Современные экономические системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные экономические системы



Экономические потребности.

Потребности под­разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к кото­рым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономи­ческих потребностей на первичные и вторичные исторически ус­ловно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.

С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и това­ров длительного пользования.

 

Экономические блага.

Средства, удовлетворяющие потребности,называются благами ( goods).

Экономические блага делятся на долговременные, предпола­гающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электро­приборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимо­дополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не толь­ко многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементар­ных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на на­стоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (про­изводственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных усло­виях производства и средней интенсивности труда.

Согласно нео­классическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, спо­собных данную потребность удовлетворить.

Для получения недостающих потребительских благ, как пра­вило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы.

 

Экономические ресурсы.

Экономические ресурсы (или факторы производства) ( economic resources) — это элементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из них в современном обществе относятся зем­ля, труд, капитал (в том числе его организация), предприниматель­ская способность и информация.

Под предпринимательской спо­собностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производствен­ной функции. В наиболее общем виде она выглядит следующим образом:

Q = f (F 1, F 2,..., Fn),

где Q — объем производства;

F1,F2,...,Fn — используемые производственные ресурсы.

 

Экономический выбор.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему эконо­мического выбора ( economic choice) выбо­ра наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потреб­ностей при данных затратах.

При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает "homo economicus" — разумный (рациональный) инди­вид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессио­нальные знания, а также большой практический опыт ("человек-компьютер"). Его целью является достижение максимальных ре­зультатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной дея­тельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена.

 

Альтернативные издержки.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Про­изводство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только буду­щие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым при­шлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативны­ми издержками(opportunity costs), издержками неиспользован­ных возможностей или вмененными издержками.

Экономические агенты.

Экономические агенты(economicagents) — субъекты экономических отношений, уча­ствующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подраз­деления. В свою очередь, среди фирм выделяют прежде всего ин­дивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации.

Экономические системы ( economic systems) — это совокуп­ность взаимосвязанных экономических элементов, образующих оп­ределенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Историческая классификация экономических систем должна включать, помимо современных, системы прошлого и будущего. Можно выделить доиндустриальные, индустриальные и постиндустриаль­ные экономические системы

Рыночная экономика

Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

Рыночная эко­номика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выра­жается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и ус­луг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходи­мым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс про­изводства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной дви­жущей силой экономики. Для потребителей этим интересом явля­ется максимизация полезности, для производителей — максимиза­ция прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных кон­трактов и невмешательства третьих лиц.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правитель­ство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыноч­ной игры и следящий за выполнением этих правил.

Командная экономика.

В противоположность рыночной командная экономика(command economy) опи­сывается как система, в которой доминирует общественная (го­сударственная) собственность на средства производства, коллек­тивное принятие экономических решений, централизованное ру­ководство экономикой посредством государственного планирова­ния.

Характерной чертой командной экономики является монопо­лизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, моно­полизм производства, торможение технического прогресса законо­мерно рождают экономику дефицита.

Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей.

Смешанная экономика.

Под смешанной экономикой (mixed eco ­ nomy) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть меха­низм рынка дополняется активной деятельностью государства.

 

Рыночная экономика

Функции рынка:

— функция саморегулирования товарного производства. Суть ее проявляется в том, что при росте спроса на то вар производители расширяют масштабы своего про изводства и повышают цены и, наоборот, при сниже нии спроса на товар сокращают масштабы своего про изводства и понижают цены;

— стимулирующая функция. Суть ее в том, что при пони жении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения из держек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

— функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитно го производства, когда покупатель имеет выбор, когда на рынке представлены не один, а несколько произво дителей;

— регулирующая функция. Она проявляется в установле нии основы микро- и макропропорций в экономике, производстве и обмене;

—   функция демократизации хозяйственной жизни, реа лизации принципов самоуправления, когда с помо щью рыночных рычагов происходит освобождение об щественного производства от экономически нежизне способных его элементов.

Элементы рынка:

1) производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его.

2) экономическая обособленность производителя, которая обусловлена частной или смешанной формой собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

3) спрос и предложение, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры и, естественно, оказывает воздействие на рыночную цену.

4) конкуренция. Основная ее функция заключается в том, чтобы определить величину экономических результатов: цены, нормы прибыли, процента и т. д.

5) рыночная инфраструктура.

Понятие эластичности.

В математике обычно коэффициент эластичности представляет собой отношение темпов роста зависимой переменной к темпам роста независимой переменной (признака-фактора). Коэффициент эластичности позволяет судить, на сколько процентов изменится зависимая переменная при изменении независимой переменной на 1%. Таким образом, если выявлена причино-следственная зависимость между переменными, можно рассчитать коэффициент эластичности одной из этих переменных по другой.

