Внутренняя среда организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя среда организации



Внутреннюю средуорганизации по определению крупного американского теоретика управления М.Х. Мескона, составляют такие элементы, как миссия, цели и задачи, материально-технические ресурсы, структура, технология, культура организации и люди (рис.8).


Технология   Цели   Структура

 


Материально-технические ресурсы
Люди
Культура организации

 

Рис. 8. Переменные внутренней среды организации

 

Миссия, цели и задачи. Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии. Миссия – это основная цель существования, предназначение организации. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как она информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности. Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, влияет на организационную культуру, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, создавать и вносить вклад в ее достижение, разделять ценности и принципы, отраженные в миссии организации. При формулировке миссии организации нельзя отражать получение прибыли, так как это является необходимым условием существования организации и считается ее внутренней проблемой. Миссия должна отражать следующие моменты:

· потребности клиентов, сотрудников, собственников и общества, которые может удовлетворить организация;

· главную цель, к которой она стремится (например, быть лидером);

· продукт, который производит компания (услуги, работы).

Миссия автомобильной компании «Дженерал моторс» звучит следующим образом: «Предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры - уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения». Миссия дочерней компании «Шевроле» сформулирована гораздо уже: «Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков». Корпоративный девиз японской компании «Омрон Татеиси электроник» - «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех» или «Своим трудом улучшим нашу жизнь и создадим лучшее общество». Лозунг компании «Макдональд» - «Чистота, качество, сервис, быстрота». Лозунг немецкой железнодорожной компании «Дойче Бан» - «Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям»

После того как руководство определило миссию, оно должно сообщить об этом всем группам заинтересованных лиц в доступной и понятной форме через средства массовой информации.

Цели организации – это желаемые результаты, на достижение которых направлены усилия организации. На основе миссии определяются цели организации, которые отражают разнообразные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долго-, средне- и краткосрочные цели, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение. Организация может добиваться самых различных целей: повышение доходности, конкурентоспособности, улучшения работы с клиентами, расширение рынка, развития сотрудников и т.д.

Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи формулируются на основе разделения труда и предписываются не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем) и информацией. Характер работы зависит от частоты выполнения задач и степени специализации, которая по мере развития производства и технологии становится все более углубленной. В настоящее время технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной, позволяющей существенно повысить производительность труда. Однако дальнейшее развитие специализации наталкивается на монотонность и повышенную утомляемость работников, выполняющих одну и ту же работу.

Материально-технические ресурсы – это сырье, материалы, оборудование. От качества сырья, мощности и надежности оборудования зависят качество и конкурентоспособность конечной продукции.

Технология – это способ преобразования сырья. В качестве сырья могут выступать физические материалы, информация. Развитие технологий в мире происходило по следующим стадиям: промышленная революция, стандартизации и механизации производства, движущиеся конвейерные сборочные линии, компьютеризация и роботизация производства. Развитие и применение новых технологий определяют задачи, характер работы, систему управления и значительно влияют на эффективность организации. Применение различных технологических процессов (от простых, стандартных до высоких технологий) отражается на структуре организации и профессионализме персонала. В теории менеджмента сложились следующие классификации технологий:

По Дж. Вудворд:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливаются только одно изделие или малая серия одинаковых изделий по индивидуальным заказам или как опытные образцы.

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количество одинаковых или похожих изделий. Такой тип технологии характеризуется механизацией, стандартизацией и конвейерным способом сборки изделий. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления однородной продукции в больших объемах. Примером такой технологии является работа электростанций, переработка нефти, сталелитейное производство.

По Дж. Томпсону:

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно, например, сборочные линии массового производства.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, в банковском деле осуществляется посредничество между вкладчиками и получателями кредитов, в торговле - между производителями и покупателями.

3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных навыков, приемов или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Структура организации – это конструкция организации, состоящая из сочетания уровней управления и функциональных областей. Главная функция структуры – обеспечение контроля и координации, в конечном счете достижение организационных целей. В каждой организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда основывается на иерархии уровней управления, горизонтальное – на разделении работ на небольшие специфические задачи на основе специализации, делении организации на подразделения, службы и отделы. Центральной характеристикой иерархии является формальная подчиненность одному руководителю на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля (масштабом управляемости). Она может варьироваться от 2-3 до 10-15, оптимальной сферой контроля является группа в 5-7 человек.

