Правление в Башкортостане Урусмухамед-хана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правление в Башкортостане Урусмухамед-хана.



1678-1707 годы. Правление в вотчинах Ишим-сувэк-султана Урусмухамед-хана.

Летом 1678 г. 110-тысячная турецкая армия под командованием визиря КараМустафы опять осадила Чигирин. Крымский хан прислал на помощь еще 30 тысяч бойцов. На помощь осажденному городу подошла многонациональная русско-украинско-калмыцко-кабардинская армия. Ожесточенные сражения происходили 12 июля, 1-3 и 12 августа. Калмыцкие воины отличились, принимая в этих битвах самое активное участие. Разгром турецких войск на Чигиринских высотах стал переломным событием в ходе войны. В 1678 - 1679 гг. крымский хан возобновил наступательные операции на Киевском направлении и даже напал на Запорожскую Сечь. На помощь запорожцам выступили русские полки, калмыцкие конники и кабардинские воины.

1679 год. Летом под Чугуевым, а вскоре и у г. Валуйки турецко-крымские войска потерпели серьезное поражение. Турецкий султан сосредоточил значительное количество войск под Азовом с целью наступления на Харьков и Чугуев. Но в сражении на р.Биликлейке русско-калмыцкое войско при поддержке донских казаков разгромило эту армию. 

1680 год. Далай Лама V передает управление страной регенту Сангье Гьяцо; монгольские князья, унаследовавшие титул «царя Тибета» от Гуши-хана, также претендовали на полноту власти; кроме того, титул Далай-лам передавался не по наследству, а по линии перерождений, т. е. следующего новорожденного духовного лидера искали при помощи оракулов, определяющих по знамениям, где и когда он должен был родиться.

В этот год калмыки совершили рейд в Пензу.

1681 год. Объявление о принудительной христианизации башкир

Московского царства. Прошли йыйыны башкир в связи с таким решением Московского правительства. Началось восстание башкир Московского царства (прозванный в российской истории «Сеитовским бунтом»), Аюкахан с своими калмыками, ногайцами и башкирами не раз ходил под русские города, села и деревни Казанского и Уфимского уездов и иные украйные города; немало было взято в плен русских, верных Московскому царству башкирцев и черемис с их женами и детьми, уведены конские и животинные стада, разорены учуги, так что по всей Волге от Царицына до Астрахани сообщения были прерваны; также юртовские татары пристали к калмыкам, отойдя от Астрахани. Более двух лет продолжалось волнение (в 1681 и 1682 гг.). В этом году был подписан Бахчисарайский мирный договор. Московское царство вновь высоко оценило боевое искусство калмыцких воинов и выразило им благодарность за верную службу. В знак особых заслуг хану Аюке и некоторым другим калмыцким тайшам определили годовое жалование, состоявшее из денег, муки, вина и боевых припасов.

В этот год была выдана охранная грамота калмыцким паломникам Далай Ламой V. Перевод которой был обнаружен в Российском государственном историческом архиве, относится к самому концу его правления.

«Обращаюсь ко всему народу Запада, Ламам, Багшам (главам хурулов), ханам, нойонам, знати и вообще всем живущим во владении Торгоутсвкого ханства оказывать содействие представителю духовенства из поколения

«Гогозур-цорджи», приехавшему ко мне на поклонение, в его религиозных делах. Последовавшим моей просьбе обещаю благоволение свое на этом и на том свете. Дана во дворце Далай-ламы. Название года Усун-ноха, название месяца Лу, в переводе 1681 г. 1 февраля.

С подлинной верно старший багша Манычских хурулов южной части Малодербетовского улуса Хончик Будуркиев 11 мая 1906 г.» (4. Л. 109).

1681-1684 годы. Войска башкир и калмыков появляются под Тюменью и в долине рек Илек и Кондурча.

1682 год. Умер Далай Лама V. Регент Сангье Гьяцо (1653—1705) скрывал на протяжении пятнадцати лет, управляя Тибетом от его имени. Утайку смерти Великого Пятого можно объяснить стремлением Сангье Гьяцо как продолжать управлять Тибетом, так и поддерживать в нем спокойствие.

