Биомедицинская этика, определение понятий. Жизнь как ценность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биомедицинская этика, определение понятий. Жизнь как ценность.



 

 На сегодняшний день существует множество определений понятия «жизнь». Так с биологической точки зрения под жизнью (от греч. βίος – жизнь) понимается совокупность актов, проистекающих из внутренней сути живого существа и контролируемых самим этим живым существом как целым. Французский анатом, физиолог и врач, один из основоположников танатологии (наука о смерти) М. Биш (1771–1802) говорил о жизни как совокупности явлений, сопротивляющихся смерти. Ф. Энгельс (1820–1895), немецкий философ, один из основоположников марксизма, определил жизнь как способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой. Согласно выработанному в 1994 г. определению NASA, которое применяется в описаниях задач по поиску жизни во Вселенной, жизнь – это самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции. Белорусская энциклопедия (1998) определяет жизнь как форму существования и движения материи, способную к развитию (эволюции) и качественно более высокую, чем физические и химические формы; основной мотив существования и содержание переживаний человека, жизненная судьба вообще. Как мы видим, данные определения весьма пространны. Тем не менее для человека жизнь является значимой и наивысшей ценностью.

Одной из фундаментальных проблем биоэтики оказалась проблема жизни как ценности. В зарубежной литературе сформировались две точки зрения по этому поводу. Одну можно назвать этикой сакральности жизни, или жизни как высшей ценности (sanctity of life), вторую – этикой качественной жизни (quality of life).

 Первая концепция признает любую человеческую жизнь высшей ценностью. Соответственно, задачей медицины является сохранение и поддержание жизни любого человеческого организма. С этой точки зрения нужно до бесконечности поддерживать искусственными средствами жизнь человека, находящегося в вегетативном состоянии без какой-либо надежды вернуть его в сознание.

Согласно второй концепции, подлинно человеческая жизнь должна обладать определенными "качествами", поэтому далеко не все состояния организменной жизни надо поддерживать. Предполагается, что должны существовать какие-то критерии, посредством которых можно решить, где следует оказывать медицинскую помощь, а где ее можно прекратить (или вообще не начинать).

Было немало попыток дать определение тех качеств, которые могут служить критерием различия между жизнью биологической и жизнью личности. К примеру, американский биоэтик Мэри Э. Уоррен полагает, что для включения кого-либо в моральное сообщество личностей необходимы такие качества, как сознание, разум, самостоятельная активность, самосознание и способность к общению[1].

Таким образом, проблема ценности жизни остается открытой. По крайней мере, дискуссии на эту тему прояснили следующее. Обе рассмотренные концепции оказались крайними точками зрения, между которыми есть широкое множество суждений и представлений.

Биоэтики, которые по своим взглядам ближе к теории жизни как высшей ценности, настаивают, что с моральной точки зрения не существует более или менее ценных человеческих жизней, что мы не можем отказать комулибо в достоинстве или праве на жизнь; что защита жизни, насколько это в наших силах, остается важнейшей моральной обязанностью. Кроме того, они, как правило, последовательно выступают против абортов, исследований на эмбрионах, эвтаназии, экспериментов на человеческом геноме и т.п.

Специалисты по биоэтике, которые ближе к теории качественной жизни, со своей стороны, тоже должны быть правильно поняты. Конечно, эта теория может быть доведена до такой крайней степени, которая создаст недопустимую дискриминацию в отношении больных, престарелых, эмбрионов и т.п. Эти опасности довольно очевидны. Но разумный смысл ее состоит в том, чтобы удержать общество от злоупотреблений теорией жизни как высшей ценностью, обосновать некие разумные пределы для того, чтобы медицина не тратила силы и средства (в том числе, возможно, огромные) там, где это не имеет смысла, высвобождая тем самым возможности помогать другим нуждающимся людям (учитывая всеобщую ограниченность ресурсов).

Общий вывод состоит в том, что каждая человеческая жизнь представляет собой безусловную ценность (в том числе еще нерожденного человека или человека с тяжелой патологией и т.п.); каждая человеческая жизнь имеет право на достоинство и уважительное отношение. Принцип уважения человеческой жизни был и остается одним из фундаментальных требований медицинской этики. Моральная обязанность медицины – стремиться сберечь, сохранить и поддержать каждую человеческую жизнь, насколько это в ее силах и оправдано совокупностью конкретных обстоятельств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.006 с.)