Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152)



Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.

Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет.

По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом - Святополком Окаянным.
«Степенная книга» сообщает о том, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Вряд ли ехавшие с разных концов Северо-Восточной Руси князья встретились просто посреди леса: о встрече они наверняка условились заранее, и, вероятно, встреча была назначена в городе (как минимум, крепости).
Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.
В нач. XII в. при князе Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция с кирпичным храмом из плинфы.
Близ стен церкви Бориса и Глеба были найдены обломки плинфы нач. XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени. Эти находки позволяют предполагать, что на месте ныне существующей церкви ещё в нач. XII в., вероятно во время правления в Киеве князя Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками.

При князе Юрии Долгоруком (1125-1157) здесь были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен белокаменный храм Бориса и Глеба.
Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.
В кон. XII – нач. XIII вв. город Кидекша уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км.
С юга, запада и севера сохранились остатки вала высотой до 5 м. и сильно заплывшего рва перед ним, концами упирающегося в береговой обрыв.

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша построена в 1152 г. это небольшой 4-х столпный одноглавый храм из белого известняка, сложенный в технике полубутовой кладки. Фасады украшены резным аркатурным поясом, рядом поребрика, тройным уступом закомар. Церковь Бориса и Глеба принадлежит к начальному этапу белокаменного строительства.
Установлено, что церковь Бориса и Глеба как придворный храм имела переход, связывавший её с деревянным княжеским теремом. Прорезка вала в западной части городища показала, что он был насыпан не ранее сер. XII в. с использованием уже отложившегося здесь культурного слоя с керамикой XI-XII вв.

В храме Бориса и Глеба наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля - в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) - с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах - поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под землёй) - простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные - двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров - такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.
Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 г. - Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.
В 1947 г. на северной стороне в Борисоглебской церкви в Кидекше были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми гг., выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом (Юрием Долгоруким). Две женские фигуры среди деревьев райского сада - святой Марии и императрицы Евфросинии - четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой - князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
В XVI – нач. XVII вв. глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х гг. глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

В храме сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., гробницы сына Юрия Долгорукого князя Бориса Туровского, его жены и дочери.

В числе других находок внутри церкви - основание иконостаса, фрагменты фресок с изображением «полотенец» на нижних частях столбов и стен храма и резьбы XII в. Яркость лазурных и розовых красок, богатство орнаментики фресок, сохранившихся в земле и строительном мусоре, свидетельствуют о красоте всего внутреннего убранства храма XII в.
Какое-то время спустя, в нач. XIII в., в храме был настелен новый - кирпичный - пол. Для чего? Есть предположение, что настелили его сразу после татаро-монгольского нашествия, чтобы скрыть пол, оскверненный иноверцами. Именно в это время летопись отмечает ремонт и новое освящение церкви митрополитом Кириллом.

Церковь Бориса и Глеба послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого - князя Белгородского и Туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 г.
При нашествии татаро-монголов в 1238 г. Кидекша пострадала, но уже в 1239 г. здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нём, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда.

На каменной колокольне Борисоглебской церкви находился древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ Князе Иване Васильевиче всея Руссии и Макарии Митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ въ домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при Архимандрите Иоакиме въ Новгородъ-Нижний».
Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.

 

Владимир-на Клязьме

 

В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех её пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещёнными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
Древние летописцы повествуют, что Успенский собор во Владимире первоначальным своим построением восходит к кон. Х столетия по Рождества Христовом.
В Ипатиевской летописи сказано: «в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
Первоначальная церковь, созданная князем Владимиром во Владимире была построена из дерева.
В Степенной книге XIV столетия сказано: «в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в своё имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».
Предание дополняет, что церковь эта была построена из дубового леса, простояла 165 лет и была уничтожена пожаром в 1155 году.
Есть основание полагать, что св. Владимир, основавши город и после того бывал в нем. Так в древних прологах в житии препод. Авраамия Ростовского Чудотворца сказано, что в одно из таких посещений св. Владимир принимал его здесь по делам веры.
Город Владимир этого времени можно представить в таком виде: на самом возвышенном пригорке кряжа, который тянется от запада к востоку между рр. Клязьмой и Лыбедью, на том самом месте, где сейчас красуется Успенский Собор, стояла деревянная церковь в честьУспения Пресвятой Богородицы, своим внешним видом вероятно только возвышающимся престолом отличающаяся от деревянных русских построек старинной архитектуры. Кругом этого небольшого пространства – земляная насыпь с рвами по сторонам.

