Глава II. Приемы активизации умственной деятельности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Приемы активизации умственной деятельности детей



 

Дидактические игры


Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.
Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть), и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей.
Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.
Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «...разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы...»
Каждая дидактическия игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5) конкретно и четко объяснять правила.
С детьми пяти-шести лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий, прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» — повышает интерес детей к этим играм.
Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание («Когда весна придет, деревья сразу расти начнут. Листочки вырастут и семена будут», «Посеем семена и цветы расцветут»). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения (земляника, одуванчик), а также последовательность времен года (осень — зима — весна — лето).
Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», — требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание получают одновременно двое детей, все остальные проверяют, насколько правильно и быстро они его выполняют.
В подготовительной к школе группе эти игры также проходят интересно, но педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения — более полными. Дети семи лет уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается.
Интересно, что меньшее количество ошибок наблюдается при установлении детьми последовательности сезонов, особенно в тех случаях, когда задание не ограничивается предложением «начни с осенней, летней и т. д. картинки», а ребенок начинает с картинки по своему усмотрению. В таких случаях дети обычно начинают с картинки, которая соответствует протекаемому в настоящее время сезону. При конкретизации задания трудность вызывает последовательность, начинающаяся с весеннего времени года. Наименьшее число ошибок приходится на последовательность «осень - зима - весна - лето». Очевидно, это связано с тем, что ознакомление детей с сезонными изменениями начинается в любой группе детского сада с осени. Могут быть использованы картинки, изображающие последовательность сезонного развития яблони, кустика земляники, гороха, одуванчика и пр.
Предложив ребятам ту же игру «Что раньше, что потом?», воспитатель дает им по 4 картинки: 1) кустик земляники без цветов и плодов; 2) с цветами; 3) с зелеными ягодами и 4) со спелыми ягодами. Раскладывая картинки, дети замечают, что последовательный ряд нельзя закончить. Вот пример их объяснения этого: «Здесь не хватает одной картинки, первая картинка должна быть и последней, ведь когда ягодка упадет или ее сорвут, опять остается веточка с листочками. Только листики уже сухие». Такое объяснение, совершенно логичное, указывает на довольно высокий уровень развития мыслительной деятельности детей.
Более полным и четким становится и объяснение детьми последовательности развития растения. Например, рассказывает Галя: «Сначала вырастает кустик земляники. Потом на кустике появляются цветочки. Это бывает весной. А из цветочков — земляничка. Сначала она зеленая, а потом краснеет. Ягодку срывают. А осенью кустик завял».
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима — лето», «Когда это бывает».
Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима — лето» — уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развитие умения обобщать. Классификация картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, обычно не вызывает затруднений уже у шестилетних. Но, правильно распределяя картинки по сезонам «зима — лето», дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий: они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос, почему она относится к зиме или лету.
Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, воспитатель должен еще раз напомнить ему задание и предложить дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает» «Видел ли ты такое зимой, (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.
Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т. е. мотивируют свое распределение картинок. Вот примеры детских рассказов:
«Здесь нарисовано лето, потому что зеленые листья и зеленая трава. Дождь начинает капать, и деревья друг друга касаются макушками и шепчутся. Гроза бывает летом. Эту картину повесим на выставку «Лето».
«Эта картинка о зиме. Все деревья в снегу. Снег глубокий. Мороз. И кажется, что снег скрипит под ногами. Это — середина зимы. Январь».
Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные» переходные времена года (весна — лето; осень — зима; зима — весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, воспитатель может провести ту же дидактическую игру. Успешное выполнение игровых заданий зависит от имеющегося у детей опыта повторных наблюдений, в процессе которых воспитатель учил их сравнивать явления, различать их и давать им возможно более точные характеристики. При объяснении выполненного действия (распределении картинок) ребенок опирается на полученные им знания, использует их, часто выходя за рамки изображенного.
Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной. Примером тому могут служить приводимые ниже рассказы детей седьмого года жизни, небольшие по объему, но точно передающие типичные явления неживой и живой природы и раскрывающие перспективу развития нового сезона.
«На моей картинке нарисовано: сосны стоят, кругом вода, тает снег. Уже кончается зима, и наступает время весны. В лесу спасают зверей от воды, потому что они могут погибнуть. Скоро начнут распускаться деревья. Эту картину надо повесить на выставку, где весна.
«На моей картинке нарисована зима ночью. Все деревья стоят голые, в снегу. Светит луна, поэтому мы видим деревья. Красиво. Эта картинка о зиме».
Поскольку в процессе ознакомления детей с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в рекомендованных выше дидактических играх могут быть использованы и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.
