Государственная политика в области снижения риска ЧС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика в области снижения риска ЧС



 

Политику по предупреждению ЧС предлагается детализировать по двум направлениям:

 1) политика предупреждения ЧС, ориентированная на снижение риска от источников ЧС («источник – ориентированная политика»), включающая элементы:

- идентификация и оценка рисков источников ЧС:

- управление риском от источников ЧС с целью снижения его до такого уровня, какой только достижим с учетом социальных требований и экономических возможностей;

- создание системы мониторинга за источниками ЧС;

2) политика предупреждения ЧС, ориентированная на смягчение последствий воздействий ЧС на людей и территорию («воздействие - ориентированная политика»), включающая следующие элементы:

- планирование землепользования на территории размещения источников ЧС при строгом соблюдения требования: этот вид деятельности не должен вносить какого-либо существенного повышения в уже существующий уровень риска (уровень остаточного риска от источника опасности);

- разработка аварийных планов по оперативному реагированию и ликвидации последствий ЧС;

- повышение уровня осведомленности населения о рисках ЧС и мерах по их снижению;

- создание систем мониторинга и наблюдения за остаточным риском от ЧС, включающих долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы реализации ЧС и оценку их последствий.

 Цель политики «источник – ориентированная политика» - снижение риска от потенциального источника ЧС с помощью внедрения на этом источнике систем безопасности и /или мер организационного характера.

Цель политики предупреждения ЧС, ориентированной на смягчение последствий воздействия на людей и территорию («воздействие – ориентированная политика») – заблаговременное снижение последствий возможной ЧС с помощью планирования землепользования на территории размещения источников ЧС, разработка аварийных планов по оперативному реагированию и ликвидации последствий ЧС, повышения уровня осведомленности населения о рисках ЧС и мерах по их снижению.

Нормативная, правовая и законодательная база в области снижения риска ЧС.

 

Концепция снижения риска и смягчения последствий ЧС природного и техногенного порядка, более детальная и полная классификация ЧС позволяют поставить вопрос о разработке нормативной и правовой базы в этой области.

Анализ действующей нормативно-правовой и законодательной базы показал, что вопросы снижения рисков, обусловленных функционированием опасных производственных объектов, в законодательстве в значительной степени отрегулированы, а вопросы снижения рисков и смягчения последствий природных ЧС еще не нашли отражения в российском законодательстве.

Целесообразно в законодательное и нормативное правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС включить:

- разработку государственной стратегии снижения рисков природных и техногенных аварий и катастроф;

- разработку проектов законов и постановлений Правительства РФ по правовому регулированию снижению рисков и смягчению последствий ЧС в РФ;

- создание системы нормативных правовых документов управления риском ЧС;

- разработку системы нормативных показателей и нормативов допустимого, приемлемого и пренебрежимого природного и техногенного риска с учетом реальных социально-экономических условий России;

- разработку концепции управления риском на региональном уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высокими уровнями природного и техногенного риска и нормативного правового регулирования снижения риска и смягчения последствий ЧС в регионах и различных отраслях, включая нормативно-методическую базу по сейсмобезопасности новых конструктивных систем зданий, безопасной эксплуатации при организации процесса перевозок на перспективных полигонах газотепловозной тяги и др.;

- развитие нормативно-правовой базы системы декларирования потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов;

- развитие комплекса государственных стандартов по мониторингу, прогнозированию ЧС, оценке ущерба от ЧС.

Пришло время поставить вопрос о разработке базового, системообразующего ФЗ «О государственной политике в области снижения риска ЧС природного и техногенного характера и смягчения их последствий».

Таким образом, в заключение темы «Безопасность и теория риска» можно констатировать, что для устойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по сокращению ущерба, причиняемого опасными и чрезвычайными ситуациями. Эти меры должны опираться на теорию управления рисками. К сожалению, общество еще не овладело в достаточной степени механизмом управления столь большими системами, как «природа – техносфера – общество». Разноплановые задачи, которые должны решаться в интересах управления риском, опираются на такие наукоемкие сферы, как физические механизмы развития аварийных ситуаций и аварий, формирования опасных природных явлений, модели и методы прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращения их возникновения, снижения силы или смягчения последствий опасных и чрезвычайных ситуаций, экономические исследования, методы оптимального управления.

Развитие системы предупреждения об опасных явлениях, способов уменьшения опасности и смягчения последствий ЧС считается одной из приоритетных областей деятельности на всех уровнях – международном, государственном, региональном, территориальном и местном.

 Меры по смягчению последствий ЧС должны стать элементом государственного планирования социально-экономического развития, а работа по их предупреждению и готовности к ним – одним из постоянных направлений хозяйственной деятельности – от государственного до местного уровня. Стратегию уменьшения угрозы следует учитывать во всех проектах и инвестиционных программах, связанных со строительством, образованием, социальным обеспечением, здравоохранением. Информация, знания и новейшие технологии, направленные на предупреждения и смягчение последствий ЧС, должны стать достоянием специалистов всех стран. Важнейшую роль, как это определено в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», здесь играют образование и средства массовой информации, которые должны вести просветительскую и информационную работу, призванную повысить осведомленность общественности об источниках опасности, правилах поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и мерах по смягчению их последствий. Особо важное значение в решении этих задач принадлежит образовательной области безопасности жизнедеятельности.

Необходимы научные исследования, направленные на организацию системы прогнозирования и предупреждения, создание новых строительных технологий и конструкций, устойчивых к воздействию нагрузок от опасных явлений, а также новых материалов и средств, используемых при предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Принимая решение об инвестициях в районах подверженным различным опасностям, надо учитывать риск, а расходы на его предотвращение включать в экономический анализ. К этому следует привлекать страховые компании, а также другие финансовые институты, интересы которых совпадают с задачами и целями снижения ущерба. Реализация мер защиты требует огромных затрат, При этом следует иметь в виду, что достижение абсолютной безопасности невозможно, так как даже с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления с силой, которая превысит стойкость элементов инфраструктуры. Поэтому меры защиты должны быть экономически обоснованы и наращиваться по мере роста возможностей общества, оставаясь оптимальными. Повышение безопасности любой ценой нерационально. Основой для рациональных решений является теория анализа и управления рисками.

Эффективность затрат на защиту, уровень безопасности в стране и на конкретных территориях в значительной степени зависят от профессиональной подготовки лиц, принимающих решения и их реализующих. В России функционирует Единая государственная система подготовки руководящего состава и обучения населения в области защиты от ЧС, одной из важнейших задач которой является подготовка учащейся молодежи в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

1. Философский аспект рисков.

2. Роль науки в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС.

3. Дестабилизирующие факторы современности, превентивные меры обеспечения безопасности России.

4. Методы экологического регулирования безопасности жизнедеятельности.

5. Системный подход в организации функционирования РСЧС, как органа по обеспечению безопасности Сибирского региона России.

6. Системный подход в организации функционирования РСЧС, как органа по обеспечению безопасности Красноярского края.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.011 с.)