Участники уголовного судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники уголовного судопроизводства



УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Лекция

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

 

Красноярск 

СибЮИ ФСКН России

2013

 


Лекция подготовлена к.ю.н. доцентом М.М. Черняковым.

Лекция переработана доцентом кафедры уголовного процесса к.ю.н. О.В. Меремьяниной, к.ю.н. доцентом О.Ю. Александровой.

 

Участники уголовного судопроизводства: лекция по дисциплине «Уголовный процесс» / О.Ю. Александрова. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.

 

В лекции рассматриваются: понятие и классификация участников уголовного судопроизводства; понятие и содержание процессуального статуса участников уголовного судопроизводства.

Дана характеристика процессуального положения отдельных участников уголовного процесса: суда; участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения; участников уголовного судопроизводства со стороны защиты; иных участников уголовного судопроизводства.

 

Одобрены на заседании

кафедры №7

«___» ________ 2013 г.,

протокол № ___.

 

ã СибЮИ ФСКН России, 2013


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Понятие и содержание процессуального статуса участников уголовного судопроизводства.

2. Суд как участник уголовного судопроизводства

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты

5. Иные участники уголовного судопроизводства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007 г.) // СПС КонсультантПлюс.

О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс.

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс.

Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерациии от 11 августа 2011 № 124 // СПС Консультант Плюс.

Бородкина Т.Н. Специалист-врач как самостоятельный участник уголовного судопроизводства // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.

Быков В.М. Следователь как участник уголовного процесса со стороны обвинения // Законность. – 2012. - № 7.

Быков В.М. Защищает ли уголовно-процессуальный закон права потерпевших? // Российская юстиция. – 2012. - № 12.

Быков В.М. Следователь-криминалист как новый участник уголовного процесса со стороны обвинения // Российская юстиция. – 2009. - № 7.

Великая Е.В. Подсудимый как участник судебного разбирательства в уголовном процессе Российской Федерации // Российский судья. – 2011. - № 2.

Зеленина О.А. Виды правового статуса участника уголовного судопроизводства // Российский юридический журнал. – 2011. - № 4.

Зеленина О.А. Сущность категории «участник уголовного судопроизводства» в науке уголовно-процессуального права // Общество и право. – 2010. - № 4.

Иванченков Ю.В. Порядок и момент допуска в уголовное дело адвоката-защитника на стадии предварительного следствия // Адвокатская практика. – 2012. - № 5.

Муженская Н.Е., Костылева Г.В. Заявитель - участник уголовного судопроизводства // Законность. – 2012. - № 7.

Пилюшин И.П. Процессуальное положение следователя-криминалиста // Российский следователь. – 2010. - № 8.

Сероштан В.В. Соотношение объема и качества прав участников уголовного судопроизводства // Современное право. – 2009. - № 8.

Темираев О.П. Процессуальные полномочия следователя-криминалиста // Российский следователь. - 2012. - № 18.

Шейфер С.А., Борисов С.А. О самоидентификации следователей как участников уголовного процесса // Российский следователь. – 2011. - №17.

Ярмухамедов Р.Ф. Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства // Законность. – 2013. - № 1.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ развития уголовного процесса позволяет сделать вывод о том, что современное законодательство стремится вобрать в себя общепризнанные принципы, закрепленные в нормах международного права, Конституции Российской Федерации, в том числе и нормы, регулирующие процессуальный статус участников уголовного судопроизводства.

В первую очередь законодатель стремился к тому, чтобы реализовать положения Концепции судебной реформы 1991 г., направленные на изменение положения и роли суда в отправлении правосудия, на освобождение суда от функции обвинения, на превращение его в орган, в деятельности которого максимально обеспечивались права и законные интересы личности, справедливость и гуманизм.

С другой стороны, необходимо было максимально обеспечить реализацию таких принципов как законность, уважение чести и достоинства личности ее неприкосновенность, состязательность сторон и др., а также привести некоторые уголовно-процессуальные нормы в соответствии с международными стандартами, например: отказаться от практики избрания такой меры пресечения как заключение под стражу прокурором; допустить адвоката к допросу свидетеля; наделить «негосударственных» участников более широкими правами; реально обеспечить свободу обжалования гражданами решений государственных органов и т.д.

