Виды детских рассказов о природе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды детских рассказов о природе




Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:
1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы спасли птицу», «Кто обедал в птичьей столовой?»);
2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);
3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом»), и описание пейзажной картины;
4) описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»).
Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.
Сюжетный рассказ о природе на основе непосредственного восприятия или труда доступен детям пятого-шестого годов жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу педагога возможен уже в средней группе детского сада. Но знания детей этого возраста еще очень ограниченны, и, следовательно, ограничен круг передаваемых событий. Это, с одной стороны, облегчает выполнение задания, а с другой — лимитирует возможности детей в выборе сюжетных линий и использовании языкового материала. Тем же объясняется и однообразие детских рассказов данного вида. По мере формирования у детей новых представлений и развития на этой основе умственной деятельности такие рассказы становятся им неинтересны.
Дети подготовительной к школе группы имеют уже более широкие знания о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет воспитателю подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на экскурсиях и прогулках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины. Например, после рассматривания картины К. Юона «Русская зима» воспитатель может предложить задание: «Расскажите, что было бы нарисовано на картине, если бы художник хотел изобразить лето».
Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу могут дети передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения раскрывать свое отношение к природе способствует эмоциональный настрой занятия.
Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету. Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.
Итак, составление сюжетных рассказов о природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. Этим отличается процесс обучения рассказыванию о природе от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

 

