Билет 13. Северная и южная школы Чань: общие идеи и принципиальные различия. Хуэйнэн (638 – 713 гг. ) и линьцзы (ум. Ок. 866 Г. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 13. Северная и южная школы Чань: общие идеи и принципиальные различия. Хуэйнэн (638 – 713 гг. ) и линьцзы (ум. Ок. 866 Г. )



На рубеже VII–VIII вв. чаньская традиция разделилась на две ветви: северную (во главе c Шэнь-сюем) и южную (возглавляемую Хуй-нэном). Традиционно считается, что в основе раскола лежала дискуссия о мгновенном (дунь) или постепенном (цзянь [6]) «просветлении/прозрении». Южная школа утверждала, что «просветление/прозрение» у [4], будучи самой природой сознания, не может быть ничем обусловлено и должно озарить «мирское», обыденное, профаническое сознание последователя чань подобно вспышке молнии. Северная школа, напротив, настаивала на его постепенном характере.

В действительности, однако, принципиальные различия доктрин этих школ были крайне невелики, к тому же сами наставники не использовали таких названий. По мнению А.А. Маслова, «здесь скорее ощущается традиционная для кит. мышления парадигма разделения на Север и Юг (при этом чаще всего именно Юг считается «истинным»), нежели отражение действительно доктринального противопоставления». Заметные различия в практике медитации, в подходах к смыслу и формам созерцания появились значительно позже — после ухода из жизни Шэнь-сюя и Хуй-нэна. При этом раскол пошел по формальному признаку: кого считать шестым патриархом чань — Шэнь-сюя или Хуй-нэна; какая сутра — «Сутра явления благого закона на Ланке» (гл. текст северной школы) или «Алмазная сутра» (гл. текст южной школы) является «истинной».

К сер. IX в. северная школа прекратила свое существование. Южная разделилась на пять направлений т.н. классич. чань-буддизма (вэйян, линьцзи, цаодун, юньмэн, фаянь), из к-рых два — линьцзи (япон. риндзай) и цаодун (япон. сото) — сохранились до наших дней.

 

Т.н. сев. ветвь чань, основанная Шэнь-сю, и ряд др. течений придерживались доктрины виджнянавады, течение, шедшее от Хуй-жуна, стояло на позциях мадхьямики-шуньявады. Особую роль в истории чань сыграла ее т.н. южн. ветвь, основоположником к-рой считается Хуй-нэн. Доктрина, к-рой придерживался он и его последователи, исходила из идеи «единого сознания/сердца» (и синь). Последнее понятие подразумевает всю совокупность дхарм — как «просветленных», так и «омраченных», к-рые находятся друг с другом в отношениях «недвойственности». К нирваническому состоянию сознания ведет постижение этой «недвойственности» в результате «внезапного просветления» (дунь у).

 

Тезис южн. ветви чань о «внезапном просветлении», противостоящий идее «постепенного просветления» (цзянь у), достигаемого в результате практики «постепенного очищения» (подавления «омраченных» дхарм), к-рого придерживалась сев. ветвь, стал выражением чаньской ортодоксии.

 

Если коротко, вот главное различие: Шэнь-сю, возглавивший Северную школу, придерживался более традиционного взгляда на проблему просветления. Он полагал, что оно есть результат длительных духовных созерцаний, самоуглублений и размышлений. Хуэй-нэн, возглавивший Южную школу, склонялся к более радикальным взглядам. По его мнению, духовное просветление есть результат внезапной, интуитивной вспышки сознания.

 

Хуй-нэн 慧能 основоположник южн. ветви (нань цзун) чань, впоследствии ставшей ортодокс. направлением в китайском чань-буддизме.
Если вдруг хотите почитать легенду о нем, то вот: По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал «Алмазную сутру» («Ваджраччхедика праджняпарамита сутра», кит. «Цзинь ган цзин»), обрел «внезапное просветление» (дунь у). Узнав, что 5-й чаньский патриарх Хун-жэнь в Хуанмэй (пров. Хубэй) проповедует эту сутру, отправился к нему и стал послушником в его монастыре. Однажды Хун-жэнь для того, чтобы выбрать преемника, приказал всем монахам сочинить стихотворную гатху. Поскольку Xуй-нэн был неграмотен, то попросил одного юного послушника записать за него сочиненную им гатху. Прочитав ее, Хун-жэнь понял, что его преемником должен стать Xуй-нэн, и якобы тайно передал ему патриаршие регалии — рясу и чашу, сделав его 6-м патриархом чань.