Эффективная борьба с преступностью невозможна без определения и процессуального статуса лиц, осуществляющих уголовное преследование и процессуальный контроль. Так как нормы закона, регламентирующие полномочия должностных лиц с одной стороны защищают конституционные права граждан от их необоснованного ограничения, а с другой стороны позволяют участникам стороны обвинения применять меры процессуального принуждения к лицам препятствующим расследованию уголовных дел.

Поэтому среди специальных мер, направленных на борьбу с преступностью, важное место занимают уголовно-процессуальные меры, которые направлены на определение процессуального статуса участников уголовного судопроизводства и наделение их соответствующими процессуальными правами и обязанностями.


1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Понятие и содержание процессуального статуса участников

уголовного судопроизводства.

В соответствии с п. 58 ст. 5 УПК РФ участниками уголовного судопроизводства названы все лица, принимающие участие в уголовном процессе и вступающие в уголовно-процессуальные правоотношения.  

В зависимости от процессуальных функций участники уголовного судопроизводства разделены на четыре группы.

К первой группе отнесен суд, который является самым важным участником уголовного процесса, т.к. именно он разрешает уголовное дело по существу.

К участникам со стороны обвинения отнесены: прокурор, следователь, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Сторона защиты представлена: подозреваемым, обвиняемым, законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитником, гражданским ответчиком и представителем гражданского ответчика.

Иные участники уголовного судопроизводства - свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Классификация участников уголовного судопроизводства основана на их функции в уголовном процессе, так суд выполняет функцию разрешения дела по существу, участники сторон обвинения осуществляют функцию обвинения, а сторона защиты реализует в уголовном процессе функцию защиты, иные участники выполняют обеспечивающую функцию.

Процессуальные функции следует рассматривать как направления процессуальной деятельности, осуществляемой участниками уголовного судопроизводства в целях реализации их прав и обязанностей[1].

Традиционной считается концепция существования в уголовном судопроизводстве трех основных функций: обвинения (уголовного преследования), защиты и разрешения дела[2]. Эволюция данной концепции происходит в двух направлениях. Одни авторы в рамках трех названных функций расширяют их число за счет включения новых элементов в понятия обвинения, защиты и разрешения дела[3]; другие – выходят за рамки традиционной концепции, определяя новые функции: расследования, поддержания иска, прокурорский надзор, защита от обвинения и охрана прав всех участников судопроизводства, быстрое и полное раскрытие преступления, розыск обвиняемого и т.д.[4]

В ч.2 ст.15 УПК закреплены три уголовно-процессуальные функции: обвинение; защита; разрешение уголовного дела. При этом в п.45-47 ст.5 УПК четко определено, какие участники уголовного судопроизводства относятся к стороне обвинения, а какие – к стороне защиты, выполняя соответственно функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения.

Под функцией обвинения (уголовного преследования)[5] следует понимать процессуальную деятельность, осуществляемую в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК).

Исходя из определения, содержащегося в п.55 ст.5 УПК, приходим к следующим выводам. Во-первых, уголовное преследование, как деятельность, включает систему любых действий и решений, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, осуществляемых стороной обвинения. Иными словами, те же действия и решения, принимаемые судом или стороной защиты, проявлениями уголовного преследования не являются.

В уголовно-процессуальном законе не определено понятие функции защиты. Согласно п.46 ст.5 УПК ее выполняют обвиняемый, подозреваемый, их законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель – сторона защиты. В п.45 ст.5 УПК данная функция упомянута как защита именно от обвинения.

Функции обвинения (уголовного преследования) и защиты понимаются как противоположные.

Важно отметить, что суд не выполняет ни функцию обвинения, ни функцию защиты. Обязанность суда – осуществление функции разрешения уголовного дела и создание необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч.3 ст.15 УПК). Смысл функции разрешения дела – дать окончательный ответ относительно виновности или невиновности лица в связи с представленным в суд обвинением.

Соответственно обеспечивающая функция иных участников уголовного судопроизводства направлена на обеспечения уголовного процесса и возможности реализовывать процессуальные действия и решения участников судопроизводства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечительная функция иных участников имеет целью обеспечить реализацию функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела.

