Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском



 

Белокаменная архитектура Владимиро-Суздальского княжества как вершина русского искусства XII-XIII веков.

Вторая половина 12 в. – начало 13 в. – время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это было одно из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси и крупный центр зодчества.

Здесь, во второй половине XII столетия, был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка.

 Характерные черты владимиро-суздальской архитектурной школы: использование белого камня для строительства храмов; деление поверхности стены аркатурно-колончатым поясом (фризом); белокаменное узорочье фасадов. Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой – искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.

 

Влияние романского зодчества на формирование особого архитектурного стиля на территории Владимиро-Суздальского княжества. Обычно архитектурный тип культового здания этого периода соответствовал четырех- или шестистолпному трехнефному архитектурному типу однокупольного храма. В городе Переславле-Залесском сохранился уникальный памятник этого периода – Спасо-Преображенский кафедральный собор, а в селе Кидекша под Суздалем – не менее уникальный княжеский Борисоглебский собор. Этим храмам присущи характерная устойчивая кубовитость и применение позакомарного покрытия. От киевских храмов этого же периода эти церкви отличают техника обработки стен и строительный материал.

Владимиро-Суздальские храмы возводились из местного белого камня – мягкого известняка.

Стены выполнялись трехслойными с внутренней забуткой из щебня, пролитой известняковым раствором.

Так как белый камень легко поддавался обработке, то памятники Владимира и Суздаля часто украшались декоративной резьбой по камню.

В этом проявляется их сходство с памятниками романской архитектуры.

 Влияние романской школы зодчества на памятники архитектуры Владимиро-Суздальской земли многие историки архитектуры объясняют политическим соперничеством Киева и Владимира в XII в., которое часто мешало приглашать во Владимир киевских или византийских мастеров. Например, в Лаврентьевской летописи можно найти упоминание, что "Бог привел Великому князю Андрею из всех земель мастеров". Среди них, в частности, были мастера, возводившие в Польше в Супральском православном монастыре Благовещенский собор. Они привнесли во владимирскую школу очень выразительную декоративную форму романского зодчества – аркатурные пояса на псевдокоринфских колонках. Помимо этого во владимирских храмах можно встретить много иных элементов романской архитектуры. Например, это аттические профили цоколей, круглые колонны в интерьерах, базы колонн с рогами на углах, тройные окна с колонками (импостами), тонкие тянутые колонки – тяги, декорирующие лопатки на фасадах. Однако есть и отличия от романской традиции. Например, романские рельефы объемны и в основном посвящены библейским сюжетам, могут содержать мифические или демонологические мотивы, плотно заполняют отведенные им поверхности фасадов. Владимирская резьба в основном чисто декоративна, часто изображает фантастические существа, например китовраса (кентавра), или растительный орнамент.

Декоративная резьба появляется в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси постепенно. Очень ограниченно она присутствует в фасадной композиции храма Покрова на Нерли (1165), затем в дворцовом великокняжеском Дмитриевском соборе города Владимира (1194–1197) декоративное узорочье очень насыщенно и, наконец, полностью ковровой резьбой стен, можно сказать, насыщены фасады Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском (1230–1236). Интересно, что ковровость покрытия Георгиевского собора обеспечена предварительной орнаментальной резьбой по белокаменным квадрам еще до их установки.

Владимирские мастера талантливо развили тенденции использования скульптуры в фасадах здания, проявлявшиеся в постройках Галича, Чернигова и Рязани. Они придали своеобразный облик лучшим своим произведениям, внося в культовые сооружения светское, политическое содержание. Связь художественных образов с общегосударственными целями объединения раздробленных княжеств, с чаяниями народа о прекращении братоубийственных войн возвышает памятники владимирского зодчества над узко-религиозными и феодальными задачами. Сквозь концепцию апофеоза силы Владимирской земли и ее князей, наиболее выразительно прозвучавшей в Димитриевском и Георгиевском соборах, сквозь религиозную символику пробивались общенародные идеи единения Русской земли. В роскошный изысканный декор княжеских храмов вплетались народные мотивы, в суровый облик церкви, проникают красочные, жизнерадостные нотки, что следует связывать с народными представлениями и с меньшим воздействием византийской церкви.

