Функции морали (регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции морали (регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная).



Регулятивная. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер. Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются также «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм: норм-ориентиров, норм-образцов, норм-требований, норм- запретов, норм-рамок, ограничений. Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные – каждая по-своему «обслуживает» её.

Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

- ограничения негативных устремлений людей;

- саморегуляции индивида и социальной среды;

- управления общественными отношениями;

- воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности. Результативностью моральных требований является внутренние убеждение каждого отдельного человека.

Познавательная(=информационная). Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания. Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку. Познавательная (информационная) функция направлена на постижение этических знаний, норм, принципов, кодексов, культурного опыта. Все эти знания помогают человеку определить свою нравственную модель поведения. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Ценностно-ориентирующая функция: Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое их которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

       (Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Оценочная (аксиологическая) функция. С самого раннего детства наши родители учат нас разделять все социальные явления на «добро» и «зло». Поступки, отношения, мотивы, намерения, личные качества являются предметом оценки данных категорий. Моральная оценка складывается из моральных убеждений человека и представлений, убеждений и взглядов, которые разделяются большинством населения. Ярким примером являются общеизвестные норма поведения в общественном транспорте. Их несоблюдение влечет за собой порицание общественности.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности. Прежде чем совершить какой-либо поступок человек оправдывает свое поведение, объясняя саму себе, почему нужно поступить именно так, а не иначе. Каждому поступку человека предшествует мотив, то есть причина. Мотивы во многом зависят от воспитания и саморазвития человека. Мотивы могут быть благородными и низменными, моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, корыстными и бескорыстными. Еще можно выделить вынужденные мотивы, которые характеризуются несвободой выбора. Например, от материально безысходного положения некоторые люди совершают кражи.

Коммуникативная функция морали состоит в:

- ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

- гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание, общение людей на основе общих моральных ценностей, является формой общения и передачи информации между людьми. Выражением коммуникативной функции являются: дружба, любовь, сотрудничество. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Воспитательная: приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

- формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

- самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей. Воспитательная функция принимает участие в формировании человеческой личности. Мораль способствует осознанию человеком своего достоинства, долга перед обществом и другими людьми, смысла жизни, уважения к другим людям. Данная функция передает опыт от поколения к поколению. Одним из примеров воспитательной функции является патриотическое воспитание.

Идеологическая функция. Мораль выступает важной основой общественной жизни. Мораль нравственно объединяет социально неоднородное общество. Идеологическая функция морали обосновывает моральность политических, правовых и экономических целей, которые стоят перед каким-либо классом или обществом в целом. Примерами могут служить случаи аварии, когда люди разных социальных классов, приходят на помощь пострадавшим.

Мировоззренческая функция является важным показателем успешного воспитания. Эта функция морали важна тем, что она способна закреплять полученную информацию, добавлять нравственные нормы в общую картину представлений, либо наоборот, искажая ее и тем самым дезориентируя человека. Мировоззрение формируется на основе знаний и чувств. От представления о мире зависит решение многих вопросов: о счастье, смысле жизни, добре и зле, справедливости. Каждый человек сам для себя составляет картину своего мировоззрения.

 

3.Нравственные аспекты создания правового государства. Понятие служебной дисциплины.

 

Нравственные аспекты создания правового государства. Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX в., к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей. Нравственная основа правового государства: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, честь и достоинство личности. Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как приоритетной ценности в ряду всех иных ценностей. Справедливость — одна из основных категорий этики, описывающих понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем. Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека. Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека. Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.

Понятие служебной дисциплины. В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», служебная дисциплина – это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. Служебная дисциплина является основой обеспечения и реализации функций, возложенных государством на органы внутренних дел, которые касаются обеспечения безопасности личности, предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений, защитой частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей и своей личной ответственности за ее результаты. Причем дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность сотрудников органов внутренних дел, их готовность выполнять служебные задачи. Служебная дисциплина есть, во-первых, знание сотрудниками законов и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение. Правовые и нравственные нормы, которые регламентируют деятельность правоохранительных органов, являются правовыми и нравственными компонентами служебной дисциплины в органах внутренних дел и образуют содержательный аспект данного понятия. Правовой компонент служебной дисциплины включает в себя систему правовых норм поведения сотрудника органа внутренних дел, регламентирующих его права и обязанности (Конституция России (глава 2), Закон РФ «О полиции, указанный выше ФЗ от 30.11.2011 N 342, ведомственные приказы и директивы). Нравственный компонент служебной дисциплины представлен в нравственных основах службы в ОВД, профессиональной этике сотрудников ОВД, Присяге сотрудников ОВД. Без дисциплины органы внутренних дел существовать не могут. Служба в органах внутренних дел, ее специфика требуют жесткой регламентации деятельности и поведения сотрудников органов внутренних дел. С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления.

Сотрудник обязан:

а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав;

б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам;

в) соблюдать требования к служебному поведению;

г) соблюдать субординацию;

д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы;

е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины;

ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

 

4. Нормы российского права как основа профессиональной морали правоведов.

Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний норм заповедей кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональная мораль является частью обшей морали и имеет определенную специфику и конкретных сферах.

Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии его стремления к нравственному совершенствованию при сохранении преданности своему делу чувства моральной удовлетворенности от своей работы. Юристы в своей профессиональной деятельности призваны способствовать адаптации граждан к соблюдению нравственно-правовых норм установленных в обществе.

Мораль юриста - это один из видов профессиональной морали которая является составной частью общей морали имеет свою специфику и обладает лишь относительной самостоятельностью так как представляет собой единство общечеловеческих и специфически профессиональных нравственных требований.

