Урок 85. Контрольная работа № 3 (диктант с языковым анализом по разделам «синтаксис» и «пунктуация»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 85. Контрольная работа № 3 (диктант с языковым анализом по разделам «синтаксис» и «пунктуация»).



Цель работы – проверить умения учащихся в области синтаксиса и пунктуации в пределах изученного в первом полугодии.

Диктант

  Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

  Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

  На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» -- пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому) (89 слов)

                              Языковой анализ текста.

1. Озаглавьте текст. Определите тип речи.

2. Найдите и укажите в предложениях текста обращение (1 вариант) и вводное слово (2 вариант).

3. Подчеркните в предложениях второго абзаца члены предложения.

4. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Составьте его схему.

Уроки 86-87. Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте (§33; урок 86 – тексты (с. 189-190), упр. 506-508; резерв – упр. 510; д. з.: пересказ текста (с. 189-190), упр. 509; урок 87 – упр. 511, 513-515; д. з.: на выбор: упр. 512, или 516, или 518).

  Одно из основных умений, которое должно быть выработано в ходе изучения темы, – это умение проводить смысловой анализ текста – главным образом, правильно и полно определять тему и основную мысль текста.

  Назначение упр. 507 – развести в сознании учащихся понятия «тема» и «идея» и отработать умение отражать тему и идею в заголовках текстов. Ребята могут предложить следующие заголовки: «В тайге» и «Тишина хвойного царства» для первого текста; «В пустыне» и «В жаркой пустыне» -- для второго. Урок 88. Типы речи. (§ 34; урок 88 – текст (с. 195-196); упр. 520, 521; д. з.: пересказ текста § 34; на выбор: упр. 519, или 523, или 525, или 570; урок 89 – упр. 526, 507, 509, 528; д. з.: на выбор: упр. 529 или орфографический анализ текста 2 упр. 526; по желанию – упр. 526 (3); урок 91 – упр. 531, 534, 533; резерв -- упр. 538; д. з.: на выбор: упр. 532 или сжатый пересказ сказки В. Бианки (см. упр. 533); урок 92 -- упр. 535, 540, 539, 567, 568; резерв – упр. 537; д. з.: на выбор: упр. 542, или 543, или 544, или 569; индивидуальное задание -- упр. 545).

Основными задачами уроков по теме является повторение и углубление сведений о типах речи, а также формирование умения создавать тексты разных типов речи, уместно употребляя соответствующие языковые средства

  На уроке 88 добиваемся от учащихся уяснения способа определения типа речи текста (способа постановки вопроса). Предложим задание передать основное содержание текста (с. 195 -196) в виде схемы:

Типы речи.

Описание какой? Повествование что произошло? Рассуждение почему?

 

  Приступая к изучению темы «Описание», дадим пятиклассникам понятие о том, что существуют тексты-описания природы, интерьера, отдельного предмета, животного, внешности и характера человека, его внутреннего состояния. Обратим внимание ребят на то, что для обозначения деталей описываемого предмета, явления часто используются существительные определённых тематических групп (например, черты лица, одежда), для выражения признаков этих предметов и явлений – прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика.

  На уроке 91 учим опознавать тексты-рассуждения и анализировать их структуру, а также формируем умение создавать тексты-рассуждения, уместно употребляя языковые средства выражения последовательности развития мысли, логики предъявления доказательств (аргументов).

  В ходе анализа текстов упр. 531 обращаем внимание учеников на то, что рассуждение может состоять из одного предложения (текст 3 и первое предложение текста 1). Текст 3, которые состоит из одного предложения, представляет собой законченное рассуждение, поскольку включает исчерпывающий аргумент. Первое предложение текста 1 включает аргумент, требующий подкрепления, поэтому автор приводит ещё один аргумент, который оформляет как отдельное предложение. Заключительное предложение текста представляет собой вывод, который вытекает из аргументов и является по существу усиленным тезисом.

На уроке 92 пятиклассники должны не только вспомнить особенности каждого типа речи, но и сопоставить эти особенности. Подведём учеников к выводу о том, что повествование, описание и рассуждение различаются содержанием, построением и языковым оформлением.

Различия в содержании текстов разных типов учащиеся определят, опираясь на схемы упр. 535. Рассказывая об особенностях строения текстов различных типов речи, пятиклассники должны будут описать структуру рассуждения (тезис – аргументы – вывод), перечислить основные элементы композиции текста-повествования (завязка, развитие действия, развязка), отметить такие элементы описания, как создание общего впечатления о предмете и описание деталей. При анализе наиболее часто используемых языковых средств на данном этапе, думаем, достаточно будет назвать глаголы для повествования, прилагательные для описания, сложноподчинённые предложения для рассуждения.

Урок 90. Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» (упр. 530; д. з.: сочинение по картине).

Готовя пятиклассников к описанию изображённого на картине Поленова уголка старой Москвы, подчёркиваем, что важно передать общее настроение картины, уловить и отметить в сочинении то, что в этом художественном полотне производит такое сильное впечатление на самых разных людей уже в течение многих десятилетий. Поэтому, как и при описании любой другой местности, мы обращаем внимание только на те детали, которые это особое настроение создают.

