Тональность - это высота лада. Иногда ее называют -ладотональность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тональность - это высота лада. Иногда ее называют -ладотональность.



Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника-это I ступень.

Другие лады:1)лады народной музыки

2) целотонный лад. (Глинка)

Слушание: фрагмент увертюры Глинки к опере «Руслан и Людмила».

Гамма Римского-Корсакова - ее строение – тон, полутон, характер фантастический, сказочный.


Слушание: фрагмент из оперы «Садко» - гамма Римского-Корсакова.

Пентатоника (это лады пятиступенные - по-гречески pente -пять, tonos - тон)

Лады с другим количеством ступеней.

Задание: 1) в пьесах, которые вы играете, определите лад (мажор или минор).

2) Нарисуйте рисунок – портрет мажора и минора.

 

     

 Тема 5: ФАКТУРА

Фактура (лат. «facturo» означает обработка, делание, устройство) - это музыкальная ткань произведения, его звуковая одежда, склад, устройство.

Элементы фактуры - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Виды фактур:

Одноголосная:

 


Многоголосная: а) аккордовая – музыкальная ткань складывается из аккордов    (слушание: Ф.Шопен   Прелюдия №20, c-moll):

 

б) гомофонно-гармоническая – музыкальная ткань состоит из мелодии и аккомпанемента. (слушание: В. Моцарт  симфония №40):

 

в) подголосочная (слушание: А.Бородин Хор поселян из оперы»Князь Игорь»:

г) полифоническая – музыкальная ткань складывается из нескольких, достаточно самостоятельных мелодических голосов (слушание:  И.Бах ХТК фуга c-moll):

  Задание: в пьесах, которые вы играете, определите тип фактуры, найдите ее элементы (мелодия, аккомпанемент, бас подголоски).

Словарик:

Аккомпанемент:

шелестящий

грузный

колышащийся фон

монотонное сопровождение застылые аккорды

глухо рокочущий

тяжеловесный

мощные аккорды

 

 

Фактура:

легкая

воздушная

прозрачная

хрупкая 

трепетная

плотная

Тема 6: ТЕМП

Темп - это скорость движения.

При этом,  как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят  характер, настроение пьесы. 

Медленные темпы:

 Largo (ларго) – широко

 Lento (ленто) – медленно, протяжно

 Adagio(адажио) - медленно

Grave (граве) – тяжеловесно, важно

Слушание: Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», (adagio)

                Бетховен «Лунная соната» (adagio)

Умеренные темпы:

Andante (анданте) – не торопясь, спокойно

Sostenuto (состенуто) – сдержанно

Moderato (модерато) – умеренно

Слушание: Хачатурян «Андантино»

Быстрые темпы

Allegro (аллегро) – скоро

Vivo (виво) – живо

Vivace (виваче) – живо

Presto (престо) – очень скоро

Слушание: Моцарт «Маленькая ночная серенада» (allegro)

               Мошковский Этюд (presto)

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai – очень; poco - немного; non troppo - не слишком.

Метроном - прибор, снабженный заводным механизмом,  который точно отсчитывает длительности, притом в нужной -заданной скорости. Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель.

Задание: 1.в пьесах, которые вы играете, определите темпы.

2. Соедините стрелочками:

Presto Медленно

 

 Andante   Протяжно
 Vivo   Умеренно
Moderato   Сдержанно
Adagio    Не спеша
Andante    Скоро
Lento   Живо
Sostenuto    Очень быстро

 

Тема 7: ДИНАМИКА

   Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греч. dynamikos – сила звука).

 

Динамические оттенки

Полное обозначение Сокращенное обозначение Произношение Значение
piano mezzo piano pianissimo forte mezzo forte fortissimo crescendo diminuendo P mp pp f mf ff < > пьяно меццо-пьяно пьяниссимо форте меццо-пьяно фортиссимо крещендо диминуендо  тихо не слишком тихо очень тихо громко не очень громко очень громко усиливая ослабляя

 

  Слушание: А.Бородин Монастырские ворота.

                 Д.Шостакович Симфония №7, I часть, эпизод нашествия.

 

 Задание: в пьесах, которые вы играете, найти и определить динамические оттенки.

ШТРИХИ

   Музыкальные штрихи -  способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.

Главные штрихи:      Staccato (стаккато) - отрывисто

                                Legato (легато) - связно.

                                Non legato (нон легато) – не связно

                               Marcato (маркато) – подчеркивая

 

Слушание: П.Чайковский «Детский альбом», «Игра в лошадки», «Мама» - определить штихи.

 

Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как:

 Detashe (деташе) - исполнение каждой ноты отдельным движением смычка

col legno (коль леньо) - древком смычка по струн

pizzicato (пиццикато) – щипком

 

Слушание: Штраус «Полька – пиццикато».

 

 Есть свои, специальные штрихи, и у духовых, и у ударных инструментов.

Регистр

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения  и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается  расстояние от самого низкого звука,  который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так,  например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами. Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

 Задание:

1) в пьесах которые вы играете, определите штрихи, регистр.

2) определите,  в каком регистре должны звучать пьесы «Медведь», «Жаворонок».

 

 «Медведь» ____________________________________

 

 

«Жаворонок»____________________________________

 

Тема 8: ТЕМБР

Тембр (франц. Timbre -колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак)  - это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента.

Певческие голоса.

Мужские голоса:

1) Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). (Ф.Шаляпин, А.Пирогов, М. Михайлов,  И. Петров, Б. Гмыря, Е. Нестеренко).

2 ) Баритон - мужской голос, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. (Георг Отс, Муслим Магомаев). Диапазон баритона  ля-бемоль большой октавы  -  ля-бемоль первой октавы.

3) Тенор – высокий мужской голос, отличается светлым, звонким и в то же          время мягким тембром (Энрико Карузо. Леонид Собинов. Сергей Лемешев и Иван Козловский).

Женские голоса:

1) Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей. Диапазон контральто   фа малой октавы -   фа второй октавы. (Тамара Синявская).

2) Меццо-сопрано - красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое. (Н, А. Обухова, М. П. Максакова, И. Архипова, Е.Образцова. Диапазон меццо-сопрано ля малой октавы -   ля второй октавы.

Сопрано - высокий женский голос. Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому,  что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры.  Лирическое сопрано - нежный, легкий голос. Драматическое сопрано - сильное и яркое. (А. Нежданова, М. Каллас, Г.Вишневская). Диапазон сопрано  до первой октавы -  до третьей октавы.

 А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).

 


 


Тема 9: ОРКЕСТР

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр. Оркестры бывают духовые и эстрадные,  оркестры русских народных инструментов.

    Основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестрвключаются арфа, рояль, орган.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.016 с.)