В том же году, от имени Далай Ламы V, был утвержден договор между башкирами и калмыками «О границе». По этому договору башкиры оставили долины Тобола, Иртыша и Ишима, а калмыки Икско-Яикское междуречье. Возникновение вопроса о наследии башкирского престола.В этом же году цари-соправители Иван и Петр Алексеевичи отказались от указа о насильственной христианизации башкир Московского царства.

В этом году Аюка-хан во главе 4000 войска вступил в долину рек Ик и Сюнь.

Войска Башкиро-Калмыцкой конфедерации окружили Минзилинск, захватили село Николо-Березовку. В уфимском направлении действовали войска под предводительством Замса тайчи. Против Замса-тайчи выступил верный Московскому царству башкирский тархан Ишмухамет Давлетбаев. В декабре Астраханский воевода начал сепаратные переговоры с калмыцкими тайшами и добиваться их соглашения на выход из Башкиро-Калмыцкой конфедерации.

1682 год. Аюка подписал третью шертную грамоту (24 января 1683 года) обещав возвратить пленных, не чинить набегов и т. п., Аюки обратил свои нападения на турецкие племена, на киргиз-кайсаков, туркменов, каракалпаков; ногайские, кубанские, киргизские султаны стали его данниками. В этом году умер Мазан-батыр. В честь Мазан-батыра были выпущены наградные медали Башкиро-Калмыцкой конфедерации. За основу наград были взяты монеты Московского царства.

Транскрипция – «Дичин Мазн. Тамга. Бдур Чирдн».

 Звучание на башкирском языке – «Тайчин Мазан. Тамга. Бадуры Очирзынг».

Перевод на русский язык – «Тайчин Мазан-батыр. Тамга. Рожденный Очиром».

1682 год. Калмыцкими войсками захвачен Сайрам (древний Туркестанский город, сейчас влился в состав города Чимкента), Аюка сделал успешную кампанию против казахов и туркмен.

1683

1684  

Войну 1681-1684 годов в Башкортостане представляю вниманию читателя в виде карты-схемы.

 

1685 год. По тайному распоряжению регента были организованы поиски нового воплощения Великого Пятого. В воспитании мальчика Цаньян Гьяцо, которого Панчен-лама V Лосан Еше Пэлсанпо (1663—1737) признал Далайламой VI, Сангье Гьяцо принял активное участие, уделяя особое внимание светским дисциплинам: Цаньян Гьяцо изучал основы управления государством, обучался верховой езде и владению оружием.

В этот же 1685 год, башкиры байлярцы уплатили в московскую казну 16 сусаров, 4 батмана меду, 53 рубля 50 копеек. 16 сусаров были оплачены в Уфе, а 4 батмана меду и деньги в Казани.

В этом же году Аюка-хан написал письмо царям соправителям Ивану и Петру Алексеевичам. Письмо сохранилось, вот ее факсимиле и перевод содержания текста.

 

Перевод: «Да будет благоденствие! Здесь, я, Аюка, и все мы здоровы. Там

Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, все ли здравы? Ты, белый хан, отправил князя Андрея Ивановича в Астрахань для того, чтобы мы принесли клятву друг другу, как прежде, и установили дружбу. Мы же, посчитав это правильным, принесли клятву и установили дружбу. После клятвы я

трижды отправлял к вам своих посланцев. Вы сказали, [что мы можем] брать из Астрахани войска, пушки, порох, свинец и деньги за два года. В Астрахани деньги нам [полностью] не выдали, дали только за один год.

Выдайте нам остальные деньги за один год, о котором мы договорились прежде. Если посчитаете эти мои слова правильными, мы отправимся весной в поход на Эноуши. Выделите [нам] три тысячи человек с

тридцатью пушками с порохом и свинцом. Разве в клятве [об этом]

словесно не было обговорено? Яицкие казаки строят вниз по Яику город.

Остановите это. После того как мы отобьем наше кочевье, мы не сможем находиться [с ними] вместе. Установив [с вами] мир, вернули мы в

Астрахань пятьсот харуулов. Всех русских [пленников] мы вернули. Вы ни одного нашего человека не вернули. Верните наших калмыцких людей. Мы вернули эштеков (башкир). Посланцы мои – Унутуй бакши и Бодиочи

Маджик, всего тридцать человек. Моих посланцев отправьте назад верхом, а торговцев – на судах».