Учение: Центр. место в учении Xуй-нэна занимала концепция «внезапного просветления», детально обоснованная в «Сутре помоста шестого патриарха» («Лю цзу тань цзин»),составленной на осн. конспективных записей его высказываний, проповедей и бесед. В то время на севере Китая получило широкое распространение учение о «постепенном просветлении» (цзянь у), проповедуемое его соперником Шэнь-сю,считавшимся законным наследником Хун-жэня и 6-м патриархом чань. Борьба между сторонниками и противниками этих концепций, вызвавшая раскол школы чань на южн. и сев. ветви, резко обострилась после смерти Xуй-нэна, вылившись в споры о том, кто является законным преемником 5-го патриарха чань, а значит, и какая концепция должна считаться ортодоксальной. Только спустя полвека после смерти Xуй-нэна его ученик Шэнь-хуй(VII–VIII вв.) доказал превосходство южн. ветви над сев. и добился официального признания Xуй-нэна законным преемником Хун-жэня, а Шэнь-сю — узурпатором. В результате «Сутра помоста шестого патриарха» была канонизирована, а концепция «внезапного просветления» стала господствующей в теории и практике чань-буддизма. Его последующее развитие было в той или иной степени связано с развитием принципов, к-рые выдвинул и обосновал Xуй-нэн.

 

Наиболее крупными течениями в чань были школа линьцзи (臨濟宗 «школа [патриарха] Линь-цзи».) — линьцзи-цзун, получившая название по прозвищу своего патриарха И-сюаня (ум. 866), проживавшего в одноименном монастыре в пров. Хэбэй. Учение линьцзи-цзун акцентировало внезапность «просветления» «здесь и сейчас», для чего следует отбросить все внутренние преграды на пути к нему, в т.ч. привязанность к сакральным понятиям — «будда», «нирвана» и т.п., отказаться от каких-либо целенаправленных искусств. усилий к исправлению своей природы. Психопрактику линьцзи-цзун отличает использование шоковых воздействий на психику адептов (удары, внезапные окрики), парадоксальных задач (гун-ань, больше известны в япон. варианте — коан), не имеющих рационального решения, что призвано актуализировать «природу будды» в спонтанном акте «просветления».

Линьцзи-цзун начинает приобретать популярность в VIII–IX вв., а с середины Х в. становится ведущим направлением в чань-буддизме.
Добавляю подробную информацию о ней для ознакомления: Опиралась на фундаментальные положения философско-психологического учения буддизма махаяны, интерпретируя их в русле учения о «внезапном просветлении» (дунь у) южн. ветви чань и делая акцент на «внезапном» выявлении «природы будды» (фо син) в сознании человека «здесь и сейчас». Теоретически это обосновывалось концепцией «истинного человека без места» (у вэй чжэнь жэнь), тождественного «истинному сознанию» (чжэнь ши) всех будд и чаньских патриархов и всегда пребывающего, как утверждал Линь-цзи, в любом человеке. Поэтому для актуализации «истинного человека» необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутренние преграды на пути к «истинно-правильному просветлению», в том числе привязанность к таким сакральным понятиям, как «будда», «нирвана» (см. Непань), «просветление» и др., не стремясь обрести нечто вне своего «первородного сознания» (бэнь синь) и не совершая никаких искусственных усилий, направленных на «исправление» собственной природы. Применительно к практике психотренинга адептов линьцзи-цзун это обусловило крайне жесткие и динамичные формы «шокового» воздействия на психику ученика, напр. внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания «хэ!». Поэтому линьцзи-цзун получила также известность как «школа кулака и палки», «школа палочных ударов и восклицаний „хэ!“». Характерной особенностью практики психотренинга было также решение парадоксальных задач (см. Гун-ань), получившее широкое распространение при патриархах Юань-у (XI–XII вв.) и Да-хуй (кон. XI — XII в.).