«На этой картинке трактор пашет землю. Это — работа весенняя. Эту картинку можно назвать «Весенняя пахота»,— рассказывает Света. «А еще бывает пахота осенняя»,— добавляет Сережа.
«Здесь ребята вешают на березу скворечник. Один стоит на лестнице, а другой вешает скворечник. Эту картинку нужно положить к весенним, потому что весной скворцы прилетают. А ребята им домики-скворечники строят»,— рассказывает Наташа.
В игры для детей подготовительной к школе группы можно включить картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменить задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, середине или в конце сезона; что бывает потом?» Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы этого ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.
Например, ребенку нужно установить последовательность в развитии растительного мира. Вот перед ним картинка, которую он описывает так: «Здесь нарисована весна. Почки набухли, и появились первые листочки. Деревья почти все зеленые. Цветет ива. Висят кудрявые барашки». Повесив эту картинку к «мартовским», он допускает ошибку, поскольку листья на деревьях распускаются позже. Чтобы помочь ребенку исправить ошибку, воспитатель обращается к детям, предлагая им проверить выполнение задания. Дети ищут правильный путь решения: «Он повесил картинку, где ранняя весна, а на картинке — середина весны. В начале весны деревья еще без листьев», «Эта картинка стоит не на месте. Здесь нарисован разгар весны, а повесили туда, где начало». Так, коллективно дети подходят к правильному и точному выполнению задания. Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя для этого правильную терминологию.
В старшей и подготовительной к школе группах на занятиях, а также в свободное время с детьми могут быть проведены и другие дидактические игры, способствующие усвоению сезонных изменений в природе. Описание их дано в приложении.
Предлагаем примерные планы занятий, частью которых может быть дидактическая игра.
«Беседа о зиме» (план занятия в средней группе):
1) рассматривание картины «Зимние развлечения», беседа по вопросам;
2) дидактическая игра «Найди картинку».
«Беседа об осени» (план занятия в старшей группе):
1) беседа по вопросам «Что нам осень подарила в саду, огороде, лесу?»;
2) дидактическая игра «Магазин «Фрукты, ягоды».
«Беседа о животных» (план занятия в подготовительной к школе группе):
1) чтение рассказа Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки»;
2) дидактическая игра «Кто летает, прыгает, плавает?».
«О временах года» (план занятия в подготовительной к школе группе):
1) дидактическая игра «Когда это бывает?»;
2) рассказы детей «Мое любимое время года».
Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.
К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся и речевые логические задачи.

 

Речевые логические задачи


Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.
Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Наметив дидактические цели, воспитатель составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт детей. Материал для составления задач он найдет в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» Д. Кайгородова, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова, а также в книгах других знатоков и любителей природы, писателей-натуралистов.
Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.
Приведем примеры, в которых можно проследить, как постепенно усложняется содержание логических задач.
Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.
Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.
Например, весной на участке детского сада много цветущих одуванчиков. Дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенностей этого цветка — не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Чтобы они обратили внимание на такое интересное явление, воспитатель предлагает им послушать первую часть рассказа М. Пришвина «Золотой луг»: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел».
— Я прочла только начало рассказа, — говорит воспитатель. — Дальше писатель объясняет, почему луг становился то золотым, то зеленым, но я хочу, чтобы вы сами догадались. Педагог просит детей в течение нескольких дней понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона, на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. «Когда солнышко проснется, одуванчики тоже просыпаются»,— говорят дети. Теперь воспитатель читает конец рассказа М. Пришвина, подтверждающего правильность детских рассуждений:
«Тогда я пошел отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым».
Для поддержания устойчивого интереса у детей к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.
Например, дети с удовольствием ведут «переписку» с лесником, организованную воспитателем.
Однажды воспитатель читает детям стихотворение Вс. Рождественского «На лесной опушке»:
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася-лесник,
Приходите к нему на опушку,
Вас приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц вам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Используя момент заинтересованности детей, педагог предлагает им написать письмо леснику и попросить его рассказать что-нибудь интересное из жизни леса. Так завязывается интересная переписка, которая продолжается в старшей и подготовительной к школе группах. Письма от имени лесника составляет воспитатель. В них он включает загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года.
Приводим пример двух писем с включением речевых логических задач. Первое письмо — для старшей, второе — для подготовительной к школе группы.
Дорогие ребятки, здравствуйте! Получил я ваше письмо, в котором вы рассказываете о своей экскурсии к грачевнику. Очень мне понравился рассказ Димы о воробье, который всю зиму жил в скворечнике.
А теперь я загадаю вам загадку. Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у нее прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Смотрю, опять что-то тащит в клюве. Долго так носила она я прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки. Думал я, думал, зачем они ей нужны, да так ничего и не придумал. Может быть, вы расскажете, зачем они ей? Жду вашего ответа.
