Места занятий легкой атлетикой, оборудование и инвентарь, одежда и обувь занимающихся. Легкоатлетам О спортивных соревнованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Места занятий легкой атлетикой, оборудование и инвентарь, одежда и обувь занимающихся. Легкоатлетам О спортивных соревнованиях



Места занятий, оборудование и инвентарь. Занятия легкой атлети­кой в летнее время проводятся на стадионах, спортивных площад­ках, а также в парках, в поле, в лесу. Зимой тренировки легкоатле­тов проводятся в помещениях (манеж, зал), на расчищенных от снега площадках и укатанных дорогах. При проведении занятий в эимнее время на открытом воздухе места занятий должны быть за­щищены от ветра.

Стадионы имеют круговую легкоатлетическую беговую дорожку и сектора для метаний и прыжков. Замкнутая беговая до­рожка состоит из двух прямых отрезков, плавно соединенных поворотами. Длина беговой дорожки стадиона 400 м. В помещениях, где проводятся соревнования по бегу, дорожка может быть умень­шена до 160 м. От покрытия беговой дорожки в немалой степени зависят спортивные результаты бегунов. В последние годы широкое распространение получили резинобитумные и синтетические покры­тия типа рездор, тартан, рекортан, спартан, физпол, регупол и др.

На беговую дорожку наносят разметку. Она делится продоль­ными линиями на отдельные дорожки шириной 1 м 25 см. Размеча­ются также места стартов и финиша (рис. 105). Финиш всегда общий для всех дистанций и размечается в конце прямой. Для эстафетного бега на каждом этапе размечают зоны передачи эстафеты.

105. Схема 400-метровой дорожки стадиона

Прыжки в длину выполняются в яму с песком от дере­вянного бруска размером 122X20 см, установленного на одном уров­не с поверхностью дорожки и окрашенного в белый цвет (рис. 106). За дальним (считая со стороны разбега) краем бруска вдоль всей его длины (по линии измерения) насыпается полоса влажного песка шириной 10 см и высотой 10—13 мм. Вместо песка применяется также пластилин, уложенный на съемную доску (кассету). Дорож­ка для разбега имеет ширину 1 м 25 см и длину до 45 м. Ближний к бруску борт ямы должен быть на 3 см ниже уровня дорожки. Пе­сок в яме должен быть влажным, хорошо взрыхлен и разровнен на одном уровне с дорожкой для разбега. Измерение прыжков произво­дится рулеткой (рис. 106, б) или специальными измерительными приборами.

 

 

106. Оборудование места отталкивания прыгунов в длину с разбега. Положение рулетки при измерении результата

Прыжки в высоту выполняются через планку, которая устанавливается горизонтально на специальных стойках. Стойки могут быть неподвижными и переносными. Расстояние между ними 402 см (допускается уменьшение до 366 см). Планка может быть деревянной, металлической или из другого материала и иметь тре­угольное или круглое сечение. Для измерения высоты пользуются специальным измерителем. Поверхность площадки для разбега должна быть горизонтальной и допускать разбег не менее 20 м, под любым углом в пределах сектора 150°. Место для приземления прыгунов должно иметь размер 6 X 3 м. Оно оборудуется «подушкой» из губчатой резины, поролона или другого мягкого материала, уло­женного на высоту 0,5—0,75 м. В соревнованиях начинающих пры­гунов местом для приземления может служить яма с песком. В целях предупреждения травм уровень песка в яме рекомендуется подни­мать на 0,5—0,75 м (см. правила соревнований).


107. Круг и сектор для толкания ядра. Измерение результата

Толкание ядра выполняется из круга диаметром 213,5 см II сектор, имеющий угол 60° (рис. 107). Поверхность круга должна быть твердой и не скользкой. Круг ограничивается кольцом, ребро которого выступает над поверхностью круга на 2 см. Сектор для толкания ядра может иметь гаревое, травяное или иное покрытие, IIя котором ядро при падении оставляет след. Площадь сектора раз­мечается кругами, указывающими расстояние от внутреннего края Кольца. Дуги и боковые границы обозначаются белой тесьмой или краской. В середине передней части кольца устанавливается дере­вянный брусок — сегмент. Его внутренние края совпадают с коль­цом.

Ядро для толкания представляет собой металлический шар осой 3, 4, 5, 6 и 7,257 кг (в зависимости от пола и возраста занимающихся).

