Тема 1. Понятие и сущность менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и сущность менеджмента



Тема 1. Понятие и сущность менеджмента

 

Вступление

 

В процессе рыночных преобразований в Украине во всех сферах жизнедеятельности начали употреблять термин «менеджмент». Это не случайно. Использование менеджмента, то есть научно обоснованной и качественно построенной системы управления организацией, как доказала вся мировая практика, является одной из наиглавнейших составляющих успеха экономически развитых стран (США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Швеции, Финляндии и др.). Сегодня никто не оспаривает того, что уровень развития национальной экономики во многом обуславливается качеством управленческого труда. Повышение его эффективности – острая и актуальная проблема. От руководителей всегда ждут высоких результатов, но не каждый управленец способен их обеспечить. Причины неудач могут заключаться в неблагоприятных внешних обстоятельствах, однако часто они вызваны недостаточными способностями самого руководителя, в незнании им мировых достижений менеджмента, отсутствием опыта и качественной теоретической подготовки.

                                    Руководить – значит создать смысл существования

                                               людей, приводить их к успеху

 

 

1. Содержание и сущность понятий «менеджмент» и «управление»

 

 менеджмент можно трактовать как:

· процесс управления хозяйственной деятельностью организации;

· процесс управления производством (продажами) товара или услуги;

· функцию управления организацией;

· область человеческих знаний, науку и искусство управления;

· персонал (аппарат) управления организацией (социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению).

          Менеджмент – это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, который основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

 

Приведем цитату П. Друкера: «Менеджмент – это особый вид деятельности, который преобразует неорганизованную толпу в эффективную и производительную группу. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно является его результатом. Везде, где мы вложили экономические факторы производства, особенно капитал, мы не достигали развития. Развитие – дело скорее человеческой энергии, нежели экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления является главным заданием, задачей менеджмента».

Цели и задачи менеджмента

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадров, повышение квалификации работников, их творческой активности и лояльности.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и стабильного положения на рынке.

 

Основные задачи менеджмента заключаются в следующем:

· автоматизация производства и использование труда работников, обладающих высокой квалификацией;

· стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда, более высокой заработной платы, предоставления иных стимулов;

· постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений;

· поиск и освоение новых рынков;

· определение конкретных целей и заданий развития фирмы; выявление приоритетных целей, определение последовательности их решения;

· разработка стратегии развития фирмы;

· разработка мероприятий для решения текущих и возможных будущих проблем;

· определение необходимых ресурсов, источников их обеспечения;

· систематический контроль выполнения поставленных задач.

 

 3. Менеджер и его функции

 

В буквальном переводе с английского менеджер – это руководитель, управляющий. Понятие «менеджер» используется для обозначения различных должностей, таких как директор, руководитель, заведующий, начальник. Менеджером является и президент крупного международного концерна, и заведующий складом, и администратор поп-звезды.

Менеджер – это наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно сам выполняет определенный объем управленческих функций.

Выдающийся представитель научного менеджмента, французский администратор и предприниматель А. Файоль (1841 – 1925) впервые сформулировал качества, которыми должен обладать менеджер:

1) здоровье и физическая бодрость;

2) ум и интеллектуальные способности;

3) моральные качества, такие, как настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственность, чувство долга;

4) хорошее образование;

5) управленческие способности: предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей, умение их контролировать;

6) общая осведомленность обо всех существенных функциях предприятия;

7) подлинная компетентность в специфической деятельности, которая характеризует организацию.

 

Менеджеры должны быть предприимчивыми, что означает хорошо владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу, перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодные сферы применения.

Cовременный менеджер, руководитель нового типа, должен обладать знанием современных рыночных отношений; высоким уровнем управленческой культуры: стратегическим мышлением, способностью воспринимать новое, видеть перспективу развития организации; осознавать необходимость собственного творческого роста; быть способным вести жесткую конкурентную борьбу и идти на риск.

Известный американский менеджер Ли Якокка, бывший президент компании «Форд мотор», а затем «Крайслер» по-своему изложил основные требования к менеджеру.

Он должен уметь:

- своевременно принимать решения и затем решительно действовать;

- мотивировать исполнение принятого решения, настраивать людей на работу;

- общаться, т.е. говорить и слушать, чтобы мотивировать людей;

- взаимодействовать в управленческой команде, играть командой;

- располагать достоверной информацией о динамике всех видов ресурсов организации.

 

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей, возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

- защита интересов и предприятия, и работников на справедливой основе;

- устранение неспособных и недисциплинированных работников с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

 

   

Ее надо чаще трясти.

Понятие организации

 

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.

Организация является важнейшей функцией управления. Под организацией подразумевается обеспечение взаимосвязи между основными факторами производства – трудом, капиталом и природными ресурсами. Обычно организация понимается как порядок, последовательность. Она всегда противопоставляется хаосу.