Комментарий: После смерти царя Федора Алексеевича и Стрелецкого бунта в 1682 г. соправителями в Московском государстве стали братья Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, а фактической правительницей (регентшей) до их совершеннолетия при них стала сестра Петра - Софья Алексеевна.

1686 год. Примирение конфликтующих джунгарских князей с халхаскими был осуществлен главным образом благодаря вмешательству из Лхасы по просьбе императора [Ермаченко, 1974: 86; Rockhill, 1910: 22], от имени уже умершего Далай Ламы V.

1687-1689 годы. Время безрезультатных походов Московского царства в Крымское ханство.

1688 (7195) год. Получение защитной грамоты башкирским тарханом Сибирской дороги, который переселился в Ногайскую дорогу, Агишем Автеевым.

1690 год. От имени Далай ламы V в 1690 году прислали Аюке-хану грамоту на ханское достоинство.

К 1690 году границы на Урале можно представить по этой карте схеме

 

1690-1698 годы. Время правления в Джунгарском ханстве Галдан Церена ибн Хоро Хоцин-батыра.

1691 год. Документы еще не найдены.

1692 год. Алдар-тархан вместе с Хазием Аккускаровым организовал посольство башкир во главе с Муратом Султаном в Крымское ханство и Османскую империю. Имеются также упоминания контактов Алдара с мятежным донским атаманом Кондратием Булавиным. Посланец башкир Мурат-султан получил у турецкого султана 2000 золотых флоринов для казны Башкортостана. Последние монеты Башкортостана, с тугрой султана, тамгой Крымского хана, с тамгой кучумовичей и хоорлукидов, 1699 года чекана, были обеспечены этими золотыми флоринами.

1693 (7200) год. Получение оберегательной грамоты башкирским тарханом Уфимского уезда Кара-Табынской волости Акинчей Еникеевым на урощища, начиная от Чюрюгай горы до горы Пестрывленник, а мерной горе Аикар там и знак, а на другой стороне знак башкир бурзянцев, называемый Пусторяк, от него повороты на речку Сарау, с оной на Крыли Билячибиль и до вершины речек Кизыл до берега Токкаика, а от нее в Уралские горы Ресташи выбегая, из оных на реку Белую через Большой брод, а от него на степь Сартуз и Камыз-Зяндика горы, а от оного Какамки-Сырык поток Куя, а на сторону

Пакты и речки Тюляк-Барандык, Кундурушму, до устья оной на лес Старой Уткалов, на вершину реки Урака и до устья речки Ай до устья Шангаруя, потом уралскую Мулдыбиик по речке Миасу и горе Укне-Имякие и на озеро Идрязи; поворот от оного на реку Тикюс и по оной до брода Буракая, лежащего через реку Миас, до устья реки Уя и до степи, состоящей за рекою Тоболом, до озера Юбелея, и от оного до вершины реки Черного Тока и местечка Акиар-Гиргу, от коего поворот до Чиринги Икая.

 

1694 год.

1695 год. Первый поход Петра I на Азов.

1696 год. Умер башкир-мусульманин из села Яргаиш современного Зианчуринского района из племени усерган.

 

Транскрипция: «Тамга. 1108 ил».

Перевод: «Тамга. 1108 год».»

 

Примечание: Пишут – «Основана во 2-й пол. 17 в. башкирами Усерганской вол. Ногайской дороги на собственных землях под названием Мамбетпшно. В 1866 в 81 дворе проживало 376 человек. Занимались скотоводством, земледелием. Была мечеть. В 1870 — 80 образовался выселок Ниж. Мамбетшино (до 1917 учитывался вместе с В.М.), в 1900 в 2 деревнях отмечено 2 мечети, медресе, водяная мельница. С нач. 20 в. современное название».

В этом году калмыки и башкиры участвовали во втором Азовском походе Петра I. Башкирскими частями командовал Алдар-батыр.

