Тема 14. Социальная работа с семьей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Социальная работа с семьей



 

                                Семья во много раз весомее и сильнее одного

                            терапевта, а часто – и команды терапевтов.

                                         К.Витакер

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. “Семья” как социономическая категория.

2. Теоретическая база социальной работы с семьей.

3. Особенности начального этапа социальной работы с семьей.

4. Принципы социальной работы с семьей.

 

Литература

Барнз, Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии / Д.Г. Барнз. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 170 с.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта: Пер. с англ. / К. Витакер. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2004. – 208 с.

Государственная семейная политика (научная школа проф. Г.И. Климантовой). - М., 2004. – 205 с.

Грюнвальд, Б.Б., Макаби, Г.В. Консультирование семьи: Пер. с англ. / Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. - М.: Когито-Центр, 2004. – 416 с.

Николс, М., Шварц, Р. Семейная терапия. Концепции и методы: Пер с англ. 5-е межд. изд. / М. Николс, Р. Шварц. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с.

Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт: Пер. с англ. / Н. Пезешкиан. - М.: Смысл, 1993. – 332 с.

Саймон, Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии: Пер с англ. / Р. Саймон. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1996. – 215 с.

Социальная защита семьи, материнства и детства: Учеб. пособие / Л.И. Савинов и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 192 с.

Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт) / Ред. кол. Л.Э. Кунельский и др. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 95 с.

Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб. пособие / Сост. Г.И. Климантова. - М.: Изд-во РГСУ, 2005. – 324 с.

Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа / Т.В. Шеляг. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Московский государственный социальный университет, 2004.– 206 с.

I. С самого появления профессии социальных работников последних интересовала семья – и в качестве ключевой единицы общества, и в качестве фокуса вмешательства. При этом, изначально сотрудники социальных служб помощи “неблагополучным семьям” и нуждающимся были менее заметны, чем законодатели моды в семейной терапии, потому что “работали прямо в трущобах и службах доставки, а не писали книги в академической обстановке и не произносили речей[24]”.

Большинство семей, с которыми и сегодня приходится встречаться социальным работникам, скорее всего, не отличается последовательностью и целостностью жизни. У них слабый семейный опыт, явно недостаточный для самостоятельного решения возникающих проблем, или полное отсутствие такового[25]. Социальные работники чаще, чем другие специалисты, сталкиваются с ситуацией, когда разрушаются границы семейной системы или происходит взрыв, приводящий к изгнанию, исключению, исчезновению отдельных членов семьи, и, таким образом семья фактически учится создавать новые системы (как приемлемые, так и абсолютно неприемлемые).

“Те, кто впервые добивается понимания семьи и работы с ней, найдут готовые параллели с малой группой”, - постулируют М.Николс и Р.Шварц, размышляя о сути феномена “семья”[26]. В любом случае, учет особенностей групповой динамики как в социальной работе с семьей в целом, так и при определении семьи как социономической категории, весьма уместен.

Семья нередко определяется как группа людей, связанных родством или подобными тесными узами, в которой взрослые берут на себя ответственность за заботу и воспитание своих настоящих и приемных детей[27]. Согласно традиционному определению, семья – это первичная социальная группа, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую и психологическую защиту через интимные взаимоотношения. Это - ячейка, состоящая из нескольких поколений. Обычно часть членов семьи живет в одном доме и ведет общее хозяйство. Однако, как постулирует Д.Г.Барнз, для социальных работников будет ошибкой использование этого простого определения во взаимодействии с разнообразными типами семей[28]. Их работа состоит не только в том, чтобы “создавать новые”.

Социономы часто встречаются с семьями, которые одновременно проходят через процесс утраты и воссоздания, и имеют дело с системами, продолжительность жизни которых измеряется неделями или месяцами. Кроме того, их клиенты могут принадлежать к одному поколению, например, дети одного из родителей. Семья как предмет социальной работы – это отношения привязанности и интимных связей, которые необходимо защитить, укрепить, изменить для успешного развития, и в интересах наиболее уязвимых индивидов[29]. Социономы помогают в создании новых и “перестраивании” уже функционирующих семей, таких, как неполные, смешанные, приемные и молодые семьи.

По шкале – от гибкости до ригидности (т.е. отсутствие гибкости) и хаоса - семейным системам можно дать одну из трех оценок:

- Семьи с достаточной гибкостью взаимодействий и свободой проявления чувств, что позволяет развивать индивидуальную самостоятельность, включая несогласие и возникновение новых образцов взаимоотношений. Такая семья становится клиентом социальной службы, скорее всего, в жизнеопасных, но естественных ситуациях (серьезное заболевание, несчастный случай). Такие семьи в большей степени, чем другие, способны применить профессиональные знания.

