Творчество коренных народов Крайнего Севера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество коренных народов Крайнего Севера



Огромные пространства тундры и тайги: от Кольского полуострова на западе и до Чукотского на востоке, издавна населены народами Севера. В далёком прошлом исполнение танцев, песен, театральных действ у этих народов было связано с их

хозяйственным циклом и носило ярко выраженный обрядовый характер.

Октябрьская революция открыла новую эру в жизни всех народов, в том числе народов Севера. Большое развитие получило хореографическое искусство. Важная роль принадлежит художественной самодеятельности как промежуточному звену между бытовым и профессиональным искусством.

Традиционные танцы и песни в специфических условиях сцены подвергались соответствующей обработке и строго регламентировались по времени исполнения.

Сценические                 интерпретации традиционных подражательных танцев

(«Чайки», «Утки», «Ворон и воронята», «Танец оленей», «Танец охотников»), характерные для многих северных народов, пользуются большой популярностью.

Большое место в репертуаре почти всех коллективов занимают танцы, отражающие традиционный быт и хозяйственный уклад этих народов. Такими именно являются мужские танцы охотников (с луками, арканами,

хореями, копьями); женские танцы – «шитьё»,

«танец   журавлей»,    «северные узоры»,

«мастерицы», «встреча с солнцем».


 

В настоящее время хореографическими коллективами руководят, как правило, люди, получившие специальное образование. Репертуары ансамблей стали более сложными: в них появились танцевальные сюиты, инсценировки народных праздников и даже одноактные балеты.

 

 

Ненецкие танцы

Ненцы компактно расселены в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. У ненцев, как у многих других северных народов, танец не являлся самостоятельным видом традиционного искусства, а входил составной частью в обряды.

 

 


Создание в Ямало-Ненецком округе народного самодеятельного ансамбля «Сыра-Сэв» («Снежинка»), в Ненецком – ансамбля «Хаяр» («Солнце»), многочисленных танцевальных кружков, умелое использование элементов традиционной пластики подвижных игр, широкое привлечение сюжетов старинных сказок во многом способствовали формированию ненецкого народного сценического танцевального искусства.

 

Ансамбль «Сыра-Сэв»

Название народного национального танца «Сыра-Сэв» в переводе с ненецкого языка значит «снежинка». Знаменитый ансамбль был организован в Салехарде в 1962 году при окружном Доме культуры народов Севера выпускниками Тобольского культурно-просветительного училища В. Прохоровым и А. Оленичевым. Зажигательный танец «Олененок», творение основателя ансамбля А. Оленичева.

При создании профессионального хореографического коллектива молодые балетмейстеры решили использовать существовавшие в традиционной культуре малочисленных народов Севера танцевальные элементы для становления у аборигенов округа развитой культуры танца.

В 1969 году коллективу «Сыра-Сэв» присвоили звание «Народный любительский ансамбль танца» за развитие национального искусства.

С середины 70-х годов с коллективом работают талантливые балетмейстеры Л. Козырь, В. Сигуней (балетмейстер с Таймыра, работавший в Салехарде, хорошо знающий фольклор своего народа и сам великолепно танцующий), Е. Уфимцева-Тибичи (прекрасный

танцор и знаток древних традиций своего народа), В. Колядов. Программа ансамбля обогатилась новыми постановками: стремительный «Сенгакоча» и танец с бубнами «Пензертана», «Рождение Ямала»,

«Корякский», «Селькупский», «Северная сюита».

С 2002 года коллективом руководит Олег Ролев.

 

Хантыйский танец

Ханты составляют большинство коренного населения Ханты- Мансийского автономного округа Тюменской области.

Издавна они компактно расселены в бассейне реки Оби, по её притокам и на Западно-Сибирской равнине.

Самым большим праздником у хантов в прошлом был праздник медвежий. С ним связано исполнение различных плясок-пантомим, которые часто называли медвежьими. Мужчины надевали маски, женщины закрывали лица платками.


Глоссарий

Аполлонв древнегреческой мифологии бог солнечного света, сын Зевса и Лето. Изображался в виде красивого, идеально сложённого юноши с

кифарой в руках.

Балет - синтетический вид искусства, вобравший в себя многие виды искусств, главными из которых являются музыка и танец.

Бас-данс – французское слово, собирательное название беспрыжковых старинных придворных танцев.