Зимой 1696 года русская армия готовилась ко Второму походу на Азов. Московское войско обложила турецкую крепость с суши, а флот блокировал подходы с моря, отрезав от источников снабжения. После продолжительной бомбардировки с суши и с моря, командование русских войск направило в Азов парламентёров с предложением о сдаче крепости без боя. Турки ответили отказом и через парламентёров передали условие начать битву со схватки батыров на кинжалах с обеих сторон. Из 70-тысячного московского войска честь представлять всю Россию была предоставлена башкирскому батыру Алдару Исекееву. В тяжелейшей смертельной схватке с черкесским батыром, за счёт своей силы, опыта и сноровки, победу одержал Алдар-батыр. Она стала счастливым предзнаменованием. Во время осады и сражения за крепость Азов Алдар-батыр совершил ещё один геройский поступок. Он во главе нескольких башкирских воинов совершил вылазку во вражеский стан, где захватили в плен «языка», оказавшийся ценным источником о резервах, позициях конников крымского хана, о планах турок и военной силе Азовской крепости. Через несколько дней крепость пала, турки, не веря более в свой успех, добровольно сдали Азов. Во время боя погиб брат Алдара. Больше всех этой победе рад был сам царь Пётр I. При награждении героев битвы, проявивших большую отвагу, он одним из первых вручил своими руками ярлык-грамоту батыру из батыров Алдару Исекееву и наградил его саблей с золотыми ножнами. В работе В. В. Вельяминова-Зернова «Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями» приводится «Указ канцелярии Оренбургской экспедиции Уфимского уезда тарханам и башкирам 1734 году, декабря 24. 

 

В этом же году Часть башкир и ногайцев, под предводительством Яхши Саата и Агиш мирзы, переправились через Волгу и переселились в Кубань и на Крым.

1697 год. Четвертую шертную запись (13 июля 1697 г.) Аюка-хан дал России уже от своего имени, не упоминая имен других владельцев, хотя еще не назван ханом. По этой записи русские обещали: давать Аюке две полугаланки и три мажжеры, к ним ядра и бомбы, пушкарей и гранатников и двадцать пудов пороху, если военный случай позовет на бухарцев, каракалпаков и киргиз-кайсаков; также ежегодно по двадцать пудов пороху и по десять пудов свинцу; ради государевой службы и своей добычи Аюки мог посылать своих людей легким делом на Крым, Кубань и в горы; если в случае нападения сильных неприятелей владельцы будут убегать под государевы города, то не отбивать их от городов, но возможно чинить помощь, пока неприятельские люди будут под ними лежать; также посланы указы на Уфу, Яик и в донские города, чтоб от казаков и башкир не было им никаких задоров. 

Регент был вынужден официально объявить монгольским ханам и маньчжурскому императору о смерти Далай-ламы V и предложил императору прислать в Лхасу ламу, который знал Далай-ламу V и мог бы лично убедиться в его сходстве с Цаньян Гьяцо. Император признал его перерождением Великого Пятого и даровал ему грамоту и золотую печать.

1698 год. Сохранились подлинные карты Азова выполненные в этом году.

Эти карты и планы прилагались к “Дневнику путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом” (Diarum itineris in Moscoviam perillustris as magnifici Domini Ignatii Crictofori hobilis domini de Guarient et Rail Sacri Romani Imperii regni Hungariae equitis, sacrae Caesareae majestatis consiliarii Aulico-Belici ab augustissimo invistissimo Romanorum imperatore Leopoldo I ad serenissimum ac potentissimum tzarum magnum Moscoviae ducem Petrum Alexiowicium anno 1698 ablegati extaordinarii descriptum a Joanne Georgio Korb).

В 1698 - 1700 гг. калмыки отражали набеги крымских татар на юг России и Украину.

1700 год. Ойратский хунтайджи Цэван Рабдан (1691-1727) завоевал Восточный Туркестан. Покорённым народам он приказал выпустить в обращение медные пулы со своим именем. Часть новых монет вывезли на север в качестве расширения оборота молодой ойратской валюты. После смерти хунтайджи, власть наследовал его сын Галдан Цэрэн (1727-1745), который тоже выпускал монеты под своим именем. Зона влияния Джунгарии была масштабной, соответственно вся финансово-хозяйственная система расширилась. В Ишимбайском районе Башкортостана, в местности Кызлар тауы, у села Азнай найдено украшение-подражание монетам Джунгарской империи, сфотографированное краеведом Хайдаром Зиннатуллиным. В селе Бикбау (Аккужа) Зианчуринского района, в частной коллекции, хранится еще одно аналогичное украшение.