- Семьи, в которых поддержание внешнего согласия имеет первостепенное значение, поэтому любые индивидуальные разногласия исключаются. Клиентом социальной службы такие семьи становятся в случае, например, психического заболевания одного из членов семьи или жестокого обращения с детьми. Реакция семей этого типа отличается неизменным внешним спокойствием, исключающим любое проявление несогласия с существующим положением вещей.

- Семьи с хаотическими взаимодействиями, основанными на непрекращающихся спорах и ведущих к кризису, который не служит уроком на будущее. Для таких семей характерны значительные отклонения от общепринятых норм, дающие им “ощущение жизни”. Клиентом социальных служб они становятся в случаях разрыва защитных связей и неадекватных границах между поколениями (например, ребенок становится сексуальным партнером одного из родителей).

Соционома должны интересовать не только структура и образцы взаимоотношений, существующие в данный момент, но и предыдущие семейные структуры и модели. В этой связи, определение концепции жизненного цикла семьи в качестве теоретической основы социальной работы с семьей представляется весьма логичным.

II.Концепции жизненного цикла семьи заимствованы из социологии в качестве объяснительного фона к структурным и стратегическим подходам[30].Социологи Э.Дювал и Р.Хилл начали применять теорию развития к семьям в 1940-х гг., поделив развитие семьи на дискретные стадии с различными задачами, требующими выполнения на каждом этапе. Предложенные Э.Дювал восемь стадий семейного развития берутся за основу, хотя позже теоретики предлагали другие схемы, добавляя или убирая те или иные стадии.

Свой вклад в развитие концепции жизненного цикла семьи внес Д.Хейли. Подобно многим другим идеям, он первым ввел в семейную терапию понятие жизненного цикла семьи [31]. Д.Хейли считал симптомы результатом семейного “застревания” при переходе между стадиями жизненного цикла из-за неспособности или боязни сделать переход.

В практике социальной работы анализируемая концепция известна как концепция С.Минухина[32]. Ее автор на протяжении всех лет, отданных профессии, руководствовался целью, в определенной степени отдаляющей его от других создателей семейной терапии. И в работе с малолетними правонарушителями, и на страницах своей последней книги “Семейный калейдоскоп” он настойчиво звал психиатров обратиться к проблемам бедных. К.Витакер считает, что интерес С.Минухина к маргинальным группам общества коренится в его собственном опыте иммигранта и чужака в той этнической общности, где он оказался[33]. С.Минухин впитал “чужую” аргентинскую культуру (его родители – выходцы из России), и регулярно практиковался в защите своей чести – когда ему в лицо швыряли, будто ком грязи: ”Эй, вонючий русский еврей!”

С.Минухин предлагает концепцию естественной семьи, согласно которой семья проходит несколько стадий развития, что требует от нее изменения структуры внутренней организации, и в то же время сохранения своей целостности в интересах членов семьи. Он определяет структуру семьи как “скрытый комплекс функциональных требований, способствующий организации способов взаимодействия между членами семьи”[34]. Проблемы же семьи определяются как сигнал того, что не “дисфункциональная семья”, а просто семья не сумела приспособить свою организацию к одному из поворотных моментов жизни.

Таким образом, разрабатывая свою концепцию, С.Минухин пришел к очень важному выводу о нормальности стресса и неизбежности кризисов в переходные периоды во всех семьях. Брак, рождение ребенка, смерть в семье – все эти перемены оказывают давление на старую модель, которая “должна породить новую”. Новое равновесие должно установиться в семье в пределах ее возможностей. Задача соционома – помочь семье разобраться в конкретных трудностях в определенный период ее жизни.