Сюжетные рассказы о природе


Толчком к составлению сюжетного рассказа о природе служат обычно разнообразные впечатления детей, полученные в ходе прогулок, экскурсий, труда.
Подготовка к составлению рассказа о природе начинается з процессе наблюдений. Вопросы, которые задает воспитатель во время экскурсии, труда, являются и планом для будущего рассказа. Беседа, предваряющая составление рассказа, должна напомнить детям цель, содержание, последовательность наблюдения или труда, подвести к словесному их выражению.
Благодатной темой для детского рассказывания является труд в природе: наблюдения за трудом взрослых и собственно детский труд. Например, программа воспитания предусматривает обязательный труд детей по выращиванию растений. Дети наблюдают последовательность развития растения, видят зависимость его роста и развития от ухода за ним человека и стараются объяснить это в своем рассказе. Такие рассказы детей имеют особое значение для развития у них логического мышления и связной речи.
Проводя с детьми среднего и старшего дошкольного возраста программные занятия (посев крупных семян, посадка лука, посев семян для выращивания рассады, черенкование растений, высадка растений в грунт, посев семян на огороде, прополка огурцов и т. п.), педагог обсуждает с ними вопросы: «Как нужно посеять семена, посадить растение, ухаживать за ним?» Знание строгой последовательности трудовых процессов положительно отражается на развитии четкости и последовательности речи. Однако воспитатель должен помнить об одной особенности детских рассказов на темы собственного труда. Покажем это на примере рассказов детей старшей группы на тему «Как мы сажали огород на окне». Рассказывают дети:
«Мы сначала сделали палочками ямки, потом туда посадили овощи, которые у нас были. И когда посадили, мы их полили водой. Поставили на окно, чтобы им было светло и тепло».
«Сначала мы вырыли ямки палочкой. Потом взяли морковку и посадили, а потом полили. Поставили на окно, чтобы было светло и тепло».
Как видно из примеров, детские рассказы мало отличаются друг от друга, развитие «сюжета» сводится в них к перечислению, правда, в строгой последовательности, приемов посева и посадки. Несмотря на лаконичность и четкость речевого выражения, рассказы эти бедны и однообразны по содержанию и форме. Такое качество рассказов объясняется тем, что на начальных этапах овладения трудовым процессом все внимание детей сосредоточивается на характере и последовательности трудовых действий, ребятам просто некогда осмыслить свое отношение к ним. Поэтому уместнее проводить занятия по составлению рассказа, когда дети уже усвоили трудовой процесс.
В этом случае передача последовательности трудовых действий не заслоняет выражения отношения детей к труду, и в рассказах, ставших более богатыми в языковом отношении, уже проявляется индивидуальное эмоциональное отношение ребенка к рассматриваемому явлению. Например, дети старшей группы второй год ухаживают за птицами, в группе много раз проводились занятия «Посев овса». Вот пример рассказа ребенка на эту тему:
«У нас живут голубые попугаи. Мы каждый день ухаживаем за ними. Даем зернышки, чистую водичку. А еще попугаи любят зелененькую травку. И мы решили посеять овес. Мы взяли ящики, один на двоих. Я и Миша. Насыпали туда землю. Немножечко песка добавили. Чтобы лучше было. Миша делал бороздки палочкой, а я бросал туда овес. Потом мы засыпали и полили. Теперь надо каждый день поливать, чтобы травка скорее выросла. Обрадуются тогда наши попугайчики».
Как уже говорилось, в самом начале обучения детей рассказыванию о природе целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. Из небольшого, простого по содержанию и форме рассказа воспитателя на тему, предложенную детям, они могут заимствовать для собственного рассказа сюжет, последовательность, отдельные слова и выражения.
Сначала дети точно следуют образцу, почти копируют его, и указания воспитателя нацеливают на это: «Расскажи, как я». Но очень важно вовремя отвести детей от прямого копирования, больше акцентировать их внимание на самостоятельности выполнения задания. Поэтому в старшей и особенно в подготовительной к школе группе нецелесообразно давать образец в начале каждого занятия, хотя он может быть дан в середине (если дети затрудняются в составлении рассказа) или в конце, чтобы эмоционально завершить занятие.
Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».
Углубление и систематизация знаний детей о временах года проявляется в содержании их творческих рассказов на эту тему. Дети отходят от прямого копирования образца воспитателя. Под влиянием впечатлений, полученных на различных занятиях, они составляют рассказы, разнообразные по содержанию, непохожие друг на друга; используя свои знания, они выделяют яркие, красочные события сезона, объясняют некоторые причины и закономерности природных явлений.
Усложнение содержания высказывания становится предпосылкой усложнения его формы. Отражение в речи разных групп связей требует от говорящего использования всевозможных сложных предложений. Знания, полученные детьми в результате наблюдений, рассматривания иллюстративного материала и из литературных источников, обеспечивают обилие ассоциаций, «цепляющихся» друг за друга:
«Осенью холодно. И дни короче. Сначала дожди идут, потом начинает идти снег. Листья желтеют, падают. Листопад. Трава тоже желтеет. Рыбья все на дно уходят. Люди готовятся к зиме. Дрова запасают. А на полях сеют хлеб, под зиму».
«Осень бывает разная, сначала теплая, а потом холодная и дождливая. Солнце греет меньше. Опадают листья и лежат желтым покрывалом. Звери готовятся к зиме. Медведь ложится в берлогу».
Это уже не случайный набор фактов, а связное повествование. Даже в тех случаях, когда дети ограничиваются описанием какого-нибудь одного сезонного явления (погода, растительный мир и т. д.), они представляют его в виде логичного, последовательного развития действия:
«Весной бывает разная погода, то метель, то вьюга с мокрым дождем, то солнце светит и бегут ручьи. А то вдруг снег пойдет и засыплет деревья большими шапками. Снова выглянет солнце, и опять снег растает».
Развитию четкости изложения способствуют план и указания к самостоятельной работе. Представляя себе перспективу развития повествования, ребенок легче составляет рассказ. Поэтому на первых этапах обучения детей сюжетному рассказу о природе полезно определять последовательность сюжетной линии. Но постепенно нужно отступать от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Одним из способов развития у детей умения строить рассказ последовательно, четко, выбирать наиболее точные слова является коллективный рассказ. Коллективный рассказ составляют, как правило, в средней группе. Могут быть предложены темы, тесно связанные с детским опытом: «Как дети зимой играли», «Что мы видели на катке», «Что случилось на лесной полянке». Самой простой формой коллективного рассказывания является такая, когда воспитатель дает готовую фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения.
Например: «Собрались мы в лес за... и взяли с собой.... До леса было недалеко. Нужно было только перейти через.... В лесу росли.... Пели..., куковала.... На полянке мы собрали большой букет.... Там были.... Под березками мы нашли... Они были.... Мы собрали много.... Веселые и довольные мы вернулись.... Теперь на обед у нас будет вкусный....»
Как усложнение задания может быть использован прием «докончи рассказ». Воспитатель дает детям начало рассказа, они заканчивают его.
Например, рассказ на тему «Что случилось в парке»: «Шла Аленка с мамой из детского сада. День был морозный. Снег скрипел под ногами. В парке почти никого не было. Даже на снежной горке только мальчик катался на санках. Вдруг Аленка заметила на дорожке маленький пушистый комочек. Она подбежала и увидела...
Кого она увидела? И что было дальше?»
В старшей и подготовительной к школе группах педагог учит детей дополнять сюжетный рассказ описанием. Для этого он просит ребят рассказать, когда это было, какая была погода, красиво ли было в парке, в лесу; дает образец описания.
Это подготавливает детей к составлению описательных рассказов о природе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.007 с.)