 

Линь-цзи лу — 臨濟錄, «Записи бесед Линь-цзи». Одно из основных канонических произведений школы линьцзи. Представляет собой записи проповедей, бесед с учениками, афористич. высказываний и парадоксальных диалогов, а также описание эпизодов из жизни чаньского патриарха Линь-цзи (IX в.). Записи велись при жизни Линь-цзи и были завершены после его смерти ближайшим учеником Хуй-жанем.
Повторение мать учения, поэтому давайте еще раз по основным аспектам: В «Лин-цзи лу» получила развитие центр. концепция чань-буддизма — «внезапного просветления» (дунь у) и спонтанной реализации «природы будды» (фо син), имманентно присущей человеку и идентичной «истинной реальности» (чжэнь жу). Линь-цзи делал акцент на мгновенной и полной реализации «природы будды» «здесь и сейчас», утверждая, что если человек не сможет сделать это в данный момент, не допуская ни малейшего промедления, то он не сможет сделать это никогда и будет обречен на вечные страдания в бесконечной цепи перерождений в мире сансары (лунь хуй). Линь-цзи призывал единым волевым усилием уничтожить все психологич. преграды, стоящие на пути к просветлению, и решительно отбросить все привязанности, в т.ч. к идеям будды, просветления, нирваны (см. Непань) и т.д. Развивая иконоборческие тенденции раннего чань-буддизма, он называл будду «куском засохшего дерьма», нирвану и просветление — «невольничьими колодками», «дырой в отхожем месте» и утверждал, что для истинного и окончательного просветления необходимо совершить «пять смертных грехов», «убить будду, убить патриарха», имея в виду не буквальное убийство или осквернение буд. святынь, а необходимость освобождения сознания человека от всех внутр. препятствий к сугубо непосредственному переживанию своей тождественности с «истинной реальностью», не опосредуемой понятиями «будда», «нирвана» и т.д. Особенно важное значение для достижения просветления Линь-цзи придавал преодолению зависимости от чужого авторитета и привязанности к внешним условностям, что позволяет не искать просветления вне собственного сознания. В «Линь-цзи лу» проявился максималистский подход линьцзи-цзун к решению проблемы просветления, обусловивший особую жесткость методов психотренинга, в том числе применение «шокового» психофизич. воздействия.

 

Билет насти:

Чань-буддизм. (кит. чань, от санскр. Дхьяна – медитация). Когда-то в Индии была небольшая школа буддизма, которая называлась Дхьяна (созерцание). Китайцы, чтобы записать это слово, придумали транскрипцию, которая звучит как “чаньха”. Это сократилось в «чань» - слово, которое сегодня означает медитацию или созерцание. Главная мысль дзен-буддизма - можно достичь высшего прозрения за счёт медитации. Можно избавиться от страстей, испугов, от ненависти, от злобы, от радости, просто успокоитесь и сможете достичь просветления. (по А. Маслову)

Первые, еще до-чаньские школы, сразу делали основной упор на медитацию, на «взирание внутрь себя» как на единственный способ достижения освобождения. К середине VI в. практически завершается формирование различных теорий, концепций и техник, связанных с дхианой и в основном с сидячей медитации, которые затем и легли в основу Чань.

Откуда пошло о медитации?

ВНИЗУ ЛЕГЕНДА О БОДХИДХАРМЕ И ЕГО ПЕРВОМ ПРИЕМНИКА ХУЭЙКЭ. СЛОВО В СЛОВО НЕ ЧИТАЙТЕ, ЭТО КОПИПАСТА, ПРОСТО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СОДЕРЖАНИЕМ

В V-VI веке приходит 28 патриарх буддизма, который становится первым патриархом чань-буддизма - Бодхидхарма. На его традиционном изображении видно, что он стоит на волнах, потому что считается по легендам, что именно по волнам Бодхидхарма прошёл из Индии в Китай. Он мог бы пройти и по суше, через Гималаи, но это было бы слишком просто. Он пошёл морским путём. [Можно поболтать с ним о то, что Встает вопрос, был ли Бодхидхарма реальным человеком? Или просто идеал мистических устремлений?] Считается, что он пришёл в Китай и сел в медитации. Он пытался объяснить, что не надо читать тексты, надо сесть и успокоиться. Тексты часто нас отвлекают. Никто не