Продолжая анализ концепции жизненного цикла семьи, воспользуемся таблицей:

                     Таблица 4

Концептуальная схема жизненного цикла семьи [35]

Стадии жизненного цикла семьи

Результаты переходного периода Необходимые изменения в системе семьи
1 Уход из дома, чтобы жить отдельно Разделение, независимость 1) Разрешить молодому человеку/девушке уйти из семьи, 2) не звать их обратно в случае очередного кризиса
2 Формирование супружеской пары Эмоциональная вовлеченность в новую систему 1) Признание супруга(и) членом семьи; 2) восстановление равновесия во взаимоотношениях для признания права на личную жизнь.
3 Семья с маленькими детьми Превращение семьи из 2-х человек в семью из 3-4-х человек 1) Часть пространства отдается детям; 2) полезность в новом качестве; 3) примирение с ролью дедушки/бабушки
4 Семья с детьми-подростками Развитие гибкости, в т.ч. независимости взглядов и поведения, в т.ч. сексуального поведения у молодых членов семьи; поддержание их авторитета 1) Признание ценности перемен, инициированных молодыми членами семьи; 2) признание борьбы за свои позиции, споров и переговоров; 3) признание важности сохранения индивидуальности
5 Начало фазы “пустое гнездо” Примирение с чередующимися уходами, приходами детей, образование новых границ вокруг супружеской пары после ухода детей 1) Договорные отношения с повзрослевшими детьми; 2) переосмысление возможностей во внешнем по отношению к семье мире: время, пространство, финансы
6 Жизнь в пожилом возрасте Примирение с возросшей зависимостью от детей 1) Поддержание брачного или индивидуального функционирования перед лицом надвигающейся старости; 2) принятие зависимого положения престарелых; 3) привыкание к мысли о возможной потере или смерти, включая собственную смерть

 

Завершая анализ концепции С.Минухина, подчеркнем, что в переходные периоды жизненного цикла любой семьи нарушается ее равновесие, порождающее необходимость освоения новых ролей в новой ситуации. Новое равновесие должно установиться в семье в пределах ее возможностей. Результаты переходного периода не всегда бывают положительными.

III. В современной практике используется множество принципов социальной работы с семьей, которые можно классифицировать по разным основаниям, например: по этапам вмешательства в соответствии с избранной специалистом моделью данного вмешательства, по этапам жизненного цикла семьи, или в соответствии с целями, которые ставит перед собой клиент. Исходя из того, что социальная работа – это, прежде всего, практика, проанализируем принципы, наиболее часто используемые в практике социономической деятельности[36].

- Для того, чтобы произвести даже небольшие изменения и сохранить их, нужно действовать осторожно и продуманно, создавая обстановку для эмоционально интенсивных взаимодействий. Не менее важна сосредоточенность на отрабатываемых взаимодействиях в течение времени, необходимого для закрепления осваиваемых новаций в образцах поведения. Иначе говоря, интенсивность и настойчивость – один из базовых принципов социальной работы с семьей. Эффективным средством использования данного принципа является домашнее задание, цель которого – перенесение в домашнюю обстановку знаний, полученных во время беседы с социономом. Для семей очень важно усвоить, что чем чаще члены семьи обсуждают свою проблему, тем больше вариантов ее решения будет найдено. Проведя три беседы в течение двух недель, можно сделать месячный перерыв. Предполагается, что за этот период кризис в семье должен быть урегулирован[37].

- Разработка деталей ситуации – следующий принцип анализируемой работы. Предполагается, что, составив общее представление о проблеме, соционом переходит к исследованию повторяющихся актов взаимодействия между членами семьи. Материалом для анализа могут служить, например, такие сведения: насколько чаще один ребенок становится объектом негативных высказываний родителя, чем другой, или как часто родитель прибегает к такой форме общения, как рукоприкладство. Сведения такого рода позволяют составить более полную картину общей ситуации в семье.

- Соционом должен всегда стремиться поддержать чувство компетентности в семье. Исключением не являются и проявления патологических форм поведения. Например, слишком строгого отца соционом называет заботливым отцом: ”Вы заботливый отец. Вы хотите, чтобы Ваш сын вырос хорошим человеком. Но, Вы же знаете, что чем чаще Вы будете его бить, тем медленнее он будет развиваться и дольше не научится думать самостоятельно”. И далее возможно сосредоточить внимание на тех сферах жизни, где успехи сына очевидны для всех, например, он хорошо плавает или заботится о младшей сестре.

- Стимулирование общения членов семьи во время беседы начинается с просьбы перейти от описания к демонстрации проблем, к сообщению конкретной информации о том, как, например, протекают ссоры, кто кого поддерживает и кто против кого выступает. “Не могли бы Вы сейчас поговорить об этом с женой?” – “Если ты хочешь сказать это отцу, обращайся к нему, не ко мне, и попытайся убедить его, что тебе нужна его помощь”. Замечания такого рода заставляют членов семьи взять на себя ответственность в совместной работе над проблемой, создают атмосферу повышенной индивидуальной сознательности. Во время беседы соционом должен уметь самоустраниться, чтобы заставить членов семьи общаться непосредственно друг с другом. Самые простые техники такого самоустранения – соционом начинает рассматривать свои туфли, отодвигает стул, отворачивается к столу, подходит к окну и т.д. Когда члены семьи поймут, что от них требуется, и привыкнут к тому, что во время бесед они должны обращаться непосредственно друг к другу, будет достаточно простого намека, например, жестом показать, кто с кем должен говорить, или сдвинуть поближе два стула. Если возникает такая необходимость, можно добавить: “Говорите с сыном (отцом, женой), я помогу Вам, если понадобится”. Данный принцип получил название изменение семейной структуры.