Сами имперские пулы выглядят следующим образом.

Примечание: Сведениями о находке подлинных монет Джунгарской империи на террритории Республики Башкортостан не располагаю.

1701 год. Стараниями С.Е.Ремезова и Абылай хана была составлена «Чертежная книга Сибири». Таким образом это время характеризуется прежде всего появлением картографии у русского, башкирского и казахского народов.

«Чертежная книга учинися по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца, всей Сибири и городов и земель налично описанием с прилежащими жительствы в лето от создания света 7209 от Рождества Христова 1701 году, Генваря в 1-й ден» - пишется в заглавии к данному труду.

Фрагмент с землями башкир, кипчаков, типтярей, черемисов, калмык, ногайцев, поданных Хоорлюка, даю в отдельности.

  
 

 

1702 год. Чеканка монет сантимов Башкортостана, признание калмыками суверенитета башкирских земель и незыблемости башкирского государства.

 

Транскрипция текстов аверса – «Шах ил накл шамат.Крш фи Кунстнтини, снэ 1111».

Транскрипция текстов реверса – «У уали Тнгрнг шнт фти. Тамга муйтенидов (вилка), тамга крымских ханов, тамга оорлукидов (калмыцкая), тугра турецкого султана».

Звучания на башкирском языке текстов аверса и реверса – «Ил шахы кускеселэрзенг тонъяктагы. (Батшалыкка) кереш Кунстантиниэдэн, 1111 (h ижри) сэнэлэ» h эм «Вэлизенг h эм Тэнгрененг шанлы фэтеуэ h ендэ.Муйтэн токомдары тамга h ы, кырым хандары тамга h ы, хоорлук токомдары тамга h ы, торок султаны тугра h ы».

Перевод на русский язык текстов аверса и реверса – «Шах государства кочевников севера. Начало правления из Константинополя в 1111 году хиджра» и «По великому повелению царя и Бога. Тамга муйтенидов (вилка), тамга крымских ханов, тамга оорлукидов (калмыцкая), тугра турецкого султана».

В Башкортостане сохранились очень много сувениров-подражаний данной монете. Мне известны их находки в Бурзянском, Бураевском,

Зианчуринском, Кугарчинском районах Башкортостана и в Оренбургской области. Такие же украшения национальной одежды имеются практически во всех музеях Республики Башкортостан. С целью облегчения распознавания их молодыми исследователями даю доступные мне их факсимиле.

 
 
 
 
 

В этом 1702 году умер башкир-мусульманин Адига-сеид из села Бикбау (Аккужа) современного Зианчуринского района.

 

Транскрипция: «Тамга. 1111нчи ил. Адига сид».

Перевод: «Тамга. 1111-ый год хиджра. Адика саид».

Примечание: Пишут – «Основано башкирами Усерганской вол. Ногайской дороги на собств. землях, известно с 1775. Названо по имени вол. старшины Бикбау Исхакова (по др. данным, по имени Бикбау-бия). Второе назв. связано с именем пом. юртового старшины Аккузы Худайгулова. В 1795 в 19 дворах проживало 120 чел., в 1866 в 40 дворах — 199 человек. Занимались скот‑вом, земледелием. В 1900 отмечена мечеть».

В кладбище села Таулыкай (Нижнее Мамбетшино) современного Зианчуринского района находится эпитафия в честь неизвестного башкирамусульманина этого села умершего в 1702 году. Эпитафию использовали дважды, старший текст нанесен на правую верхнюю часть эпитафии.

 

Транскрипция старшего текста: «1111 ил. Ла Алh ала Алh….рсул Алh».

Перевод. «1111 год хиджра. Нет Бога кроме Бога. …посланник Бога».

Примечание: Пишут – «Основана в 70—80-е гг. 19 в. башкирами д.Мамбетшино Усерганской вол. Орского уезда (ныне д.Верх. Мамбетшино) на собств. землях, до 1917 Н.М. и Верх. Мамбетшино учитывались вместе. В 1917 зафиксирована как Н.Мамбетино, в 26 дворах проживало 133 человека. С 20-х гг. совр. назв., второе назв. связано с именем юртового старшины Тавлыкая Кутлубаев».