Причино-следственные зависимости исследуются в корреляционно-регрессионном анализе, при этом корреляция описывает тесноту связи, а регрессия форму связи. В отличие от них, эластичность характеризует зависимость изменений.

Рыночные структуры

Совершенная конкуренция

Основные признаки рынка свободной конкуренции:

1. Наличие большого числа производителей и покупателей товара, в результате доля каждой фирмы на рынке незначительна.

2. Полная мобильность всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него.

3. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции (трудно достижимо на практике). Покупатели и продавцы относятся индифферентно друг к другу.

4. Информированность покупателей и продавцов о ситуации на рынке. Прозрачность рынка. 

К организациям, работающим на рынке свободной конкуренции можно отнести организации розничной торговли, не имеющие устоявшегося фирменного знака и торгующие однородным стандартным товаром, не имеющие собственного брэнда (овощи, фрукты, сахар, текстиль, строительные и лесоматериалы).

Для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен. Для каждого продавца цена, образующаяся на рынке, является данностью. Оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.

В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п. может на него повлиять.

 

Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Основные черты рынка монополистической конкуренции:

· Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами. Он имеет высокую положительную перекрестную эластичность. Дифференциация товаров возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, рекламе. Для потребителя часто имеет значение имидж фирмы.

· На рынке существует относительно большое число продавцов, доля которых в типичном случае может составлять от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна фирма не имеет существенных преимуществ перед конкурентами.

· При установлении цены или решении вопроса об объемах продаж продавцы учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.

· На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Но могут существовать барьеры для входа в рынок, в качестве которых можно назвать лицензии, патенты, торговые марки.

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей товаров других предприятий, представленных на рынке. Так как продукция взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов.

 

Олигополия – рыночная структура, при которой большая выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.

Основные черты олигополии:

· несколько предприятий, примерно до 10, обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть;

· вхождение на рынок товара затруднено, что может быть связано с лицензированием, эффектом масштаба, высокими расходами по вхождению в отрасль, естественными ограничениями;

· товар может быть однородным или дифференцированным;

· по крайней мере, некоторые предприятия занимают на рынке удельный вес более 20%, в результате способны влиять на цену и объем продаж;

· предприятия осознают свою зависимость от конкурентов и учитывают их реакцию. В качестве методов согласования ценовой политики могут быть единая система расчета издержек, единые методы ценообразования, приблизительно одинаковые прейскурантные цены.

Олигополия является преобладающим типом рынка для промышленно развитых стран.

В России примерами олигополии являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.

Монополия – тип рыночной структуры, для которой характерно:

· присутствие на рынке единственного производителя;

· отсутствие близких заменителей товара монополиста;

· существенные барьеры для входа на рынок делают невозможным появление конкурентов.

Причины появления барьеров на олигопольном и монопольном рынке:

· исключительные права, получаемые от правительства (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);

· патенты и авторские права (могут обеспечить монопольные позиции на несколько лет);

· контроль со стороны монополиста всего предложения определенного производственного ресурса (алмазная компания De Beers, контролирует 85% реализуемых алмазов);

· необходимость осуществления больших единовременных инвестиций, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например затраты на создание специализированного оборудования;

· высокие транспортные расходы, способствуют созданию изолированных рынков.

Фирма монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает. Цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка. Монополист должен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары неполные заменители. В связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством.

Рынок средств производства

Рынок средств производства – это упорядоченная структура, посредством которой на основе взаимодействия продавца и покупателя товар переходит из сферы обращения в сферу производственного или личного потребления, в собственность потребителей. Этот переход осуществляется путем купли-продажи на основе соотношения спроса, предложения и цены товара.

Организационно данный рынок представлен сетью оптово-посреднических организаций, универсальных или специализирующихся на продаже отдельных видов средств производства, мини-рынков, торговых домов, товарных бирж, брокерских контор, лизинговых компаний и розничных предприятий. Функционируют на данном рынке аукционные центры и ярмарки, Торгово-промышленная палата, общества защиты прав потребителей и другие организации. Все они являются организациями бизнеса и находятся в государственной или частной (индивидуальной или долевой) собственности их владельцев.

Пространственно внутренний рынок средств производства рассредоточен по отдельным городам, районам и регионам России. Мировой охватывает пространство как России, стран СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Особенностью рынка средств производства в зависимости от различных условий торговли и характера взаимоотношений между продавцами и покупателями является его разделение на оптовый и розничный.

 

Рабочая сила

Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ.

Рабочей силой в настоящее время является только часть способностей к труду, а именно профессиональные способности.

Отсутствие спроса на тот или иной товар может привести к тому, что и вторичные, и первичные способности к труду окажутся не востребованными. Тогда обладатель такой рабочей силы переходит в состав безработных. Последние в период безработицы должны повысить свою квалификацию или получить новую специальность, чтобы вновь устроиться на работу.