Существует множество определений понятия «организация». Выделим следующие:

  1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой или управляющей системы.
  2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
  3. Наиболее близко передающей суть организации является формулировка Кеннета Киллена: «Организация – это группа людей, работающих совместно во главе с руководителем для выполнения определенных планов». Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

· наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

· наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

· наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

  1. Более развернутое определение организации дано в материалах Всеамериканской конференции по проблемам управления комплексными программами работ в эпоху научно-технического прогресса: «Организация – это совокупность материалов, машин, технических и научных средств и персонала, ориентированных на решение определенной задачи в результате непрерывной цепи взаимодействия и интегрированных в целостную общественную систему.

 

Организация является системой, в которую входят управляющая и управляемая подсистемы, между которыми существует прямая и обратная связь.

Общими чертами любой организации являются:

· наличие ресурсов (людских, материальных, технологических, финансовых, информационных);

· зависимость от внешней и внутренней среды;

· наличие разделения труда (горизонтального и вертикального);

· наличие определенной структуры и необходимости управления;

· осуществление определенных видов деятельности в соответствии с намеченными целями.

 

Любая организация имеет внутреннюю среду и внешнюю.

 

Концепция ЖЦ организации

«Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда, товара, услуги. Она имеет свои фазы и особенности развития.

Согласно концепции ЖЦ организации вся ее деятельность проходит ряд стадий, начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения ее существования. Выделяют пять фаз (этапов) развития организации:

 1-й этап – рождение. Для него характерно: определение главной цели, заключающейся в выживании, кризис стиля руководства (единоличное руководство); основная задача – выход на рынок; стремление к максимальному увеличению прибыли.

2-й – детство и юность. Особенности: главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача – укрепление своей доли рынка; планирование прибыли, рост оплаты труда.

3-й – зрелость. Главная цель – систематический, сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа, эффект руководства (децентрализованное руководство); основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка; премии за индивидуальный результат.

4-й – старение организации. По сути это высшая стадия зрелости. Главная цель – сохранить достигнутые результаты (остаться на «завоеванных» позициях); в области руководства успех достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечение стабильности; участие работников в прибылях.

5-й – возрождение. Главная цель – обеспечение оживления по всем функциям; рост – за счет коллективизма; основная задача – омолаживание; коллективное премирование.

Рассмотренные характеристики и понятия относятся к формальной организации. Вместе с тем в практике управления определенную роль играют и неформальные организации.

 

 

Тема 4. Планирование в организации

Функции менеджмента

                                                           

                                                            Люди приходят и уходят, но функции остаются

                                  неизменными. Поэтому ясно, что определение функций

                       имеет колоссальное значение.

                           Г. Черч

 

Под функциями менеджмента следует понимать относительно обособленные направления управленческой деятельности, а именно, трудовые процессы в сфере управления. Они отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Для осуществления управленческого процесса менеджмент выполняет определенные функции.

Основными функциями менеджмента являются:

· планирование;

· организация;

· мотивация (мотивирование);

· контроль.

 Специальные функции менеджмента:

· управление основным производством;

· управление технической подготовкой производства;

· управление капитальным строительством.

Согласно данной классификации функций менеджмента, основными являются функции, которые принимают участие в любых управленческих процессах; с помощью специальных функций осуществляются лишь определенные управленческие процессы.

По признаку объекта управления выделяют функции управления предприятием, цехом, отделом, участком, бригадой и пр.

По признаку элементов производственно-хозяйственной деятельности функции подразделяются на функции управления трудом, предметами труда, информациею.

Реализация любых специальных функций осуществляется путем применения основных функций. Исследование взаимосвязи функций дает возможность совершенствовать управление, формировать эффективную систему менеджмента, устранять его лишние звенья, бюрократические преграды.

 

2. Содержание функции «планирование»

 

Под планированием понимают относительно обособленный вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее положение организации.

По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться. Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт.

Американский менеджмент выделяет два вида планирования:

· стратегическое (в нашей экономике = технико-экономическое);

· планирование реализации стратегий (в нашей экономике – оперативно-календарное).

Стратегическое планирование содержит установление целей организации, анализ среды и состояния организации, оценку стратегических альтернатив и выбор стратегии.

Планирование реализации стратегии является логическим продолжением стратегического планирования и направлено на разработку способов ее реализации.

Наибольшее прикладное значение имеет схема процесса стратегического планирования, предложенная М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которая содержит следующие этапы:

 

Определение миссии организации
 
Определение целей организации
 
Оценка и анализ внешней среды
 
Исследование сильных и слабых сторон организации
 
Анализ стратегических альтернатив
 
Выбор стратегии
 
Реализация стратегии
 
Оценка стратегии

 

Конечным результатом стратегического планирования должны быть конкретные решения и показатели (уровень прибыли и затрат, объем реализации и др.). Стратегическое планирование определяет то, чего и когда хочет достичь организация.

Но для достижения ее целей важно знать, как реализовать стратегию. То есть, существует необходимость планирования реализации стратегии.

Важным направлением использования планирования организации является разработка бизнес-плана, который необходим для:

· самого предпринимателя как ориентир в его деятельности;

· будущих компаньонов и сотрудников;

· банкиров и инвесторов, услугами которых необходимо пользоваться;

· наемных менеджеров при осуществлении ими руководящих функций.