По всей видимости именно к этим же временам относится и эпитафия неизвесного «Улуг»-а (Великого) из села Науруз Учалинского района, выполненное используя калмыцкое письмо.

 

Транскрипция и перевод – «Аулуг\\Великий».

Примечание: Пишут – «Д. Наурузово к V ревизии состояла из 26 дворов с 149 жителями. В середине XIX в. в ней показано 59 домов и 309 человек. 513 жителей в 102 дворах было в 1920 г.».

Да будут известны все калмыские ханы, когда-то правящие, и не правящие, в Башкиро-Калмыцкой конфедерации.

Из калмыцких ханов только Аюка правил в Башкиро-Калмыцкой конфедерации. В 1672—1724 годах.

Ханы, не правящие башкирами: Аюка 1702 – 1724 г.г., Церен-Дондук (1724—1735), Дондук-Омбо (1735—1741), Дондук-Даши (1741—1761), Убаши (1761—1771). Прилагаю и калмыцкий документ с перечеслением ханов, транскрипцию текста и перевод же не прилагаю по причине не знания мной калмыцкого языка.

С 1702 года, после признания калмыками и тюркскими ханами, самостоятельности Башкирского престола, начинается движение за самостоятельность Башкортостана, возглавляемый Алдар- тарханом.

1703 год. Сохранились сведительства о калмыцко-турецких отношениях датируемые данным годом. Письмо Аюки.

 

Перевод на русский язык - «После доведения наиполнейших нижайших благопожеланий и покорнейшей передачи подношений (Очевидно, подразумеваются подарки калмыцкого правителя) обладающему могуществом августейшему стремени яркой звезды созвездия величия, блеска драгоценного самоцвета ларца могущества и счастья, светоча чертогов величия и славы, ясного месяца великолепия и благоденствия, акулы моря доблести, жемчужины раковины султанства, султана двух материков, хакана двух морей, служителя двух священных городов, высочайшего шахиншаха и величайшего падишаха, свидетельствуется, достоверно излагается и обнаруживается украшающая мир солнцеподобная тайна того, что мы издавна ютимся в близости и соседстве с великой династией (Т.е. державой Османов) и в счастливые времена его покойных славного отца и драгоценного брата (да будет над ними обоими милость Аллаха), мы поклялись без упущений быть у них в нижайшей службе. Недавно мы узнали о державном и счастливом восшествии его величества халифа (Т. е. султана. Османские падишахи с 1516 г. считались халифами (Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. 1516-1574. — М., 2001. — С. 39-41) на османский султанский трон и османский победоносный престол. Мы же, приютившись близ одного из уголков Богохранимых пределов, до настоящего времени придерживались правила быть друзьями другу и недругами недругу его счастливых предков — славных падишахов, не допуская в этом каких-либо упущений. Да благословит Аллах Всевышний его пребывание на счастливом троне и могущественном престоле и да хранит его! Аминь. О падишах, прибежище мира! Придерживаясь давней связи, основанной на клятве, повинуясь и следуя Вашим приказам, я являюсь [Вашим] тайным доброжелателем и холопом. Я — Ваш давний старый раб. Если Вы изволите вновь принять меня в холопство, моя прежняя клятва остается клятвой, а присяга — присягой. Будучи недругом Вашему недругу и другом Вашему другу, в Ваше счастливое время мы, стараясь больше прежнего, по мере сил безупречно пребудем на Вашей службе. Всем известна наша служба Вашим великим предкам. Для изъявления августейшему стремени истинности этих слов и нашей искренности мы направили из своих слуг в чине посольства к Порогу миродержавия главу мусульман нашей страны, нашего приближенного и доверенного [человека] — Иш-Мухаммед-агу, присовокупив к нему калмыка Кётюльчмеза (?) и нескольких людей. Достоверность наших заверений и недосказанные [в письменном послании] наши слова вышеуказанные холопы изложат устно. Наша просьба и прошение к высочайшей государевой милости состоит в том, чтобы излагали бы нам любые приказы в соответствии с желаниями и намерениями своей священной особы, дабы мы, по мере возможности выказав свою покорнейшую службу, делали [для их исполнения] все от нас зависящее. Да пребудут прочно и твердо дни его царствования и славы до скончания времен!».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.052 с.)