Понятия дао, дэ, цзы жань, у вэй, хэ, шэн жэнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия дао, дэ, цзы жань, у вэй, хэ, шэн жэнь



Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.

Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.

Цзы жань (自然) — “самоестественность”, “само по себе”, “само собой”, “спонтанность”. У Чжуан-цзы (IV–III вв. до н.э.) понятие цзы жань выражает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе «порождения, не [преследующего каких-либо] интересов».

У вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Хэ (和) — «гармония», «мир». Взаимосоединение [субстанций] инь–ян

Шэн жэнь 聖人  — “совершенно мудрый, мудрец”. Совершенномудрые люди (шэн жэнь 聖人) представляли собой идеализированный образец высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. В результате длительного развития образ шэна стал важной составляющей государственной религии, где совершенномудрые мыслились не просто мудрецами, но личностями особого типа, имеющими божественное происхождение и обладающими особыми способностями.

Билет 9. Мо Ди (479 – 400 гг. до н. э.): учение о «всеобщей любви», почитании мудрости и основаниях правильного рассуждения

Личность Мо Ди

Мо-цзы (Мо Ди) (墨子) - древнекитайский философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал конфуцианство и выступал в его защиту. Основатель Моизма.

Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Живя в период Чжаньго, отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу, Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.

Принято считать, что Мо-цзы изучал конфуцианство, пока не пришёл к выводу о том, что размеренные ритуалы и тягостные церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию. В отличие от вельможного Конфуция Мо-цзы искал возврата к непосредственности в человеческих отношениях, отличающей жизнь простых людей.

Взгляды Мо-цзы изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного его учениками. Главная цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты, как в экономической, так и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход из политического и экономического хаоса.

Кроме того, критикуя конфуцианство, Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своей этической доктрины.

Принципы его учения

● Он подчеркивал важность уважения талантов, самоуважения, ненападения

● Он полагал, что все талантливые люди должны иметь возможность управлять страной вне зависимости от происхождения.

● Выступал против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства".

● Мо-цзы также выступал против конфуцианского положения, что "воля небес" определяет судьбу человека, и считал, что люди перестанут бороться за свое счастье, если поверят в судьбу, которая от них не зависит.

Не признавал конфуцианское положение, что воспитание народа должно осуществляться посредством музыки и ритуала.

● В то же время Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека, полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в той мере, в какой они следуют принципу всеобщей любви.

● В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения, что истинные знания - это те, что получены в процессе практической деятельности. Он также выступал против "врожденного знания". Предмет человеч. знания, по Мо Ди, — «дела совершенномудрых правителей», впечатления и наблюдения современников, принципы управления страной, отношения между людьми и правила логич. рассуждений (бянь). Если Конфуций ограничивал круг учения «шестью искусствами» (лю и) «благородного мужа» (цзюнь цзы), то Мо Ди подчеркивал значение практич. опыта в обл. сельского хоз-ва и ремесел. Одна из задач познания — поиск разумных принципов управления об-вом, основанный на знании того, «откуда берут свое начало беспорядки».

● Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения М.-ц.: «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. д

Моисты развивали идеи своего учителя с позиций наивного материализма. Они разрабатывали в основном проблемы логики и теории познания. По их мнению, вещи, существующие вокруг нас, имеют объективный характер и независимы от нашего сознания. Человеческое сознание возникает в результате деятельности органов чувств и мышления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.120.217 (0.008 с.)