Правоотношения. Понятие, признаки, черты, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоотношения. Понятие, признаки, черты, структура.



Правоотношения – общественные отношения, в кот. стороны связаны м/у собой взаимными правами и обязанностями. Признаки правоотношений: 1. общественные отношения складываются на основе правовых норм. 2. в необходимых случаях они обеспечиваются силой гос-го принуждения. 3. они носят сознательно- волевой характер. Правоотношения при наличии потребностей (наличие юр. факторов): - события (не зависят от доли сторон); - действия: а)правомерные – 1. сознательно-активное поведение участников, т.е. субъект действует на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения, - 2. конформистское поведение (стандартное), - 3.. маргинальное поведение – субъект находится на грани антиобщественного поведения, но не совершающий правонарушения в силу обстоятельств; б) виновные, противоправные, нарушающие интересы общества, гос-ва и личности. Все правоотношения подразделяются на виды по основаниям: 1. по предмету правового регулирования, они яв-ся гос-но-правовыми, жилищно- и семейно-правовыми; 2. по характеру правил поведения: а)простые (одна сторона обладает только правами, а вторая обязанностями), б)сложные (стороны наделяются как правами, так и обязанностями – н/р: договор поставки), 3. от характера воздействия: а)общие (м/у гос-вом и гос. партиями); б)конкретно-регулятивные (вытекают из договорных обязательств). Правоотношения (структурные элементы)  1. Объекты; 2. Юридич. Обязан-ть; 3. Субъективное право; 4. Субъекты: - индивиды и коллективные образования, наделённые взаимными правами и обязанностями: а)физ. лица – граждане РФ, иностранные лица без гражданства; - коммерческие (хоз. Общества, товарищества, производительные кооперативы, гос. муниципальные и унитарные предприятия); - некоммерческие (учреждения и образования, детские сады, религиозные объединения, партии, профсоюзы, партнёрства). Б)Юридич. Лица – орг-ное единство (органы управления учредители договора), - обособленное имущество, - баланс (смета), - открытие счета в банке, - быть истцом и ответственным в суде.

 

Бюджетное право - подотрасль финансового права.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО - основная часть финансового права, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредотачиваются в различных звеньях бюджетной системы. По характеру регулируемых отношений нормы Б.п. подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы Б.п. устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в РФ; состав доходов и направления расходов бюджетной системы; полномочия по получению бюджетных доходов и т.д. Материальные нормы составляют основу Б.п. Процессуальные нормы Б.п. обеспечивают правильное применение материальных норм, регламентируя бюджетный процесс - порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и составления отчетов об их исполнении. Процессуальные нормы Б.п. распределяются по стадиям бюджетной процедуры. Исключительно важная роль процессуальных норм Б.п. - в четкой регламентации порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов (например, реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетной компетенции соответствующими субъектами). Основные нормативные акты в области Б.п.: а) БК от З1 июля 1998 г., закрепивший общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ: б) Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу", устанавливающий правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета и других денежных фондов РФ; в) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления",определяющий права субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение бюджетных доходов и их использование, состав этих доходов, бюджетные взаимоотношения различных субъектов, принципы бюджетного процесса и другие положения; г) ФЗ РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Нормы Б.п. содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах более общего характера. К ним следует отнести ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства РФ по вопросам экономики, акты других федеральных органов. Источниками Б.п. являются и акты, регламентирующие правовое положение государственных органов, в той или иной мере имеющих отношение к формированию и использованию федерального бюджета: ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе" и др. На основе законодательства РФ разрабатываются и принимаются нормативные акты республик в составе РФ и других ее субъектов, а также органов местного самоуправления. Исходные начала Б.п. определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами других ее субъектов. Так, в- Конституции РФ указываются полномочия, в том числе и в области бюджетной деятельности, относящиеся к ведению РФ (ст.71), субъектов РФ, включая полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72,73), органов местного самоуправления (гл. 8). За нарушение норм Б.п. (бюджетного законодательства) БК предусмотрены особые меры финансовой ответственности: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры, установленные в соответствии с БКиФЗ. -. Горбунова О.Н.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.004 с.)