Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкуренция и управление конкурентоспособностью
Важным условием обеспечения эффективности общественного производства является наличие конкуренции. Конкуренция — не новое понятие в экономической теории и управлении. Она присуща природе всего живого вообще. Основоположником теории конкуренции является Адам Смит, опубликовавший почти 250 лет назад ее основы в работе ≪Исследование о природе и причине богатства народов≫ (1768 г.). Суть основных научных положений его теории заключалась в том, что он определил: конкуренцию как соперничество; ее влияние (в зависимости от размера предложения) на цену и распределение отраслевой прибыли; ее главный принцип — принцип≪невидимой руки≫ и основные условия чистой (совершенной) конкуренции; необходимые условия ее усиления и развития. Не- сколько позже значительный вклад в развитие теории конкуренции внес Д. Риккардо (1772–1823). В жизни общества конкуренция имеет исключительное социально-экономическое значение, определяющее в конечном итоге чрезвычайной важности для человека прагматическое содержание — качество жизни. В экономическом смысле конкуренция безусловно является движущей силой развития общества (мате- риального и духовного), двигателем прогресса. Поэтому ее надо непрерывно изучать, обобщать методы и приемы, управлять ею для получения желаемого результата. В обобщенном виде конкуренция [5] понимается как борьба или соперничество неких субъектов за лидерство в определенной среде при достижении сущностных целей по определенным правилам. При этом следует иметь в виду, что: • ≪ субъекты ≫ — любые социальные, производственные или биологические системы; • ≪ среда ≫ — пространство существования или обитания и жизнедеятельности; • ≪ сущностная цель ≫ — основная цель существования, жизнедеятельности; • ≪ правила ≫ — писаные или неписаные нормы поведения в определенной среде. Иногда кажущееся отсутствие ≪правил≫и есть собственно основное правило, как это, например, понимается и есть в жесточайшем спортивном единоборстве —≪боях без правил≫. В человеческом обществе ≪правила≫ регламентируются действующим законодательством и в общем случае определяются: Конституцией, гражданским правом, трудовым правом, конкурентным антимонопольным правом, системой налогообложения, таможенной системой и т. п. атрибутами общественного устройства.
Неотъемлемым от конкуренции является понятие конкурентоспособности. В общем случае можно считать, что конкурентоспособность — наличие преимуществ, обеспечивающих относительно лучшее позиционирование субъекта на соответствующемрынке. Если иметь в виду, что под преимуществом обычно понимается наличие дополнительных возможностей у субъектапо сравнению с другими, то конкурентные преимущества представляют основные, наиболее существенные возможности, на основании которых и осуществляется оценка конкурентоспособности и управление ею. Для оценки и особенно управления конкурентоспособностью важное значение имеет источник конкурентных преимуществ. Эти источники могут быть: • наследственными, • конструктивно-технологическими, • информационными, • квалификационными, • институционально-правовыми, • организационно-управленческими, • природно-климатическими. Неотъемлемым от конкуренции является также понятие качества. Качество как философская категория выражает неотъемлемую от объекта существенную определенность, благодаря которой он отличается от других и является именно этим, а не иным. В реальной жизни все больше прослеживается тенденция смещения конкуренции в неценовую область — борьбу за качество. В целом качество определяется внутренними и внешними составляющими, или компонентами. Внутренние компоненты качества отражаются характеристиками изделия, продукции, субъекта. Ими могут быть: срок службы, наработка на отказ, протяженность причального фронта, пропускная способность и т. п. Внешние компоненты отражают уровень соответствия субъекта конкуренции запросам потребителей, рыночным требованиям и собственно конкурентоспособности. Свойства объектов управления и продукции, субъектов конкуренции для количественной оценки и анализа обычно выражают через показатели. Последние, в зависимости от их значимости или приоритета при оценке, могут выступать как критерии. В общем случае показатели качества продукции подразделяются на единичные, комплексные, интегральные и определяющие:
• единичные — характеризуют абсолютное значение качества продукции, относящееся к одному из ее свойств; • комплексные — отражают качество по нескольким свойствам; • интегральные — оценивают соотношение общего полезного эффекта от использования к сумме затрат на создание; • определяющие — показатели качества продукции, по которым принимаются решения по оценке ее качества — критериальные показатели. К комплексным показателям качества продукции судоходных компаний относят скорость доставки и сохранность грузов, а к интегральным — себестоимость, а также прибыль, чистую валютную выручку, отнесенные к тоннаже-суткам затрат флота в эксплуатации. При оценке качества работы и конкурентоспособности портов к комплексным показателям относят интенсивность грузовых работ и комплексного обслуживания флота, сохранность грузов в процессе грузовых работ и хранения, а к интегральным показателям — себестоимость перевалки 1 т груза, прибыль. Управление конкурентоспособностью как обеспечение преимуществ по определенным и важнейшим показателям в конкурентной среде является одной из важнейших задач производственного менеджмента. Для эффективного управления конкурентоспособностью в судоходном бизнесе и портовой деятельности (как впрочем и любых других) необходимо знать законы и закономерности функционирования этой важной отрасли экономики. Надо знать способы определения эффективности транспортной отрасли в целом и отдельных предприятий, а также методы расчета и анализа показателей производственной деятельности и конкурентной среды.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ ФЛОТА Планирование перевозок
Основой организации и планирования работы флота и портов служит планирование перевозок. Наличие грузовой базы является предпосылкой развития транспортной системы в регионе — конкурирующих или взаимодействующих видов транспорта и способов транспортного обслуживания. В условиях рыночных отношений, когда отсутствует не только централизованное планирование перевозок, но и производства в целом, когда не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков, определявшие в условиях централизованной экономики рациональное распределение грузовых потоков между видами транспорта и оптимальные направления перевозок, исходя из критериев народно-хозяйственной эффективности, изучение и формирование грузовой базы и планирование перевозок является прерогативой перевозчика. Эти функции в пароходствах и судоходных компаниях выполняют специальные структурные подразделения (службы, отделы) маркетинга, грузовой и коммерческой работы. Анализ грузовой базы, привлечение грузовых потоков и планирование перевозок судовладельцы осуществляют самостоятельно либо при помощи посредников — через брокерские фирмы, выплачивая им соответствующие вознаграждения. С целью завоевания фрахтового рынка или грузовой базы и борьбы с конкуренцией судовладельцы объединяются в конференции и пулы. Конференции представляют собой монополистические соглашения картельного типа, заключаемые для получения более высоких прибылей в области перевозок на определенных грузопотоках. Этими соглашениями предусматривается распределение или доля участия в перевозках каждой компании-участника объединения и другие вопросы (тарифы и допустимые границы их изменения, взаимные обязательства и т. д.).
Пулы — соглашения между судоходными компаниями об их доле участия в перевозках грузов и размерах прибылей. Доли обычно устанавливаются в зависимости от количества работающего тоннажа. Существуют различные типы пулов: • грузовой, имеющий дело с распределением только долей в перевозках; • финансовый; • комбинированный (по грузам и прибылям). Самой распространенной формой пула является комбинированный. Проблемы создания подобных объединений становятся актуальными для речных пароходств и судоходных компаний — особенно для тех, которые осуществляют перевозки экспортно-импортных грузов. Организационно-правовой попыткой такого объединения можно считать «Генеральное соглашение АО речного транспорта европейских бассейнов по организации перевозок грузов и использованию флота». При планировании перевозок и выработке политики — стратегии и тактики поведения на фрахтовом рынке, судоходные компании должны учитывать естественные факторы тяготения грузовых потоков к тому или иному виду транспорта. Эти факторы обусловливаются размещением производительных сил, географическим расположением пунктов зарождения грузовых потоков и их назначения. Планирование перевозок является чрезвычайно важным и ответственным этапом обеспечения эффективного функционирования судоходных компаний, работы флота, портов и других предприятий и организаций водного транспорта. Проблемы планирования перевозок, заключения сделок и их оформление более подробно изучаются в специальных научных дисциплинах, например: маркетинг, коммерческая эксплуатация.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.008 с.) |