Урок 155. Контрольная работа № 6 (зачёт по теме «Имя прилагательное»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 155. Контрольная работа № 6 (зачёт по теме «Имя прилагательное»).



Цель урока – проверить усвоение темы «Имя прилагательное».

Задание 1. Запишите под диктовку текст.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно падают с берёз желтые листья. От дерева к дереву протя­нулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем. (И. Соколов-Микитов.)

Задание 2. Проведите морфологический разбор прилагательных из первого предложения: красив, русский (1 вариант); печален, осенние (2 вариант).

Задание 3. Укажите морфемный состав прилагательных.

1 вариант     Синий, тюлений, холмистый, зубастый, чудесен, отвесный, темнее, величайший 2 вариант Свежий, медвежий, волнистый, глазастый, вкусен, небесный, красивее, честнейший.

Задание 4. Образуйте (там, где возможно) степени сравнения прилагательных.

Удивительный, мамин, хороший, медвежий, бумажный, большой, книжный.

Урок 156. Резерв.

 

 

IV четверть

Глагол (26 часов + 1 (контрольная работа))

Уроки 157-158. Глагол как часть речи (§ 68; урок 157 -- тексты (с. 125-127), упр. 892-894; д. з.: пересказ текстов (с. 125-126); на выбор: упр. 895 или 899; принести на урок главу «Мой дом» очерка К. Паустовского «Мещёрская сторона»; урок 158 – упр. 896-898, д. з.: упр. 900).

Основная задача уроков по теме – разъяснить суть грамматического понятия действие применительно к глаголу и дать представление о тематических группах, а также о выразительных возможностях слов этой части речи.

На уроке 158 организуем наблюдение за использованием глаголов в художественной речи (упр. 897). В отрывке из очерка К. Г. Паустовского сочетаются описание и повествование. В повествовании ключевую роль выполняют глаголы перелезать, подыматься, зацепить, играть, подпрыгнуть, вцепляться, висеть, качаться, оторвать, бить, бросаться, протискиваться, застревать. Учащиеся делают вывод о том, что с помощью глаголов автору удаётся передать читателю яркое, зримое представление о том, что происходит, в данном случае – описать, как коты пробираются к дому, пытаются достать подвешенную на кукан рыбу, а затем удирают от рассказчика.

Уроки 159-160. Инфинитив (§ 69; урок 159 – текст (с. 130), упр. 901, 902, 906, 907; д. з.: пересказ текста (с. 129-130); на выбор: упр. 904 или 905; инд. задание -- упр. 903 (3); урок 160 – упр. 903 (1, 2), 908, 909; д. з.: упр. 910).

Одна из основных задач уроков дать представление об использовании инфинитива в различных конструкциях и потренировать учащихся в употреблении этой формы глагола в собственной речи.

Поможем ребятам провести сопоставительный смысловой анализ текстов (упр. 908): определить общность темы («Сила слова») и идею текстов: авторы призывают людей не произносить слов, которые разъединяют или ранят людей.

Уроки 161-164. Постоянные морфологические признаки глагола (§ 70; урок 161 – вопросы, схема (с. 134), упр. 912, 911 (стр. 1, 2); текст (с. 135), упр. 913; д. з.: высказывание по схеме (с. 134); упр. 911 (3-5 стр.); урок 162 – текст (с. 136), упр. 915 (1), 916 (1-ый ст.), 917, 914; д. з.: выучить текст (с. 136); упр. 915 (2), 916 (2-ой ст.); по желанию – упр. 918; урок 163 – текст (с.138), упр. 919, 920; д. з.: пересказ текста (с. 138); записать пять переходных и пять непереходных глаголов в составе словосочетаний; упр. 921; урок 164 – текст (с. 139), упр. 922-924; д. з.: упр. 926, 925; по желанию – упр. 923 (2)).

На уроке 162 формируем умение образовывать глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-) и использовать правильный способ выбора написания этих суффиксов. Выполняя задание упр. 917, учащиеся могут употребить в предложениях глаголы разглядывать, прицениваться, оценивать (качество), использовать, учитывать (фасон, возраст и др.), подсчитывать (необходимое количество ткани, общую стоимость и др.), пробовать на ощупь, дотрагиваться и т. п.

Ещё одна важная задача урока -- дать понятие о цели использования глаголов разных видов в речи. В ходе обсуждения задания упр. 914 подведём ребят к выводу, что в тексте-описании картинки будут использованы глаголы несовершенного вида, так как нужно описать событие, которое происходит в настоящий момент (мальчик летит на салазках с горки (упирается ногами в полозья, натягивает верёвку санок, словно вожжи; смотрит на собачку), собачка бежит рядом и лает, ворона летит за мальчиком). Мы должны были бы использовать глаголы совершенного вида, если бы необходимо было описать, как начиналось скольжение с горки (мальчик покатился с горы, собачка побежала и т. д.), или же в том случае, если бы мы видели на картинке, как всё завершилось (мальчик скатился с горы первым, второй прибежала собачка и т. п.).

На усмотрение учителя на уроке 163 проводится самостоятельная работа с целью проверки умений по темам «Инфинитив», «Вид глагола».

1. Укажите морфемный состав глаголов приберечь, причесаться, захватить. 2. Запишите рядом с каждым глаголом его инфинитив. Растут, вырастят, вырастают, выращиваются. 3. Запишите рядом с каждым глаголом его видовую пару. Тащить -- …, дёргать -- …, читать -- …, говорить -- …, считать -- …. 4. Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные формы. Подгляд_вать, распис_ваться, чувств_вать, высказ_ваться, отбрас_вать, честв_вать, отскак_вать, расслед_вать, отчит_вать, обрад_вать.

Постараемся в ходе анализа текста (с. 138) подвести учащихся к осмыслению того, что все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные по двум признакам: особенностям значения и способности-неспособности сочетаться с существительными в винительном падеже без предлога, причём эта синтаксическая особенность также обусловлена различием в значении глаголов двух групп.

Основная задача урока 164 – формировать представление о структурных, семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов.

Попросим ребят сопоставить глаголы в каждой паре (упр. 924) по значению и подведём их к выводу, что возвратные глаголы объединены особенностями значения: они обозначают действие, которое субъект (производитель этого действия) направляет на самого себя, тогда как невозвратные глаголы обозначают действие, которое направлено на какой-то внешний объект (предмет). В сильном классе можем также сказать о существовании возвратных глаголов со значением постоянного признака: хлеб крошится, звёзды зажигаются; со значением распределения действия между несколькими субъектами: Вчера мы виделись с друзьями; со страдательным значением: Картины создаются художниками.

Урок 165. Правописание корней с чередующимися гласными е-и (§ 71; упр. 927; текст (с. 140), упр. 928, 930, 931; д. з.: выучить текст (с. 140); упр. 929).

Упр. 928 позволит обратить особое внимание учащихся на то, что чередование гласных е-и происходит в корне глаголов, составляющих видовую пару. Это знание поможет отличить эту орфограмму от орфограммы «Безударная гласная в корне слова».

В ходе работы с упр. 931 подведём ребят к мысли о том, что варианты корня с чередованием представляют собой один корень, а не разные. Например, -бер-/-бир- -- это один и тот же корень, так как едино лексическое значение всех однокоренных слов, которое он в себе заключает. Но пишется этот корень в однокоренных словах по-разному, поэтому слова эти являются исключением из правила о единообразном написании морфем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.005 с.)