Особенности обучающихся с умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучающихся с умственной отсталостью



  Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет).  

Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ 10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические  функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно действенное, наглядно образное и словесно логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой).

Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

  Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может  определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

 Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.

Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Трудности звуко - буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.

Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в  примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

 


 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы

 

Основной задачей основного образования детей с выраженным нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции, а знакомству с базовыми академическими знаниями отводится очень скромное место.

В результате изучения всех предметов основной школы получит дальнейшее развитие жизненная компетенция учащихся, поскольку только с помощью целенаправленного коррекционного обучения эти дети могут научиться жить в социуме и избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме они смогут освоить и академические знания, по разработанным для них специальным программам с помощью специальных методик и специально разработанных учебников, поддерживающие социализацию.

Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Поэтому очень важно применять дифференцированный подход к обучению ребёнка с УО в условиях общеобразовательного класса.

Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

   Основные ожидаемые результаты освоенияПрограммы рассматриваются как описание результатов, которые могут быть реально достигнуты старшими школьниками с различными нарушениями интеллекта в ходе учебного процесса. Ожидаемые конечные результаты реализации адаптированной образовательной программы учащимися основной школы на завершающем этапе обучения должны адекватно отражать требования Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, передавать специфику образовательного процесса умственно отсталых детей, соответствовать возрастным и психическим возможностям обучающихся.  

Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и годам обучения (классам)

Чтение и развитие речи

Учащиеся должны

Класс Знать Уметь
5 класс наизусть 6—8 стихотворений читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно.
6 класс наизусть 8—10 стихотворений читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 класс наизусть 10 стихотворений читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; 9 пересказывать содержание прочитанного.
8 класс наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок. читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним; пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста
9 класс наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Письмо и развитие речи

Учащиеся должны

Класс Знать Уметь 5 класс алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова) . различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; обозначать мягкость согласных буквой ь; разбирать слово по составу; выделять имя существительное как часть речи; строить простое распространенное предложение; связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); пользоваться школьным орфографическим словарем 6 класс способы проверки написания гласных и согласных в корне слов правильно обозначать звуки буквами на письме; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; разбирать слово по составу; выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; строить простое распространенное предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно (по плану); пользоваться школьным орфографическим словарем 7 класс главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения; название частей речи, их значение; наиболее распространенные правила правописания слов писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи; строить простое распространенное предложение, простое предложение с 10 однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться школьным орфографическим словарем 8 класс части речи; наиболее распространенные правила правописания слов писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи; строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться школьным орфографическим словарем 9 класс части речи, использование их в речи; наиболее распространенные правила правописания слов. писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера; оформлять все виды деловых бумаг; пользоваться школьным орфографическим словарем

 

Математика

Учащиеся должны

Класс Знать Уметь       5 класс класс единиц, разряды в классе единиц; десятичный состав чисел в пределах 1 000; единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения; римские цифры; дроби, их виды; виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон . выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (все случаи); читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000; считать присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1 000; выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1 000; выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой; выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с остатком; выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1 000; умножать и делить на однозначное число (письменно); получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби; решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия; уметь строить треугольник по трем заданным сторонам; различать радиус и диаметр; вычислять периметр многоугольника.

ПРИМЕЧАНИЯ: Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний, выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами письменных вычислений; при выполнении умножения и деления может быть разрешено в трудных случаях использование таблицы умножения на печатной основе. В требованиях к знаниям и умениям учащихся данной группы может быть исключено следующее: - счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 20, 200, 250; - округление чисел до сотен; - римские цифры; 11 - сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно; - трудные случаи умножения и деления письменно; - преобразования чисел, полученных при измерении длины, массы; - сравнение обыкновенных дробей; - простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; - решение составных задач тремя арифметическими действиями; - виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; - построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; - вычисление периметра многоугольника.

6 класс десятичный состав чисел в пределах 1 000 000; разряды и классы; основное свойство обыкновенных дробей; смешанные числа; расстояние, скорость, время, зависимость между ними; различные случаи взаимною положения прямых на плоскости и в пространстве; свойства граней и ребер куба и бруса. класс устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000000; чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее; округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000; складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000, выполнять деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий; выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно; сравнивать смешанные числа; заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями; решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»; решать и составлять задачи на встречное движение двух тел; чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии; чертить высоту в треугольнике; выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса

