Международные валютно-кредитные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные валютно-кредитные организации



Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) – первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами – участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудде (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение – в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам-членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств – членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

Страны-члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежною обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации – Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудде в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР – Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотячленами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования - отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основная цель региональных банков развития – совершенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях «Европейского союза».

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЗС) создан в.1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. – Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран – все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации - Европсй6кий союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

Цель ЕБРР – сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помотает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Гладковская Е.Н. Финансы: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2012, 320 с.

2. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина, В.П. Горегляд. М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2009, 628 с.

3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах. М.: Высшее образование, 2008, 516 с.

4. Ковалева Т.М. Финансы и кредит: Учебное пособие. М.: КноРус, 2012, 360 с.

5. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2012, 538 с.

6. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2012, 783 с.

7. Романовский М.В. Финансы: Учебник / М.В. Романовский, А.Я. Барабаш, О.В. Врублевская. М.: Юрайт-Издат, 2012, 599 с.

8. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2012, 714 с.

9. Рудская Е.Н. Финансы и кредит: Учебник / Е.Н. Рудская, В.П. Герасименко. М.: ИНФРА-М, 2011, 384 с.

10. Суглобов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 263 с.

11. Умрихина С.В. Учебный практикум по дисциплине «Финансы и кредит» / С.В. Умрихина, В.П. Варфоломеев. М.: Экономика, 2011, 103 с.

11. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник. М.: Дело, 2011, 392 с.

12. Чугунов В.А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие / В.А Чугунов, С.С. Артемьева, В.В. Митрохин. М.: Изд-во «Академический проект», 2009, 469 с.

Дополнительный

1. Белоглазова Г.Н. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. СПб.: Питер, 2012, 384 с.

2. Газман В.Д. Финансовый менеджмент: Учебник / В.Д. Газман, Н.И. Берзон, Т.В. Теплова. М.: КноРус, 2012, 656 с.

3. Дианов Д.В. Статистика финансов и кредита: Учебник / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е.Н. Степанян. М.: КноРус, 2011, 328 с.

4. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: Высшее образование, 2009, 715 с.

5. Кабанцева Н.Г. Финансы: Учебное пособие. Р-н/Д.: Феникс, 2012, 349 с.

6. Коноплева И.А. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации: Учебное пособие / И.А. Коноплева, Головач С.П., Алекперов И.Г. М.: КноРус, 2010, 640 с.

7. Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 240 с.

7. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. М.: Дело, 2009, 488 с.

8. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т.В. Филатова, П.Н. Брусов. М.: КноРус, 2012, 232 с.

9. Чалдаева Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2012, 540 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Деньги и денежное обращение……………………………………………….. 3
1.1. Происхождение и сущность денег…………………………………………. 3
1.2. Функции и виды денег……………………………………………………… 7
1.3. Денежные системы…………………………………………………………..  18
1.4. Инфляция……………………………………………………………………..  22
1.5. Понятие, структура и закон денежного обращения……………………….  26
1.6. Наличное и безналичное денежное обращение……………………………  32
1.7. Формы безналичных платежей……………………………………………..  34
2. Финансы и финансовая система………………………………………………  41
2.1. Сущность и функции финансов…………………………………………….  41
2.2. Финансовая система и характеристика ее звеньев………………………...  52
2.3. Управление финансами……………………………………………………...  55
2.4. Территориальные финансы…………………………………………………  60
2.5. Финансовый контроль……………………………………………………….  61
2.6. Финансовые риски…………………………………………………………...  67
3. Государственные финансы……………………………………………………  72
3.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета……………………  72
3.2. Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..   76
3.3. Сущность финансово-бюджетного федерализма………………………….  79
3.4. Межбюджетные отношения………………………………………………...  81
3.5. Бюджетная классификация………………………………………………….  84
3.6. Бюджетный процесс…………………………………………………………  90
3.6.1. Участники бюджетного процесса………………………………………...  90
3.6.2. Сводное финансовое планирование и прогнозирование………………..  91
3.6.3. Схема бюджетного процесса……………………………………………...  94
3.6.4. Исполнение бюджета……………………………………………………...  97
3.7. Государственные внебюджетные фонды………………………………….. 104
4. Кредитная система Российской Федерации…………………………………. 108
4.1. Кредит как форма движения ссудного капитала………………………….. 108
4.2. Ссудный процент……………………………………………………………. 111
4.3. Кредитная система России…………………………………………………. 114
5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения………..... 119
5.1. Валютная система: ее сущность и элементы……………………………… 119
5.2. Валютный курс……………………………………………………………… 123
5.3. Платежный баланс…………………………………………………………... 126
5.4. Международные валютно-кредитные организации………………………. 129
Библиографический список……………………………………………………... 135

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.022 с.)