История формирования земельных отношений в сельском хозяйстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История формирования земельных отношений в сельском хозяйстве



Земля относится к природным ресурсам, обладающим двумя важнейшими свойствами – универсальностью использования и всеобщей ограниченностью, в связи с чем ее предложение полностью неэластично.

Универсальность состоит в невозможности замены данного ресурса никаким иным. Спрос на него предъявляют все отрасли экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и пр.) и население. Поскольку площадь земельных участков в мире не может быть увеличена, предложение земли является полностью неэластичным. Земля – первый универсальный ресурс, с ограниченностью которого столкнулось человечество.

Проблема использования земельных ресурсов имеет многовековую историю. На ранних ступенях развития человеческого общества, при господстве натурального хозяйства и отсутствии частной собственности на землю, последняя рассматривалась как средство пропитания, как средство производства материальных благ, удовлетворяющих личную потребность обрабатывающего её земледельца или коллектива. Земельная собственность воспринималась всегда как символ богатства и власти, являясь основным объектом оценки, потому что была возможно единственным источником рентных поступлений.

Истоки земельной оценочной деятельности уходят своими корнями в глубокую древность. Оценка земли упоминается уже в библейских текстах, а отдельные земельные оценочные работы были характерны для государств Древнего Востока и Египта (описи земель с целью налогообложения составлялись в Египте IV тысячи лет тому назад), Китая и Индии, Греции и цивилизаций доколумбовой Америки. Оценка земли и даже единицы её измерения в этот период в большинстве случаев прочно связывались с затратами труда, необходимого для получения определённого количества продукта земли.

Хорошо известны оценочные нормы, закреплённые в знаменитой кодификации римского права - Дигестах Юстиниана (VI век). В Китае в 20 в. до н. э. оценка земли производилась при наделах и переделах общественных земель. Основной задачей при этом было стремление уравнять отдельные группы земледельцев в поземельных налогах и в средствах пропитания. Яркую характеристику задачам и содержанию оценки земли как собственности, как источника дохода дают поземельные и ипотечные книги, и особенно земельные кадастры различных исторических эпох.

Земельный кадастр возник на заре рабовладельческого строя. Уже римский земельный кадастр со времён императора Августа содержал довольно обширные сведения по описи земельной собственности. Землемерие на первых этапах его развития понималось как техническое действие, связанное с установлением границ участков, определением их площадей, разделением на необходимое число долей и т.п. Социальная значимость этих мероприятий заключалась, прежде всего, в установлении благоприятных территориальных условий для развития хозяйства и укрепления власти землевладельцев.

В XVII-XVIII вв. кадастр земель был разработан в большинстве стран Западной Европы. Наиболее совершенными из земельных кадастров той эпохи были Тирольский (1711 г.) и Миланский (1718 г.). По своему содержанию они включали в себя количественный учёт земель, их хозяйственное описание и качественную оценку. Оценка земель в Тирольском земельном кадастре устанавливалась на основе фактической рыночной цены, средней за ряд лет. Другой принцип оценки был заложен в Миланском кадастре. Здесь за основу оценки земель была принята величина чистого дохода с земель различного качества. Различные принципы оценки земель в Миланском и Тирольском кадастрах положили начало двум видам земельного кадастра - парцеллярного и реального.

Составление парцеллярного земельного кадастра предполагало предварительную съёмку парцеллы, т.е. земельных участков одной и той же культуры (угодья), одного и того же владельца. Затем для каждого угодья устанавливалось определённое число классов, и осуществлялся выбор типов или образцов каждого класса. Определялись урожайность основных сельскохозяйственных культур на землях различных образцов, валовые сборы и валовая доходность, исходя из средних цен на сельскохозяйственную продукцию за ряд лет. Из стоимости валовой продукции вычитались издержки производства, куда входили затраты на обработку поля, стоимость семян, затраты на уборку и хранение продукции, и, таким образом, определялась величина чистого дохода на единицу земельной площади каждого образца. Все остальные парцеллы с различными поправками причислялись к тем или иным образцам, и устанавливалась расчётная величина чистого дохода для всех земель местности или района. Полученные оценочные данные проверялись путём сравнения их с арендными ценами на землю и с достоверно известной фактической доходностью некоторых участков. Окончательные результаты оценки земель вносились в реестр и служили основанием для пропорционального распределения установленного для местности или общины налога.

Составление реального земельного кадастра складывалось из сбора, обработки и группировки сведений о покупных ценах на земли того или иного типа в каком либо оценочном округе. На основе полученных данных устанавливались разряды земель и средняя цена каждого из них. Затем по системе признаков все земли оценочного округа причислялись к тому или иному разряду. Зная площади имений и земель крестьянских общин, а также принадлежность их к оценочным разрядам, нетрудно определить их общую покупную цену. Сумма налога определялась в виде процента от покупной цены земли.