понял, в чём его суть, почему не надо ничего читать. И тогда считается, что Бодхидхарма сел лицом к стене именно в этой пещере. Пещера - это находится в горах Суншань. Просидел он очень долго. По-китайски слова «долго» и «девять» читаются одинаково, поэтому считается, что просидел он в пещере 9 лет. И все были поражены, что он просто сидит и медитирует. Многие люди просили, чтобы он взял их к себе в ученики. Но он никого не принимал. Он считал, что они не понимают, в чём суть его учения. И когда к нему пришел Монах, который попросил Бодхидхарму, чтобы он взял его к себе в ученики, Бодхидхарма отвернулся от него и ничего не сказал. Когда монах продолжал стоять. В то время шёл снег, Бодхидхарма рассказал монаху, что когда снег, на котором монах стоит, из белого превратится в красный, тогда он возьмёт его в ученики. Но этот монах, чтобы доказать свою искренность, он был дровосеком в монастыре, взял топор из-за пояса и отрубил себе запястье и положил свою руку, и снег из белого стал красным. Бодхидхарма был поражён такой искренностью, и поэтому взял его в первые ученики. С той поры многие Шаолиньские монахи, монахи чань-буддисты в память об этом подвиге кланяются не двумя руками, одной рукой. Это был первый китайский монах, который сам по себе был из Индии, звали его Хуэйке. И вот теперь маленький памятник стоит на территории монастыря, где написано, беседка стоящего в снегу. Бодхидхарма обладал настолько мощной энергетикой, что на стене перед которой он сидел, осталось его фотографическое изображение.

Выражение «би гуань» («всматривание в стену») впервые появляется в приписываемом ему трактате «О двух вхождениях и четырех практиках» (Эр жу сы син лунь). Стена - это тупик наших мыслей, нужно его разбить.

Два вхождения: «Вхождение в принцип» (жу ли) предполагает осознание «истинной реальности» (чжэнь жу), которая достигается в процессе «сидячего созерцания стены». «Вхождение в практику» осуществляется благодаря следованию следующим правилам: исходя из того, что все причинно обусловлено, необходимо равно относиться к счастью и несчастью, не испытывать ненависти к причиняющим тебе вред, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды.

Бодхидхарма также сформулировал четыре основных принципа чань-буддизма:

1. учение передается вне писаний. Нужно искать себе учителя, который объяснит, как вам вести себя с вашим сознанием.

2. «не опираться на слова и письменные знаки». Можно читать, но это не главное, это не просветляет. Меньше думать о том, что написано, больше думать о себе.

3. «указывать непосредственно на сознание и сердце». Задайте вопрос: «Кто я такой?». “Я” - не то, чем я занимаюсь, а то, что внутри меня - мои мысли, сердце, душа. Это очень сложно оценить самого себя. Для этого надо непосредственно заглянуть внутрь себя.

4. «выявляя собственную природу, становиться Буддой». Когда мы заглядываем внутрь себя, мы видим свою природу, что мы несовершенны. Надо с этим смириться. Тогда станем Буддой. Будда - это такой же человек, но он не испытывает каких-то негативных чувств. Он также страдает, ему также бывает плохо, Будда также болел, и он умер в конце концов, но у него не было негатива, у него не было страха перед этим миром.

Вот это и есть четыре простых истины, которые достигаются за счёт того, что мы смотрим внутри себя.

Вот такой чечик был Бодхидхарма. А может, и не был. А мы идём дальше.

Вероятно, ранняя проповедь Чань как самостоятельного «учения о созерцании» начинает появляться в Китае к середине V в., хотя традиция точно называет дату его возникновения - 520 год, год прихода Бодхидхармы в Китай, а позже в Шаолиньский монастырь.

Хотя китайская традиция сводит формирование Чань к одному человеку - индийскому миссионеру Бодхидхарме, он является скорее идеалом мистических устремлений, нежели персоной, реально повлиявшей на становление Чань. Важно понять, что Чань начинается формироваться не из единого центра (например, от школы Бодхидхармы), но параллельно возникает достаточно большое количество независимых общин в разных районах Китая, по сути проповедовавших зачастую несхожие вещи. Но поскольку все они говорили о принципиальной важности дхианы, то по чисто формальному признаку их стали относить к направлению Чань, т. е. «медитационного буддизма». В строгом смысле этого слова, под Чань можно было подвести любую школу буддизма того времени, поскольку все они включали в свою практику сидячую медитацию.

Поэтому в этом случае говорить о какой-то линии прямого преемствования Чань невозможно. Не исключается возможность обнаружения линии «канонического преемствования» между лидерами различных школ, как например, Даосинь-Хунжэнь-Хуэйнэн (соответственно четвертый, пятый и шестой патриархи чань-буддизма), но не в целом Чань.

