Механизм поведения человека . Динамика условно - рефлекторной деятельно - 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм поведения человека . Динамика условно - рефлекторной деятельно -



Механизм поведения человека. Динамика условно - рефлекторной деятельно -

Сти коры больших полушарий головногомозга. Натуральные и искусственные условные рефлексы.

Классические условные рефлексы и их механизмы. Пищевые, двигательные, веге-

тативные, оборонительные условные рефлексы. Экстероцептивные, интероцеп-

тивные, проприоцептивные условные рефлексы. Произвольные движения. Рефлекс

на время. Условные рефлексы второго и высшего порядка.

 

Механизмы замыкания временной связи при образовании

Условных рефлексов.

Концепция И.П. Павлова по образованию условных рефлексов. Представления

Э.А. Асратяна о комплексе временных связей при образовании условного

рефлекса. Конвергентная теория образования условного рефлекса по П.К.

Анохину. Значение долговременной памяти при выработке условного рефлекса.

Явление локальной и пространственной синхронизации биопотенциалов в ме-

ханизме формирования условного рефлекса. Значение доминанты в образовании

временных связей.

 

Формы научения

 

Существует несколько классификаций научения. В частности, все виды научения делят на две группы: неассоциативное (привыкание, сенситизация, импринтинг и подражание) и ассоциативное.

Ассоциативное – научение при совпадении индифферентного раздражителя с деятельностью организма. Вспомним опыты И.П. Павлова, когда внешние стимулы экспериментатор увязывал с потребностями собаки.

При этом формируется связь (ассоциация) между сигналом и раздражителем (подкреплением).

Неассоциативное научение означает обучените организма реагировать или не реагировать на раздражитель без использования сигнала, без связи (без ассоциации), т.е. без совпадения с каким-то сигналом.

Кроме того, целесообразно все формы научения объединить в четыре основные группы преимущественно по критерию активности животного или человека в ходе научения:

 1) пассивное (реактивное) научение;

2) оперантное научение (от лат. operatic – действие);

 3) научение с помощью мышления (когнитивное, рассудочное);

4) научение путем инсайта.

 

 

Пассивное (реактивное) научение

Имеет место во всех случаях, когда организм пассивно, т.е. не прилагая целенаправленных усилий, реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивным научением являются следующие формы.

 

Оперантное научение

Оперантное научение (от лат. operatio – действие) – это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется два основных подобных вида научения – метод проб и ошибок и инструментальный условный рефлекс.

Научение с помощью инструментального условного рефлекса происходит по сигналу, а научение методом проб и ошибок – без сигнала.

 

1. Метод проб и ошибок.

  Американский ученый Э. Торндайк (1890), видный представитель направления бихевиоризма (от англ. behaviour – поведение) помещал голодных кошек в так называемые проблемные клетки, которые открывались в том случае, если кошка предпринимала какие-то определенные действия: тянула за веревку, приподнимала запорный крючок и т. д. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения процедуры выхода из клетки (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала. Эти исследования были продолжены Скиннером.

 

2. Инструментальный условный рефлекс

научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Животное (крыса) по световому сигналу нажимает на рычаг и выключает электрический ток, чтобы избежать раздражения. Крыса также научается реагировать на световой раздражитель: нажимает на рычаг, чтобы получить пищу (рис. 5.6), т.е. она использует какой-то инструмент, отсюда и название этого вида научения. Дети быстро учатся говорить, когда родители одобряют их при правильном произнесении отдельных звуков и слов. В случае неправильного произнесения слова дети не получают подобного подкрепления, в результате чего эти слова постепенно исчезают из употребления в результате неподкрепления.

 

Стимулятор и самописец

Рис2. Выработка инструментального условного рефлекса в камере Скиннера. Когда стимулятор автоматически предъявляет раздражитель (здесь – свет), животное может нажать на рычаг и получить пищевое вознаграждение (подкрепление). Раздражители и реакция регистрируются самописцем в виде кривой научения:на абсциссе – день с начала обучения; на ординате – процент правильных реакций на раздражитель

 

3. Самораздражение структур мозга для получения удовольствия, положительных эмоций или избегание самораздражения (см. раздел 12.3).

 

 

Безусловный рефлекс

Относительно постоянная видоспецифическая стереотипная, генетически закрепленная реакция организма или отдельных его частей на вкутренние или внешние раздражители осуществляемая при посредстве центральной нервной системы.

Безусловный рефлекс формируется в онтогенезе под влиянием и при взаимодействии с различными формами обучения.

Условный рефлекс

Классификация УР

1. По биологическому значению различают рефлексы пищевые, оборонительные, половые и др.

2. По виду рецепторов (интеро-, экстроцептивные).

3. По функции отдела нервной системы и характеру эфферентного ответа различают условные рефлексы соматические (двигательные) и вегетативные (сердечно-сосудистые, секреторные, выделительные и др.).