- В целях усиления взаимодействия членов семьи, присутствующих на беседе, или, наоборот, создания границ между ними, обращается внимание на размещение собеседников. Если дочь жалуется на поведение матери, следует разместить их поближе друг к другу: “Мария, обращайся к маме, она должна слышать, что ты говоришь”. В это время другие члены семьи сидят немного в стороне, и непосредственно в разговоре не участвуют. Если родители не обращаются непосредственно друг к другу, а стараются общаться через детей, используя их в качестве канала коммуникации, то следует посадить ребенка в стороне от родителей. Тогда происходящее станет более понятным и детям, и родителям: “Давайте пересадим Ивана сюда, чтобы он не сидел между Вами. Так будет удобнее разговаривать / разобраться между собой / высказать все, что накипело / не вмешивать сына в Ваши разногласия”. Еще одним правилом социальной работы с семьей является создание границ между членами семьи. “Он всегда говорит вместо тебя?” “Вы хотите все запомнить вместо сына? Разве у него нет своей памяти?”. Здесь уместно напомнить о возрасте детей: “Как мама относится к тебе – как к четырехлетнему или четырнадцатилетнему ребенку?”

Установление границ позволяет, в частности, раздробить серию актов агрессивного поведения на более мелкие эпизоды, понятные и родителям, и детям, на которые они могут реагировать более адекватно и которые легче поддаются регулированию.

IV. Первая встреча с семьей может проходить на разных территориях: это может быть ее дом или социальная служба. В случае, когда первая встреча с семьей происходит в ее доме, соционому важно обратить внимание на детали визита. Сюда входит: осмотр дома, включая места, предназначенные для показа чужим людям, учесть контраст между местами личного и общего пользования, оценить стиль и способы использования семейного пространства. Социономы обычно бывают против “роли полицейского”. Но, как замечает Дэвис, если такого рода общая оценка не будет осуществлена специалистом в интересах общества, то не исключено, что эту функцию придется осуществлять группе профессионалов, чьи задачи менее гуманны, особенно в случаях, когда есть подозрение на отсутствие родительской заботы о детях или жестокого обращения с ними[38].

Осмотр “соответствующей” части дома для оценки тех сторон организации жизни семьи, которые являются причиной обездоленности ее члена(ов), может быть очень важным для планирования дальнейшей работы с семьей, особенно если в процессе осмотра соционом выясняет у матери и детей, как используется пространство дома и какое значение имеют для них разные домашние помещения. Данный аспект деятельности соционома приобретает особую значимость, если одной из целей посещения семьи является родительская забота о ребенке, поскольку контраст между “парадными” комнатами и убогостью комнат, отведенных детям, может дать откровенную информацию о качестве семейной жизни и стрессах, переживаемых членами семьи.

Во время такой встречи соционом призван создать такую ситуацию, при которой все члены семьи поймут, что его цель – работа внутри семьи. Она указывает, что соционом, не придающий значения созданию определенной ситуации, а пользующийся тактикой неожиданных визитов, вполне возможно, будет постоянно встречаться и не с теми, кто ему нужен. Соционом должен провести границу между временем, которое он проводит в семье, заранее обговоренным временем и временем, когда он отсутствует, т.е. временем, принадлежащим семье.

К способам поддержания авторитета семьи во время беседы отнесем следующие:

- специалист сидит так, чтобы все участники беседы находились в поле его зрения;

- такие элементы социального общения, как чаепитие, должны быть оставлены на конец беседы;

- беседа должна начаться, когда соберутся все участники;

- важно рассадить участников беседы таким образом, чтобы все хорошо видели и слышали друг друга. Например, если кто-то в ярости выскакивает в коридор, он все равно должен хорошо слышать, о чем говорят в комнате, и, таким образом, оставаться участником беседы. Правда, если кто-то запирается в туалете, это, скорее всего, означает, что он не хочет принимать участие в беседе, и семья должна решить, что делать.