Специфика профессиональной морали юриста:

специфика его труда обусловливает детальную регламентацию всех сторон их жизни и быта (здесь нормы поведения являются го обязательными и определенными);

моральные нормы юридически оформлены подкрепляются твердыми законоположениями установленными государством;

нормы и принципы профессиональной морали юриста носят повелительный характер;

действия сотрудников правовой сферы должны быть справедливыми и понятными окружающим людям должны быть непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;

при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям наличия определенной нравственной культуры;

юрист должен быть максимально объективен т.е. при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона отрешившись от своих личных симпатий и антипатий;

специалисты в области юриспруденции призваны защищать права и свободы граждан собственность интересы общества и личности от преступных и других противоправных посягательств.

Структура профессиональной морали: профессионально-нравственное сознание которое возникает формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности как отражение ее процесса и результата;

нравственные отношения сотрудников;

нравственная деятельность сотрудников.

Профессионально-нравственное сознание юристов:

моральное сознание;

правосознание.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития - прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание рассматривает явления и поступки с точки зрения их достоинства ценности выражает свое положительное или отрицательное отношение к ним осуждает или одобряет их.Для обыденного морального сознания личности характерно то что но вначале несет на себе резкий отпечаток микросреды (семьи дома). С выходом личности из-под влияния микросреды моральное сознание обогащается более глубокими нравственными понятиями проблемами и нормативами.Только на обыденном уровне моральное сознание заявляет о себе посредством профессиональных примаков профессионального самоопределения и выражения.

Моральное сознание на теоретическом уровне приобретает идеологический мировоззренческий характер который проявляет себя в различных концептуальных формах: праве политике религии науке этике. Моральное сознание на теоретическом уровне может проявляться как определенная концепция человека из которой выводятся соответствующие нравственные нормативы.

Уровней моральности личности:

происходит восприятие общественного долга как своего личного убежденности в истинности социальной и личной ценности социальных нормативов;

осознанное отношение к общественным нормативам подчинение общественным требованиям поддерживаемое системой материального и морального стимулирования;

восприятие общественных нормативов как внешних чуждых. Это тип отчужденного морального сознания; понятие ответственности для такого типа людей ассоциируется лишь с виной за содеянное;

тип преступного поведения игнорирующего не только моральные но и правовые нормы. Люди этого типа могут обладать атрибутами внешней культуры следовать правилам этикета но в своей глубинной основе они асоциальны.

Правосознание представляет собой профессиональный элемент и является одной из форм общественного сознания отражающих действительность в виде юридических знаний правовых установок регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

Два уровня отражения действительности:

эмоционально-чувственный - представлен правовой психологией (правовая психология есть совокупность чувств привычек настроений характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества);

рациональный - представлен правовой идеологией - совокупностью понятий идей взглядов относящихся к правовой деятельности.

Центральным компонентом правосознания является ценностное отношение к праву в целом к его нормам к практике их применения к собственному правовому поведению.

Функции профессионально-нравственного сознания:

познавательная функция - определенная сумма юридических знаний взглядов представлений являющихся результатом интеллектуальной деятельности;

оценочная функция - определенное эмоциональное отношение человека к различным явлениям правовой жизни которое выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека и общества;

регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентации. Результат ее реализации - поведенческая реакция.

Профессионально-нравственное сознание является элементом профессиональной культуры юристов поэтому каждый специалист должен обладать необходимым объемом правовых знаний умением и навыками применения права привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.

Нравственные отношения которые складываются в процессе профессиональной деятельности специалистов правовой сферы:

-нравственное отношение юристов к своей деятельности;

-нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности;

- нравственные отношении сотрудников к гражданам в быту и внеслужебное время.

Нравственные отношения сотрудников к своей деятельности складываются из следующих отношений:

- между сотрудниками и правонарушителями.

-Взаимоотношения сотрудника с лицами нарушившими закон во многом зависят от того насколько успешно сотрудник будет использован предоставленные ему законом права и как он будет выполнять свои обязанности.

-между сотрудниками и потерпевшими. Служебный и нравственный долг требует от сотрудников также строгого соблюдения прав и законных интересов потерпевшего. При всех обстоятельствах лицу которому преступлением причинен ущерб должна быть предоставлена полная возможность использовать права предусмотренные законом для защиты его интересов;

между сотрудниками и лицами не связанными с правонарушениями (свидетелями). Сотрудник должен уважать и строго соблюдать права предоставленные лицам которые проходят по делу но не связаны с правонарушениями и не превышать свои полномочия.

Нравственные отношения между сотрудниками:

«вертикальные» связи - выражают отношения субординации - отношения между начальником и подчиненными. Решающая роль в формировании этих отношений принадлежит начальнику руководителю коллектива. В облике руководителя любою ранга ценятся такие качества как простота и скромность единство слова и дела уважение к подчиненным объективность оценки и справедливость требований;

«горизонтальные» связи - несут в основном регуляционную нагрузку в отношениях между членами коллектива имеющими одинаковое служебное положение. Они характеризуют нравственно-психологический микроклимат в коллективе. Взаимоотношения между членами коллектива равными по должности определены не только уставами и наставлениями но и всеобщими нормами нравственности. От соблюдения сотрудниками основных правил требований норм профессиональной морали зависит формирование устойчивого положительного микроклимата в коллективе.

Нравственные отношении сотрудников к гражданам в быту и внеслужебное время. юрист профессия мораль правоведение олько высокий профессионализм в сочетании со стойкостью решительностью мужеством и другими морально - волевыми качествами будут способствовать конструктивным отношениям сотрудника с людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 2773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.04 с.)