Китайская традиция выстраивает «учителей Ланкаватары» (т.к. они передавали в основном традицию, изложенную в «Ланкаватаре-сутре») в одну линию «преемствования традиции», назвав патриархами Чань.

Если следовать китайской традицией возникновения Чань, то чань-буддизм начинается в VI в. с проповеди индийского миссионера Бодхидхармы. Однако, строго говоря, в целостном виде чань-буддизм берет свое начало с проповеди Хуэйнэна (638-722), который сводит различные концепции о сути созерцания в единое учение. [ЭТО ПРОСТО ИДЕЯ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТАК СЧИТАТЬ]. Все, что было до этого, можно считать неким «подготовительным периодом», который длился около двухсот лет. Те духовные наставники, которых китайская традиция называет «чаньскими патриархами» (Бодхидхарма, Хуэйкэ, Сэнцань, Даосинь, Хунжэнь), по сути соотносятся именно с этим подготовительным периодом. (по А. Маслову)

ВЛИЯНИЕ ДАОСИЗМА (вопрос есть в билете, но лучше его не поднимать, пока он не спросит, потому что это сложный вопрос)

Если говорить конкретно о чань-буддизме, роль даосизма в формировании этой школы китайского буддизма была не столь определяющей, как это утверждают некоторые исследователи, и его влияние (хотя и весьма значительное) затрагивало главным образом форму, а не содержание этого буддийского (махаянского) по своей сути учения. В частности, чаньский принцип "не опираться на слова и писания", несмотря на столь явные даосские аналогии (у них тоже был принцип невозможности выразить высшую истину в словах и знаках), отнюдь не является нововведением китайских чань-буддистов, привнесенным в эту школу китайского буддизма исключительно под влиянием даосских текстов, а имеет самостоятельные буддийские истоки и восходит к некоторым фундаментальным положениям самого раннего, домахаянского буддизма. Как утверждали раннебуддийские тексты это само по себе может стать серьезным препятствием к "просветлению", так как рождает привязанность к "имени и форме", которая также является причиной страдания. (по Абаев Н.В. "Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае")

После пятого патриарха, Хунжэня (606–671), в Чань школе произошел раскол.

Как начался раскол?

Хун-жэнь, пятый патриарх, поручил каждому из учеников составить гату (стихотворение) с тем, чтобы определить степень их просветленности. Ученики считали, что Шэнсю достойнейший. В присутствии всех Хун-жэнь похвалил его стихотворение, но наедине сказал Шэнь-сю, что в его стихотворении нет ни намека на просветление. В том же монастыре проживал неграмотный или малообразованный юноша по имени Хуэйнэн. Не умея ни писать, ни читать, юноша попросил, чтобы ему дважды прочли начертанную на стене гату, после чего сочинил собственную. Восхищение учеников стихотворением неграмотного крестьянина не знало границ. И все же учитель воздержался от похвалы. Он зачеркнул строки, заявив, что Хуай-нэн также не достиг просветления. Однако втайне от остальных он пригласил Хуай-нэна в свою келью, где вручил ему печать Дхармы. Дабы не пробуждать зависть в Шэнь-сю и других учениках, наставник отправил юношу на другой берег Янцзы, на юг.

Эта легенда обозначает начало раскола между южной и северной школами китайского дзэн.

Шэньхуэй и его последователи сделали прямо таки святого из Хуэйнэна, так что не понятно, где его биография, а где легенды.

Итак, северная школа, которую возглавил Шэньсю, проигравший турнир, и южная школа во главе с Хуэйнэном.

По сути, Хуэйнэн производит настоящую революцию в чаньском учении. Он резко выступает против классической теории, которую проповедовали чаньские учителя при императорском дворе, гласившую, что для достижения высшей мудрости самадхи по сути необходимо лишь сидеть в медитации, и это автоматически приводит к откровению Дао. Он требует еще внутреннего покаяния, совершения практических дел и проповедует Чань активный, привязанный к реальности жизни.

Отличительной чертой школы Хуай-нэна стала теория о внезапности просветления. Именно различие в подходах к практике медитации породило конфликт идей между двумя дзэнскими школами.