Метание гранаты производится от планки в коридор шириной 10 м (рис. 108). Дорожка для разбега должна быть плотной Я на одном уровне с полем. Длина дорожки 30—35 м, ширина 4 м. Граната может быть деревянной, с металлическим стаканом или Цельнометаллической. Ее масса 700 г для мужчин, 500 г для женщин. Иногда для работы с детьми применяют гранаты меньшей Массы.

Одежда и обувь занимающихся. Одежда легкоатлета состоит из майки, трусов и тренировочного костюма. В жаркое время рекомен­дуется иметь легкий головной убор. В зимнее время для занятий ИМ открытом воздухе нужно одеваться по погоде: шерстяные рейтузы, свитер, шапочка, варежки, шерстяные носки. В ветреную погоду сверху можно надеть костюм из ветронепродуваемой ткани.

Для занятий и соревнований легкоатлеты имеют специальную Обувь: туфли для бега, прыжков и метаний. Туфли с шипами (ши­нники) применяют в зависимости от вида спорта, покрытия беговой дорожки или сектора, качества грунта, погоды, дистанции и др.

108. Место для метания гранаты

Прыгуны под пятку подкладывают резиновую прокладку (губку); при проведении занятий на асфальте или твердом грунте в туфли вкладывается мягкая стелька (лучше войлочная); прыгуны в высо­ту могут иметь туфли с утолщенной подошвой до 13 мм. Одежда участника должна быть чистой, опрятной и хорошо пригнанной. В соревнованиях по прыжкам и метаниям разрешается выступать в тренировочном костюме.

Правила соревнований. Все участники обязаны знать правила соревнований по своему виду. К местам соревнований участники выходят и покидают их организованно. Они должны быть готовы к выступлению в момент вызова их судьей и не задерживаться с вы­полнением упражнений.

Бег на дистанциях до 110 м включительно проводится по прямой дорожке, на остальных дистанциях — по кругу в направлении против часовой стрелки. Исключение составляют бег в закрытых спортивных сооружениях, кроссы на местности, пробеги и ходьба по дорогам.

В беге на дистанциях до 400 м включительно каждый участник бежит по своей дорожке, которая определяется жеребьевкой заранее.

На старте подаются следующие команды: «На старт!», «Внима­ние!»; «Марш!» (или выстрел). По команде «На старт!» участник занимает любую удобную для него позицию перед линией старта,.не касаясь ее. По команде «Внимание!» бегун быстро занимает наи­более удобное положение для начала бега и прекращает всякие дви­жения (в беге на дистанциях более 400 м и в ходьбе команда «Вни­мание!» не подается). При использовании стартовых колодок оба носка ног и пальцы рук стартующего при выполнении команд «На старт!» и «Внимание!» должны касаться поверхности дорожки. По команде «Марш!» (или выстрелу) участники начинают ходьбу или бег.

Если участник начнет движение или бег до команды «Марш!» (выстрела), он считается неправильно принявшим старт (фаль­старт). Все участники забега при этом возвращаются, а участнику, нарушившему правила, делается предупреждение. Участник, по­лучивший предупреждение и затем вторично нарушивший правила старта, снимается с соревнований на данную дистанцию (исключе­нием являются только многоборцы). Участник, получивший преду­преждение, должен повернуться лицом к судье и поднять руку в подтверждение того, что он слышал и понял сделанное ему заме­чание.

Во время ходьбы и бега каждый участник должен двигаться так, чтобы не мешать другим участникам. Обгонять других участников нужно справа. Обгонять слева можно лишь тогда, когда бегущий впереди отошел от бровки. Никому не разрешается лидировать или оказывать иную помощь участнику на дистанции. При беге по от­дельным дорожкам участник должен бежать только по своей дорож­ке. Участник, покинувший дорожку или трассу без уважительных причин, считается выбывшим из соревнований на данную ди­станцию.

Окончание дистанции фиксируется в момент, когда участник коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища.

Прыжки. Каждому участнику соревнований по прыжкам в длину разрешается сделать три попытки. В зачет берется луч­ший результат. Участник может сделать необходимую ему разметку, если она не мешает другим участникам. Прыгать можно только с разрешения судьи. На выполнение попытки дается 2 мин. Прыжки засчитываются после команды судьи «Есть!» и поднятия им белого флага. При незасчитанном прыжке подается команда «Нет!» и под­нимается красный флаг. При неудавшейся попытке результат не измеряется.