Бизнес-план содержит следующие разделы:

· Вступление

· Характеристика продукции (услуг) и анализ ситуаций в сфере будущей деятельности

· Оценка ринка сбыта и конкуренции

· Стратегия маркетинга

· План производства

· Организационный план

· Юридический план

· Оценка рисков и страхование

· Финансовый план

3. Принципы планирования

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

1. Полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

2. Точность планирования – при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

4. Непре6рывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

 

Планирование предполагает использование всех методов и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Один из наиболее распространенных методов планирования – бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием техники планирования – это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности.

Более сложными методами планирования являются моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев.

Все методы планирования имеют одну общую цель – помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации.

 

 

Тема 1. Понятие и сущность менеджмента

 

Вступление

 

В процессе рыночных преобразований в Украине во всех сферах жизнедеятельности начали употреблять термин «менеджмент». Это не случайно. Использование менеджмента, то есть научно обоснованной и качественно построенной системы управления организацией, как доказала вся мировая практика, является одной из наиглавнейших составляющих успеха экономически развитых стран (США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Швеции, Финляндии и др.). Сегодня никто не оспаривает того, что уровень развития национальной экономики во многом обуславливается качеством управленческого труда. Повышение его эффективности – острая и актуальная проблема. От руководителей всегда ждут высоких результатов, но не каждый управленец способен их обеспечить. Причины неудач могут заключаться в неблагоприятных внешних обстоятельствах, однако часто они вызваны недостаточными способностями самого руководителя, в незнании им мировых достижений менеджмента, отсутствием опыта и качественной теоретической подготовки.

                                    Руководить – значит создать смысл существования

                                               людей, приводить их к успеху

 

 

1. Содержание и сущность понятий «менеджмент» и «управление»

 

 менеджмент можно трактовать как:

· процесс управления хозяйственной деятельностью организации;

· процесс управления производством (продажами) товара или услуги;

· функцию управления организацией;

· область человеческих знаний, науку и искусство управления;

· персонал (аппарат) управления организацией (социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению).

          Менеджмент – это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, который основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

 

Приведем цитату П. Друкера: «Менеджмент – это особый вид деятельности, который преобразует неорганизованную толпу в эффективную и производительную группу. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно является его результатом. Везде, где мы вложили экономические факторы производства, особенно капитал, мы не достигали развития. Развитие – дело скорее человеческой энергии, нежели экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления является главным заданием, задачей менеджмента».

Цели и задачи менеджмента

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадров, повышение квалификации работников, их творческой активности и лояльности.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и стабильного положения на рынке.

 

Основные задачи менеджмента заключаются в следующем:

· автоматизация производства и использование труда работников, обладающих высокой квалификацией;

· стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда, более высокой заработной платы, предоставления иных стимулов;

· постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений;

· поиск и освоение новых рынков;

· определение конкретных целей и заданий развития фирмы; выявление приоритетных целей, определение последовательности их решения;

· разработка стратегии развития фирмы;

· разработка мероприятий для решения текущих и возможных будущих проблем;

· определение необходимых ресурсов, источников их обеспечения;

· систематический контроль выполнения поставленных задач.

 

 3. Менеджер и его функции

 

В буквальном переводе с английского менеджер – это руководитель, управляющий. Понятие «менеджер» используется для обозначения различных должностей, таких как директор, руководитель, заведующий, начальник. Менеджером является и президент крупного международного концерна, и заведующий складом, и администратор поп-звезды.

Менеджер – это наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно сам выполняет определенный объем управленческих функций.

Выдающийся представитель научного менеджмента, французский администратор и предприниматель А. Файоль (1841 – 1925) впервые сформулировал качества, которыми должен обладать менеджер:

1) здоровье и физическая бодрость;

2) ум и интеллектуальные способности;

3) моральные качества, такие, как настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственность, чувство долга;

4) хорошее образование;

5) управленческие способности: предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей, умение их контролировать;

6) общая осведомленность обо всех существенных функциях предприятия;

7) подлинная компетентность в специфической деятельности, которая характеризует организацию.

 

Менеджеры должны быть предприимчивыми, что означает хорошо владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу, перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодные сферы применения.

Cовременный менеджер, руководитель нового типа, должен обладать знанием современных рыночных отношений; высоким уровнем управленческой культуры: стратегическим мышлением, способностью воспринимать новое, видеть перспективу развития организации; осознавать необходимость собственного творческого роста; быть способным вести жесткую конкурентную борьбу и идти на риск.

Известный американский менеджер Ли Якокка, бывший президент компании «Форд мотор», а затем «Крайслер» по-своему изложил основные требования к менеджеру.

Он должен уметь:

- своевременно принимать решения и затем решительно действовать;

- мотивировать исполнение принятого решения, настраивать людей на работу;

- общаться, т.е. говорить и слушать, чтобы мотивировать людей;

- взаимодействовать в управленческой команде, играть командой;

- располагать достоверной информацией о динамике всех видов ресурсов организации.

 

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей, возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

- защита интересов и предприятия, и работников на справедливой основе;

- устранение неспособных и недисциплинированных работников с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

 

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.096 с.)