Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы:



• субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

• объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

• средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

• результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы - весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,- стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические;

2. Безопасность;

3. Любовь/Принадлежность к чему-либо;

4. Уважение;

5. Познание;

6. Эстетические;

7. Самоактуализация.

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Этапы соц. действия:

· Цель;

· Способ реализации цели;

· Средство;

· Результат.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в зависимости от степени рациональности поведения индивидов:

1. целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

2. ценностно-рациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.) независимо от его успеха;

3. аффективное – действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т.е. не подлежащее социологическому анализу;

4. традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы соблюдаем обычаи и не задумываемся об их происхождении. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и др. наук, но не социологии.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности – культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

 

2. Массовое сознание и массовые действия: определение, формы;

Сознание - высшая форма отражения объективного мира, продукт головного мозга человека. С его помощью человек способен активно и целенаправленно воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его в соответствии со своими интересами, формирование и реализация которых тесно связаны с общественными ценностями: знанием их и стремлением реализовывать в своей жизнедеятельности.

Сознание массовое – тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей (масса) и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес этих общностей. Характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенным окостенением (стереотипами) – в других. Для массового сознания характерен сплав инноваций и традиций (так как оно всегда склонно к адаптации и освоению новых способов жизнедеятельности), которые в конкретный исторический момент определяют его состояние.

Массовое сознание определяет массовые действия. Они могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

Формы массового действия: массовая истерия, слухи, паника.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

Паника – форма массового действия, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Обычные средства преодоления кризиса не применимы. Всеобщий страх, цепная реакция панических действий. Паника – характерна для толпы.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

• большие и малые;

• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

• сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

• контактные и неконтактные (дисперсные);

• спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

• социально однородные и неоднородные.

Однако это - теоретическое разделение. В политической практике, особые виды и разновидности масс выделял В.И. Ленин, исходя из реалий борьбы за власть в России в начале XX века. Во-первых, он различал прогрессивные, или революционные массы в противоположность консервативным, реакционным, или антиреволюционным, а также нейтральные, неопределившиеся массы. Во-вторых, в его работах присутствуют массы активные, действующие, борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих, выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные, неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы решительные и нерешительные; экстремистские и робкие; и т. д. и т. п.

Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на практике. Во-первых, это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: «Толпа - понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы».

Во-вторых, это так называемая «собранная публика» - от зрителей в театре до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию - основа объединения публики....под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции».

Наконец, в-третьих, это «несобранная публика», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки. «Несобранная публика - это лищь «поляризованная масса», то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга».

Среди качеств массы в качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность - то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.016 с.)