Для выявления победителя в прыжках в длину на крупных со­ревнованиях проводятся финалы. Окончательные результаты прыж­ков определяются по лучшему результату (предварительных и фи­нальных прыжков). Среди участников, не вошедших в финал, места распределяются по результатам предварительных соревнований. Измерение результатов производится от ближайшего к бруску сле­да, оставленного любой частью тела прыгуна, до линии измерения (см. рис. 106). Нулевая отметка рулетки должна быть у колышка (следа).

В прыжках в высоту участник обязан отталкиваться только одной ногой. Для преодоления каждой высоты участнику дается три попытки. После трех неудавшихся попыток на одной и той же высоте участник выбывает из соревнований. Начальная вы­сота определяется или положением о соревнованиях, или решением судейской коллегии. Участник может начать прыжки с любой из объявленных высот. Начав соревнования, он может пропустить некоторые высоты и прыгать на следующих. Но сделав три незасчитанные попытки подряд на любых высотах, участник выбывает из соревнований.

Метания. Каждому участнику метаний предоставляется по три попытки. Для выявления победителя на крупных соревнованиях проводятся финалы. В зачет берется лучший результат. На выпол­нение попытки участнику дается не более 2 мин. Бросок засчитывается после команды судьи «Есть!» и поднятия вверх белого флага. При незасчитанном броске судья произносит команду «Нет!» и под­нимает красный флаг. След, оставленный снарядом на грунте при падении его в секторе, отмечается колышком в точке, ближайшей к кругу или планке. Измерение производится по кратчайшему рас­стоянию от колышка до ближайшего внутреннего края круга или планки. При измерении с помощью рулетки нулевая отметка при­кладывается к колышку у земли (в месте падения снаряда).

Попытка метателя считается неудавшейся, если участник кос­нется любой частью тела, одеждой или обувью грунта за кругом или впереди планки; наступит на кольцо, сегмент, планку или за­денет их сверху; уронит снаряд за круг или планку; пошлет снаряд за пределы сектора или коридора. Случайное падение снаряда из рук участника за кольцо (планку) для начала движений, а также падение снаряда внутри круга или до планки ошибкой не считается.

Метание гранаты и толкание ядра разрешаются как с места, так и с разбега, только одной рукой. В исходном положении ядро долж­но касаться шеи, челюсти или находиться очень близко к ним; отводить ядро в сторону или назад за линию плеч не разрешается.

Кроме того, в каждом виде легкой атлетики есть и другие пра­вила и требования, которые также необходимо знать спортсмену.

О САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Самостоятельные занятия легкой атлетикой, отдельными легко­атлетическими упражнениями организуются и проводятся как по личной инициативе учащихся, так и по рекомендации преподава­теля физического воспитания, тренера по легкой атлетике. При этом ставятся и решаются следующие частные задачи:

улучшить и ускорить подготовку учащихся (особенно отстаю­щих) к выполнению учебных нормативов и упражнениям легкой атлетики;

повысить уровень физического развития и физической подго­товленности учащихся путем самостоятельного закрепления и со­вершенствования тех умений и навыков, которые освоены ими на учебных занятиях и на тренировочных занятиях в спортивных секциях;

использовать дополнительные* возможности для повышения спортивного  мастерства учащихся-спортсменов, занимающихся в секциях легкой атлетики.

В соответствии с этими задачами могут применяться следующие формы организации самостоятельных занятий: домашнее задание, УСГ легкоатлета, самотренировка, разминка перед соревнованиями. Каждая из этих форм имеет свое содержание и специфику, отли­чается продолжительностью- и объемом физической нагрузки.

Домашнее задание может быть кратковременным, небольшим по объему выполняемой тренировочной работы. Чаще оно является эпизодическим, а то и разовым, направленным на ликвидацию отста­вания в каком-либо одном упражнении (метание гранаты, напри­мер), на закрепление нового, плохо усвоенного двигательного на­выка (скачок в толкании ядра и т. п.). Учащийся может и сам определить свои слабые стороны в технике движений, недостаток прыгучести, силы метающей руки и т. п., сформулировать самозадание и самостоятельно совершенствовать технику данного движения, закрепить слабо усвоенный навык, повысить уровень нужного фи­зического качества. Внимательно прочитайте соответствующий па­раграф пособия, проанализируйте рисунки, прочитайте рекомен­дованную литературу, после этого повторите изучаемое движение дома перед зеркалом, а затем закрепите его на спортивной площад­ке, на стадионе. Общеразвивающие и специальные упражнения бе­гуна, прыгуна, метателя, приведенные в данной главе, дают пред­ставление о средствах, позволяют правильно выбрать нужные уп­ражнения для домашнего задания. Занимаясь таким образом, можно быстро ликвидировать отставание, подготовиться к выполнению контрольных упражнений, успешно выполнить нормы комплекса ГТО.

Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) легкоатлета предполагает не эпизодические, а систематические ежедневные за­нятия, заменяющие утреннюю гигиеническую гимнастику. Перед такой специализированной гимнастикой ставятся уже более серьез­ные задачи, рассчитанные на перспективу: совершенствовать от­дельные элементы техники движений, ускорить воспитание физиче­ских качеств до более высокого уровня, быстрее достигнуть высоких спортивных результатов и др. Это практически «малая тренировка» спортсмена, направленная на получение оценки «5» по программным упражнениям, на выполнение норм комплекса ГТО на золотой значок, на повышение спортивного разряда.

УСГ проводится ежедневно и длится 40—50 мин. По своей струк­туре она сходна с тренировочным уроком, но короче его и с меньшим объемом тренировочной нагрузки. В первой части такой специали­зированной гимнастики решаются гигиенические задачи. Во второй части нагрузка возрастает за счет интенсивного выполнения специ­альных упражнений бегуна, прыгуна, метателя. В третьей части нагрузка постепенно сокращается, организм приводится в относи­тельно спокойное состояние, выполняются обычные гигиенические и закаливающие (водные) процедуры.

Средствами УСГ легкоатлета являются ходьба, бег, общеразви­вающие и специальные упражнения. УСГ рекомендуется проводить парке, на стадионе, в спортивном зале, где можно воспользоваться специальным оборудованием и тренажерами. После некоторого пе­риода втягивания в работу на занятиях УСГ можно выполнять до­вольно значительный объем тренировочной работы. Эти занятия следует проводить систематически, без перерывов, с постепенным •и последовательным увеличением нагрузок при строгом самоконт­роле.

Самотренировка спортсмена-легкоатлета направлена на совер­шенствование в избранном виде и на повышение спортивного мас­терства, содействует более быстрому достижению высокого спортивного результата. Занятия проводятся в дня, когда нет тренировок и соревнований, в выходные и каникулярные дни.

По структуре самотренировка приближается к учебно-трени­ровочному занятию в спортивной секции: первая часть занятия — подготовительная, вторая — основная, третья — заключительная. Самотренировка позволяет применять более широкий выбор средств: кроме общеразвивающих и специальных упражнений в процессе самотренировки используются лыжный спорт, гребля, велосипед, кроссы, спортивные игры, туризм и др. Занятия проводятся на спортивной площадке, стадионе, в манеже, зале, а также в лесу, парке и т. п. Они организуются в соответствии с личными планами учащихся-спортсменов и проводятся 1—3 раза в неделю продолжи­тельностью от 1—1,5 до 2 ч. Самотренировка планируется легкоат­летом при участии тренера спортивной секции (группы).

Примерное содержание самостоятельного занятия бегуна-сприн­тера (III спортивный разряд) приводится ниже.

Разминка перед соревнованиями. Каждый спортсмен должен уметь самостоятельно провести разминку перед соревнованиями. Разминка проводится для настройки на спортивную борьбу, под­готовки двигательного аппарата к предстоящей деятельности, для разогревания организма в целях предупреждения травм. Главными средствами разминки являются физические упражнения, выпол­няемые в определенной методической последовательности, с учетом особенностей спортсмена, вида спорта и соревнований. Разминка состоит из трех частей.

Первая часть разминки направлена на активизацию кро­вообращения и дыхания, повышение тонуса ЦНС. Привычными легкими упражнениями следует проработать все мышцы и суставы в течение 3—5 мин. Эта часть разминки несколько напоминает УГГ.

Вторая часть разминки проводится для более глубокой проработки мышц с акцентом на крупные группы, особенно на те, к которым предстоит нести основную соревновательную нагрузку: Например, метатели концентрируют внимание на мышцах рук и ту­ловища, бегуны и прыгуны — ног и туловища. Упражнения выполняются более интенсивно. В разных случаях эта часть разминки длится от 5—10 до 15—20 минут.