Рекомендуется обратить внимание и на родственников, соседей, которые в момент визита “оказались поблизости”. Это может означать, что их надо привлечь к работе.

Первая встреча с семьей может происходить и в помещении социальной службы. Она предполагает наличие комфортной для клиента обстановки. Трудно начинать работу с семьей, если в помещении не хватает стульев для всех присутствующих. Большую помощь могут оказать игрушки, пластилин, бумага и карандаши для детей, которые очень быстро устают от разговоров. Имеет смысл выделить, по крайней мере, одну комнату с необходимой мебелью для работы с семьей или группой.

Чрезмерное “планирование” здесь неуместно, но специалист все же должен быстро обеспечить себе минимальную рабочую обстановку, для чего ему требуется место для хранения разных вещей. Семья обратит внимание на то, что соционом готовился к встрече с ней и учел возраст членов семьи, разные их возможности участия в беседе. Для специалиста такая подготовка означает экономию времени и сил во время беседы, например, если детям надоест сидеть в закрытом помещении без дела.

Практика социальной работы с семьей свидетельствует, что социономы, приглашающие на первую беседу всю семью, чувствуют себя более уверенно[39]. Вместе с тем, необходимо заметить, что соционом должен осознавать значимость встречи со всей семьей и цель этой встречи. Для предупреждения ситуации встречи с рассерженными членами семьи рекомендуется заранее разослать письма родителям и детям, или созвониться с ними и договорится о первой встрече. Письма должны быть составлены с учетом культурного уровня семьи и ее приоритетов. Приведем ряд примеров на сей счет.

1. Я хотела бы встретиться со всеми членами семьи, так как Вы знаете друг друга лучше, чем я, и смогли бы вместе подумать над тем, что у Вас не ладится и как это можно поправить. Моя работа будет состоять в том, чтобы посмотреть, не смогу ли я добавить что-нибудь полезное.

2. Отец, как глава семьи, является важным лицом при обсуждении данных вопросов (при принятии решений такого рода), поэтому мы не можем действовать без Вашего участия. Если работа не позволяет Вам отлучиться, я смогла бы договориться с семьей о встрече рано утром или в конце дня. Сообщите, пожалуйста, если Вы хотите, чтобы я связалась с Вами по месту Вашей работы.

3. Каждый член семьи имеет свою точку зрения, которая может не совпадать с мнением других. В нашей работе очень важно выслушать всех, поэтому мне хотелось бы навестить Вас 18 января. Не смогли бы вы собраться, хотя бы на короткое время?

4. Часто бывает, что другие члены семьи знают, как можно справиться с неприятностями, поэтому, если мы соберемся вместе, может быть, у нас возникнет лучший план, чем если я и мама будем думать вдвоем.

Рекомендуется на первой встрече включить в беседу всех, кто пришел, обратить внимание на отсутствующих, причинах, по которым они не пришли на эту встречу, поскольку это может иметь большое значение. Причем, изучение этих причин не должно сопровождаться использованием вопросов, начинающихся со слов: ”Где”, ”Когда”, ”Почему”. Желательно использование открытых вопросов в ходе нарративного интервью.

Независимо от того, в какой манере соционом собирается вести беседу с семьей, основное внимание он должен уделять определенным, интересующим его сторонам поведения и функционирования семьи. Полезно как можно быстрее снять тревогу, связанную с новой обстановкой, чтобы сконцентрироваться на цели визита. Предварительный обмен любезностями, связанный с использованием, например, техники “размораживания” (см. тему “Интервью в социальной работе)”, является частью терапевтической работы. Следует задать вопрос, всем ли ясна цель визита, установить личный контакт с каждым членом семьи, чтобы понять, как они относятся к семейному интервью.

Переоценить метод наблюдения в оценке настроения членов семьи и выявлении ее лидеров не представляется возможным. Важную роль при этом призваны сыграть вопросы типа: ”Как ведут себя члены семьи: они рассержены, печальны или веселятся?”, ”Как родители ведут себя по отношению к детям, и как дети реагируют на замечания родителей?”, ”Держится ли семья единым фронтом или нет?”, ”Если нет, кто на кого смотрит, прежде чем заговорит?”. “Кто возражает?”, ”Кто с кем сидит рядом?”. Смысл всей этой информации соционом должен хорошо для себя уяснить (см. тему ”Модели практики социальной работы”).

