Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.



 

В пункте 3.3. ФГОС перечислены требования к развивающей предметно-пространственной среде: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета построена в соответствии требований ФГОС ДО: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная для дошкольников.

1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствиисособенностями каждого этапа

работы по развитию и коррекции речи.

2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.

3. Обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.

4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

 

Насыщенность среды Соответствует содержанию Рабочей программы и возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (втом числе техническими) в соответствии со спецификой организации коррекционно-образовательного процесса в условиях логопедического пункта. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает:  речевую активность воспитанников;  игровую, познавательную, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;  возможность самовыражения детей.  
Трансформируемость пространства   Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от этапа коррекционно-развивающей работы, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.  
Полифункциональность материалов   Предполагает наличие в кабинете мебели (диван), который имеет многофункциональное назначение (необходим при постановке отдельных звуков; проведения массажа лицевых мышц и мышц воротниковой зоны; используется во время релаксации; для организации словесных игр и упражнений детей). Также наличие полифункциональных пособий, игр, упражнений, обеспечивающих одновременное решение различных задач коррекционного процесса на одном игровом или речевом материале.  
Вариативность среды  Предполагаетналичие в кабинете различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих:  свободный выбор детей на определенных этапах коррекционного занятия;  периодическую сменяемость коррекционно-развивающего материала, появление новых игр, упражнений, предметов, стимулирующих речевую, познавательную активность детей в зависимости иэтапа и содержания коррекционной работы.  
Доступность среды  Предполагает:  зону свободного доступа детей к определенным играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности;  исправность и сохранность материалов и оборудования.  
Безопасность среды Предполагает соответствие всех еѐ компонентов требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования  

 

По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на несколько основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена шкафами и содержит следующие разделы:

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции речи детей;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах);

Рабочее пространство учителя-логопеда с документацией.

2. Информационная зона для педагогов и родителей расположена на стенде возле кабинета логопеда;

3. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются зеркало и детские столы, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеется лампа искусственного освещения и приспособление для мобильного расположения наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений, звуковых профилей и т.п.).

4. Зона свободного выбора игр и упражнений представлена открытыми полками, на которых располагаются дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха, мелкой моторики, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

С учетом санитарно-гигиенических требований в смежном с логопедическим кабинетом помещении оборудована зона для гигиенических процедур (мытья рук), представлена раковиной, мылом, индивидуальными одноразовыми полотенцами и баком для использованных полотенец.

Перечень материально-технического, программно-методического обеспечения коррекционно-развивающей работы, дидактических игр и пособий представлен в Паспорте логопедического кабинета.

 

3.2. Формы, методы и средства организации образовательной деятельности.

 

Учитель-логопед планирует коррекционно-развивающие занятия в соответствии с режимом работы ДОУ по согласованию с заведующим, старшим воспитателем, педагогами и родителями. Программа составлена с учѐтом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные и подгрупповые.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.

Индивидуальные   Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являютсяиндивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия. Основная цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей. Также индивидуальные занятия проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д Задачи и содержание индивидуальных занятий:  Развитие артикуляционного и голосового аппарата;  Развитие просодической стороны речи;  Формирование звукопроизносительтных навыков, фонематических процессов:  Постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;  Автоматизация звуков в облегченных фонетических условиях. Индивидуальные занятия являются преобладающей формой коррекционной работы. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется в соответствии с индивидуальной программой коррекции в речевых картах ребенка: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.  
Подгрупповые Основная цель – создание речевой среды для коррекции полифункциональных речевых нарушений у детей с ФФНР, ОНР 2-3 уровня. Организуются они для одного возраста с данными нарушениями речевого развития. Задачи и содержание подгрупповых занятий:  Закрепление навыков произношения изученных звуков.  Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.  Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.  Уточнение, расширение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи.  Формирование грамматических и синтаксических сторон речи.  Развитие диалогической и монологической речи. Состав подгрупп является стабильным, формируется по результатам диагностики с учетом речевого диагноза. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей. Содержание подгрупповых занятий отражается в календарно-тематическом планировании

 

При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности.

Образовательная нагрузка на воспитанников, посещающих логопедический пункт, не может превышать показатели максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Продолжительность индивидуальных и индивидуально-подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевых нарушений, возрастом и психофизическими особенностями воспитанников и составляет от 15 до 25 минутс учетом времени на сопровождение ребенка в группу.

Длительность подгрупповых занятий:

для воспитанников от 5 до 6 лет не более 25 минут

для воспитанников от 6 до 7 лет не более 30 минут

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушений речевого развития, ориентируясь на следующие требования:

· занятия с детьми, имеющими ФНР (фонетическое недоразвитие речи) не менее 1-2 раз в неделю

· занятия с детьми, имеющими ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и фонематическое недоразвитие речине менее 2 раз в неделю

· занятия с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) 2-3 уровня различной клинической обусловленности не менее 3 раз в неделю

 

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН– 1 год

ОНР – 1-3 года.

 

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада компенсирующего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несѐт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребѐнком.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребѐнка.

Программа составлена с учѐтом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются:

Наглядные   Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи - непосредственное наблюдение и его разновидности; - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказываниепо игрушками картинам);  
Словесные   Направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. -чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал;  
Практические   Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести: - дидактические игры и упражнения; - игры-драматизации и инсценировки; - хороводные игры и элементы логоритмики; - метод моделирования; - метод проектов.  

 

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

- общение воспитанниковсо взрослыми (родителями, воспитателями, другими педагогами и взрослыми);

- культурная языковая среда (дома и в ДОУ);

- развитие речи на коррекционно-развивающих занятиях и НОД по  "Речевое развитие" в группе;

- чтение художественной литературы в ДОУ и дома;

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- НОД по другим разделам ООП ДОУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.02 с.)