Вопрос 31. Юридическое мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 31. Юридическое мировоззрение



Под понятием "мировоззрение" понимается совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.

 

Юридическое мировоззрение – это   идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство
рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития.

Ю.м. складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. «классическим мировоззрением буржуазии» которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны стем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических

систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Ю. м. Хотя Ю. м. подчёркивало важность правовых начал и законности в

жизни общества,выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Ю. м. абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное

социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием

фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д. На Ю. м. был основан и т. н.юридический социализм А. Менгера и др. — реформистская теория о возможности перерастания капитализма в социализм исключительно путём совершенствования законов.

В процессе превращения промышленного капитализма в монополистический,

потребовавшего значительных правовых модификаций, в условиях обострившихся классовых

антагонизмов Ю. м. теряет своё доминирующее положение. Вместе с тем юридическо-мировоззренческие тенденции проявляются всовременной буржуазной юридической

науке, в попытках считать буржуазное право одним из средств коренной трансформации капитализма.

 

Вопрос 32 Исторические типы рациональности в юридической науке

 

В своем развитии научный рационализм проходит три стадии: клас­сическую, неклассическую и постнеклассическую. Сопоставление основных мировоззренческих идей, форми­рующихся на этих стадиях, позволяет выявить некоторый алгоритм истории научной рациональности.

Этот алгоритм можно представить как диалектиче­скую триаду: «тезис – антитезис – синтез». Неклассический рационализм пред­стает как антитеза классического, постнеклассический «снимает» сложившееся противоречие, путем синтеза и выхода на качественно новый уровень научного знания. Разумеется, на этом история научной рациональности не заканчивается, и, возможно, постнеклассическая наука станет исходной точкой новой диалектической триады.

В.С. Степин выделяет следующие критерии разграничения исторических форм научной рациональности:

1. Тип осваиваемых системных объектов. Для классической рациональ­ности, по его утверждению, типична ориентация на освоение малых (простых) систем, образцом которых являются механические системы; неклассическая наука ориентируется на освоение больших (сложных самоорганизующихся) систем; постнеклассическая рациональность ориентирована на освоение сложных саморазвивающихся систем.

2. Тип познавательных идеалов и норм. Классическая наука, выдвигала идеал объективности объяснения, требовала исклю­чения из объясняющих положений всего, что не относится к характеристикам объекта. В неклассической науке объективность объяснения предполагает объяснение связей между объектом и характером средств и операций деятельно­сти. В постнеклассической науке при объяснении и обосновании учитывается соотнесенность знаний об объекте не только со средствами и операциями дея­тельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

3. Тип философско-методологической рефлексии. Классическая рацио­нальность находит философско-методологическое обоснование в учениях мыс­лителей XVII–XIXвека – от. Неклассическая наука обретает философско-методологический фундамент уси­лиями мыслителейXIX–XXвека. Пост­неклассическая рациональность осмысливается современными историками и философами науки.

Помимо этого в современной философии науки сложилось представление о развитии научной рациональности как чередовании периодов эволюции науки и революционных ее преобразований. В.С. Степин выделяет в истории науки глобальные научные революции.. Глобальные научные революции могут приводить к изменению типа научной рациональности. В истории науки, по убеждению Степина, можно обнаружить четыре такие революции.

 

 

Вопрос 33. Интуитивно-психологические формы рефлексии права. Бессознательное и его проявление в правовой жизни.

Л.И.Петражицкий и интуитивистская концепция права.

Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифови­чем Петражицким  По существу, Л.И. Петражицкий сосредоточил внимание на психологиче­ской стороне формирования правомерного поведения, выводя эту сторону даже за рамки интеллектуальной стороны. Он полагал, что специфическая природа явлений права коренится в области эмоционального, импульсивно­го, в области переживаний, а не в области разума.

Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву по­зитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчинен­ным праву и правоотношениям). Интуитивное право определяется психоло­гическим отношением человека к праву объективному, официальному (позитивному). Ав­тор теории подчеркивал, что интуитивное право является чисто психологиче­ским явлением, явлением индивидуальной психики и не может быть представлено как объективная реальность. Реальным в правовом регулировании Л.И. Петражицкий считал только индивидуальное правосознание, субъек­тивное переживание индивидом сознания двусторонней, императивно-атри­бутивной связанности воли. Именно эта связь императивных, повелительных (в отношении других лиц) притязаний и атрибутивных (обязательных для субъекта) притязаний, существующая в психологической сфере индивида, от­личает право от других социальных регуляторов и, можно сказать  правом и является.

Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении пра­ва незначительна, практически ничтожна.

 

Достоинством теории Л.И. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с про­блемой психологического механизма формирования правомерного поведе­ния. Право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Природой бессознательного занимался создатель аналитической психологии, психотерапевт Карл Густав Юнг. Его концепция «коллективного бессознательного», разрабатываемая в первой половине прошлого века.

Общепринято считать, психоаналитическая теория начинает свой отсчет на рубеже XIX-XX столетий, и ее возникновение связывается с именем 3. Фрейда, который в 1896 г. ввел в научный оборот термин «психоанализ». С тех пор понятие психоанализа стало составной частью исследовательской и практической деятельности. Однако, Фрейд не открыл бессознательное.

Особым объектом изучения психоаналитической теории является бессознательное, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая, заметно отличающаяся от сферы сознания и значительно превышающая объем ее деятельности. Более того, бессознательная, невербализованная, как говорят психологи, активность есть специфическая стадия, на которой происходит подготовка вербализованной, сознательной деятельности.

Юнг Его психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Общепринято считать, что диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.007 с.)