Князь Владимир Мономах заботится о городе, как родовом своем имении.
В 1107 г., Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, что это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха на другой год. В 1108 г. Владимир приезжает в Суздальщину. Работы по сооружению владимирской крепости были начаты, видимо, во время приездов Мономаха на север в 1099 - 1102 гг. и закончены в его последний приезд в 1108 г. Это была очень большая военно-инженерная стройка.
В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно. Возможно он стоял на месте, где князь Андрей Боголюбский поставил белокаменную церковь Спаса.
Мономах «на смежном с вост. стороны пригорке того же кряжа строит в 1116 году каменную церковь Св. Спаса и окружает пространство земляным валом» (Свящ. В. Косаткин. Владимир, 1881 г.).

Формирование Владимиро-Суздальского зодчества происходило  в правление князя Юрия Долгорукого (1125-1157-гг.). Князь строил много крепостей, возможно поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын,   Андрей Боголюбский (1157-1174), начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, по свидетельству летописи, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси, а также романской Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций. А. Боголюбский задумывает сделать Владимир главным городом Древней Руси. При брате Андрея Боголюбского Всеволоде Большое Гнездо (1175-1212) строительство было продолжено.

Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу - Киев. В обширном комплексе свободно сочетались различные по характеру здания и сооружения в органической связи с природным ландшафтом, создавая в целом типичный для древнерусских городов архитектурный ансамбль.

Владимир в иерархическом отношении в то время был в зависимости от Ростовских епископов, которые с 1160 по 1214 гг. именовались Ростовскими, Суздальскими, Владимирскими и Муромскими. Но Андрей не только не хотел, чтобы его столица была в чем либо зависима от другого города: он желал, чтобы все города страны были подчинены во всех отношениях Владимиру. Князь Андрей вознамерился учредить во Владимире митрополию. В1162 г. князь Андрей отправил в Царьград к патриарху Луке Хризовергу посла Якова Станиславича с посланием, в котором просил об учреждении особой митрополии для северо-восточной Руси и поставить некоего Феодора митрополитом во Владимир. Патриарх Хризоверг, по совету своего Собора, на котором был и Нестор епископ Ростовский и Суздальский и посол киевского митрополита, отказал Андрею, говоря, что издавна Владимир принадлежит к области и иерархии Ростовской и что в России положено исстари быть одному митрополиту – в Киеве, а правила Св. Апостол и Отец повелевают сохранять целыми и неприкосновенными пределы епископий и митрополий. Вероятно епископ Нестор и митрополичий посол имели влияние на такой ответ Патриарха.
16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского (см. епископ Феодор II). Прибыв в Россию, он поселился в городе Владимире. В 1185 г. вел. князь заковал епископа Федора II в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принес покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 г. "И тако злый зле погибе".
Рядом с Успенским собором размещался епископский двор с церковью Иоанна Предтечи (1194 г.).
Расположенный на высоком берегу р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с белокаменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней Золотые ворота (1164)

 и несохранившиеся Серебряные ворота. Золотые ворота были главным торжественным въездом в город, перекрывались высоким арочным сводом. По сторонам ворот находился земляной вал высотой 9 м и шириной у основания 24 м. Снаружи город опоясывал ров глубиной более 8 м и шириной около 22 м.

 

Великий князь Андрей Боголюбский, объявив Владимир столицей Владимиро-Суздальского княжества, принялся укреплять свой столичный город.

В 1158 году он обнёс город валом, а в 1164 году построил пять входных ворот. До наших дней уцелели только Золотые ворота, служившие парадным въездом в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Дубовые створы ворот, которых сейчас нет, были окованы листами золочёной меди, ярко блестевшей на солнце, поэтому ворота и назывались Золотыми. Ворота строили владимирские зодчие. Об этом свидетельствуют два княжеских знака, высеченные на одном из камней южной ниши Золотых ворот.

Существует легенда, что когда работы подходили к концу, и строительные леса были разобраны, своды ворот внезапно обрушились и погребли под собой 12 человек. Никто из очевидцев не сомневался, что люди раздавлены насмерть под тяжестью камней, но Андрей Боголюбский приказал принести чудотворную икону Божией Матери и обратился к небесной покровительнице с молитвой о несчастных. Завал расчистили и нашли лежащих под ним людей живыми и невредимыми. В честь случившегося чуда Андрей Боголюбский повелел устроить над Золотыми воротами крошечную белокаменную часовню Положения риз Богоматери.

Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город — через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя. Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.

Створы ворот примыкали к арочной перемычке, по верху которой был устроен деревянный настил, служащий боевой площадкой. С этой площадки защитники города вели обстрел неприятеля. От настила сохранились лишь большие квадратные гнёзда, предназначенные для мощных деревянных балок.

Подъём на площадку осуществлялся по каменной лестнице, обустроенной в толще южной стены. Кроме всего прочего, Золотые ворота выполняли декоративную функцию, выступая в качестве символа княжеской власти и богатства.