Лесник дядя Вася.
Здравствуйте, дорогие ребятки! Правильно вы мне написали, что наступил апрель — второй месяц весны. Месяц этот капризный, вот я и хочу рассказать вам о его капризах. Например, может быть такой случай. Солнце ярко светит, припекает. Снег осел, а на пригорках стаял. Бегут ручьи. Тепло, радостно. Но вдруг белые тучи закрыли небо, поднялась вьюга, повалил большими хлопьями мокрый снег. К вечеру стало холодно. Все деревья покрылись мохнатыми снежными шапками. А проснулся утром — опять ярко светит солнце. И снега на деревьях как не бывало. Только капают с веток капли. Вот какие бывают апрельские затеи, апрельские капризы. Но как зима ни злится, а весна побеждает ее. После зимнего сна просыпается вся природа. На лесных полянках зацветают первые весенние цветы: торчат из-под снега нежные, на длинных тонких ножках голубые шапочки. Знаете ли вы, как они называются? Какие еще весенние цветы вы помните? Напишите мне о них.
А что происходит в городе? Как изменились деревья, кусты? Каких птиц увидели вы на прогулке в парке? Напишите мне так, чтобы получился рассказ о весне. Жду вашего письма.
Лесник дядя Вася.
Дети с нетерпением ждут писем, с удовольствием отвечают на них.
Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и, следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины, цели. Задание педагога, направленное на выяснение последовательности или одновременности событий, требует ответа в форме сложносочиненного предложения, а описание — предложения с использованием однородных членов и обособления.
Постепенно усложняя речевые логические задачи, нужно соединять их с деятельностью детей. Например, можно предложить им нарисовать зимнюю ветку клена, тополя, липы и сказать, чем они отличаются (в старшей группе), или предложить рассказать о начале, середине, конце весны и разложить в определенной последовательности картинки (в подготовительной к школе группе). Дети очень любят загадки в стихах. Они легко отгадывают такие загадки, в которых в поэтической форме раскрываются наиболее типичные видимые признаки предметов и явлений. Поэтому сначала нужно предлагать простые стихи-загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомых ребятам. Например:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Е. Благинина)
Такие загадки отгадывают дети уже в 4—5 лет.
Более старшим предлагаются и более трудные загадки, требующие обобщения имеющихся у них знаний, большей речевой практики.
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут и трещат...
(В. Мирович)
В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И. Демьянова «Полевой звоночек»:
Тихой раннею порой
После теплой ночи...
Вдруг —
Над самой головой,
Над колхозною землей
Зазвенел звоночек!
Весь в потоках света,
В дымке синеватой,
Солнцем обогретый.
Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит
И звенит, звенит, звенит!
Стал не больше точки
Полевой звоночек!
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задает наводящие вопросы и тем «подталкивает» ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.
В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи. Вот как, например, проходит занятие, на котором дети отгадывают загадку, содержащуюся в книжке А. Введенского «Про девочку Машу»:
Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделась Маша, побежала с Колей во двор и видит: двор стал тоже белым. Посмотрела на крыши, на деревья — все белое-белое.
«Вон сколько для меня снега насыпало,— сказала Маша,— очень я снег люблю. Снег, снег мой, возьму его домой!» А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега зверей лепить».— «Давай,— говорит Маша,— сделаем мышку, сделаем мартышку, осла и теленка, козла и поросенка. Хорошо?»
Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили: мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка.
На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати: «Коля, вставай скорей, пойдем наших зверей смотреть...» Вышли они на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая. С крыш каплет, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах,— сказала Маша,— куда же они делись?» — «А я знаю куда, — сказал Коля.— Они проголодались за ночь и стали друг друга есть.
Съела мышка мартышку,
Съела мартышка мышку,
Съел козел осла,
Съел осел козла,
Съел поросенок теленка,
Съел теленок поросенка».
Воспитатель. Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери? Дети начинают рассуждать: Марина. Их, наверно, кто-то сломал. Андрей. Мальчишки пришли и поломали.
Воспитатель. Вспомните-ка, изменилась ли улица, когда дети вышли во двор на другой день?
Дети молчат. Тогда воспитатель еще раз читает отрывок и предлагает внимательно послушать, какая была погода накануне, как она изменилась за ночь.
Вова. И видят, улица не белая, а серая.
Воспитатель. Что же случилось?
Витя. Они растаяли!
Оксана. Мы отгадали, куда делись звери. Они растаяли, потому что стало тепло. Сыро стало.
Воспитатель. Как можно назвать одним словом погоду, когда после мороза сразу становится тепло? Подберите такое слово.
Игорь. Оттепель. Начинается оттепель.