 

Законное и своевременное соблюдение прав и интересов участников уголовного судопроизводства во многом определяется их процессуальным статусом.

Процессуальный статус участников уголовного судопроизводства включает следующие компоненты:

1) понятие участника судопроизводства и его отличия от иных участников процесса;

2) основания и порядок обретения процессуального статуса;

3) процессуальная правосубъектность;

4) процессуальная дееспособность;

5) субъективные права;

6) законные интересы;

7) процессуальные обязанности;

8) гарантии прав и законных интересов;

9) процессуальная ответственность

Понятие каждого в отдельности участника судопроизводства закреплено в ст. 5 УПК РФ, либо в соответствующих статьях.

В уголовно-процессуальном законодательстве четко обозначены моменты, с которыми связано приобретение процессуального статуса «участника уголовного судопроизводства» (либо вынесение постановления (то есть принятие решение об этом должностным лицом органов предварительного расследования или суда), либо применение к лицу мер принуждения или вызова для участия в производстве следственных действий).

С приобретением процессуального статуса участники уголовного судопроизводства приобретают и определенные права, необходимые им для реализации своих функций и защиты законных интересов. Законодатель наделил участников уголовного судопроизводства таким наборов субъективных прав, которые позволяют сторонам в равной степени участвовать в уголовном судопроизводстве с учетом принципа состязательности, т.е. по сути, участники стороны обвинения и защиты наделены равными правами, но не идентичными.

Приобретение прав, влечет за собой возложение на участников уголовного судопроизводства определенных обязанностей, с учетом принципа состязательности. Обязанности могут вытекать из общих условий предварительного расследования (например, обязанность являться по вызовам следователя или не разглашать данные предварительного расследования), либо участники наделяются ими в связи со своим процессуальным статусом (например, обязанность должностных лиц рассматривать заявления и ходатайства участников уголовного судопроизводства или обязанность свидетеля или потерпевшего давать правдивые показания и т.п.).

Для того, чтобы права участников уголовного судопроизводства соблюдались должным образом, законом предусмотрены уголовно-процессуальные гарантии прав. Так, суд, прокурор, следователь обязаны разъяснять обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, гражданскому истцу, ответчику их права, обязанность и ответственность, а также разъяснять право и сущность свидетельского иммунитета. В случае согласия этих лиц давать показания должностные лица обязаны их предупредить о том, что их показания будут использоваться в качестве доказательств в ходе производства по уголовному делу. Кроме того, при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам угрожают убийством, применением насилия либо иными опасными противоправными действиями, то следователь, прокурор или суд применяют в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

Конституционное право участников уголовного судопроизводства на получение квалифицированной юридической помощи также является гарантией соблюдения законности при производстве по уголовному делу.

Возможность подачи жалобы на действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.) надзирающему прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору, также рассматриваются как дополнительные, внесудебные гарантии соблюдения прав граждан.

Важно отметить, что апелляционное, кассационное и надзорное обжалование гарантирует участникам уголовного судопроизводства наиболее быстрое устранение нарушений закона, допущенных по уголовному делу.

Все субъекты уголовно-процессуальных правоотношений несут уголовно-процессуальную ответственность, формами реализации которой могут быть избрание в отношении обвиняемого, подозреваемого меры пресечения; изменение избранной меры пресечения на более строгую; осуществление привода; временное отстранение от должности; наложение денежного взыскания; невозмещение вреда при самооговоре лица, повлекшего привлечение его в качестве обвиняемого; и т.п.

 

2. Суд как участник уголовного судопроизводства

Суд как вершина правовой системы поставлен на более высокую ступень по сравнению с иными правоохранительными органами. В значительной степени расширены его полномочия. В ст. 15 УПК РФ указано, что суд не является органом уголовного преследования, он не выступает на стороне обвинения или стороне защиты, суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Таким образом, суд является своего рода арбитром в состязании стороны обвинения и стороны защиты.

Окончательно произошел отрыв от функции обвинения: суды не возбуждают уголовные дела, не вручают обвиняемым обвинительное заключение (либо обвинительный акт) и не оглашают его, в случае отказа обвинителя от обвинения суд прекращает уголовное дело, задает вопросы допрашиваемому после его допроса сторонами, он не вправе по собственной инициативе истребовать дополнительные доказательства.