К потенциальной рабочей силе можно отнести способности к труду ближайшего трудового резерва - выпускников всех учебных заведений, военнослужащих, подлежащих демобилизации или сокращению, лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и др.

Понятие «рабочая сила» охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу, а также ближайшего трудового резерва, которые будут использоваться в качестве наемной рабочей силы.

Рынок туда.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании.

Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и нанимающимся на работу. На этой основе рыночная цена единицы ресурса труда данного качества сложится в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отразит равновесную ставку заработной платы.

Основными субъектами рынка труда являются наемные работники (и их объединения - профсоюзы) и работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного или более человек. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном или муниципальном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров, государства и муниципии.

Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства -менеджеру. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это зависит в свою очередь от профессиональной подготовки, что может стать предметом самостоятельного анализа.

Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

• отношения между наемными работниками и работодателями;

• отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

• отношения между субъектами рынка труда и государством. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.

Конъюнктура рынка - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладное: экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

• трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

• трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

• равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Механизм рынка труда - это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

На рынке труда спрос - это потребность работодателей и работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда показано на рис. 2.


Рис. 2 Спрос и предложение на рынке труда

 

Кривая предложения труда на рис. 2 направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса на рис. 2 направлена вниз. При росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 2 показывает, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают - это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Следовательно, равновесная цена - это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения рабочей силы.

Монопсонический рынок труда

Если в отрасли не функционирует профсоюз, а основным работодателем является одно предприятие, это будет представлять классический вид монопсонии на рынке труда. Монопсонией можно считать также ситуацию, если в отрасли действует незначительное количество предприятий, которые условно можно объединить в ассоциацию и рассматривать как одну единицу, нанимающую рабочую силу. Значит, монопсония – рыночная ситуация, когда одному покупателю (нанимателю) противостоит множество продавцов (потенциальных рабочих). Монопсонические условия на рынке рабочей силы складываются, как правило, в мелких городах, где существует практически одно предприятие, нанимающее основную массу рабочих. Такие рынки труда в настоящее время характерны для многих городов России.

Денежный рынок

 

Элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос на деньги, предложение и цена на деньги (процентная ставка). Общее количество денег, которое домохозяйство, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов).

Модель IS – LM

Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках. Модель двойного равновесия разработана английским экономистом Дж. Хиксом (IS – LM). Независимо от него Дж. Ричард (1904–1989 гг.) разработал аппарат анализа взаимодействия товарного и денежного рынков – модель «инвестиции – сбережения – предпочтения ликвидности – деньги», которую назвал IS – LM.

 

Трансакционные издержки.

Одна из главных проблем функционирования рынка — это проблема трансакционных издержек — издержек в сфере об­мена, связанных с передачей прав собственности.

 

Кривая спроса.

Кривая спроса кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по го­ризонтальной оси (см. рис. 3.2).

 

 

Рис. 3.2. Зависимость величины спроса от цены

 

В общем виде:

QD = f (P),

где ОD — величина спроса (demand);

Р — цена (price).

 

Подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 3.3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3.4).

 

Кривая предложения.

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени.

В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (пред­ложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 3.6).

 

 

       0                                                                        Q

Рис. 3.6. Зависимость величины предложения от цены

 

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отра­жает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 3.7). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения:

 

 

Макроэкономика

Теории циклов

 

Промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры называется экономическим циклом.

В зависимости от причин выделяют кратко-, средне- и долгосрочные циклы. Краткосрочные (3–4 года) – их причины экономисты видят в закономерностях денежного обращения. Среднесрочные ( 10–20 лет) – в основе их лежит обновление основного капитала и жилья. Долгосрочные ( 48–55 лет) – связаны с накоплением и распределением капитала.

В структуре цикла выделяют высшую и низшую точки активности и между ними фазы спада и подъема.

В низшей точке спада возникает перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособностью спроса на них. В результате избытка предложения происходит падение цен и резкое сокращение производства. Это провоцирует безработицу, снижает уровень жизни экономически активного населения и еще больше уменьшает совокупный спрос. Кризис охватывает кредитную систему. Предприниматели готовы платить высокий процент, но банки не могут дать кредиты, т. к. идет массовое изъятие вкладов, взятые кредиты не возвращаются.

Фаза подъема восстанавливает производство, сокращается безработица, стабилизируются цены, увеличивается спрос на капитал, растет ссудный процент.

Циклические кризисы перепроизводства называют общими, т. к. они охватывают все сферы экономики. Но бывают и частные, локальные, например, кризис денежного обращения. Возможны и отраслевые кризисы, например, сельского хозяйства, транспорта. Если кризис в развитии экономической системы вызывается крупными диспропорциями, то это структурный кризис, который нуждается в отраслевых структурных изменениях.