Культура организации – это система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, убеждений, правил, норм поведения. Каждая организация имеет собственную уникальную культуру, которую определяют работающие в ней люди. На формирование организационной культуры оказывают влияние миссия и цели организации, характер и содержание работы, квалификация, образование, культурный уровень работников, личность руководителя, национальные особенности. Главная роль в процессе формирования культуры отводится руководителю. В крупных компаниях для поддержания высокой организационной культуры используется кредо организации.

Кредо корпорации «Джонсон энд Джонсон»: «Мы отвечаем перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и всеми другими людьми, использующими нашу продукцию и услуги. Мы должны постоянно стремиться снижать затраты для поддержания разумных цен. Заказы покупателей должны быть выполнены немедленно и точно. Наши поставщики и потребители должны иметь возможность получать достаточную прибыль. Мы отвечаем перед своими работниками. Каждый должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их потребность безопасности и уверенности в своей работе. Компенсация должна быть достаточная и адекватная, рабочее место - чистым и безопасным. Мы отвечаем перед обществом, в котором живем и перед миром в целом. Мы должны быть хорошими гражданами – поддерживать хорошую работу и платить налоги. Мы должны помогать улучшению системы здравоохранения иобразования. Мы должны поддерживать в хорошем состоянии нашу собственность, обеспечивая сохранность окружающей среды и природных ресурсов. Мы отвечаем перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить ощутимую прибыль. Необходимо приобретать новое оборудование, реализовывать новые возможности, выпускать новые продукты. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут иметь хорошие дивиденды».

Люди – главный внутренний фактор, от способностей, потребностей, умений, творческих навыков, квалификации и интеллектуального уровня работников зависит успех организации. Ситуационный подход к организации рассматривает следующие аспекты этой переменной: индивидуальное поведение отдельных людей, групповое поведение, характер поведения менеджера как руководителя и лидера, его влияние на поведение людей. Понимание и успешное управление человеческими ресурсами – трудный процесс, который и определяет успешность менеджмента. Особенно важными поведенческими характеристиками человека на работе являются способности человека, его потребности, ожидания, восприятие и социальные установки.

Внешняя среда бизнеса

«Внешняя среда «любит» преподносить сюрпризы» (Р. Дафт)

 

В современном мире происходят потрясающие гигантские по своим масштабам перемены, исследование которых предполагает идентификацию и тщательный анализ основных компонентов. Внешняя среда организации оказывает разнообразное влияние на организацию, либо предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Современное состояние внешней среды характеризуется следующими чертами:

· взаимосвязанностью факторов;

· сложностью структуры;

· подвижностью (изменчивостью факторов);

· неопределенностью вследствие динамичности изменений и сложностью прогнозирования достоверного результата.

Компоненты внешней среды очень тесно взаимосвязаны, изменение одного фактора вызывает изменение другого. Например, ухудшение экономической ситуации вызывает ухудшение социальных условий жизни, снижение потребления, спроса и прибыли организации. Внешняя среда разнообразна и неоднородна по своему составу, она подразделяется на среду косвенного воздействия (макросреду) и среду прямого воздействия (непосредственное окружение организации) (рис. 9).

Среда косвенного воздействия, или макросреда, является общей средой для деятельности всех организаций, она включает в себя ряд факторов.

Экономика как фактор внешней среды определяет общий уровень экономического развития, характер рыночных отношений, уровень конкуренции, т.е. экономические условия, в которых работают организации. Ее основные параметры: размер валового национального продукта, темп инфляции, размер процентной ставки банка, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и т.д. Изменения этих показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, прибыльность организации.

Политико-правовой фактор, представленный органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими общественными организациями, определяет цели, направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено их осуществлять. Политическая система оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Организация должна иметь четкое представление, насколько стабильна политическая ситуация, какова программа правящей партии, какие отрасли экономики она будет поддерживать, какие законы устанавливать. Понимание этого дает возможность использовать благоприятную обстановку для укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, помогает избежать или уменьшить потери.

