Общественно-политическая ситуация в странах послевоенной западной Европы: христианские демократы – формирование нового центра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая ситуация в странах послевоенной западной Европы: христианские демократы – формирование нового центра.



Одним из важных явлений политической жизни Западной Европы после Второй мировой войны стал успех христианско-демократическихсил (в частности их консервативного крыла) – переход их к правящему статусу в целом ряде государств. Этот успех был сложнопрогнозируемым, поскольку политика христианских демократов прошлых лет нередко рассматривалась как одна из причин возникновенияэкономического кризиса в межвоенные годы и формирования в Европе режимов диктаторского правления.

По окончании войны христианско-демократические силы находились в состоянии упадка и раздробленности. Многие члены Итальянской народной партии покинули её после становления фашизма и перешли на сторону Бенито Муссолини.

Христианским демократическим силам удалось добиться правящего статуса в послевоенной ФРГ в 1949 г., когда союз ХДС и ХСС одержал победу с небольшим перевесом у социал-демократов. Несмотря на стремление многих членов германских демохристиан заключить широкую коалицию с социалистами, Конрад Аденауэр смог создать коалиционное правительство правых и центра, объединив христианских демократов и либеральную партию Свободных демократов. В 1957 г. ХДС / ХСС смогли получить большинство голосов избирателей, а сам Конрад Аденауэр занимал пост канцлера ФРГ до 1963 г.

Наиболее существенную роль в послевоенном устройстве государства сыграли демохристиане в Италии. В 1948 г. Христианскодемократическая партия Италии (ХДП), главой которой на тот момент был Альчиде де Гаспери, набрала на выборах в парламент 48,5%, существенно опередив единый «левый» список социалистов и коммунистов, который набрал по итогам голосования всего лишь 31%.

Стоит отметить, что де Гаспери, который сразу же после окончания войны в 1945 г. предложил свою кандидатуру на пост премьер-министра с целью не допустить на эту позицию лидера социалистов Пьетро Ненни, в первые годы борьбы за политическое доминирование умело лавировал идеологическими траекториями Христианско-демократической партии. Де Гаспери избрал тактику постоянной смены политических коалиций, благодаря которой партии удавалось не только удачно встраиваться в социально-политическую конъюнктуру, но и соответствовать ожиданиям избирателей.

Благодаря идеологическому маневрированию ХДП де Гаспери смог не только сохранить доминирование партии на политическом поле Италии, но и поддержать баланс между различными фракциями внутри самой организации. Таким образом, когда одно крыло христианских демократов ослабевало или уходило из-под власти партийного руководства, де Гаспери мог сделать ставку на альтернативный вариант. Его подход, который можно охарактеризовать как «особую демократию», выразился в 1948 г. в критике законопроекта о запрете коммунистической партии.

Тактика де Гаспери позволила сформировать имидж христианских демократов в Италии в качестве арбитров между «левыми» (социалдемократами) и «правыми» (либеральными силами). При этом партия и её лидер постоянно позиционировали себя как приверженцев центристской позиции, что позволило им выступить нейтральной «примиряющей» силой в стране, наполненной многочисленными противоречиями социального, экономического и идеологического характера.

Ключевыми вопросами на повестке дня Христианской демократической партии Италии в послевоенный период стали главным образом выбор социально-экономической политики и экономической модели, которая будет функционировать в стране, а также реставрация монархии. Проблема разработки экономической политики для ХДП осложнялась тем, что политическая доктрина католицизма, составлявшая концептуально-идеологическое ядро программы христианских демократов, представляла собой систему мировоззрения и позиций церкви по тем или иным социально-политическим вопросам, которые до этого никогда не воплощались в конкретные политические решения.

В отношении рабочего класса христианские демократы заняли иную позицию, нежели социалисты. ХДП отказалась от идеи «рабочего контроля» и формирования профсоюзной сети, но призывала стимулировать рабочих участвовать в управлении предприятиями посредством покупок акций, тем самым развивая у них предпринимательские навыки и управленческую ответственность. Важно, что данной позиции придерживался не только де Гаспери, но и один из лидеров левой фракции ХДП Аминторе Фанфани.

Вопрос о выборе формы правления также вызвал серьёзные дискуссии как в целом в Италии, так и среди христианских демократов. Вплоть до первого съезда 1946 г. у ХДП не было чёткой позиции относительно того, стоит ли реставрировать итальянскую монархию или остановиться на республиканской демократической форме правления. Обе модели государственного управления принимались демохристианами в той мере, в какой они обеспечивают политические права и свободы граждан. Сам же де Гаспери придерживался позиции западно-христианского экономиста Дж. Тониоло, которая предполагала критическое отношение и к коммунистической модели, и к капитализму, а форма правления в государстве рассматривалась как вторичная, тогда как лишь реальная работа правительства имеет значение. Стоит отметить, что аналогичную позицию занимал и сам Ватикан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.004 с.)