ПРИМЕЧАНИЯ В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено: - нумерация чисел в пределах 1000000; получение десятков, сотен, тысяч; сложение и вычитание круглых чисел; получение пятизначных, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (все задания на нумерацию должны быть ограничены числами в пределах 10 ООО); - черчение нумерационной таблицы с включением разрядов десятков и сотен тысяч; - округление чисел до десятков, сотен тысяч; - обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX (достаточно знакомства с числами I — XII); - деление с остатком письменно; - преобразования обыкновенных дробей; - сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел), со знаменателями более чисел первого десятка (достаточно, если в знаменателе будут числа 2—10), с получением суммы или разности, требующих выполнения преобразований; - простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; - задачи на встречное движение двух тел; - высота треугольника, прямоугольника, квадрата;  - свойства элементов куба, бруса. Данная группа учащихся должна овладеть: - преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы; - сравнением смешанных чисел; - решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого; - приемами построения треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон; - вычислением периметра многоугольника

7 класс числовой ряд в пределах 1000000; алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы; элементы десятичной дроби; преобразования десятичных дробей; место десятичных дробей в нумерационной таблице; симметричные предметы, геометрические фигуры; виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения. умножать и делить числа в пределах 1000000 на двузначное число; читать, записывать десятичные дроби; складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные); записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени; решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца; решать составные задачи в 3-4 арифметических действия; находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии

ПРИМЕЧАНИЯ В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено: - сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 устно, достаточно складывать и вычитать числа в пределах 1000 (легкие случаи); - присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в.пределах 1000000 (достаточно присчитывать и отсчитывать по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне, 1 единице тысяч в пределах 10000); - умножение и деление на двузначное число письменно; - умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы; - приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями; - место десятичных дробей в. нумерационной таблице; - запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; - простые арифметические задачи на нахождение начала и конца события; - составные задачи на движение в одном и противоположных направлениях двух тел; - составные задачи в 3-4 арифметических действия; - высота параллелограмма (ромба), построение параллелограмма; - предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно центра симметрии; построение точки, симметричной данной, относительно оси, центра симметрии. Данная группа учащихся должна овладеть: - умножением и делением на однозначное число в пределах 10000 с проверкой письменно; - легкими случаями преобразований обыкновенных дробей; - знанием свойств элементов куба, бруса

8 класс величину Г; смежные углы; присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000; 13 размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных углов, углов треугольника; элементы транспортира; единицы измерения площади, их соотношения; формулы длины окружности, площади круга. выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; находить среднее арифметическое чисел; решать арифметические задачи на пропорциональное деление; строить и измерять углы с помощью транспортира; строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; вычислять площадь прямоугольника (квадрата); вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

ПРИМЕЧАНИЯ В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено: - присчитывание и отсчитывание чисел 2 000, 20 000; 500, 5 000, 50 000; 2 500, 25 000 в пределах 1 000 000, достаточно присчитывать и отсчитывать числа 2, 20, 200, 5, 50, 25, 250 в пределах 1 000; - умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на двузначные числа; - самостоятельное построение и измерение углов с помощью транспортира; - построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней; - соотношения: 1 м2 = 10 000 см2, 1 км2 = 1 000 000 м2, 1 га = 10 000 м2; - числа, полученные при измерении двумя единицами площади; - формулы длины окружности и площади круга; - диаграммы; - построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии. Данная группа учащихся должна овладеть: - чтением чисел, внесенных в нумерационную таблицу, записью чисел в таблицу; - проверкой умножения и деления, выполняемых письменно.

9 класс, таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; числовой ряд чисел в пределах 1 000 000; дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение; геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма) выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 устно; выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10 000; выполнять арифметические действия с десятичными дробями; складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (легкие случаи); находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту; решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических действия; вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда; различать геометрические фигуры и тела;  прямоугольного параллелепипеда; названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии

ПРИМЕЧАНИЯ В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний на всех годах обучения, может быть исключено: - нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10 000); - арифметические действия с числами в пределах 10 000 (достаточно в пределах 1 000, легкие случаи) письменно; - умножение и деление на двузначное число письменно; - арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи 5 и более знаков (цифр); - умножение и деление десятичных дробей на двузначное число; - простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»; - составные задачи в 3-4 арифметических действия; - составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние; - построение углов, многоугольников с помощью транспортира; - построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.

 

 Природоведение

Учащиеся должны

Классы Знать Уметь
5 класс обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; расположение Российской Федерации на географической карге. Расположение столицы; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животным и человеком) и природными явлениями; связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения

 Биология

Учащиеся

Классы Знать Уметь
6 класс отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. обращаться с простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды и воздуха; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
7 класс названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения.
8 класс основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
9 класс названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила. применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.

 

 География

Учащиеся



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.023 с.)