Социально-культурный фактор включает в себя существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, вкусы, психологию потребителей, социальную структуру общества, а также его демографическую характеристику, например, уровень рождаемости, образования, среднюю продолжительность жизни и т.д. Социальная составляющая макросреды имеет очень важное значение для организации. Она влияет на уровень спроса населения, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта. Она определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор места расположения предприятия: наличие необходимой рабочей силы определенной квалификации, возраста. Стремление к здоровому образу жизни, изменение отношения к окружающей среде, появление новых ценностей, традиций могут привести к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе, что создает для одних организаций возможности для развития, для других – угрозу существования.

 

                             Внешняя среда организации

 

                      Среда косвенного воздействия

 

Политико-правовой        Экономический  Социально-культурный

                  фактор                      фактор                             фактор   

 

Научно-технический                                                                             

    прогресс                                                              Природно-                                                                

                     Среда прямого воздействия              географический

  Международный          Поставщики      Потребители   фактор                                                                                   

    фактор                                

                    Конкуренты          Гос органы

                                Собственники      

 

 

                                     Организация

                                         

Рис. 9.  Внешняя среда организации

 

Научно-технический прогресс определяет уровень технологий, применяемых при производстве продукции и оказании услуг. Этот фактор значительно обостряет конкуренцию, несет в себе огромные возможности для развития организации, а также может представлять угрозу для ее существования. Сегодняшние лидеры в бизнесе – это те фирмы, которые предлагают потребителю продукцию, изготовленную по новейшим технологиям. Развитие новых информационных технологий, средств коммуникации, роботизация производственного цикла, появление новых материалов, поиск новых энергоресурсов - все это реалии сегодняшнего научно-технического прогресса, которые в скором будущем приведут к значительным изменениям. 15 лет назад во многих организациях не было компьютеров. Сегодня компьютерные сети, доступ в Интернет, проведение видеоконференций, сотовая связь, портативные компьютеры стали необходимым компонентом ведения бизнеса. Доступность Интернета изменила характер взаимоотношений между организациями и покупателями.

Природно-географический фактор связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой, влияющими на деятельность организации. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость их вторичного использования, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сырья, традиционных материалов, видов энергии. Сегодня требуется соблюдение экологических стандартов при производстве и потреблении продукции, утилизации отходов, строительстве очистных сооружений, что связано с вложением значительных средств.

Международный фактор включает в себя события, происходящие за рубежами страны, так же как и возможности развития бизнеса в других странах. Из изменения данного фактора могут вытекать благоприятствующие возможности или угрозы, например, вступление Китая в ВТО открывает глобальный рынок, состоящий из 1,3 млдр. человек, в то же время китайские производители уже сейчас представляют конкуренцию на мировых рынках. Глобализация экономики и развитие информационных технологий предоставляют огромные возможности для развития бизнеса, но в то же время требуют, чтобы менеджеры международных компаний учитывали правовые, политические, социально-культурные и экономические факторы других государств. По сравнению с внутренним рынком глобальный рынок представляется игровым полем, где постоянно меняются игроки и правила игры.

В среду прямого воздействия на организациювходят потребители продукции и услуг, поставщики сырья, материалов и энергии, конкуренты, государственные и муниципальные органы, общественные организации, в данном случае профсоюзы. В отличие от макросреды организация имеет большую степень воздействия на эти факторы.

Поставщики могут быть:

· поставщиками материалов, сырья, оборудования и энергии;

· поставщиками финансовых ресурсов;

· поставщиками трудовых ресурсов.

