Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Белокаменная архитектура Владимиро-Суздальского княжества как вершина русского искусства XII-XIII веков. Вторая половина 12 в. – начало 13 в. – время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это было одно из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси и крупный центр зодчества. Здесь, во второй половине XII столетия, был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Характерные черты владимиро-суздальской архитектурной школы: использование белого камня для строительства храмов; деление поверхности стены аркатурно-колончатым поясом (фризом); белокаменное узорочье фасадов. Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой – искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.
Влияние романского зодчества на формирование особого архитектурного стиля на территории Владимиро-Суздальского княжества. Обычно архитектурный тип культового здания этого периода соответствовал четырех- или шестистолпному трехнефному архитектурному типу однокупольного храма. В городе Переславле-Залесском сохранился уникальный памятник этого периода – Спасо-Преображенский кафедральный собор, а в селе Кидекша под Суздалем – не менее уникальный княжеский Борисоглебский собор. Этим храмам присущи характерная устойчивая кубовитость и применение позакомарного покрытия. От киевских храмов этого же периода эти церкви отличают техника обработки стен и строительный материал. Владимиро-Суздальские храмы возводились из местного белого камня – мягкого известняка. Стены выполнялись трехслойными с внутренней забуткой из щебня, пролитой известняковым раствором. Так как белый камень легко поддавался обработке, то памятники Владимира и Суздаля часто украшались декоративной резьбой по камню. В этом проявляется их сходство с памятниками романской архитектуры. Влияние романской школы зодчества на памятники архитектуры Владимиро-Суздальской земли многие историки архитектуры объясняют политическим соперничеством Киева и Владимира в XII в., которое часто мешало приглашать во Владимир киевских или византийских мастеров. Например, в Лаврентьевской летописи можно найти упоминание, что "Бог привел Великому князю Андрею из всех земель мастеров". Среди них, в частности, были мастера, возводившие в Польше в Супральском православном монастыре Благовещенский собор. Они привнесли во владимирскую школу очень выразительную декоративную форму романского зодчества – аркатурные пояса на псевдокоринфских колонках. Помимо этого во владимирских храмах можно встретить много иных элементов романской архитектуры. Например, это аттические профили цоколей, круглые колонны в интерьерах, базы колонн с рогами на углах, тройные окна с колонками (импостами), тонкие тянутые колонки – тяги, декорирующие лопатки на фасадах. Однако есть и отличия от романской традиции. Например, романские рельефы объемны и в основном посвящены библейским сюжетам, могут содержать мифические или демонологические мотивы, плотно заполняют отведенные им поверхности фасадов. Владимирская резьба в основном чисто декоративна, часто изображает фантастические существа, например китовраса (кентавра), или растительный орнамент.
Декоративная резьба появляется в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси постепенно. Очень ограниченно она присутствует в фасадной композиции храма Покрова на Нерли (1165), затем в дворцовом великокняжеском Дмитриевском соборе города Владимира (1194–1197) декоративное узорочье очень насыщенно и, наконец, полностью ковровой резьбой стен, можно сказать, насыщены фасады Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском (1230–1236). Интересно, что ковровость покрытия Георгиевского собора обеспечена предварительной орнаментальной резьбой по белокаменным квадрам еще до их установки. Владимирские мастера талантливо развили тенденции использования скульптуры в фасадах здания, проявлявшиеся в постройках Галича, Чернигова и Рязани. Они придали своеобразный облик лучшим своим произведениям, внося в культовые сооружения светское, политическое содержание. Связь художественных образов с общегосударственными целями объединения раздробленных княжеств, с чаяниями народа о прекращении братоубийственных войн возвышает памятники владимирского зодчества над узко-религиозными и феодальными задачами. Сквозь концепцию апофеоза силы Владимирской земли и ее князей, наиболее выразительно прозвучавшей в Димитриевском и Георгиевском соборах, сквозь религиозную символику пробивались общенародные идеи единения Русской земли. В роскошный изысканный декор княжеских храмов вплетались народные мотивы, в суровый облик церкви, проникают красочные, жизнерадостные нотки, что следует связывать с народными представлениями и с меньшим воздействием византийской церкви.