Теория цикла Н. Д. Кондратьева. на основе исследования длинных волн и обобщения статистического материала за большой период времени динамики среднего уровня цен, процента на капитал, номинальной зарплаты, объема производства в Англии, Франции и США пришел к выводу о том, что существуют «большие циклы» продолжительностью 48–55 лет. Каждая подобная волна состоит из двух фаз: повышательной и понижательной.

Подъем характеризуется инвестиционной активностью, вложением капитала в наращивание объема производства, что сопровождается ростом занятости и повышением ссудного процента.

В фазе спада появляется избыточный капитал, который ни в одной из отраслей не используется, тогда сокращается производство, растет безработица, уменьшается ссудный процент.

Согласно теории Н. Д. Кондратьева, материальной базой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы. При этом внедряются новые технологии, источники сырья и энергии. Н. Д. Кондратьев считал, что интенсивное расширение капитальных вложений в период повышательной волны цикла приводит к скачкообразному увеличению спроса на кредитные ресурсы и росту ссудного процента. В результате оно истощает финансовые средства. Вследствие недостатка ссудного капитала происходит свертывание производства и переход к понижательной волне «большого цикла». Слабость инвестиционного процесса в данный период позволяет восстановить кредитные ресурсы и использовать их в фазе подъема.

За период, равный 140 годам, Н. Д. Кондратьев выделил 2,5 больших цикла и предсказал период спада третьей волны. Уже после его смерти ученые, используя его методику анализа, определили четвертую волну.

Конечно, технический прогресс внес свои коррективы в циклические колебания. Особенно открытие и внедрение в хозяйственную практику парового и дизельного двигателей, появление текстильной, угольной, автомобильной, электротехнической и химической промышленности, парохода и железной дороги, и другие нововведения внесли свои коррективы в циклы. И это дало основание научно обосновать периоды подъема и спада 1965 и 1985 годов.

Фазы цикла (рис. 11.1). Фаза АВ – падение, спад производства называют кризисом; социально-экономические последствия этого периода очень тяжелы для страны.

Фаза ВС – депрессия, когда темпы спада заметно сокращаются и круп­ные товаропроизводители дают роб­кие заказы на новые технологии, тех­нику, которые способствуют резкому сокращению издержек, что усилива­ет их конкурентоспособность.

Фаза СД – оживление, когда экономика страны возрождается, восстанавливаются нарушенные пропорции между спросом и предложением в макроэкономических рамках, безработица сокращается, уровень жизни в стране растет.

Фаза ДЕ представляет собой экономический подъем, безработица сокращается до минимума, растет заработная плата. В точке Е возникают экономические нарушения и формируется новый кризис. Требуется совершенствование орудий труда, которое во много раз поднимает производительность труда в производстве, сокращает издержки. Вновь повторяется спад, и страна входит в полосу застоя.

Период от начала одного кризиса (А) до начала другого (Е) называется периодом промышленного цикла.

Теория цикла Й. Шумпетера. Австрийский ученый развил идеи Н. Д. Кондратьева. В основу волнообразной динамики долгосрочных колебаний положены технические и технологические нововведения. Они включают:

• создание принципиально нового товара или предание новых свойств существующему;

• внедрение нового метода производства;

• внедрение новых технологий;

• освоение нового рынка сбыта;

• использование нового источника сырья и энергии;

• изменения в организации производства.

В своей теории Й. Шумпетер опирался на принцип технологического детерминизма и исходил из того, что переход от подъема к спаду и наоборот объясняется рыночным дисбалансом, который возникает под воздействием нововведений. Эти нововведения открывают сферы прибыльного приложения капитала, таким образом, в ряде отраслей происходит внедрение новых техники и технологии. Это ускоряет накопление капитала, растет норма прибыли и наблюдается подъем экономики. По мере насыщения рынка совокупный спрос начинает уменьшаться, средняя норма прибыли падает, часть капитала становится избыточной. В силу вступает понизительная волна и из нее выход – только в нововведении. Здесь активную роль играет крупный бизнес. Он внедряет новое и подталкивает экономику к развитию.

Кейнсианская теория цикла. В 30-х г. ХХ в. доминирующее положение в теории цикла занимает кейнсианство. Дж. Кейнс отказался от теории Сэя, согласно которой совокупное предложение создает собственный спрос. Причинно-следственную связь между основными элементами рыночного механизма в отличие от Сэя он видел в том, что спрос создает совокупное предложение. Кейнсианская теория цикла содержит в себе четыре компонента: 1) факторы, определяющие инвестиционный спрос (инвести



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.105 с.)