями; аргументы должны произноситься убедительным тоном с чувством собственного достоинства. Социально-психологическая, коммуникативная и этическая компетентность сотрудника послужит успешному решению сложных оперативно-служебных задач в экстремальных условиях.

4.Неспецифические формы внеслужебного общения:

=> публичные контакты с журналистами, интервью; выступления по радио, телевидению, в печати; телефон, телетайп, радиосвязь; деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, т. е. элементам этикетных правил общения. К ним относятся: культура речи и письма, внешний вид, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых следует тщательно придерживаться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.009 с.)