  Заострим внимание пятиклассников на том, что сочинение-описание местности, написание которого им предстоит, строится по своим законам. Сначала даётся общий план – указывается, какая именно местность (деревня, улица, двор) будет являться предметом описания, и говорится об её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых эти особенности создаются. Отметим также, что любая местность выглядит по-особому в разное время суток. Это связано и с освещением, и с тем, как изменяют общий вид местности люди, которые оживляют пейзаж и привносят своё настроение.

План сочинения может выглядеть следующим образом:

I. Сюжет картины В. Д. Поленова «Московский дворик» (предмет изображения).

II. Общий вид дворика.

1. Лужайка, сад, особняк, сарай на первом и втором планах.

2. Городские дома, церковь, колокольня на заднем плане.

3. Небо, солнечный свет.

  В качестве словарной работы можно предложить запись под диктовку и объяснение написания опорных словосочетаний. Поможем пятиклассникам записать безошибочно слова с неизученными орфограммами. На усмотрение учителя данный список может быть сокращён или расширен.

Уголок старой Москвы, пышный разросшийся сад, фасад особняка, лепные наличники, покосившийся дощатый сарай, панорама Москвы, белокаменная церковь, столпы с куполами, пирамидальная колокольня, золотой купол-луковка, повседневная жизнь, копошатся в земле, прелесть деревенской жизни, гармоническая связь жизни человека с жизнью природы, прозрачное небо, белоснежные облачка, тишина и безмятежность, ослепительность ясного летнего дня, настроение спокойствия, умиротворённости, светлой радости бытия.

Урок 93. План текста (упр. 565, 541, 546; §35; текст (с. 207-208), упр. 547, 548, упр. 551 (1); резерв – упр. 550, 551 (2); д. з.: на выбор: упр. 549 или 553).

На уроке совершенствуем умение составлять план готового текста.

  После прочтения текста упр. 547 подведём пятиклассников к примерно следующему определению темы и идеи текста: «Этот текст о том, как пингвины строят гнёзда. Автор объясняет, что пингвины всегда кричат и дерутся, потому что отнимают друг у друга камушки, так как эти камушки им нужны для строительства гнёзд. Если мы хотим отразить в заголовке тему, то озаглавим его «Как пингвины гнёзда строят», а если выражаем идею – «Крикливые строители» и т. п.» План может выглядеть примерно так: 1) Почему пингвины идут с пляжа молча. 2) Борьба за камушек. 3) Зачем пингвинам камушки. 4) Пингвины-сторожа. 5) Почему пингвины кричат и дерутся.

Урок 94. Изложение (упр. 554; д. з.: на выбор: упр. 552 или 555).

  Подготовка к изложению будет включать внимательное чтение, частичный смысловой анализ текста и подбор заголовка, составление тезисного плана и устный пересказ, орфографический анализ отдельных слов и пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений.

Типологическая структура текста будет выглядеть следующим образом.

1. Описание с элементами рассуждения. [Описание движения корабля в Анадырском заливе и объяснение особенностей движения; описание ночи в море и объяснение особенностей состояния природы.] 2. Повествование с элементами описания. [Рассказ о появлении чудовища и столкновении его с кораблём и описание движений этого чудовища.] 3. Описание. 4. Рассуждение. 5. Повествование с элементами рассуждения.

  Учащиеся определяют тему текста («Этот текст о том, как молодой кашалот принял судно за своего сородича и всю ночь плыл рядом с кораблём») и предлагают возможные заголовки: «Заблудившийся кашалот», «Как китёнок маму искал» и т. п. Тезисный план может выглядеть примерно так.

1) Однажды ночью корабль шёл в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами. 2) Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище. 3) Всю ночь за кораблём плыл и тяжко вздыхал кашалот – самый большой по размерам зубастый кит. 4) Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита. 5) Молодой кит отправился искать экватор.

Урок 95. Основные нормы построения текста (§36; упр. 556, 557; текст (с. 212), упр. 561-563; резерв – упр. 558; д. з.: пересказ текста (с. 212), упр. 564; на выбор: упр. 571 или 560; индивидуальное задание – упр. 563).

  Основная задача урока – учить пятиклассников руководствоваться основными требованиями к содержанию текста при составлении устных и письменных высказываний и редактировать готовые тексты.

  После совместного определения признаков текста упр. 557 предложим отдельным учащимся дать полный ответ. (Перед нами текст, так как все части этого высказывания подчинены раскрытию единой темы – «Проказы сорок»; автор выражает мысль о том, что в сорочьих гнёздах можно найти много интересных вещиц, даже старинные монеты. В этом тексте достаточно предложений, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль.

Предложения связаны по смыслу и грамматически. Средства связи – однокоренные слова (ложечка -- ложка (1-2 предложения), сорока – сорочьи (3-5 предложения)); союз (а – 2-3 предложения); частица, местоимение (вот, её (3-4 предложения)) и т. д. Смысловая и грамматическая связь существует и между абзацами, например, второй абзац связан с первым с помощью повтора слова (весной), однокоренных слов (сорочьих – сорок), контекстных синонимов (сорочьи квартиры – гнезда).

Части текста логически связаны и представлены в стройной композиции текста-повествования: первая часть – завязка, вторая – развитие действия, третья – развязка.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.012 с.)