Парцеллярный и реальный земельные кадастры в числе прочих решали задачу распределения поземельного налога в соответствии с качеством и количеством облагаемых налогом земель. При парцеллярном кадастре общая сумма налога со всей территории государства или отдельных его частей устанавливалась a priori. Затем она распределялась по имениям или общинам пропорционально расчётной величине чистого дохода на единицу земельной площади, найденной при оценке земель. При реальном же земельном кадастре абсолютная величина налога, приходящегося на тот или иной участок, устанавливалась в процессе оценки земли путём начислений на её цену, а общая сумма налога в государстве определялась как слагаемое всех частных налогов.

Принципы оценки земель парцеллярного земельного кадастра легли в основу разработанных в конце XVIII века французского и австрийского кадастров. Прусский же земельный кадастр являлся по преимуществу реальным кадастром.

История русского земельного кадастра берёт своё начало в глубокой древности. Разумеется, первые описания русских земель можно назвать кадастровыми весьма условно. В них, например, полностью отсутствовала оценочная часть (она была не нужна в виду того, что существовала система подсечно-огневого земледелия). В 1245 году была произведена опись земель Киевской Руси, в 1255-1256гг. - Суздальской земли, в 1257-1259гг. - Новгородских земель.

В «писцовых книгах» XVI в. наряду с количественным учётом и хозяйственным описанием земель содержится и их качественная оценка. Все сельскохозяйственные земли подразделяются на «добрые», «средние», «худые» и «добре худые». Между этими категориями земель устанавливались прямые количественные соотношения, дававшие возможность соизмерения разнокачественных земель путём так называемого «одабривания» и «наддачи». «Одабривание» производилось переводом низких категорий земли в высшую через «наддачу» - надбавку к единице средней земли 25%, «худой» - 50% и «добре худой» - 60%. Земельные кадастры типа «писцовых книг» просуществовали довольно долго.

Реформы Петра (1682-1725) оказали большое влияние на переустройство поместной системы и изменение порядка взимания налогов. При Петре был изменён порядок взимания земельного налога. С введением подушной подати взамен прежнего налога с земель он значительно упростился, так как отпала необходимость в количественном и качественном учёте конкретных угодий. Сократились затраты на сбор налогов, к платежам было привлечено всё трудоспособное население, что привело к заметному увеличению доходов государства. Были прекращены кадастровые описания земель с целью их налогообложения. Другим важным преобразованием стала секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель. Она укрепила экономику Российского государства и изменила соотношение различных форм феодального землевладения в пользу государства. С другой стороны, уравнение налогов с земель разного качества приводило к разорению одних и обогащению других землевладельцев.

В результате, земельные отношения в государстве с середины XVIII в. были повсеместно расстроены. Государство ощущало потери земель, которые самовольно захватывали помещики, и доходов с них. С 1765 года по воле императрицы Екатерины II началось проведение генерального межевания (Манифест 19 сентября 1765 года), целью которого было размежевание земельных дач (населённых и ненаселённых единиц владения) и урочищ по всей территории Российской империи. Одновременно проводилось изучение, описание и оценка дворянских имений. Их оценочная характеристика включала сведения: о землевладельцах, о размерах каждой дачи, о количестве дворов, о количестве душ мужского и женского пола, о структуре земельных угодий (пашня, сенокос, лес, усадебная земля, неудобные места), о качестве земли, о форме земельной ренты. Таким образом, впервые в государственных документах рассматривался вопрос о качестве земли и форме земельной ренты.

После реформы 1861 года резко расширяется аренда земли. У помещиков в собственности были большие площади земель, для обработки которых не хватало рабочей силы; в то же время у большинства крестьян её было недостаточно. Нередко крестьяне также сдавали свою землю в аренду другим крестьянам.

Однако следует отметить, что реформа не привела к ожидаемому повышению эффективности земледелия. Малоземелье и дробление крестьянских наделов не были основной причиной кризиса сельскохозяйственного производства. По площади пашни и кормовых угодий на одного земледельца Россия занимала первое место в Европе. Бедность крестьян была порождена, прежде всего, низким уровнем агротехники и искусственным сохранением изживших себя форм земельных отношений.

Хотя Россия находится в зоне рискованного земледелия, не это было причиной низкой урожайности зерновых в крестьянских общинах. В соседних с общинами капиталистических хозяйствах урожайность была втрое выше. Частная собственность является основанием получения ренты и заинтересованности в производстве, повышении плодородия земли, в то время как отсутствие собственника земли в общинах становилось причиной падения интереса к труду.