Идея о бесконечном странствии, то есть учение о постепенной эволюции, возникло в Индии. Раскрытие истинной природы достигается за счет упражнений, которые выполняет просветленный и которые существенно отличаются от подготовительной практики медитации.

Таким образом, отказ от предварительных этапов и упражнений — типично китайский элемент в дзэн Хуэйнэна. В отличие от главы «северного направления» Шэньсю родоначальник «южной школы» Хуэйнэн обосновывал невозможность «постепенного приближения к просветлению», исходя из концепции «единого сознания», которое может пробудиться только внезапно. Да, не отрицал постепенное приближение, но большее склонялся к пробуждению здесь и сейчас (как у него случилось мб?).

Шэнь-хуай ассоциирует подобную «внезапность» как черту китайского характера, который допускает возвышение рядового человека до царевича или генерала.

Внезапность пробуждения делает все усилия излишними.

Все идеи Хуэйнэн представляет в своей «Алтарной сутре шестого патриарха» (Лю цзу тань цзин). (в билете написано рассказать про форму и содержание, но я не нашла ничего такого)

Хуэйнэн кладет конец «патриаршеству» (цзу) в чань-буддизме, дабы больше не возникало споров между школами. Умирая, Хуэйнэн завещал своим ученикам пойти по Китаю, чтобы каждый осел в конкретной местности и проповедовал там. Тем самым Хуэйнэн кладет начало традиции «местных учителей» (и фан ши), в то время как до этого большинство чаньских учителей либо просто бродили по Китаю, либо часто меняли место пребывания. Именно традиция «местных учителей» позволила в дальнейшем создать сравнительн

Итак, во время Тан наступил этап “Пяти домов”.

Наиболее значимой из «Пяти Домов» является секта Линьцзи (810\815 — 866\867). Ее основателем был человек блестящих умственных способностей и неукротимого характера. Линьцзи пользовался уважением современных китайских буддистов и оказал существенное влияние на развитие дзэнского движения.

Чувак просто всех бил и говорил, что это просветление. Его избил его учитель ни за что пару раз, оттуда все началось.

Криками и ударами палкой Линь-цзи добился того, что многие из его учеников узрели конечную реальность. Он с легкостью раздавал им пощечины и удары палкой; он орал на них, ибо убедился на собственном опыте, что столь жестокое соприкосновение с реальностью поможет достичь просветления гораздо быстрее, чем ученые споры и рассуждения.

Знаменитая фраза наставника Линьцзи “Встретишь Будду - убей Будду!”, подразумевающая преодоление механического поклонения внешним идолам, дабы обратить взор внутрь себя, понималась едва ли не как революционный призыв. Смысл в том, что Будда - это сам человек в его истинности, а не некий религиозный авторитет или законоучитель

В «Записях бесед Линьцзи» (Линьцзи лу) излагается концепция «истинного человека без звания» (у вэй чжэнь жэнь), согласно которой подлинная природа человека проявляется в его свободе (тождественной «природе Будды»), независимости от «рангов и званий» и вообще от каких-либо «качеств». В школе Линьцзи большое внимание уделялось практике «вэнь да» («вопросы и ответы») и «гунъань» («парадоксальные задачи», на япчике – коаны, более известное название).

ПАМЯТНИК В ЦЕЛОМ ИНОГДА НАПИСАН ГРУБЫМ И АГРЕССИВНЫМ ЯЗЫКОМ, КАК МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ. В Линь цзи лу вопрос ставится, как-то обсуждается, но затем, как правило, оставляется незавершенным, будучи прерван совершенно другим вопросом, проблемой... Аргументация напоминает скачкообразное продвижение к истине. На словесные потоки оппонента Линь-цзи реагирует окриками, а также физическими действиями в виде ударов палкой, резкими вскакиваниями со стула, покиданием Зала и т. д. Применение такого рода приемов в комплексе — это то, что Линь-цзи называл «действовать всем существом» и то, что в наше время именуется «шоковой терапией».

 


Ху Ши. Очерк истории китайской философии
Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.
https://vk.com/doc35528094_464513701?hash=138b1443a9b8c1e9f1&dl=15fe16d7871f68df24

https://studme.org/46619/religiovedenie/konfutsianstvo

У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и». Киев, 2001
https://vk.com/doc35528094_438177882?hash=c7e8104df257fd9a62&dl=008d4ce757c7e16b16 Васильев синкретизм философии Древнего Китая

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.124.249 (0.046 с.)