4. По отношению сигнального раздражителя к безусловному (подкрепляющему) раздражителю все условные рефлексы делят на натуральные и искусственные (лабораторные).

5. По выработке условного рефлекса на базе другого условного рефлекса различают условные рефлексы второго, третьего и других порядков.

6. В зависимости от сигнальной системы различают условные рефлексы на сигналы первой и второй сигнальных систем

7. Условные рефлексы бывают положительные и отрицательные.

Следовые условные рефлексы на время. Если какой-либо безусловный рефлекс проявляется через одинаковые интервалы времени, то в результате каждый раз по истечении данного интервала как бы сама по себе возникает реакция, вызываемая раньше действием безусловного раздражителя

 

Возвращаяь к предыдцщей теме следует сказать, что при выработке условного рефлекса часто афферентация является более многокомпонентной чем просто звонок или вспышка лампочки.

Целостный условный рефлекс имеет полиэффекторную природу и его отнесение к той или иной категории рефлексов зависит от того, какой из эффекторов избирает для регистрации экспериментатор.

В самостоятельнуюо группу следует отнести условные рефлексы, подкреплением которых служит прямое электрическое (или химическое) раздражение мозга.

Можно выработать целую цепь условно-рефлекторных реакций, которая называется динамическим стереотипом. Эта последовательность иллюстрирует системность в деятельности коры большого мозга, аналитико-синтети-ческую деятельность (Э. А. Асратян).

Воспроизведение стереотипа носит, как правило, автоматический характер. Динамический стереотип мешает созданию нового (легче человека научить, чем переучить).

 

 

Механизм образования условного рефлекса

Фессар (1962) показал, что конвергенция, то есть сближение в пространстве мозга разномодальных сигнализаций, является важнейшим условием формирования временной связи на уровне отдельных нейронов. В качестве двух других условий он выдвинул взаимодействие этих сигнализаций на нейронах и использование следовых процессов.

Так, дж. Экклс (1953) предположил существование нелокализованного «центра конвергенции, где сходятся условный и безусловный раздражители. Встреча их в центре конвергенции, взаимодействие и интеграция завершаются формированием особой пространственно-временной структуры разрядов, которая затем передается в нейронную сеть.

 

Многократные сочетания включают механизмы потенциации путей условного сигнала, который приобретает способность запускать условно-рефлекторный акт.

 

длительность хранения этого эффекта обеспечивается реверберацией возбуждения в нервных сетях.

В этих процессах важную роль играют механизмы топической и посттетанической потенциации.

Стадии формирования условного рефлекса.

Прегенерализация – характеризуется выраженным возбуждением в проекционных зонах коры условного и безусловного раздражителей и отсутствием условных поведенческих реакций.

Стадия генерализации, в основе которой лежит принцип диффузного распространения (иррадиации возбуждения). В этой стадии условные рефлексы возникают на близкие раздражители, а также в интервалах между предъявлениями стимула.

Стадия специализации (дифференциации)  - ответный сигнал наблюдается исключительно на условный раздражитель.

 

Первичная конвергенция осуществляется преимущественно на клетках ретикулярных образований, таламуса и ствола мозга и передается на корковые нейроны в интегративной форме («проецируемая мультивалентносты).\ Корковые структуры регулируют конвергентные свойства ретикулярных структур, что обеспечивает специализацию условного рефлекса.

Сначала стимуляция сопровождается только подпороговыми ИСП. Последующее предъявление раздражителя вызывает один потенциал действия. По мере увеличения амплитуды или количеств повтореня раздражителя амплитуда и/или длительность ТПСП увеличиваются и остаются таковыми в течение нескольких минуту. Таким образом «условный» сигнал начинает вызывать 1—2 потенциала действия

Важное значение придается тонической активности нейрона.

 

При предъявлении раздражителя определенная популяция нейронов отвечает только на определенный характер раздражителя. По мере последующих сочетаний эти же нейроны приобретают способность отвечать на стимулы различных сенсорных модальностей и параметров; их активность становится полисенсорной.

Этот период соответствует фазе генерализации условного рефлекса, когда положительное действие обнаруживают не только сигнальный, но и другие сенсорные раздражители.

Наиболее существенным является изменение активности корковых полисенсорных нейронов.

Вероятно именно в этот период данная рефлекторная система начинает приобретать доминантные свойства, выделяться среди прочих и подкрепляться разнообразными воздействиями.

Наконец, при достаточно упроченном условном рефлексе ответы нейронов снова приобретают мочосенсоркый характер, но теперь уже это специальные моносенсорные реакции на стимул определенной модальности и физических параметров, то есть избирательная реакция только на тот стимул, который приобрел сигнальное значение для поведенческого акта.

 

 

Свойства доминантного очага

Повышенная возбудимость

Стойкость возбуждения

механизм поведения человека. Динамика условно - рефлекторной деятельно -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.027 с.)