Методы эффективного слушания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эффективного слушания



Почти все люди интуитивно предполагают, что нормальный слух является достаточным условием эффективного слушания. В действительности наличие слуха – это лишь необходимое условие. В реальной жизни мы используем разные стили поведения при слушании:

· Нейтральное слушание. Цель такого поведения – сбор информации. Встречается довольно редко, так как слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания обычно исчезает.

· Оборонительное слушание. Так обычно слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего вызывает негативную реакцию. Исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражение.

· Наступательное слушание. Его люди практикуют тогда, когда хотят «срезать» говорящего, т.е. не дают человеку говорить.

· «Вежливое» слушание. В действительности это не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями – ожидание, когда же говорящий замолчит. Обычно люди не воспринимают смысл высказанного, не стараются понять говорящего.

· Селективное слушание. Этот вид поведения состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. В результате такого поведения слушатель формирует неверное представление о позиции говорящего, что совершенно неприемлемо, допустим, на переговорах.

 Ни один из перечисленных видов поведения при слушании не является эффективным, хотя очень часто присутствует на практике. Для повышения качества слушания психологи разработали методику активного слушания, которая базируется на следующих двух положениях:

1. Слушатель принимает на себя обязательство помочь говорящему более полно выразить свои мысли и чувства, т.е. он становится активным, а не пассивным участником коммуникации.

2. Слушатель стремится не формировать суждения, возражения и рекомендации, пока говорящий не выразит свои мысли и чувства. Воздерживаться необходимо до того момента, пока слушатель не получит всю необходимую информацию.

Правил эффективного слушания

1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.

2. Помогите говорящему раскрепоститься, создайте у человека ощущение свободы.

3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать.

4. Устраните раздражающие моменты. Будет ли спокойнее, если закрыть дверь?

5. Сопереживайте говорящему, постарайтесь встать на место говорящего.

6. Будьте терпеливым, не прерывайте говорящего.

7. Сдерживайте свои эмоции. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.

8. Не допускайте споров или критики, это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего, помогает продвигаться вперед.

10. Еще раз: перестаньте говорить!

Рекомендации по повышению эффективности публичных выступлений

· Настройтесь на аудиторию. Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории.

· Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

· Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

· Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

· Следите за четкостью речи, ни в коем случае не говорите слишком быстро или монотонно.

· С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь развить затронутую тему.

· В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выступления.

· Не теряйте самоконтроля в момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории. Не давайте провокационным репликам выводить вас из равновесия.

· В критические моменты выступления говорите особенно убежденно, делая акцент на важнейших словах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.005 с.)