Можно сказать, что храмы, монастыри и крепостные сооружения Владимиро-Суздальской земли составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества. Говоря о влиянии романики на владимиро-суздальское зодчество, надо отметить тот факт, что все-таки романская архитектура – это в значительной степени гимн одухотворенной тяжести, тогда как русская архитектура XII– XIII вв. более оптимистична, празднична и нарядна. Поэтому нет необходимости переоценивать влияние романской архитектуры на архитектуру Владимира, Суздаля и Ростова Великого на рубеже XII–XIII вв. Также надо отметить, что в период возвышения Москвы и борьбы Москвы с Тверью за главенство в процессе объединения русских земель, который проходил в XIV в., московские зодчие обратились именно к лучшим образцам домонгольского владимиро-суздальского архитектурного стиля. Этот факт свидетельствует об исконных русских чертах владимиро-суздальского зодчества.
Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский,1152-1157)
- один из древнейших православных храмов, который можно увидеть и сегодня. Он находится в Ярославской области. В XII веке храм заложил известный князь Юрий Долгорукий. Сегодня он является частью муниципального музея-заповедника. Попасть внутрь можно только в определенные часы. Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) находится в центре древнего города, относится к Переславскому кремлю. Наряду с церковью Бориса и Глеба во Владимирской области, это древнейший белокаменный архитектурный памятник на северо-востоке Руси. Спасо-Преображенский собор находится на территории Переславского кремля. Он был заложен в 1152 году Юрием Владимировичем Долгоруким, а достроен был в 1157 году при его сыне – Андрее Юрьевиче Боголюбском. Храм – одноглавый, крестово-купольный, трёхапсидный, четырёхстолпный. Он является самым ранним из белокаменных памятников архитектуры Северо-Восточной Руси (как и Борисоглебская церковь в селе Кидекша Суздальского района Владимирской области).Стены Спасо-Преображенского собора выполнены в полубутовой технике из великолепно отесанных и положенных практически насухо белокаменных блоков. Толщина стен составляет 1 м -1 м 30 см. В древности высота храма равнялась примерно 22 м. Фундамент здания – ленточный, то есть проходящий от стен к столпам, для своего времени – уже архаичный. Он был сложен из огромного камня на извести. Глубина составляет 1,2 м, доведен до пласта плотной глины. Фундамент – шире стен, с севера он выступает на 1 м, с востока – на 1,5 м. До глубины 80 см опускается отвесно, а потом сужается. Храм по сравнению с домонгольским периодом «врос в землю» почти на 90 см, ниже отлива проходят ещё 2 ряда кладки цоколя из камня.
Декор собора отличается строгостью. Барабан украшает поребрик и городчатый пояс. Верхняя часть апсид декорирована аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом. А.Г. Чиняков, занимавшийся исследованием и реставрацией собора в 40-х годах XX века, предполагал, что барабан венчался цепочкой резных арочек, схожих с завершениями барабанов Успенского собора из Владимира. Никаких каменных папертей и других пристроек к храму не сохранилось, никаких их следов археологические обследования не открыли. Скорее всего, к заложенному в наши дни входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены храма была присоединена не каменная, а деревянная лестничная башня. В ходе раскопок в соборе в конце 1930-х годов были найдены напольные майоликовые плитки зелёного, жёлтого и коричневого цветов. Более нарядные бело-голубые плитки, вероятнее всего, украшали хоры. Во второй половине XII столетия Спасо-Преображенский собор был украшен фресками. Композиции «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» в 1862 году были обнаружены краеведом и архитектором Н.А. Артлебеном. В ходе реставрационных работ 1893-1894 годов старинные фрески сняли мелкими кусками, уложили в ящики и в беспорядке укрыли в холодном сарае. Спустя год, Археологическая комиссия признала, что фрески не заслуживают дальнейшего сохранения. Уцелевший фрагмент росписей – поясное изображение апостола Симона – в настоящее время хранится в московском Историческом музее. Фрески XIX века, не представлявшие значительной художественной ценности, были счищены. Ныне внутри храма – белые стены. Здесь находилась икона «Преображение» (начало XV века), выполненная Феофаном Греком или его учениками. Сейчас – в Третьяковской галерее. Спасо-Преображенский собор является единственным из пяти первых белокаменных церквей Северо-Восточной Руси дошедшим до нас практически в полной сохранности. Здесь прошли обряд крещения многие переяславские князья, включая, вероятно, Александра Невского, родившегося в Переяславле в 1220 году. В XIII—XIV столетиях собор был усыпальницей местных удельных князей. Здесь были погребены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В 1939 году во время раскопок во главе с Н.Н. Ворониным была найдена редкая украшенная треугольно-выемчатым узором крышка саркофага с места погребения Ивана Дмитриевича. В сентябре 1945 года в соборе был образован Музей Александра Невского.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.181.124 (0.01 с.) |