В 1893 году в России был издан закон об оценке недвижимых имуществ, который вносил новые существенные изменения в содержание и цели земских кадастровых работ. До 1893 г. основной задачей земских кадастровых работ была сравнительная оценка земельных угодий по уездам для распределения заранее установленных губернских земских сборов. Закон же 1893 г. требовал определения абсолютной величины чистого дохода каждого отдельного владения, абсолютной оценки земли как имущества, как собственности. С появлением этого закона общераспространённый способ определения чистого дохода в качестве показателя ценности земли по методу выручек и затрат стал подвергаться серьёзной критике как практически малоудобный и теоретически несостоятельный.

К началу XX в. созрели идеи о полной ликвидации общинного землепользования. Сторонники частной земельной собственности исходили из того, что закрепление её за крестьянами позволит каждому организовать хозяйство на новых началах, получить определённые гарантии (гарантии получения земельной ренты) и стимулы к улучшению своей деятельности. Правительство ставило целью не беспорядочную раздачу земель, не успокоение бунта, а признание неприкосновенности частной собственности. Расчет делался на создание массы мелких землевладельцев через обеспечение реальной возможности выхода из общины.

Радикальная аграрная реформа, проведённая российским правительством в начале ХХ в., преследовала скорее политические, чем экономические цели. Вопрос малоземелья не был решён. Столыпинская реформа и связанное с ней землеустройство не смягчили, а обострили классовые противоречия в деревне. В стране образовалось множество форм землевладения и землепользования, которые не составляли чётко организованной системы и порождали множество неурядиц в земельных отношениях. Избранная тактика образования хуторов и отрубов приживалась плохо.

В целом, темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве России были ниже, чем в других странах. Экономический рост происходил не на основе технико-технологического совершенствования производства, а за счёт более интенсивного труда крестьян. Вместе с тем были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований – превращению сельского хозяйства в капиталоёмкий сектор экономики.

Перед революцией в России, являющейся аграрной страной, где сельское население составляло более 80%, земельный вопрос был одним из главных, от решения которого зависела судьба государства. Поэтому все партии и движения придавали большое значение своим аграрным программам. В группе социал-демократических партий большевики выступали за национализацию земли, меньшевики – за муниципализацию земель (передачу их в собственность местных органов власти). Аграрная политика партии кадетов предусматривала выкуп земли у помещиков и сдачу её в аренду крестьянам. За социализацию земли и уравнительную передачу её крестьянам по трудовой норме выступала партия трудовиков и социалистов.

Революция 7 ноября 1917 г. открыла новый этап развития земельных отношений в России. В основу земельных отношений был положен «Декрет о земле», основополагающим принципом которого явилась национализация земли. Вся земля становилась объектом собственности государства, присваивающего себе земельную ренту. За основу «Декрета» Лениным была взята программа эсеров с доходчивыми крестьянскими наказами, где говорилось: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или в залог, ни каким - либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетная, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». По сути, Ленин в «Декрете о земле» полностью прекратил оборот сельскохозяйственных земель. Это привело к ликвидации земельного рынка. Земля перестала иметь цену и участвовать в ценообразовании продукции и услуг.

Важнейшим инструментом решения вопросов аграрной и земельной реформы является землеустройство, но революционные преобразования сопровождались коренной ломкой дореволюционной столыпинской землеустроительной службы. И с конца 1920-х гг., в результате огосударствления земельной собственности, оценка земли в сфере частной жизни практически исчезла. Крупные оценочные работы по земельным ресурсам и сельскохозяйственным угодьям были проведены лишь в военные и послевоенные годы. Они были связаны с мобилизацией природных ресурсов на нужды обороны страны и оценкой ущерба, нанесённого земельным угодьям в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Экономическое переустройство в России, начавшееся в начале 1990-х гг., было направлено на разгосударствление собственности на недвижимость, на формирование рыночных отношений в стране и на земельные преобразования. К началу перевода отечественной экономики на рыночные основы, сельское хозяйство, несмотря на богатые природные и трудовые ресурсы, было низкоэффективным. Россия отставала от развитых стран мира по уровню урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и производительности труда, причём одной из причин было лишение крестьян права собственности на землю и другие средства производства.

Государство отказалось от монополии собственности на землю, но её приватизация шла медленно и непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно при получении крестьянами прав собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Было издано много противоречивых нормативных актов, в которых и сейчас трудно разобраться, население не имело всей необходимой информации, результатом чего стали ошибки и «перегибы на местах».

В связи с легализацией частной собственности на землю возникла новая категория землевладельцев - крестьянские хозяйства и фермеры, которые арендуют земли у местных органов власти или выкупают её, активизируя рынок земли. Без аренды и залога земли невозможно стабильное развитие фермерских хозяйств. Учитывая исторический опыт организации рынка в России, такие земельные отношения могут успешно развиваться при создании ипотечных банков, которые оказали бы большое влияние на формирование частной собственности на землю и развитие рынка земли. Это способствовало бы изменению отношения к земле как к особой ценности, побуждая к эффективному использованию её многообразных свойств и оздоровлению экономики страны в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.02 с.)