Вакхдругое имя древнегреческого бога Диониса (в древнеримской мифологии

– Бахус).

Интермедия – от лат. – находящаяся посредине. Вставная сцена или пьеса, исполняемая во время перерыва в основном театральном представлении. Классический танец – это всегда сценический танец, движения этого танца искусственны: его исполняют на вытянутых ногах в выворотном положении, содержание в нём передаётся обобщённо, символически. Формы классического танца – вариации (сольный танец), дуэт (адажио), ансамбль и массовый танец.

Панье – огромная, растянутая в боках, сплюснутая спереди и сзади женская юбка.

Пасторальтеатральное представление на идиллический сюжет, в котором действуют пастушки и пастушки.

Сюжетный сценический танец – самая распространённая разновидность классического танца. Главное его отличие от бессюжетного танца – наличие событийного видеоряда. Как и бессюжетный танец, эта разновидность классического танца чаще всего является частью крупного балетного спектакля, символизируя поступки или душевные состояния главных действующих лиц балета.

Тюник, тюникаженский балетный костюм, состоящий из многослойной пышной юбки и лифа, часто применялся в романтическом балете.

Эпоха Возрождения – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, наступившая после Средневековья. Эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение. Эстетический идеал этой эпохи заключался в соединении материального и духовного, в выдвижении на первый план интереса к роли отдельной личности. Эпоха возрождения была ознаменована великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением («возрождением») интереса к искусству Древней Греции и Древнего Рима.

Эпоха Классицизма – термин, которым определяется стиль в музыкальной культуре, господствовавший в период с последней трети XVIII в. до начала XIX в.. Эта эпоха характеризует черты, общие с античным классическим искусством: гармоническая ясность, уравновешенность, строгость выражения, стройность форм.


Эпоха Просвещения – XVII XVIII вв. Просвещением называют общий интеллектуальный подъем, вызванный пробуждением европейской науки. Просветители утверждали: человек – существо мыслящее и может достигнуть совершенства, используя и развивая свой разум; все люди равны, поэтому должны пользоваться одинаковыми свободами и правами.

Эпоха Романтизма – художественное направление в искусстве, которое начало формироваться после 1770 г. и достигло своего расцвета в начале XIX в. Ведущим принципом романтизма стало резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением.

Эпоха Средневековья – период истории Европы примерно с 700 по 1500 г., отмеченный развитием различных форм и расцветом образования и искусства. В этот период создавались новые монашеские ордена, способствовавшие распространению учености, а развитие готического искусства и архитектуры нашло ярчайшее воплощение в соборах.


Термины

Aplomb (апломб) – устойчивость, умение сохранять в равновесии все части тела.

Arabesque (арабеск) – поза танцующего на одной ноге, поднятая назад нога с вытянутым коленом

Аttitude ( аттитюд) –поза классического танца, корпус стоит на одной ноге, другая нога поднята назад, выворотное колено согнуто под углом 90* Assemble (асамбле) – прыжок с одной ноги на две, которые при падении соединяются в 5-ю позицию.

Adagio (адажио) – медленная часть танца.

Allegro (аллегро) – прыжки, быстрый темп.

Battement ( батман) группа движений работающей ноги.

Battement tendu (батман тандю) – выдвижение ноги, работающая нога скользит по полу вперед, в сторону или назад, не отрывая носка от пола. Battements tendus jetes (батман тандю жетэ) – отведение ноги вперед, в сторону или назад с броском на высоту 45*.

Battements fondus (батман фондю) – одновременное сгибание и вытягивание двух ног.

Battements frappes (батман фрапэ) – удар стопой об щиколотку со сгибанием ноги в колене.

Balancoirе, en (ан балансуар) – как на качелях. Термин применяется к grand battement, когда он исполняется непрерывным качающимся движением в четвёртую позицию вперёд и назад, проходя каждый раз первую позицию. Ballotte (балотэ) – раскачивание. Раскачивающееся па, для исполнения которого необходимо хорошее равновесие.

Battements soutenus (батман сутеню) – движение с вытягиванием ног из 5-й позиции, непрерывное движение.

Croiseе (круазэ)– положение фигуры со скрещенными линиями. Changements de pieds (шанжман де пье) – прыжок по 5-й позиции с переменой ног в воздухе.

Coupe (купэ) –срезанный, подрезанный. Маленькое промежуточное движение, которое служит поготовкой или толчком для какого-либо другого движения. Название движения происходит оттого, что одна нога как бы подрезает другую и занимает её место.

Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание (полуприседание), исполняемое без отрыва пяток от пола.


Developpe (девлопэ) – работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперед, в сторону или назад.

Effaceе (эфасэ) развернутое положение фигуры.

Epаulement (эпольман)– положение корпуса вполоборота.

En face (ан фас) положение корпуса лицом к зрителям.

Ecarteе (экартэ) – широко разведённый, раздвинутый. Это особое положение корпуса по диагонали к зрительному залу, руки и ноги располагаются по одной линии. Танцовщик стоит, широко отведя вытянутую ногу в сторону.

Entrechat catre quatre (антраша катр) – заноска, четыре скрещивания. Grand plie (гран плие) – большое приседание, сгибание колена до предела, с отрывам пятки от пола.

Grand jete (гран жетэ) – длинный прыжок.

Grand battement jete (гран батман жете) – сильный (большой) бросок ноги в воздух на 90*.

Jete (жетэ) движения, исполняемые с броском ноги, прыжок с одной ноги на другую.

Поворот fouette (фуэтэ) – хлёсткий. Термин, применяющийся к хлёсткому движению. Это может быть короткое хлёсткое движение поднятой ноги, когда она быстро проходит впереди или позади опорной ноги, или быстрый поворот корпуса из одного направления в другое.

Pas de chat (па де ша) – движение кошки (кошачье движение). движение должно быть похожим на движение кошки во время прыжка. По методу Чеккети и методу Французской школы рas de chat исполняется из пятой позиции в пятую с продвижением вперёд по диагонали.

Pаs de bоurreе suivi (па де бурэ сюиви) – означает непрерывный, связный. Непрерывная цепь раs de bоurreе в I или V позиции с продвижением во всех направлениях.

Pas tombe (па томбэ) – упасть (падающее движение).

Pas de bourree (па де бурэ) – переступание.

Passe (пассе) – проходящее движение при переводе ноги из одного положения в другое, из одной позы в другую.

Pas glissade (па глиссад) – скользящий прыжок, без отрыва от пола. Pas echapрe (па эшапэ) – прыжок с раскрыванием ног во 2-й позиции и собиранием

Pas de deux (па дe дe) – танец двух исполнителей, классический дуэт. Pas de trios (па дe труа) – танец трех исполнителей, классическое трио. Pas de quatre (па дe катр) – танец четырех исполнителей.

Pas d’actions (па д’аксьон) – действенный танец.

Pas chasse (па шасэ) – прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка. Pas de basque (па де баск) – движение басков или шаг басков – оно характерно для народного танца басков. Это движение исполняется на три счёта с


переменой ног и покачиванием из стороны в сторону. Движение может исполняться с прыжком – sauté, с проскальзыванием – glisse во всех направлениях.

Pirouette (пируэт) – вращаться, вращение. Сочетание plie с движением рук дают энергичный посыл для полного поворота корпуса на одной ноге как на полупальцах, так и на пальцах.

Petit (пти) маленький, мелкий.

Petit jete (пти жетэ) – один из видов воздушного прыжка, когда танцовщик прыгает с одной ноги на другую.

Plie (плие) приседание на двух на двух ногах или на одной ноге.

Releve lent (релевэ лян) – медленный подъем ноги на 90*.

Port de bras (пор-де-бра) – упражнение для рук в основных позициях с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса.

Royаle (руаяль) – это chamgement, который выполняется с заноской икрами ног перед переменой их в позиции.

Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – круг носком работающей ноги на полу в направлениях ан деор – наружу и ан дедан – внутрь.

Sissonne (сисон) – вид прыжка, прыжок с двух ног на одну.

Sissonne fermee (сисон фэрмэ) – маленькие прыжки с двух ног на две, исполняемые с продвижением в сторону, с переменой и без перемены ног, вперёд, назад. Этот sissonne заканчивается на две ноги и может быть исполнен en avant.

Sissonne ouverte (сисон уверт) – выполняется с двух ног из demi plie и заканчивается на одну ногу, другая нога поднята.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку-де-пье) – положение стопы у щиколотки.

Temps releve (там релевэ) – вспомогательное движение, связанное с подъёмом опорной ноги из demi plie и выпрямлением работающей ноги из согнутого положения

Temps lie (там лие) – серия слитных взаимосвязанных движений.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.042 с.)