Третья часть разминки — специализированна», с применением соревновательных упражнений и снарядов: прыгуны выполняют пробные прыжки, уточняют разбег; метатели разминаются с ядрами, гранатами, копьями, выполняют броски на дальность. Эти пробные попытки создают уверенность у спортсмена, обеспечивают ему необходимую точность в движениях. Пробные попытки не выполняют с максимальными усилиями: возможны повреждения еще не разогретых мышц, особенно в прохладную погоду. Большое значение здесь имеет правильно подобранная одежда.

Разминка для каждого спортсмена индивидуальна и готовится заблаговременно совместно с тренером. Подбираются наиболее подходящие упражнения, определяется оптимальная их дозировка, и рассчитывается время начала разминки, поведение между попытками, Такой подход обеспечивает спортсмену наивысшую работоспо­собность в момент соревнований.

Самостоятельные занятия учащихся по легкой атлетике являются неотъемлемой частью тренировочного процесса. Они дополняют тренировочные занятия в спортивной секции, а в отдельные периоды являются основной формой подготовки легкоатлетов, например в период производственной практики, во время каникул и т.п. В это время занятия по самотренировке проводятся 5—6 раз в неделю.

Применяя любую форму самостоятельных занятий, необходимо строго соблюдать правило постепенности и последовательности: занятия начинать с малых нагрузок, относительно легких упражнений к середине или к концу основной части нагрузку увеличивать, и заключительной части постепенно снижать. При этом следует помнить, что полезны только такие нагрузки, которые соответствуют уровню вашей физической и технической подготовленности. Надежной гарантией правильной организации и хорошего проведения самостоятельных занятий легкоатлета будет их целесооб­разное планирование и учет. Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо совместно с тренером составить индивидуальный план тренировки. Планы составляются на год (помесячно), на неделю (по дням) и на каждое тренировочное занятие. Легкоатлетам средних специальных учебных заведений можно проводить 5—6 занятий в неделю, а с учетом учебных занятий и УСГ, которая проводится ежедневно при двухразовых в день тренировках, можно организовать проведение 10—12 занятий в неделю. Бояться этих цифр не следует. Достаточно упорядочить режим своего времени, составить разумный распорядок дня — и. все это окажется выполнимым. Без строгого планирования надеяться на высокие спортивные результаты бесполезно.

Организации самотренировок хорошо помогает их систематиче­ский учет и самоконтроль спортсмена. Учет ведется по всем показа­телям плана тренировки. Его анализ и регулярное ведение дневника позволяют спортсмену и тренеру не только контролировать, но и ак­тивно вмешиваться в тренировочный процесс, совершенствовать его в ходе занятий.

Самоконтроль при самотренировке играет чрезвычайно важную роль. Фиксируя объем и интенсивность выполняемых тренировоч­ных нагрузок, объективные и субъективные состояния своего орга­низма, динамику спортивных результатов, вы научитесь управлять процессом спортивной тренировки, динамикой своего физического развития.

Вопросы:

1. Расскажите о месте я значении легкой атлетики в системе физического воспитания. Перечислите легкоатлетические упражнения, включенные в вашу возрастную ступень.

2.Перечислите основные группы видов легкой атлетики, дайте их крат­кую характеристику.

3.Расскажите о правилах поведения участников на легкоатлетических соревнованиях, основные правила соревнований бегунов, прыгунов и мета­телей.

4.Составьте комплекс упражнений УСГ для бегуна, прыгуна, метателя.

5.Совместно с тренером составьте план самотренировки по своему виду на неделю (месяц, год). Организуйте систематические занятия самотрениров­кой.

6.Проанализируйте учебные программные нормативы по упражнениям легкой атлетики для своего курса (года обучения).

 

 

ГЛАВА IX

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В районах со снежной зимой лыжный спорт является наиболее массовым. Различными его видами занимаются миллионы советских Людей- Число поклонников лыжного спорта постоянно возрастает. Лыжный спорт многообразен. Он включает в себя лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, скоростной спуск, биатлон, лыжное двоеборье, лыжную акробатику (фристайл). По этим видам в странах северного полушария проводятся разнооб­разные внутренние соревнования, а также первенства Европы и миря. Лыжный спорт широко представлен в программе зимних Олимпийских игр.

Лыжная подготовка населения начинается с детских лет. В программах физического воспитания всех учебных заведений, расположенных в районах со снежной зимой, лыжная подготовка — обязательная составная часть Лыжи как средство передвижения широко используются в быту и трудовой деятельности. Ими пользуются учащиеся, рабочие леса, почтальоны, охотники, геологи, железнодорожники, врачи, учителя, полярники, связисты и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 2091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.029 с.)