В соответствии со ст. 29 только суд правомочен:

Ø признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

Ø применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

Ø применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

Ø отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

При осуществлении этих полномочий суд реализует свою основную функцию – рассмотрение (разрешение) уголовного дела по существу.

Но, как вы уже знаете это не единственная его функция, т.к. для реализации основной функции, суду присуща и дополнительная его функция, а именно – судебный контроль.

Для осуществления судебного контроля суду предоставлены полномочия по принятию следующих решений:

Ø об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

Ø о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста;

Ø о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

Ø о возмещении имущественного вреда;

Ø о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

Ø о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

Ø о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

Ø о производстве личного обыска;

Ø о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих  информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

Ø о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

Ø о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

Ø о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

Ø о реализации или уничтожении вещественных доказательств;

Ø о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

Ø  о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Кроме того, в соответствии со ст. 125 УПК РФ действия (бездействие) органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию, могут быть обжалованы в суд. Рассматривая жалобу на действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование суд, также реализует функцию судебного контроля. Особо следует отметить, что обжаловать указанные действия могут не только участники уголовного судопроизводства, но и любые иные лица (как физические, так и юридические), которые считают, что их права были нарушены действиями (бездействием) или решениями органа дознания, дознавателя, следователя либо прокурора.

Для изучения этой темы представляется важным уяснить вопрос о звеньях судебной системы. В систему судов, осуществляющих рассмотрение уголовных дел входят следующие суды:

- Верховный суд РФ;

- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (приравненные к ним окружные (флотские) военные суды);

- федеральные районные суды (приравненные к ним гарнизонные военные суды);

- мировые судьи.

В зависимости от тяжести и квалификации преступления, осуществляется и определение подсудности по звеньям судебной системы, так мировые судьи рассматривают дела небольшой тяжести и дела частного обвинения, рассмотрение которых не представляет особой сложности; вышестоящие суды рассматривают наиболее сложные и общественно значимые уголовные дела, а также пересматривают решения нижестоящих судов в порядке апелляции, кассации и надзора.

Кроме того, что существуют различные звенья судебной системы, рассмотрение дела производится и различными составами суда. Так, рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

В соответствии со ст. 30 УПК РФ действуют следующие коллегиальные составы судов:

В первой инстанции:

1. судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей при наличии ходатайства обвиняемого рассматривает уголовные дела о преступлениях, подсудных судам среднего звена (указанных в ст. 31 УПК).

2. коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК.

В апелляционной инстанции:

3. три судьи федерального суда общей юрисдикции рассматривают уголовные дела в апелляционном порядке.

В кассационной инстанции:

4. при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке президиумом верховного суда республики и приравненного к нему суда в составе не менее трех судей;

5. при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ в составе трех судей.

В надзорной инстанции:

6. при рассмотрении уголовных дел в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ решение принимается большинством голосов.

В соответствии со ст. 30 УПК РФ уголовные дела рассматриваются и единолично:

В первой инстанции:

1. мировой судья рассматривает уголовные дела, подсудные ему в соответствии с УПК.

2. судья федерального суда общей юрисдикции – уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, рассматриваемых  мировым судьей; коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции; судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12-ти присяжных заседателей.

В апелляционной инстанции:

3. судья федерального суда общей юрисдикции пересматривает решения мирового судьи.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и упомянутым Законом.

Судьями являются лица, достигшие установленного законом возраста, имеющие высшее юридическое образование и наделенные полномочиями в порядке, определенном ст. 13 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации». Порядок образования коллегии присяжных заседателей определен гл. 42 УПК РФ. Порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 07 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».

Деятельность судов с участием присяжных заседателей регулируется ФЗ от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».

 

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Прокурор

В соответствии с п.31 ст. 5 УПК РФ к  прокурору, как участнику уголовного судопроизводства относятся: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица (помощники) органов прокуратуры участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Полномочия прокурора определены в ст. 37 УПК РФ. В этой же статье указаны основные направления его деятельности в уголовном процессе.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочиями прокурора в уголовном процессе наделены прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

Прокурор - это единственный участник уголовного судопроизводства, который участвует на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор в своей деятельности реализует несколько функций: поддержание обвинения в суде; уголовное преследование; прокурорский надзор, при этом надзорная функция имеет свое деление в зависимости от направления деятельности прокуратуры в той или иной сфере социальных отношений, но об этом более подробно речь пойдет при изучении курса «Прокурорский надзор».

