Гарантией качества продукции после отмены обязательной сертификации является подтверждение качества выпускаемого товара в порядке добровольной сертификации продукции производителем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантией качества продукции после отмены обязательной сертификации является подтверждение качества выпускаемого товара в порядке добровольной сертификации продукции производителем.



Таким образом, вопрос совершенствования законодательства о техническом регулировании остается очень актуальным. В настоящее время к законодательству о техническом регулировании можно предъявить претензии, которые ранее предъявлялись к системе государственных стандартов и документов органов исполнительной власти:

1. Неурегулированность значительной части общественных отношений;

2. Несоответствие международным стандартам;

Несогласованность между собой и противоречивость многочисленных ведомственных подзаконных актов.

Российское законодательство о защите прав потребителей следует признать довольно динамичной правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим количеством (более 20 с 1993 г.) изменений и дополнений в один из базовых актов – Закон РФ № 2300-1. Вместе с тем, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Рассмотрим ряд проблем нормативно-правового характера. Пробелы в правовом регулировании правоотношений в области защиты прав потребителей.

Пункт 1 статьи 10 Закона РФ № 2300-1 закрепляет обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Гарантией реализации права потребителей на выбор товаров, работ и услуг является добросовестное исполнение указанной обязанности. Статьей 12 Закона РФ № 2300-1 установлены гражданско-правовые последствия нарушения права на информацию: в частности, ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), за непредоставление такой информации.

Статья 8 Закона РФ № 2300-1 определяет содержание информации и дает обобщенную характеристику формы доведения ее до потребителя: «в наглядной и доступной форме». Представляется необходимым конкретизировать данные характеристики, поскольку в данном случае не учтены недобросовестные способы подачи информации. Нередко изготовители (исполнители, продавцы) доводят информацию до потребителей способами, соответствующими их собственным интересам.

Среди подзаконных актов, регулирующих в настоящее время вопросы предоставления информации о пищевых продуктах отечественного и зарубежного производства, фасованных в потребительскую тару и реализуемых на территории Российской Федерации, следует особо отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»47. Указанный ГОСТ является единственным нормативным документом, устанавливающим требования к информации о продуктах питания. Согласно подпункту 3.8.1 ГОСТа, информация должна быть четкой и легко читаемой.

В действующем законодательстве Российской Федерации не установлены критерии, по которым можно определить соответствие информации о продовольственном товаре, нанесенной изготовителем на этикетку, требованиям подпункта 3.8.1 ГОСТа.

В настоящее время установлены критерии удобочитаемости для непродовольственных товаров. В частности, тип и размер шрифта для представления информации на изделии, для печатного материала должен быть, по возможности, четким и крупным в целях обеспечения удобочитаемости. Высота строчных букв должна всегда составлять 1,5 мм и более.

В свете отсутствия четкой правовой регламентации вопроса шрифтового оформления этикеток (упаковок и т.п.) продуктов питания, недобросовестные производители пренебрегают исполнением требований законодательства. Зачастую это вызвано стремлением оптимизировать издержки производства.

Используя для предоставления информации мелкий, нечитабельный шрифт, производители создают все условия для того, чтобы потребитель был введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта.

За разъяснениями положений действующего законодательства Российской Федерации касательно правил шрифтового оформления этикеток пищевых продуктов (кегль шрифта, начертание шрифта, оптическая плотность фона, контрастность и т.д.), а также с просьбой о внесении соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации наша организация неоднократно обращалась в компетентные органы исполнительной власти Российской Федерации. В сентябре 2010 г. были направлены обращения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в ноябре 2010 г. – в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ответов на указанные обращения получено не было.

Россия безнадежно отстала в этой сфере от ведущих мировых держав. Сравнение этикеток одних и тех же производителей так называемых «мировых брендов» в России и за рубежом наглядно показывает, что критерии удобочитаемости текста за рубежом, в отличие от России, определены достаточно четко. В такой ситуации назрела необходимость принятия безотлагательных мер по законодательному закреплению норм, ликвидирующих пробелы закона.

Особо следует отметить существование пробелов в нормативном регулировании вопроса предоставления обязательной в силу статей 8 и 10 Закона РФ № 2300-1 информации при заключении договоров о предоставлении потребительского кредита. Потребитель, не имея специального образования, позволяющего понять суть многочисленных банковских операций, не в состоянии адекватно оценить все условия договора и вынужден всецело полагаться на добросовестность банка, выдающего кредит. Существенные условия банковского договора зачастую напечатаны мелким шрифтом и вынесены в сноски внизу страницы, что значительно затрудняет, а в отдельных случаях делает невозможным своевременное ознакомление с этими условиями. Между тем пункт 4 статьи 12 Закона РФ № 2300-1 закреплена правовая презумпция об отсутствии у потребителей специальных знаний о товарах, работах, услугах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.005 с.)