Тема 3. Классификации нарушений слуха у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Классификации нарушений слуха у детей



История развития классификации детей с нарушениями слуха: попытки обучения глухих языку; деление глухонемых на группы «по способностям» в обучении языку; появление первой классификации Ж. Итара; история развития классификации нарушений слуха. Клинико-педагогическая классификация Л.В.Неймана: цели, принципы, значение. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Отечественные и мировые классификации детей с нарушениями слуха.

Возможности восприятия речи детьми разных категорий в зависимости от степени сохранности слухового анализатора.

Тема 4.  Система работы по формированию восприятия и воспроизведения устной речи

Исторические сведения об использовании остаточного слуха в обучении глухих и о развитии слухового восприятия путем специальных упражнений в XVIII - XIX веках в нашей стране и за рубежом.

Исследования Р.М. Боскис, В.И. Бельтюкова, Ф.А. Рау, Л.В.Неймана о роли слуха в восприятии речи, об особенностях восприятия звуков глухими, о роли упражнений на улучшение слухового восприятия глухих.

Роль Т.А. Власовой, Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Н.Д. Шматко в создании современной системы работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста.

Последовательность работы по развитию восприятия и воспроизведение речи.

Условно-рефлекторная связь: слушаю – говорю. Побуждение проговаривания всей обращенной к ребенку речи. Сведения о слуховых возможностях детей. Индивидуальный режим работы ЗУА. Обучение реагированию на звуковой сигнал. Различение, опознание и распознание на слух.

Побуждать ребенка проговаривать услышанное, даже если он ошибается, т.к. это позволяет определить уровень слухового восприятия ребенка, поощрять попытки воспроизведения услышанного.

Исходной единицей при работе по развитию слухового восприятия является фраза, т.к. устная речь формируется как средство общения. Но начинается работа по развитию речевого слуха со звукоподражаний и лепета, постепенно переходя к фразам.

Необходимость ранней коррекционной работы. Работа с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Раздел 2. Методика развития слухового восприятия у глухих и

Слабослышащих детей

Тема 1. Выработка условной двигательной реакции на звук

Умение реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным действием. Выработка условно-двигательной реакции у детей до 3-х лет. Методические приемы. Дидактический материал. Выработка условно-двигательной реакции у детей после 3-х лет.

Определение максимального расстояния, с которого ребенок воспринимает звучание того или иного предмета, голоса различной громкости.

 

Тема 2. Знакомство со звуками окружающего мира

Значение восприятия звуков окружающего мира. Знакомство детей со звуками. Разнообразные бытовые шумы (стук, бытовая техника и т.д.).

Проведение работы по знакомству со звуками мира. Использование различных типов ЗУА. Сочетание звука с действием ил предметом. Эмоциональность данной работы. Обучение реакции на звуки окружающего мира.

 

Тема 3. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов

Навыки, выработанные в дошкольный период: узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов; определять количество звучаний; различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний; определять направление звука; различать на слух звучание речи, музыки и пения. Музыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения; различать звучание мужского и женского голоса; узнавать голоса животных и птиц; различать бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

 

Тема 4. Обучение восприятию на слух речевого материала

 Различия в восприятии речи глухими и слабослышащими дошкольниками. Восприятие речи различной громкости глухими и слабослышащими детьми. Развитие слухового восприятия с использование ЗУА и без нее.

Первоначальный этап развития речевого слуха. Различение, опознание и распознавание на слух речевого материала. Методика работы по направлениям.

Различение и опознание фразового материала. Работа с картинками. Повествовательные фразы. Методика работы над фразами поручениями. Планирование работы над фразовым материалом. Работа с измененными фразами. Развитие фонематического слуха (изменение окончания, суффикса, приставки).

Распознание на слух речевого материала. Последовательность работы. Использование наглядности.

Восприятие на слух текстов (неслышащие дети – знакомые стихи, песенки, а слабослышащие – знакомые сказки, рассказы). Подготовка глухих к восприятию прозы.

Методика опознания знакомых стихов и песенок. Организация работы.

Методика работы по подготовке к восприятию текстов. Последовательность работы. Выполнение заданий, ответы на вопросы. Планирование.

Раздел 3.  Организация и планирование работы по развитию

 слухового восприятия

Тема 1.  Фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия

Обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов при проведении режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности.

Проведение фронтальных (ясельная группа – 1 раз в неделю, младшая и средняя группы – 2 раза в неделю, старшая и подготовительная – 4 раза в неделю) и индивидуальных (ясельная группа – ежедневно с каждым ребенком, остальные группы – 3 раза в неделю). Продолжительность занятий. Структура занятий.

Фронтальные занятия. Основная задача – формирование навыка восприятия на слух и воспроизведение темпо-ритмической стороны устной речи. Содержание фронтальных занятий: обучение восприятию на слух не речевых звучаний; обучение восприятию на слух долготы, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма как речевых, так и не речевых звучаний.

Учет возможностей каждого ребенка. Развитие навыков различения и опознания на слух неречевых и речевых звучаний. Связь фронтальных занятий с индивидуальными.

Индивидуальные занятия. Основная задача – формирование навыков восприятия и воспроизведение устной речи. Различие, опознание и распознание на слух слов, словосочетаний, фраз, текстов (глухие – подготовка к восприятию текста). Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста. Содержание индивидуальных занятий. Развитие направлений работы по развитию слухового восприятии на индивидуальных занятиях и фронтальных занятиях. Требования к организации занятий.

 

Тема 2.  Развитие слухового восприятия на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам

Организация работы по развитию слухового восприятия на занятиях и во всережимное время. Предъявление речевого материала на занятиях (слухо-зрительно или на слух). Порядок предъявления речевого материала на слух. Методика предъявления. Планирование речевого материала для слухового восприятия.  

 

Тема 3. Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия

Планирование, его цели и сроки. Основа планирования. Перспективные планы (на месяц или квартал). Содержание индивидуального планирования: данные тонального слуха; режим усиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования, на индивидуальных аппаратах, тип аппарата; расстояние, с которого ребенок воспринимает звуковые сигналы со ЗУА и без нее, тематика, сроки, учет навыков. Содержание графы «Учет». Содержание планирования специальных фронтальных занятий.

Учет работы по развитию слухового восприятия, его роль и цели. Проведение проверок развития слухового восприятия дошкольников. Содержание поверок. Организация. Сроки. Анализ результатов.

 

Тема 4.  Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)

Характеристика звукоусиливающей аппаратуры. Типы аппаратуры коллективного пользования. Типы индивидуальных слуховых аппаратов. Использование обратной связи и вибратов. Раздельная регулировка телефонов. Методика работы на различных типах аппаратуры. Использование ЗУА на занятиях педагогов и во внережимное время. ЗУА для глухих и слабослышащих детей. Уточнение режима звукоусиления. Методика подбора режима звукоусиления. Использование аудиометрических данных детей в работе по развитию слухового восприятия. Анализ аудиограмм. Типы ЗУА на различных этапах обучения глухих и слабослышащих детей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.008 с.)