В семьях, члены которых принадлежат разным культурам, главным лицом, способным решить проблему, может оказаться бабушка по материнской линии или брат матери, живущий поблизости, дедушка по материнской линии, т.е. родственники, способные внести ясность в причины семейного конфликта и уравновесить оценки.

  Таким образом, резюмируя вышесказанное об особенностях социальной работы с семьей, подчеркнем значимость акцентации внимания на внутренних ресурсах семьи, а не патологических аспектах в ее жизнедеятельности.

Темы рефератов

 

1. Нарративное интервью как метод социальной работы с семьей.

2. Скульптурный метод в социальной работе с семьей.

3. Организация социальной работы с неполной семьей.

4. История социальной работы с семьей.

5. Эффективность социальной работы с семьей.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое “семья” как социономическая категория?

2. Какими принципами готовы Вы - соционом центра “Семья” - руководствоваться при выборе теоретической базы социальной работы с семьей?

3. Проанализируйте типичные техники социальной работы с семьей.

4. Назовите главные отличия социальной работы с семьей от психосоциальной работы с данным клиентом социальной службы.

Задачи и упражнения

 

1. Допустим, Вы разрабатываете Положение о центре семейного консультирования. Какой будет структура данного документа? Какую роль отведете Вы в создаваемом Центре соционому? Назовите раздел документа, в котором будет описана эта роль. Составьте текст данного раздела: Положения о центре семейного консультирования (См. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Пер. с англ. / Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби. - М.: Когито-Центр, 2004. - С.392-393).

2. Один из семейных терапевтов Ч.Фишман как-то заметил: “Много лет назад мы по привычке думали, что, если правильно рассчитаем наше вмешательство, то сможем изменить многие семьи; мы высокомерно заявляли, что “создадим среду”, необходимую для улучшения жизни семьи”.

Теперь терапевты общаются с семьями не как эксперты, уверенные в своей способности решить их проблемы, а скорее как партнеры, стремящиеся мобилизовать все свои возможности.

Каковы, на Ваш взгляд, причины столь разительного изменения подхода семейных терапевтов к работе с клиентом?

3. В предложенном тексте выявите и проанализируйте техники, используемые социономом в процессе его вхождения в семью.

“Беседа начинается с обсуждения проблемы (Таня вся в синяках после драки в семье).

С.Р. (не выделяя никого, обращается к родителям). В милиции мне сказали о том, что случилось, о Вашей проблеме, и я решила, что будет полезно встретиться со всей семьей. Когда такое часто случается в семье, каждый может сказать что-то по этому поводу. (Обращается к мальчикам). Я не знаю, как вас зовут (к младшему). Ты…

Борис. Борис.

С.Р. Борис, сколько тебе лет? Давай посмотрим…

Борис. Тринадцать.

С.Р. Тринадцать. И в какую школу ты ходишь?

Борис. В двадцать пятую.

С.Р. Таня тоже там учится?

Борис. Нет, она еще в детский сад ходит.

С.Р. Познакомь меня со своей сестренкой.

Борис. Это Таня.  

С.Р. Будем знакомы, Таня. Сколько тебе лет?

Таня. В сентябре будет шесть.

С.Р. Значит, тебе почти шесть лет. Ты пойдешь в ту же школу, где учится Даша? Здравствуй, Даша (Даша сидит между Борисом и матерью).

 Даша. (10 лет). Здравствуйте.  

С.Р. Мне кажется, ты можешь рассказать о том, что случилось.

 Даша. Ну…была драка.  

С.Р. Таня, ты знаешь об этом? (Таня кивает головой).

С.Р. Понимаю. Это случилось дома? И кого же ударили? (Таня показывает на отца)…”

4. Назовите и проанализируйте подход, приверженцы которого утверждают, что реальность не существует как “мир вне нас”, а, наоборот, является умственным построением наблюдателя. Отсюда – социономы не должны считать то, что они видят в семьях, объективно реальным. Вместо этого они должны осознать, что наблюдаемое ими – результат ряда частных их предположений, касающихся людей, семей, проблем и их взаимодействия.

5. Изучение неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке, было важнейшим фокусом раннего обучения социальной работе. В действительности, первый курс обучения в первой школе социальной работы в США назывался “Уход за нуждающимися семьями в их домах”. Помогающих инспекторов обучали интервьюированию обоих родителей одновременно, чтобы составить полную и точную картину семейных проблем, задолго до того, как традиционные специалисты по семейному здоровью начали экспериментировать с общесемейными сессиями (см. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия…- С.53-54).

Назовите и проанализируйте базовые методы социальной работы с семьей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.072 с.)