Современные производители продукции больше ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партнеров-поставщиков (японская система субподряда), чем на собственное производство, поэтому можно говорить о возрастании зависимости от поставщиков, цен, сроков, качества и ритмичности поставок. Поставщиками капитала являются крупные и мелкие инвесторы: банки, страховые компании, акционеры и частные лица. Зависимость от этого фактора проявляется в объемах и условиях займа и взаиморасчета, страховых услугах и т.д. Рынок рабочей силы является поставщиком трудовых ресурсов. Зависимость организации от состояния рынка труда проявляется в наличии необходимой рабочей силы нужной квалификации, на рынке труда определяется средний уровень заработной платы. Любой компании требуются наиболее квалифицированные и опытные работники, поэтому на рынке труда также существует конкуренция.  Традиционно отношения между фирмами-продавцами и покупателями были в состоянии вечного противостояния, сегодня многие фирмы осознают, что тесное сотрудничество и партнерские отношения с поставщиками позволяет получить большую выгоду.

Потребители – это основной фактор, решающий, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и развитие. Успех организации заключается в нахождении своего потребителя и удовлетворении его потребностей, поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, уровень спроса, кроме этого, следует не только прогнозировать потребление, но и создавать своего потребителя. Перспективными возможностями в направлении изучения потребительского спроса может быть использование веб-сайтов своей компании, размещенных в Интернете, где покупатели имеют возможность высказаться о фирме и ее продукции, о потребительских предпочтениях и будущих тенденциях.

Конкуренты определяют, какой товар, по какой цене надо продавать. Конкуренты – это организации, оперирующие в одной и той же отрасли и предлагающие свои товары на том же рынке. Недооценка конкурентов может привести к потерям и кризису фирмы. Потеря 10% доли рынка ведет к снижению нормы прибыли на 5-8%. Кроме борьбы за рынки сбыта существует борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использовать нововведения. Конкуренция пронизывает все сферы экономической жизни и усиливается год от года, поэтому каждая организация должна разрабатывать стратегические действия с учетом фактора конкуренции.

Государственные органы. Каждая организация имеет свой правовой статус и подчиняется определенным законам, несет определенные обязательства перед государственными и муниципальными органами, обществом в целом в виде налогов, различных социальных отчислений и, благотворительности. Государственные органы, в свою очередь, через законодательные акты, меры государственного регулирования, субсидии и льготы могут значительно влиять на деятельность организации. Например, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, оживлению предпринимательской деятельности, повышение налоговой базы приводит в обратной ситуации.

Во взаимоотношениях с внешней средой у организации возникают две основные проблемы – взаимодействия и адаптации. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, возрастание требований покупателей – все эти и другие изменения усиливают влияние и зависимость организаций от внешних условий, вынуждают их искать лучшие способы взаимодействия и адаптации. Для адаптации организации во внешней среде необходимо изменять ее внутреннюю среду. Ключевым моментом адаптации организации к переменам является постоянный мониторинг внешней среды так называемыми наблюдателями - сотрудниками, с одной стороны, занимающимися поиском и обработкой информации о происходящих за пределами организации переменах, и с другой стороны, представляющимие интересы компании во внешней среде. К такому персоналу можно отнести работников отдела маркетинга и закупок, инженеров, исследователей, разработчиков, специалистов в области конкурентной разведки. Для сбора и обработки необходимой информации используются многочисленные программные продукты и локальные компьютерные сети.

Проблему адаптации к внешней среде также решает создание альянсов – объединений предприятий, позволяющие улучшить доступ к новым технологиям и новым рынкам. Объединения с покупателями и поставщиками также могут значительно улучшить конкурентную позицию на рынке.

Литература:   

1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008.

2. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я – СПб.: Питер, 1999.

3. Менеджмент организаций/Под ред. проф. З. П. Румянцевой и проф. М.А. Соломатина. - М.: Инфра-М, 2005.

4. Менеджмент: пр. ситуации, деловые игры, упражнения/ Под ред. О.А. Страховой – СПб.: Питер, 2000.

5. Менеджмент: учебник / кол. авторов под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., Дело, 2003.

7. Общий менеджмент. Учеб. пособие/ Под ред. А.К. Казанцева – М: ИНФРА-М, 2007.

8. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие - М.: КНОРУС, 2008.

9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд, пер. – М.: «Дашков и К», 2008.

10.  Семенов А.К. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: «Дашков и К», 2003.

11. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. – 3-е изд., стререотип. – Киев: МАУП, 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.046 с.)