Можно сказать, что храмы, монастыри и крепостные сооружения Владимиро-Суздальской земли составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества. Говоря о влиянии романики на владимиро-суздальское зодчество, надо отметить тот факт, что все-таки романская архитектура – это в значительной степени гимн одухотворенной тяжести, тогда как русская архитектура XII– XIII вв. более оптимистична, празднична и нарядна. Поэтому нет необходимости переоценивать влияние романской архитектуры на архитектуру Владимира, Суздаля и Ростова Великого на рубеже XII–XIII вв. Также надо отметить, что в период возвышения Москвы и борьбы Москвы с Тверью за главенство в процессе объединения русских земель, который проходил в XIV в., московские зодчие обратились именно к лучшим образцам домонгольского владимиро-суздальского архитектурного стиля. Этот факт свидетельствует об исконных русских чертах владимиро-суздальского зодчества.

 

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский,1152-1157)

 - один из древнейших православных храмов, который можно увидеть и сегодня. Он находится в Ярославской области. В XII веке храм заложил известный князь Юрий Долгорукий. Сегодня он является частью муниципального музея-заповедника. Попасть внутрь можно только в определенные часы.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) находится в центре древнего города, относится к Переславскому кремлю. Наряду с церковью Бориса и Глеба во Владимирской области, это древнейший белокаменный архитектурный памятник на северо-востоке Руси.

Спасо-Преображенский собор находится на территории Переславского кремля. Он был заложен в 1152 году Юрием Владимировичем Долгоруким, а достроен был в 1157 году при его сыне – Андрее Юрьевиче Боголюбском.

Храм – одноглавый, крестово-купольный, трёхапсидный, четырёхстолпный. Он является самым ранним из белокаменных памятников архитектуры Северо-Восточной Руси (как и Борисоглебская церковь в селе Кидекша Суздальского района Владимирской области).Стены Спасо-Преображенского собора выполнены в полубутовой технике из великолепно отесанных и положенных практически насухо белокаменных блоков. Толщина стен составляет 1 м -1 м 30 см. В древности высота храма равнялась примерно 22 м.

Фундамент здания – ленточный, то есть проходящий от стен к столпам, для своего времени – уже архаичный. Он был сложен из огромного камня на извести. Глубина составляет 1,2 м, доведен до пласта плотной глины. Фундамент – шире стен, с севера он выступает на 1 м, с востока – на 1,5 м. До глубины 80 см опускается отвесно, а потом сужается. Храм по сравнению с домонгольским периодом «врос в землю» почти на 90 см, ниже отлива проходят ещё 2 ряда кладки цоколя из камня.

Декор собора отличается строгостью. Барабан украшает поребрик и городчатый пояс. Верхняя часть апсид декорирована аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом. А.Г. Чиняков, занимавшийся исследованием и реставрацией собора в 40-х годах XX века, предполагал, что барабан венчался цепочкой резных арочек, схожих с завершениями барабанов Успенского собора из Владимира.

Никаких каменных папертей и других пристроек к храму не сохранилось, никаких их следов археологические обследования не открыли. Скорее всего, к заложенному в наши дни входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены храма была присоединена не каменная, а деревянная лестничная башня.

В ходе раскопок в соборе в конце 1930-х годов были найдены напольные майоликовые плитки зелёного, жёлтого и коричневого цветов. Более нарядные бело-голубые плитки, вероятнее всего, украшали хоры.

Во второй половине XII столетия Спасо-Преображенский собор был украшен фресками. Композиции «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» в 1862 году были обнаружены краеведом и архитектором Н.А. Артлебеном. В ходе реставрационных работ 1893-1894 годов старинные фрески сняли мелкими кусками, уложили в ящики и в беспорядке укрыли в холодном сарае. Спустя год, Археологическая комиссия признала, что фрески не заслуживают дальнейшего сохранения. Уцелевший фрагмент росписей – поясное изображение апостола Симона – в настоящее время хранится в московском Историческом музее. Фрески XIX века, не представлявшие значительной художественной ценности, были счищены. Ныне внутри храма – белые стены. Здесь находилась икона «Преображение» (начало XV века), выполненная Феофаном Греком или его учениками. Сейчас – в Третьяковской галерее.

Спасо-Преображенский собор является единственным из пяти первых белокаменных церквей Северо-Восточной Руси дошедшим до нас практически в полной сохранности. Здесь прошли обряд крещения многие переяславские князья, включая, вероятно, Александра Невского, родившегося в Переяславле в 1220 году.

В XIII—XIV столетиях собор был усыпальницей местных удельных князей. Здесь были погребены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В 1939 году во время раскопок во главе с Н.Н. Ворониным была найдена редкая украшенная треугольно-выемчатым узором крышка саркофага с места погребения Ивана Дмитриевича.

В сентябре 1945 года в соборе был образован Музей Александра Невского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.181.124 (0.01 с.)