Изящная надвратная часовня, венчавшая ворота, благословляла всех, кто пришёл во Владимир с миром. В 1810 году Ризоположенская надвратная церковь была полностью перестроена, и сегодня в её стенах располагается экспозиция военно-исторического музея. Под сводами часовни размещена большая диорама, изображающая штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года. Благодаря светомузыкальным эффектам и звуковому сопровождению с дикторским текстом картина детально воссоздаёт взятие города монголо-татарами.

В 1238 году полчища монголо-татар, опустошив множество русских городов, подошли к Владимиру. Горожане приготовились к обороне и спрятали все ценные реликвии на тот случай, если неприятель всё же прорвётся. Задумка удалась: золочёные створки Золотых ворот не найдены до сих пор и официально внесены в реестры ЮНЕСКО как утраченные человечеством шедевры. В 1970 годах Совет министров Советского союза получил неожиданное предложение из Токио. Японская корпорация обещала расчистить дно реки Клязьмы и даже расширить её русло.

За свою работу японцы не требовали ни Сахалин, ни Курильские острова и даже не просили денег. В качестве оплаты они хотели забрать всё, что ими будет обнаружено на дне Клязьмы. Это предложение так и не было принято советскими властями, но заставило задуматься над вопросом: «Какие ценности хотели найти японцы в реке, чтобы окупить свои затраты?». Возможно, японцы искали золочёные пластины, некогда украшавшие створы Золотых ворот. Спасая драгоценные створки от хана Батыя, горожане утопили их в Клязьме.

Некоторые исследователи полагают, что данная гипотеза неправдоподобна, так как вражеские лазутчики бдительно следили за городом и его окрестностями, поэтому жители не успели вывезти золото из Владимира или утопить его в водах Клязьмы. Согласно альтернативной версии, реликвия спрятана в одной из городских стен или покоится в подземном тайнике под фундаментом. Так или иначе, но местоположение золочёных пластин до сих пор остаётся загадкой.

Облик Золотых ворот значительно отличается от первоначального. Этому поспособствовали частые пожары, набеги врагов и междоусобицы. От древней постройки остались только проездная арка, мощные боковые пилоны и часть боевой площадки над ними. Все остальное много раз ремонтировалось, достраивалось и менялось. Заново построены своды и надвратная Ризоположенская церковь, добавлены боковые элементы, которых изначально не было.

Один из лучших специалистов по древнерусской архитектуре, владимирский археолог Николай Николаевич Воронин считал, что архитектура Золотых ворот во Владимире уникальна для средневековой Европы. Для Запада были характерны только башенные сооружения, выполняющие чисто оборонительные функции. Владимирские же Золотые ворота были построены не только в защитных целях, они служили главным парадным входом в город, а так же имели религиозное назначение — церковь Ризоположения была действующей.

Валы с обеих сторон Золотых ворот, согласно одной из легенд, были срыты в 1767 году по распоряжению императрицы Екатерины II. Ее карета застряла в огромной луже под аркой при въезде в город. Тогда были организованы объезды золотых ворот. Но без валов ворота стали разрушаться, поэтому вскоре были сооружены боковые укрепления.

К этому же периоду относится возведение одного из древнейших загородных жилых комплексов - укрепленный дворцовый ансамбль (1158-1165) князя Андрея Боголюбского в Боголюбове, на р. Нерли, в 10 км от Владимира, позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир.

 Боголюбовский дворец выдерживает сравнения с лучшими дворцовыми ансамблями Западной Европы того времени, отличаясь от них оригинальным русским обликом.

Расположенный на высоком берегу Клязьмы, окруженный валом с редкими для того времени каменными стенами и башнями, княжеский двор представлял собой очень сильную крепость.

Княжеский белокаменный двухэтажный дворец стоял на вымощенной белым камнем замковой площади, посреди которой находился восьмиколонный златоверхий киворий – «святой шатёр» над каменной чашей для освящения воды – самая изысканная постройка ансамбля. Из дворца переход вёл на хоры церкви и через неё на крепостную стену.

Композиционным центром ансамбля был белокаменный собор Рождества Богородицы, который фланкировали два башнеобразных сооружения. Они выполняли функции лестничных башен: северная соединяла дворец с хорами собора, а южная вела на крепостные стены. Храм имел чрезвычайно пышный интерьер – своды поддерживались не столбами, а колоннами с лиственными («коринфскими») позолоченными капителями. Позолоченными были также и косяки порталов, а пол устлан толстыми медными плитами со спаянными оловом швами

От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.

Однако самым выразительным храмом Владимиро-Суздальского государства можно назвать церковь Покрова на Нерли, возведенную в 1164–1165 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.113.193 (0.028 с.)