Государственный обвинитель (п.6 ст. 5 УПК РФ) представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону его смягчения, либо отказаться от его поддержания.

В соответствии со ст. 314 УПК РФ государственный обвинитель дает согласие на постановление приговора без проведения судебного следствия по ходатайству обвиняемого об особом порядке судебного разбирательства.

В связи с изменением роли государственного обвинителя в уголовном процессе прокурор не дает заключений по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, а излагает суду свое мнение по каким-либо вопросам и высказывает предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ст.246). Поводом к рассмотрению уголовного дела в надзорной инстанции является надзорное представление прокурора подаваемое непосредственно в Верховный Суд РФ, участие которого в надзорной инстанции обязательно (ст.ст. 412.2, 412.10). В случае окончания проверки и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор готовит заключение, которое направляет в суд (ст. 416).

В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель обладает правом заявлять ходатайства (ст.119). Если ходатайство заявлено прокурору, то, согласно ст. 121, он должен удовлетворить, либо отказать в его удовлетворении своим постановлением в течение 3 суток.

Для реализации же своих функций прокурору предоставлены следующие полномочия: 

В стадии возбуждения уголовного дела:

Ø проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

Ø выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

Ø  истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.

В стадии предварительного расследования:

Ø требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

Ø давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

Ø давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Ø истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа о приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;

Ø отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

Ø рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

Ø участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

Ø  при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

Ø разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

Ø отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона;

Ø изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

Ø  передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ;

Ø изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

Ø утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

Ø утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

Ø возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.

Следователь

В соответствии с п.41 ст. 5 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Из этого можно сделать вывод, что к следователям относятся: должностные лица, назначенные на должность следователя, производящие предварительное следствие в органах наркоконтроля, органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, а также Следственного Комитета РФ.

Структуру следственных подразделений этих ведомств вы уже рассматривали при изучении дисциплины «Правоохранительные органы».

На следователя возлагается обязанность производить предварительное следствие по большинству уголовных дел. Реализуя полномочия по осуществлению уголовного преследования, следователь обязан в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать меры по установлению события преступления и изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. Следователь обязан принять, проверить и в пределах установленных законом сроков и компетенции разрешить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Для осуществления стоящей перед следователем задачи надлежащего исследования обстоятельств уголовного дела ему предоставляется процессуальная самостоятельность, в пределах которой он по своему усмотрению и в соответствии с законом вправе принимать необходимые решения о направлении предварительного следствия и производстве процессуальных действий.

Следователь уполномочен:

Ø возбуждать уголовное дело;

Ø принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

Ø самостоятельно направлять ход расследования,

Ø принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

Ø  обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч.4 ст. 221 УПФ РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

Ø давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения:

ü о проведении оперативно-розыскных мероприятий,

ü о производстве отдельных следственных действий,

ü об исполнении постановлений о задержании,

ü о приводе,

ü об аресте,

ü о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Для реализации своих полномочий следователю предоставлена процессуальная самостоятельность, которая состоит из следующих элементов:

v он по своему усмотрению и в соответствии с законом вправе принимать необходимые решения о направлении предварительного следствия и производстве процессуальных действий;

v давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения.

Понятие «процессуальная самостоятельность» необходимо отличать от понятия «процессуальная независимость», которое означать независимость следователя от внепроцессуальных влияний.

Следователь-криминалист

Следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п.40.1 ст.5 УПК РФ).

Создавая новую процессуальную фигуру, законодатель не случайно назвал ее сложным словом "следователь-криминалист", поставив на первое место хорошо известное всем слово "следователь", подчеркнув этим, что новая процессуальная фигура является по своей сути тем же следователем. Это же следует из первой части текста п. 40.1 ст. 5 УПК РФ: «...следователь-криминалист - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу». Эта часть определения понятия «следователь-криминалист» практически точно соответствует понятию «следователь», данному в п. 41 ст. 5 УПК РФ. Поэтому, читая в те



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.097 с.)