Воспитатель. А теперь расскажите, что же случилось со снежными зверями.
Марина. Днем было холодно, дети слепили зверей. А ночью наступила оттепель, и звери растаяли.
Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод.
Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания — от сезонных изменений и т. п.) и умению выразить это в связной речи.
Например, беседу о повадках животных, о приспособлении их к окружающей среде в разные времена года воспитатель может начать с того, что предложит детям загадку, составленную им на основании рассказа В. Бианки из «Книги зимы»:
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?
Вопросы, указания педагога во время беседы направлены не только на то, чтобы дети отгадали эту загадку, но чтобы они, вспоминая прежние беседы, чтение книжек, наблюдения, могли в какой-то мере систематизировать полученные ранее знания и понять зависимость жизни животных от времени года. При этом воспитатель постоянно следит за речью детей, помогает им составить фразу.
Предлагаем вам запись подобной беседы в одном из детских садов Москвы:
Лена. Следы.
Воспитатель. Ответь, Лена, предложением, а не одним словом.
Лена. На снегу нарисованы следы.
Воспитатель. Кто нарисовал эти следы?
Лена. Их нарисовал заяц.
Марина. Еще, может быть, собаки.
Вова. Могут нарисовать следы белки.
Андрей. Волки, лисы.
Воспитатель. Белки, лисы, волки. Как всех можно назвать одним словом?
Галя. На снегу следы зверей.
Воспитатель. А можно увидеть на снегу следы медведя, ежа, суслика?
Андрей. Нельзя, ведь они зимой спят под снегом.
Воспитатель. Почему некоторых зверей трудно увидеть на белом снегу?
Игорь. Вы нам читали про птиц — куропаток. Они летом рыженькие, а зимой белые. Вот их на снегу и не видно. Они зароются в снег, им там тепло.
Галя. Зайцы зимой тоже белые, чтобы их лиса не увидела. И еще охотники. Они осенью серую шубку снимают, а белую надевают.
Воспитатель. Наверное, серую шубку снимут и повесят на куст, а белую наденут.
Дети смеются.
Игорь. Нет, они линяют. Одна шерсть вылезает, а другая растет. Дядя Вася, лесник, писал нам, что заяц свои клочки по всему лесу растерял.
Воспитатель. Правильно. Осенью серые клочки шерсти можно увидеть на кустиках в лесу, а весной белые. Кто еще меняет шерсть?
Алеша. Белка. Только у нее зимой серая шерсть.
Воспитатель. А почему у белки зимой серая шерсть?
Дети молчат.
Воспитатель. Сравните, где живет белка и где живет заяц.
Игорь. Белка живет на дереве.
Воспитатель. Деревья зимой голые, без листьев. Сядет белка на серый ствол, вот ее и не заметно. Нельзя ей быть белой. Нужно, чтобы ее шерсть была под цвет деревьев. А вот кузнечик всю жизнь зеленый. Почему он зеленый? Разве нельзя ему быть красным?
Света. Белка надевает серую шубку, потому что деревья тоже серые. А кузнечик — он в траве живет. Вот он и зеленый. Его в траве не видно. А если бы он был красный, его сразу заметили бы.
Закончить беседу воспитатель может чтением отрывков из книги Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки», в которой и рассказывается о приспособлении животных к среде обитания.
Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.
Предложение воспитателя придумать загадку самим способствует появлению у детей желания сказать лучше, понятнее, оценка ответа товарища повышает критическое отношение к речи.
Например, дети составляют задачу «Кто обедал в птичьей столовой?». «В понедельник,— начинает воспитатель, — к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки». Дальше придумывают дети: «Во вторник мы увидели, что на кормушке сидит маленькая птичка с желтенькой грудкой и такой черненькой полоской»; «В среду прилетели три птички с красными грудками. Они у нас только зимой живут, а летом улетают к себе на север»; «А в четверг в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые и другого цвета. Они любят зернышки и хлеб. Их было четыре».
При составлении своих речевых задач дети стараются так передать характерные признаки знакомых им птиц, чтобы можно было угадать их по описанию. Образцом для описания птиц могут служить отрывки из произведений М. Пришвина, которые воспитатель читает детям:
«Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в желтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.
Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-желтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко».
«Видно, как птица поет на сучке и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
Тэк-тэек!— чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темпом лесу.
Шварк-шварк!— дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
Кряк-кряк!— дикая утка кряква на озере.
Гу-гу-гу — красная птичка снегирь на березе...
Мы — охотники давно, с детства своего, слышим эти звуки и знаем их и различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово: «Здравствуйте!»
И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и затэтэкают, и зашваркают, и закаркают, стараясь всеми голосами этими ответить нам: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.012 с.)